№382179Добавлено: Вт 13 Фев 18, 01:37 (7 лет тому назад)Эллинизм 4, пример с обсуждением состояния Сангхи Тхеравады, о разных позициях рассмотрения
Сначала хотел написать в теме "Мысли о правильном и неправильном монашестве". http://dharma.org.ru/board/topic7485.html Но потом подумал, что это слишком далеко от изначальных тезисов Эмпириокритика. По моему давняя история с обсуждениями Сангхи нашими мирянами, обсуждения правомочности и уместности такового обсуждения, сравнения с азиатской ситуацией, и прочее - неплохая возможность продемонстрировать мои идеи о культурных помехах на примере. (Продолжение, ранее тут: http://dharma.org.ru/board/topic7462.html и не только)
Разумеется, не сказано - просто потому, что Виная не для этого предназначена. Скажем, в правилах дорожного движения тоже не сказано, куда именно автомобилисты должны ехать. Виная регламентирует жизнь монаха, но она не задаёт цель и смысл монашеской жизни - потому что эта цель задаётся Дхаммой.
Все винайные нормы, в том числе полное освобождение бхиккху от любых мирских дел и обязанностей (и, соответственно, возложение на мирян обязанности обеспечивать бхиккху четырьмя необходимостями) имеют смысл именно потому, что бхиккху - это отшельники, ушедшие из дома ради скорейшего достижения Ниббаны. Вся ценность бхиккху сводится к тому, что ему доступны достижения, мирянину, как правило, недоступные -плод анагамина и плод араханта (да и то - плод анагамина, скорее всего, вполне доступен для полумирян-полумонахов, постоянно соблюдающих не пять, а восемь правил).
Достигать этих плодов - не что иное, как работа бхиккху, для выполнения которой мирянам и есть смысл его содержать. И высочайшее почтение, которым миряне должны окружать бхиккху, имеет смысл именно в том случае, если подавляющее большинство бхиккху - арьи, многие из которых - уже анагамины или даже араханты. И в этом случае, действительно, дана монахам является крайне благим деянием.
Понятно, что человек - это хоть и обусловленное существо, но не рукотворная машина. Какой-то части монахов разные препятствия будут мешать достигать даже плода анагамина. И таких бхиккху никто не должен упрекать. Но если ни 60%-70%, ни хотя бы 50% бхиккху не достигает даже плода анагамина - это проблема. Это свидетельство, что сообщество бхиккху функционирует не очень эффективно.
А если этих плодов достигают только единицы? Это уже показатель очень серьезных системных искажений в монашестве. Это показатель, что монастырская среда не только не помогает делать то, ради чего изначально и был создан сам институт бхиккху, но, как и говорилось выше, препятствует немногим практикам в своих рядах.
По сути вопроса уже прозвучали мысли в той теме, а здесь я предлагаю рассмотреть сами тезисы - как пример рассуждений, явно сделанных под влиянием западных навыков мышления. (Или говоря иначе, вот он эллинизм во всей красе.)) (Прошу заранее прощения, Эмпирикритик, что взял ваши мысли для примера и анализа, какой-то текст надо взять в любом случае, и лучше если это мысли кого-то из присутствующих).
Как видим, обсуждение монашества Тхеравады (западного и азиатского) ведется объективно. С позиции стороннего наблюдателя. Сангха в этом случае объект, а мы смотрим на неё со стороны и анализируем. И это привычно для всех нас, именно такой порядок. Каждый сразу включается в обсуждение, можно спорить и доказывать.
А как же другой, субъективный способ рассмотрения? Всё то же самое можно рассмотреть иначе, с позиции просто наблюдателя, а не стороннего. Точнее даже с позиции вовлеченного наблюдателя. Западные привычки требуют объективности, это навык такой. Для нас привычно, что "объективно" это как бы "правильно" и "хорошо". Но ведь не всегда (!), многие вопросы желательно не переводить на объективность, а как раз оставляя в сфере субъективного, в сфере личностного, воспринимать с позиции вовлеченности. И интересно, что в таком случае можно избежать ряда проблем.
Обращаюсь ко всем уважаемым участникам форума. Друзья, рассмотрите вопросы, представленные в приведенных тезисах, изменив объективный взгляд в отношении Сангхи (всей и разных бхиккху по отдельности), мирян, отношений между ними - на субъективный, а позицию стороннего наблюдателя на позицию вовлеченного. Я тоже выскажу свои варианты, но позже, думаю многим будет интересно провести эту (не сложную) операцию самостоятельно.
_________________ АН 1.140 [Бхагаван сказал]: «Монахи (bhikkhave), те бхиккху, которые объясняют неверную Дхамму (adhammaṃ) как неверную, делают это ради благополучия многих людей (bahujanahitāya), ради счастья многих людей (bahujanasukhāya), ради блага (atthāya), благополучия (hitāya) и счастья (sukhāya) многих дэвов и людей (devamanussānaṃ). Эти бхиккху порождают много заслуг (puññaṃ), и укрепляют Истинную Дхамму (saddhammaṃ).
На мой взгляд, позиция, высказанная Эмпириокритиком, вполне "вовлечённая", даже весьма.
Да конечно. Если понимать под "вовлеченностью" только аспект этической вовлеченности (эмоциональной), что опять же нормально и привычно для западных людей. Я говорю об изменении взгляда на менее субъективный, что и может дать естественную позицию рассмотрения, не искривленную западным навыком.
(Похоже никто не хочет сам проделать операцию по изменению взгляда. Ну значит я продолжаю)
Как примеры более естественного порядка рассмотрения предложенного вопроса. Парочка только, а так их больше.
1. Вот Эмпириокритик рассуждает: "Каким образом азиатские народы допустили, чтобы на место бхиккху, занятых достижением Ниббаны, пришли "бхиккху", ничем подобным не занимающиеся, но требующие такого благоговейного отношения, как если бы они были поголовно арахантами? - это исторический вопрос. Что с этим делать в ЮВА? - это, опять же, не наше дело, а дело самих жителей ЮВА." и так далее.
Как видим, здесь указано, по сути дела, на несоответствие двух Сангх. Известна идеальная Сангха по Канону, и известна нынешняя Сангха ЮВА, во многом отошедшая от тех изначальных образцов. Сравниваем одну и другую, видим разницу, делаем выводы. Прекрасно. Очень привычно для нас европейцев так рассуждать. Всё объективно, доходчиво и ясно. Однако. Сангха бхиккху ЮВА взаимодействует с народами стран ЮВА много веков. И за это время "было много всякого", правильно?
И естественный, вовлеченный личностный взгляд по идее должен бы это обстоятельство учитывать. Причем, учитывать не так, как это прозвучало. В тексте рассуждение такое: "Каким образом они допустили...- исторический вопрос... что делать". То есть история как таковая сразу представлена как негативный фактор. Сначала было хорошо, потом была некая история, и вот плохо. История значит под вопросом. Но мы-то знаем, что реальная история всегда неоднозначная. В истории всегда "много всякого". И учитывать надо всё. То есть, мы знаем, что многие века Сангха в странах ЮВА была и выполняла свою роль.
Вспомним хотя бы события бурного 20 века. Сангха как-то себя проявила в Тайланде в 70-х годах, когда в стране был хаос из-за коммунистов, и население это прекрасно помнит. С детства люди знают, что когда в стране была можно сказать гражданская война, взаимодействие между населением и боевиками, засевшими в джунглях часто проходило при посредничестве бхиккху, и многие могут рассказать истории о том, что в такой-то дальней северной провинции старенький местный аджан ходил на переговоры с боевиками, чтобы хоть как-то договорится, ходил и не боялся совсем (он же арахант, ясное дело). Так история становится более многослойной, многозначной, и личностный взгляд это обычно учитывает. И тогда острота вопроса "что с этим делать" почти наверняка снизится. А ведь войны были во всех странах ЮВА в 20 веке, в некоторых странах довольно масштабные.
2. Ещё такой ракурс. Как было сказано: "Во-вторых, никакие последующие слова не относятся лично ни к одному из современных русских монахов Тхеравады. Все эти люди (которых можно пересчитать по пальцам - и пальцы ещё останутся) - это первопроходцы, сталкивающиеся со столь многими препятствиями, что и к их ошибкам нужно относиться со всей возможной снисходительностью".
Получается, можно предметно обсуждать монашество, и при этом "вынести за скобки" всех конкретных бхиккху. Собственно, да, так можно. Это опять же привычно для нашего образа мысли. Абстрагироваться от живых людей, и строить схемы. При естественном, личностном, вовлеченном порядке рассмотрения, (без этой навязчивой традиционно-западной объективации) такая операция по "выведению живых людей за скобки" совсем не обязательна (не неизбежна). Можно задавать вопросы и мыслить некие модели Сангхи будь то русскоязычной, или всей западной, но при этом учитывать в рассмотрении конкретных людей, которых мы и так знаем (да и не плохо знаем).
Конечно это не привычно. Мы-то привыкли мыслить по схемам, заложенным образованием и культурой. Привычно скажем говорить о пролетариате, чиновничестве, буржуазии, не принимая во внимание, что речь в итоге о конкретных допустим пролетариях (Васе, Пете, Сереже) и о чиновниках (Саше, Коле, Гене). Но так трудно выстраивать схему и говорить о тенденциях. Если разобраться, то наши бхиккху это очень очень разные люди. И кроме того, все они (несмотря на различия) хорошие бхиккху, с любой точки зрения.
Если учесть эти моменты, то опять же скорее придешь к мысли, что всё не так плохо, и может духовный потенциал русскоязычной Сангхи (по личному ощущению) - высокий. А если речь о сообществе с высоким духовным потенциалом (явно на очень ранней стадии развития) то напрашивается вывод, что скорее всего и дальше наше монашество сможет достойно отвечать не непростые вызовы. Да? _________________ АН 1.140 [Бхагаван сказал]: «Монахи (bhikkhave), те бхиккху, которые объясняют неверную Дхамму (adhammaṃ) как неверную, делают это ради благополучия многих людей (bahujanahitāya), ради счастья многих людей (bahujanasukhāya), ради блага (atthāya), благополучия (hitāya) и счастья (sukhāya) многих дэвов и людей (devamanussānaṃ). Эти бхиккху порождают много заслуг (puññaṃ), и укрепляют Истинную Дхамму (saddhammaṃ).
В тексте рассуждение такое: "Каким образом они допустили...- исторический вопрос... что делать". То есть история как таковая сразу представлена как негативный фактор. Сначала было хорошо, потом была некая история, и вот плохо. История значит под вопросом. Но мы-то знаем, что реальная история всегда неоднозначная. В истории всегда "много всякого". И учитывать надо всё. То есть, мы знаем, что многие века Сангха в странах ЮВА была и выполняла свою роль.
2. Ещё такой ракурс. Как было сказано: "Во-вторых, никакие последующие слова не относятся лично ни к одному из современных русских монахов Тхеравады. Все эти люди (которых можно пересчитать по пальцам - и пальцы ещё останутся) - это первопроходцы, сталкивающиеся со столь многими препятствиями, что и к их ошибкам нужно относиться со всей возможной снисходительностью".
Получается, можно предметно обсуждать монашество, и при этом "вынести за скобки" всех конкретных бхиккху.
1. Нет, то, что история - это негативный фактор, не имелось в виду. Имелось в виду лишь то, что история ЮВА в этом конкретном посте не является предметом рассмотрения (поскольку речь и вообще идёт не о ЮВА, где как-нибудь обойдутся и без наших ценных мнений; в том же Таиланде король есть, вот пусть он за бхиккхуСангхой и надзирает, как это делали поколения его предков и предшественников).
2. Вы в самом деле считаете, что обсуждение личных качеств и действий тех или иных российских (или украинских) бхиккху - это то, что нужно проводить ещё раз? ИМХО, этого и так слишком много. И, во всяком случае, в таких обсуждениях я не вижу смысла участвовать. _________________ Границы мира - это границы языка
№383300Добавлено: Пт 16 Фев 18, 21:28 (7 лет тому назад)
Оммммм..... Я четко вижу, как вы все кармические деньги сейчас тратите на свою суккху в этой жизни. Вижу, что остальные форумчане - не такие транжиры... приберегают на следующее благоприятное перерождение...
Вон там – подножья деревьев, там – пустые хижины. Медитируйте, ....., не откладывайте на потом, иначе будете позже сожалеть об этом. »
1. Нет, то, что история - это негативный фактор, не имелось в виду. Имелось в виду лишь то, что история ЮВА в этом конкретном посте не является предметом рассмотрения (поскольку речь и вообще идёт не о ЮВА, где как-нибудь обойдутся и без наших ценных мнений; в том же Таиланде король есть, вот пусть он за бхиккхуСангхой и надзирает, как это делали поколения его предков и предшественников).
Видимо не до конца выразил мысль. Я тоже в этих рассуждениях намекаю на реальную историю как раз западной Сангхи, в ЮВА история долгая, а на западе короткая, в русскоязычном мире ещё короче, но установка на учет (/не учет) истории отношений - тут уже отличие одного и другого взгляда. Естественный взгляд, это когда есть установка на учет истории, так и в жизни в обычной, когда вовлечен в реальные отношения с кем-то, то история обязательно имеет значение (даже если это не проговаривается). И тогда есть чувство, что взглянуть на ситуацию "со стороны", полностью объективно - нельзя.
2. Вы в самом деле считаете, что обсуждение личных качеств и действий тех или иных российских (или украинских) бхиккху - это то, что нужно проводить ещё раз? ИМХО, этого и так слишком много. И, во всяком случае, в таких обсуждениях я не вижу смысла участвовать.
Нет, я такого не говорил. Не надо никого конкретно обсуждать, тем более речь не об обсуждении кого-то из наших бхиккху объективно, глядя со стороны. В этом примере я показываю возможность взгляда на вопрос с другой позиции. Без объективности и без позиции стороннего наблюдателя, а личностно, вовлеченным взглядом. В этом случае знакомство с нашими бхиккху (хотя бы через сеть) это фактор, который многое меняет. _________________ АН 1.140 [Бхагаван сказал]: «Монахи (bhikkhave), те бхиккху, которые объясняют неверную Дхамму (adhammaṃ) как неверную, делают это ради благополучия многих людей (bahujanahitāya), ради счастья многих людей (bahujanasukhāya), ради блага (atthāya), благополучия (hitāya) и счастья (sukhāya) многих дэвов и людей (devamanussānaṃ). Эти бхиккху порождают много заслуг (puññaṃ), и укрепляют Истинную Дхамму (saddhammaṃ).
1. Нет, то, что история - это негативный фактор, не имелось в виду. Имелось в виду лишь то, что история ЮВА в этом конкретном посте не является предметом рассмотрения (поскольку речь и вообще идёт не о ЮВА, где как-нибудь обойдутся и без наших ценных мнений; в том же Таиланде король есть, вот пусть он за бхиккхуСангхой и надзирает, как это делали поколения его предков и предшественников).
Видимо не до конца выразил мысль. Я тоже в этих рассуждениях намекаю на реальную историю как раз западной Сангхи, в ЮВА история долгая, а на западе короткая, в русскоязычном мире ещё короче, но установка на учет (/не учет) истории отношений - тут уже отличие одного и другого взгляда. Естественный взгляд, это когда есть установка на учет истории, так и в жизни в обычной, когда вовлечен в реальные отношения с кем-то, то история обязательно имеет значение (даже если это не проговаривается). И тогда есть чувство, что взглянуть на ситуацию "со стороны", полностью объективно - нельзя.
2. Вы в самом деле считаете, что обсуждение личных качеств и действий тех или иных российских (или украинских) бхиккху - это то, что нужно проводить ещё раз? ИМХО, этого и так слишком много. И, во всяком случае, в таких обсуждениях я не вижу смысла участвовать.
Нет, я такого не говорил. Не надо никого конкретно обсуждать, тем более речь не об обсуждении кого-то из наших бхиккху объективно, глядя со стороны. В этом примере я показываю возможность взгляда на вопрос с другой позиции. Без объективности и без позиции стороннего наблюдателя, а личностно, вовлеченным взглядом. В этом случае знакомство с нашими бхиккху (хотя бы через сеть) это фактор, который многое меняет.
Типа как бабушки на лавочке, щелкая семечки, обсуждают молодых женщин, живущих неподалеку, так и нам вы предлагаете поболтать о том, кто когда и как с каким монахом пообщался и у кого какие по этому поводу впечатления. Уж не заскучали ли вы с вашей сукхой?
№385686Добавлено: Пт 23 Фев 18, 02:13 (7 лет тому назад)
Продолжаю приводить примеры рассуждений в рамках субъективного личностного взгляда на западное монашество, как возможность преодолеть привычку к отстраненному объективному рассмотрению.
3. Я уже говорил в той изначальной теме, тут повторю: Сангха это единственный объект, нет разных Сангх, а есть только современная Сангха Тхеравады. С разных точек зрения это так, можно говорить об одной Сангхе, и с точки зрения Канона, и с точки зрения реальной практики. В Каноне сказано, что мирянину не следует перебирать какие бхиккху по его мнению более достойны, а какие менее, а следует поддерживать всю Сангху. И фактически, сегодня всё сообщество бхиккху Тхеравады внутренне едино, все друг друга признают и поддерживают, независимо от национальности и страны проживания, нет каких-то видимых расколов. Это значит, что для объективного оценочного взгляда недостаточно пространства. Нет смысла оценивать то, что одно, ведь нет выбора. Два примера чтобы пояснить:
Пример с Солнцем. Солнце одно, его можно рассматривать объективно, как бы со стороны, говорить, что вот, небольшая звезда, а есть звезды гораздо ярче. Но при этом все прекрасно понимают, что выбора-то нет, для нас Солнце единственно. И отношение к нему, если оно вообще есть, будет более личностным и вовлеченным. Пример с матерью. Мать у каждого тоже одна. Это женщина, которую тоже формально можно рассматривать объективно, сторонним невовлеченным взглядом. Никто не запретит, можно думать, что вот, мамы есть и получше (красивее, образованнее, готовят лучше...). Но так не принято делать, потому что обычно есть понимание - мама одна, и норма в данном случае - личностное отношение, вовлеченность, избегание позиции объективности. И да, Сангха для нас как мать. Будда он как отец, а Сангха как мать. _________________ АН 1.140 [Бхагаван сказал]: «Монахи (bhikkhave), те бхиккху, которые объясняют неверную Дхамму (adhammaṃ) как неверную, делают это ради благополучия многих людей (bahujanahitāya), ради счастья многих людей (bahujanasukhāya), ради блага (atthāya), благополучия (hitāya) и счастья (sukhāya) многих дэвов и людей (devamanussānaṃ). Эти бхиккху порождают много заслуг (puññaṃ), и укрепляют Истинную Дхамму (saddhammaṃ).
№389833Добавлено: Пн 05 Мар 18, 00:02 (7 лет тому назад)Re: Эллинизм 4, пример с обсуждением состояния Сангхи Тхеравады, о разных позициях рассмотрения
Продолжаю приводить примеры рассуждений в рамках субъективного личностного взгляда на западное монашество, как возможность преодолеть привычку к отстраненному объективному рассмотрению.
3. Я уже говорил в той изначальной теме, тут повторю: Сангха это единственный объект, нет разных Сангх, а есть только современная Сангха Тхеравады. С разных точек зрения это так, можно говорить об одной Сангхе, и с точки зрения Канона, и с точки зрения реальной практики.
Просто не доходит. И с точки зрения Канона, и с точки зрения реальной практики? Есть основания опасаться вопроса "что же вы такое практикуете"?
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы