Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

О дхаммах и обладании

Страницы 1, 2, 3  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Svaha



Зарегистрирован: 14.03.2015
Суждений: 1395

388494СообщениеДобавлено: Чт 01 Мар 18, 19:44 (7 лет тому назад)    О дхаммах и обладании Ответ с цитатой

В обширной теме О "духовных переживаниях" и Ниббане мой диалог с уважаемым Эмпириокритиком потерялся среди прочих обсуждений.

Тезис:
Цитата:
Не может быть такого, чтобы дхаммы принадлежали другим дхаммам. Не бывает таких дхамм, которые объекты иных дхамм. Это только в неаккуратном переводе может быть такое.
http://dharma.org.ru/board/post388093.html#388093

примерно как не обладает буква "а" буквами "б" и "в". И не обладает сочетание "абв" элементами сочетания "а", "б" и "в".


Поясняю: не может быть объектов у читты и четасики.


Мне по душе объяснение читты ув. Вон Сонга, примерно там же:

Цитата:
Ведана "неприятно", самджня "боль в ноге" - это чайты (четасики) сопровождающие читта одного момента, который отличается от других сопровождаемой самскара. Читта и есть соединение четасик и ничего другого, кроме соединения четасик.
http://dharma.org.ru/board/post388084.html#388084

и также пояснение о комплексном объекте:
http://dharma.org.ru/board/post388110.html#388110


Ответы на этот пост: Frithegar, Лесорубник
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Svaha



Зарегистрирован: 14.03.2015
Суждений: 1395

388496СообщениеДобавлено: Чт 01 Мар 18, 19:45 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Уважаемый Эмпириокритик, из Вашей цитаты
Цитата:
Are there other phenomena beside mind which arise and cease many times during one day? Yes, you say? Then do you contend that they come and go as quickly as mind? If you say no, then your proposition falls. If you say they do, was it not said by the Exalted One:
“I consider, bhikkhus, that there is no phenomenon that comes and goes so quickly as mind. It is not easy to find a simile to show how quickly mind comes and goes.”

https://suttacentral.net/en/kv2.7
вовсе не следуют объекты у читты и четасики.
Здесь спрашивается, есть ли феномены помимо ума. А таковых нема. И фраза Благословенного вовсе их не утверждает, хотя и обсуждает.


***

Ваше возражение:
Цитата:
Тогда рупа - это вообще не дхаммы. Рупа сама себя не познаёт, её познание - читта.
предполагает рупу объектом познания читты. Но читта - это только обобщение четасик. Читта как познающее - абсурд. "абв" не познаёт "а", "б", "в". Обобщение - и есть сознание без актора-познавателя.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49290

388504СообщениеДобавлено: Чт 01 Мар 18, 20:16 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Дхармы не обладают ничем, кроме самих себя - это выражается формулой "дхара дхармин абхеда" (свойство и носитель не отличны).
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Серж



Зарегистрирован: 28.01.2011
Суждений: 4126

388508СообщениеДобавлено: Чт 01 Мар 18, 20:43 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Не может быть такого, чтобы дхаммы принадлежали другим дхаммам.
Ну, у Васубандху, например дхармы входят в группы по собственной природе, а группы, в свою очередь тоже являются дхармами. Например - неведение, жажда и привязанность это аффект (клеша). Клеша это же тоже дхарма.

Ответы на этот пост: Svaha
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Svaha



Зарегистрирован: 14.03.2015
Суждений: 1395

388511СообщениеДобавлено: Чт 01 Мар 18, 20:49 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Серж пишет:
Цитата:
Не может быть такого, чтобы дхаммы принадлежали другим дхаммам.
Ну, у Васубандху, например дхармы входят в группы по собственной природе, а группы, в свою очередь тоже являются дхармами. Например - неведение, жажда и привязанность это аффект (клеша). Клеша это же тоже дхарма.

Вы могли заметить, что группы мной косвенно упоминались. Обобщение, группировка дхамм не образуют обладателя. Песчинки - не объекты башни из песка, и башня - не обладает песчинками.


Ответы на этот пост: Серж
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

388512СообщениеДобавлено: Чт 01 Мар 18, 20:52 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Нужно уточнить, что значит обладание, владение.

Это активное отношение. То есть могу взять ручку со стола, могу положить. Распоряжаюсь ей. Она послушна моей воле.

То есть не просто на ней написано "ручка Вон Сона".

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: Svaha
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10754
Откуда: Москва

388514СообщениеДобавлено: Чт 01 Мар 18, 20:57 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

А вроде есть дхарма-обладание.
Прапти, кажется.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Серж



Зарегистрирован: 28.01.2011
Суждений: 4126

388515СообщениеДобавлено: Чт 01 Мар 18, 21:00 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Svaha пишет:
Серж пишет:
Цитата:
Не может быть такого, чтобы дхаммы принадлежали другим дхаммам.
Ну, у Васубандху, например дхармы входят в группы по собственной природе, а группы, в свою очередь тоже являются дхармами. Например - неведение, жажда и привязанность это аффект (клеша). Клеша это же тоже дхарма.

Вы могли заметить, что группы мной косвенно упоминались. Обобщение, группировка дхамм не образуют обладателя. Песчинки - не объекты башни из песка, и башня - не обладает песчинками.
Дхармы это не песчинки, а группы это не башни. Там совсем другие отношения. Иначе все дхармы сведутся к каким-то атомам или трансцендентальным моментам (из которых они состоят).
А что такого страшного в  слове "обладатель"?


Ответы на этот пост: Svaha
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Svaha



Зарегистрирован: 14.03.2015
Суждений: 1395

388516СообщениеДобавлено: Чт 01 Мар 18, 21:02 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng пишет:
Нужно уточнить, что значит обладание, владение.

Это активное отношение. То есть могу взять ручку со стола, могу положить. Распоряжаюсь ей. Она послушна моей воле.

То есть не просто на ней написано "ручка Вон Сона".

Согласен, что обладание здесь недостаточно определено. И мне всегда казалось, что обладание - не слишком чёткий признак атамана. Пытаясь освоиться, обладание я ассоциирую с тезисом: читта - познание рупы. Читта в таком случае в активных отношениях с рупой. А им бы лучше понейтральнее, как соседним буквам в алфавите.


Ответы на этот пост: Won Soeng
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Svaha



Зарегистрирован: 14.03.2015
Суждений: 1395

388519СообщениеДобавлено: Чт 01 Мар 18, 21:12 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Серж пишет:
Svaha пишет:
Серж пишет:
Цитата:
Не может быть такого, чтобы дхаммы принадлежали другим дхаммам.
Ну, у Васубандху, например дхармы входят в группы по собственной природе, а группы, в свою очередь тоже являются дхармами. Например - неведение, жажда и привязанность это аффект (клеша). Клеша это же тоже дхарма.

Вы могли заметить, что группы мной косвенно упоминались. Обобщение, группировка дхамм не образуют обладателя. Песчинки - не объекты башни из песка, и башня - не обладает песчинками.
Дхармы это не песчинки, а группы это не башни. Там совсем другие отношения. Иначе все дхармы сведутся к каким-то атомам или трансцендентальным моментам (из которых они состоят).
А что такого страшного в  слове "обладатель"?

Хорошо, не нравятся песчинки и группы - как сочетания песчинок? Не нравятся знаки и комбинации знаков? Вы говорите там совсем другие отношения. Какие же? Можете привести свою аналогию?

Обладание "страшно" тем, что в обладателе мнится субстанциональность вместо тотальной пустотности (как в Сутре Сердца милой сердцу шуньявадинов).


Ответы на этот пост: Серж
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

388521СообщениеДобавлено: Чт 01 Мар 18, 21:15 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Svaha пишет:
Won Soeng пишет:
Нужно уточнить, что значит обладание, владение.

Это активное отношение. То есть могу взять ручку со стола, могу положить. Распоряжаюсь ей. Она послушна моей воле.

То есть не просто на ней написано "ручка Вон Сона".

Согласен, что обладание здесь недостаточно определено. И мне всегда казалось, что обладание - не слишком чёткий признак атамана. Пытаясь освоиться, обладание я ассоциирую с тезисом: читта - познание рупы. Читта в таком случае в активных отношениях с рупой. А им бы лучше понейтральнее, как соседним буквам в алфавите.

Активная познавалка - это этерналистическая установка. Ну нужно этерналисту, чтобы был механизм познавания. Что-то живое по отношению к неживому. Нужно, и все тут. Вот и придумывают франкенштейнов. Хоть в кванты спрятать (см. Пенроуза) - но сохранить.

Такой этерналист как бы ни старался, не отбросив этерналистическую установку - не сможет понять взаимообусловленность возникновения. Сам через это прошел. Несколько лет бился об стенку "как же это устроено". Ну не может быть, чтобы за 12-звенной цепью не было шестеренок ее вращающих. Для этерналистической установки - должна быть и шестеренка, и к ней еще целое устройство.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Svaha



Зарегистрирован: 14.03.2015
Суждений: 1395

388524СообщениеДобавлено: Чт 01 Мар 18, 21:19 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Разве не прекрасно и удивительно, что "механизм познания" - эмерджентное свойство четасик? Вернее, просто познание.

Ответы на этот пост: Won Soeng
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

388526СообщениеДобавлено: Чт 01 Мар 18, 21:28 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Svaha пишет:
Разве не прекрасно и удивительно, что "механизм познания" - эмерджентное свойство четасик? Вернее, просто познание.

Можно было бы поздравить с неплохим прозрением, но этого - недостаточно. Эмерджентность такое же слово как таковость или нерожденность.

Нужно увидеть как конкретно познание возникает (эмерджируется). Что за условия этого. В чем выражен результат (отличительные признаки).
То есть нужно увидеть 12-звенную цепь.

Но видеть все как информацию (рожденное одним лишь умом) - правильная установка (отбрасывание этернализма).

Я бы каждому материалисту советовал изучить квантовую теорию информации. Но она пока еще довольно сырая, незрелая, рыхлая и рваная. Но хотя бы будет ясно, что материализм находится в глубоком философском тупике. С подозрениями на окончательность и бесповоротность этого тупика.

Однако редкий материалист достаточно образован, чтобы продраться через математические формальности квантовой механики. Поэтому совет получился бы так себе.

Со временем, скорее всего, получится изложить срединный путь языком, понятным даже школьнику. Гипотетически, современный материалист способен отбросить этерналистическую установку невозникающей данности.

Для буддизма этого даже слишком много. Буддисту достаточно обнаружить возникновение этерналистической установки (авидья) и отбросить ее, остановившись на принятии таковости - возникающей функционально. Для практики этого вполне достаточно, потому что становится практически ясен путь к прекращению. И формальности не интересны и не нужны.

Но для жизни в миру нужны мотивы. При рождении эти мотивы (бхава) очень интенсивно выражены. Если они будут нейтрализованы правильными воззрениями, поддерживать жизненные силы и тепло не останется причин.

Проще говоря, общество просветленных - фикция. Если нет мотива бодхичитты, продолжение мучительно и бессмысленно.

Это к теме угасает/неугасает и прочим довольно казуистическим спорам ни о чем (т.е. о том, о чем у участников спора нет ни малейшего верного воззрения).

Ответ дан однозначно, ясно и неоспоримо. Все возникающее - прекращается. Точка. Жирная. Сфера нерожденного - неопределенная ни в чем. Ни одного признака различения. Безмятежная ясность. Нет рождения, нет старости, нет смерти.

Когда один раз увидел это - Дхарма становится ясной, совершенной, последовательной и тривиальной. Никаких философских заморочек. Все заморочки сразу ясны и легко отбрасываются. Можно рассмотреть их в деталях, указать на их возникновение, на условия, при которых они возникают. Но как только распознан навык отбрасывания, все эти долгие пути прояснения не нужны. Никто не будет вглядываться в то, что ясно видно. Никто не будет тренировать способность, которая уже элементарно применяется.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Последний раз редактировалось: Won Soeng (Чт 01 Мар 18, 21:38), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Серж



Зарегистрирован: 28.01.2011
Суждений: 4126

388529СообщениеДобавлено: Чт 01 Мар 18, 21:31 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Svaha пишет:
Серж пишет:
Svaha пишет:
Серж пишет:
Цитата:
Не может быть такого, чтобы дхаммы принадлежали другим дхаммам.
Ну, у Васубандху, например дхармы входят в группы по собственной природе, а группы, в свою очередь тоже являются дхармами. Например - неведение, жажда и привязанность это аффект (клеша). Клеша это же тоже дхарма.

Вы могли заметить, что группы мной косвенно упоминались. Обобщение, группировка дхамм не образуют обладателя. Песчинки - не объекты башни из песка, и башня - не обладает песчинками.
Дхармы это не песчинки, а группы это не башни. Там совсем другие отношения. Иначе все дхармы сведутся к каким-то атомам или трансцендентальным моментам (из которых они состоят).
А что такого страшного в  слове "обладатель"?

Хорошо, не нравятся песчинки и группы - как сочетания песчинок? Не нравятся знаки и комбинации знаков? Вы говорите там совсем другие отношения. Какие же? Можете привести свою аналогию?

Обладание "страшно" тем, что в обладателе мнится субстанциональность вместо тотальной пустотности (как в Сутре Сердца милой сердцу шуньявадинов).
Так субстанция, как категория, есть в Абхидхарме и называется она дравья. Она конечно отличается от дравьи индуистских систем. Но там не сильное отличие. На первый взгляд может показаться как формальное отличие.
реальная природа (dravya) не выступает как чистый субстрат, а как имманентно качественно определенный. т.е тождественный своим качествам. Васубандху дает в автокомментарии: «...так
дхарма, внутренняя сущность которой есть движение, [называется] ветер;
его внутренняя сущность проявляется в его действии»
.
Это по Рудому, Островской.
 В  вайшешике например, качество не имманентна дхарме. Там ветер это дхарма, движение это гуна. Имхо.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

388532СообщениеДобавлено: Чт 01 Мар 18, 21:42 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ну так это же можно перевести на простой современный русский язык.
Качественно определенный - значит буквально распознаваемый по определенным (известным, видимым) качествам. Небо - синее. Ветер - дует.

Но этерналистическая установка не может с таким смириться, она требует определенности на основе деятеля, волителя и механизмов исполнения воли.
Только этерналистическая установка не дает понять окончательности определения и требует еще, еще, еще определений, питаясь недоверием и ожиданием более глубокого и детального смысла.

Этерналист ищет в простом, элементарном - дополнительную сложность. И не находя - фантазирует ее (придумывает метафизику).

Поэтому "распознаваемый по определенным качествам" необходимо снова заменить на "определенные отличительные качества" - полностью исключая даже намек на распознавателя и распознаваемое в отдельности.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.030 (0.885) u0.019 s0.000, 18 0.012 [265/0]