Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Наблюдатель и citta/caitta - А. Парибок


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Алексей_Михайлов
заблокирован


Зарегистрирован: 21.04.2015
Суждений: 1111

405461СообщениеДобавлено: Чт 19 Апр 18, 11:25 (4 года тому назад)    Наблюдатель и citta/caitta - А. Парибок Ответ с цитатой

"В философии абхидхармы есть трудная теоретическая проблема соотношения citta с caitta (на пали cetasika). - Citta - событие жизни для кого-то-моего сознания (это важное уточнение, потому что абхидхарма, в отличие от психологии, не занимается объективированным чужим сознанием), характеризующееcя выбором интенционального объекта (artha). А caitta - дхармы, непременно связанные с citt'ой , например, понимание, влечение, переживание, усталость. Они тоже всегда чьи-то (для кого-то-мои), они всегда ПРИ citt'е, но они НЕ citta. И нельзя утверждать, что они части citt'ы, потому что тогда будет признано, что citta - нечто составное и, тем самым, НЕ дхарма согласно понятию дхармы. Категориальная квалификация этой связи буксует.
Так толком и не справились абхидхармисты с этой проблемой...

... Надо учесть, что абхидхарма представляет собою квантовый уровень рассмотрения себя в отличие от классического уровня, который дан в наблюдаемом поведении человека. А для квантового уровня существенно указание позиции наблюдателя Так вот, наблюдение за собою как за citt'ой несовместимо с наблюдением за собою согласно какой-то схеме дхарм, то есть за некоторым мультиплетом из caitta. Может даже оказаться, что тут свой вариант соотношения неопределенности Гейзенберга.

Васубандху поясняет, что и санджня (третья скандха) и ведана (вторая скандха) о способу бытия суть санскары (четвертая скандха), только они особо важные. Но ведь санскары (побудители ) суть как раз энергетический аспект, а citta- временной аспект. Так что это соотношение неопределенности будет подобно тому, что связывает время и энергию."

- Андрей Парибок


Ответы на этот пост: test
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
БТР


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14261
Откуда: Королев

405474СообщениеДобавлено: Чт 19 Апр 18, 14:37 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Да, тоже много размышлял в этом направлении.

Но практически это вполне конкретные признаки. Читта это буквально признак "состояние изменилось". А четасики это что конкретно изменилось.

Что касается четасик, которые включают в себя ведана, самджня и санскара, то это все же другой взгляд на дхармы, не через совокупности, которые между собой соединены, а на конкретную проявленность.

Поэтому довольно грубо определять ведана и самджня как санскара. Просто все три совокупности проявляются как четасики. Ключевое слово - проявляются. И в этом смысле совокупность это квантовая запутанность, а читта - это как раз редукция к определенному варианту. Тут важно, что читта - это буквально "определенность".

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18701

407434СообщениеДобавлено: Ср 25 Апр 18, 03:17 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Алексей_Михайлов пишет:
"И нельзя утверждать, что они части citt'ы, потому что тогда будет признано, что citta - нечто составное и, тем самым, НЕ дхарма согласно понятию дхармы."

В абхидхарме анализ так не делается. Если знание (будхи) предмета не прекращается при его аналитическом разложении, то тогда это парамартха дхарма. То что читта "составное" ничего не значит, как не значит и для рупы, и веданы, что они "разлагаются", при желании, на составляющие цвет, звук, приятную, неприятную, прошлую, будущую и т.д. — их свабхава сохраняется. Кроме того, дхармы могут быть и дравья, и праджняпти.

Проблема читта-чаитта рассматривалась, они считались как находящимися в определенных видах тождества, так и различными по функции.

По моей версии, характеристика читты это осознанность присущая всем шести сознаниям, но не присущая материальному. Этого достаточно, чтоб выделить отдельную дхарму.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Алексей_Михайлов
заблокирован


Зарегистрирован: 21.04.2015
Суждений: 1111

407498СообщениеДобавлено: Ср 25 Апр 18, 13:03 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

test
Спасибо
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.016 (0.680) u0.009 s0.001, 18 0.007 [242/0]