Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Об определении счастья и страдания

Страницы 1, 2  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10754
Откуда: Москва

384846СообщениеДобавлено: Ср 21 Фев 18, 02:02 (7 лет тому назад)    Об определении счастья и страдания Ответ с цитатой

Представьте, что буддист и теист ведут дискуссию о том, возможно ли вечное счастье (сукха) , возможна ли жизнь без страданий (без дукхи), но и без полного прекращения всего (без окончательной нирваны).

И чтобы получше понять позицию буддиста, теист просит его определить понятие страдания и счастья, так чтобы из этих определений легко выводился буддийский взгляд о невозможности вечного счастья и о возможности вечного страдания. И также чтобы эти определения согласовывались с нашим опытом.

Это ведь очень легкая просьба — определяем понятия как хотим, лишь бы легко доказывался конечный результат воззрения.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: ТМ, Серж, Frithegar, Аристарх, empiriocritic_1900, Ericsson, Гвоздь
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49290

384851СообщениеДобавлено: Ср 21 Фев 18, 02:43 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Пять упадана-скандх возникающие, как 12ПС - страдание. Благородные качества, ведущие из этого - счастье.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Adzamaro



Зарегистрирован: 11.12.2013
Суждений: 1767
Откуда: Москва

384852СообщениеДобавлено: Ср 21 Фев 18, 03:14 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Сначала можно рассмотреть два вида:
- чувственное (ведана)
- не-чувственное (а-ведана)

Чувственное можно разделить на три вида:
- сукха (приятное)
- дукха (не-приятное)
- а-сукха а-дукха (нейтральное)

Так же чувственное можно условно разделить на два:
- телесное (кая, связанное с пятью ощущениями)
- психическое (мано, связанное с шестой сферой чувств)

А теперь по непосредственным ощущениям их можно раскрыть как:
- (телесное) дукха (телесная боль)
- (телесное) сукха (телесное удовольствие)
- (психическое) соманасса (психическое приятное: прим. восторг)
- (психическое) доманасса (психическое не-приятное: прим. страх)
- упекха (нейтральное)

По шкале счастливости, от наименьшего к наибольшему, их можно расположить так (Ч - чувственное, НЧ - нечувственное): Ч[сукха, соманасса, упекха], НЧ[а-ведана].

Чувственное счастье не вечно, так как связано с формой (рупа). Рупа рождается, стареет, болеет, умирает. Поэтому чувственное счастье не вечно.

Но возможно вечное не-чувственное счастье с достижением ниббаны. Это не полное прекращение всего, это опыт - опыт только читты, ума. Опыт без рупы, веданы [и без др.]. Таким образом моя позиция, как я понимаю, не совпадает с позицией "буддиста" из поставленной задачи Smile
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13376

384853СообщениеДобавлено: Ср 21 Фев 18, 03:59 (7 лет тому назад)    Re: Об определении счастья и страдания Ответ с цитатой

Кира пишет:
Представьте, что буддист и теист ведут дискуссию о том, возможно ли вечное счастье (сукха) , возможна ли жизнь без страданий (без дукхи), но и без полного прекращения всего (без окончательной нирваны).

И чтобы получше понять позицию буддиста, теист просит его определить понятие страдания и счастья, так чтобы из этих определений легко выводился буддийский взгляд о невозможности вечного счастья и о возможности вечного страдания. И также чтобы эти определения согласовывались с нашим опытом.

Это ведь очень легкая просьба — определяем понятия как хотим, лишь бы легко доказывался конечный результат воззрения.

Кхм... У буддизма как раз тезис, что если есть условие, то будет и следствие. Почему и пытаются переформатироваться в дхармакайю, т.к. она - нитья.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Серж



Зарегистрирован: 28.01.2011
Суждений: 4126

384854СообщениеДобавлено: Ср 21 Фев 18, 04:14 (7 лет тому назад)    Re: Об определении счастья и страдания Ответ с цитатой

Кира пишет:
Представьте, что буддист и теист ведут дискуссию о том, возможно ли вечное счастье (сукха) , возможна ли жизнь без страданий (без дукхи), но и без полного прекращения всего (без окончательной нирваны).

И чтобы получше понять позицию буддиста, теист просит его определить понятие страдания и счастья, так чтобы из этих определений легко выводился буддийский взгляд о невозможности вечного счастья и о возможности вечного страдания. И также чтобы эти определения согласовывались с нашим опытом.

Это ведь очень легкая просьба — определяем понятия как хотим, лишь бы легко доказывался конечный результат воззрения.
Этимология слова счастье это благая участь или благой удел.
Если подбирать подходящее слово на санскрите, то сукха не подойдет. Сукха это удовольствие.
Я отличаю понятие счастье и удовольствие. Удовольствие оно конкретно. Например  - выпить чашку кофе. Счастье оно общее. Благая участь вообще.
Более подходящее здесь слово в буддийском лекс. это артха или артха пхала. Оно и есть благо или выгода.
Да и само понятие счастье, предполагает стремление к чему либо.
Поэтому подлинное счастье это реализация стремлений к той цели, предмет которой не обманывает, не содержит в себе иллюзии, в которой отсутствует кажимость блага.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

384876СообщениеДобавлено: Ср 21 Фев 18, 11:45 (7 лет тому назад)    Re: Об определении счастья и страдания Ответ с цитатой

Кира пишет:
чтобы получше понять позицию буддиста, теист просит его определить понятие страдания и счастья

как страдание, так и счастье - это НЕ ПОНЯТИЕ!

определите "понятие еды". Можно, но не вкусно

_________________
живите больше


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

384879СообщениеДобавлено: Ср 21 Фев 18, 11:50 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
... рассудок,  господа,  есть  вещь  хорошая,  это  бесспорно,  но
     рассудок есть только рассудок и удовлетворяет только рассудочной способности
     человека, а хотенье есть проявление всей жизни, то  есть  всей  человеческой
     жизни, и с рассудком, и со всеми почесываниями.

И хоть  жизнь  наша  в  этом проявлении выходит зачастую дрянцо, но все-таки  жизнь,  а  не  одно  только
     извлечение квадратного корня. Ведь я, например, совершенно естественно  хочу
     жить для того, чтоб удовлетворить всей моей способности жить, а не для того,
     чтоб удовлетворить  одной  только  моей  рассудочной  способности,  то  есть
     какой-нибудь одной двадцатой доли всей  моей  способности  жить.

Что  знает рассудок? Рассудок знает только то, что  успел  узнать  (иного,  пожалуй,  и
     никогда не узнает; это  хоть  и  не  утешение,  но  отчего  же  этого  и  не
     высказать?), а натура человеческая действует вся целиком, всем,  что  в  ней
     есть, сознательно и бессознательно, и хоть врет,  да  живет.

       Достоевский "Записки из подполья"
http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0290.shtml

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Аристарх



Зарегистрирован: 05.02.2018
Суждений: 335

384926СообщениеДобавлено: Ср 21 Фев 18, 14:32 (7 лет тому назад)    Re: Об определении счастья и страдания Ответ с цитатой

Кира пишет:
Представьте, что буддист и теист ведут дискуссию о том, возможно ли вечное счастье (сукха) , возможна ли жизнь без страданий (без дукхи), но и без полного прекращения всего (без окончательной нирваны).

И чтобы получше понять позицию буддиста, теист просит его определить понятие страдания и счастья, так чтобы из этих определений легко выводился буддийский взгляд о невозможности вечного счастья и о возможности вечного страдания. И также чтобы эти определения согласовывались с нашим опытом.

Это ведь очень легкая просьба — определяем понятия как хотим, лишь бы легко доказывался конечный результат воззрения.
Нирвана это прекращение дукхи, а не прекращение всего, так я понял. Причиной дукхи является танха или жажда, желание удержать что либо или желание что либо присвоить, получить. Поскольку все непостоянно и в жизни мы это можем наблюдать, из за привязанности к тому что есть или из за стремления к тому чего нет, но желаемо, человек испытывает дукху - зависть, гнев, злобу, вожделение, желание прекратить существование или желание вечной жизни. Все непостояно .. и счастье и страдание и следовательно не может быть вечного счастья или вечного страдания. Если бы страдание было вечным или постоянным то прекратить его было бы невозможно, но третья благородная истина учит прекращению страдания. Даже в самых возвышенных видах счастья присутствует дукха как раз по причине непостоянства. ))
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

384957СообщениеДобавлено: Ср 21 Фев 18, 15:23 (7 лет тому назад)    Re: Об определении счастья и страдания Ответ с цитатой

Кира пишет:
так чтобы из этих определений легко выводился буддийский взгляд о невозможности вечного счастья и о возможности вечного страдания.

Уже исходное описание взглядов буддиста неверно. Буддизм - это учение о том, как прекратить страдание и достичь вечного счастья.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ericsson



Зарегистрирован: 23.12.2015
Суждений: 908
Откуда: Венгрия

384986СообщениеДобавлено: Ср 21 Фев 18, 16:04 (7 лет тому назад)    Re: Об определении счастья и страдания Ответ с цитатой

Кира пишет:


И чтобы получше понять позицию буддиста, теист просит его определить понятие страдания и счастья, так чтобы из этих определений

Если человеку нужны определения таких базовых понятий - значит у него либо проблемы с абстрактным мышлением, либо тяжелые нарушения психики, либо он издевается, не хочет ничего понять, а ищет способ поймать собеседника на логической ошибке.

Есть люди, у которых проблемы с абстрактным мышлением. Им трудно в уме сформулировать идею "страдания" как категории. Если ему треснуть по ноге молотком то он завоет, если отобрать ценную вещь - то разозлится, если умрет его любимая кошка - то он загрустит, но не обязательно у него эти явления в уме сгруппированы в некий единый массив понятий с похожим качеством. Есть племена охотников в экваториальных лесах, в культуре которых не хватает абстрактных понятий, они знают конкретные "боль, грусть, обиду, страх", но мыслить это всё как синтетическое множество - им трудно потому что культура этому не способствует.

Похожие проблемы бывают у людей с психическими нарушениями. Требование дать определение базовым понятиям - это одна из игр, в которые могут пытаться играть сумасшедшие, психиатры это знают.

Этим двум категориям собеседников можно посочувствовать.

Тому, кто ищет способ поймать на ошибке и потому переводит разговор на вопрос поиска определений базовых понятий - ему тоже можно посочувствовать....

_________________
АН 1.140 [Бхагаван сказал]: «Монахи (bhikkhave), те бхиккху, которые объясняют неверную Дхамму (adhammaṃ) как неверную, делают это ради благополучия многих людей (bahujanahitāya), ради счастья многих людей (bahujanasukhāya), ради блага (atthāya), благополучия (hitāya) и счастья (sukhāya) многих дэвов и людей (devamanussānaṃ). Эти бхиккху порождают много заслуг (puññaṃ), и укрепляют Истинную Дхамму (saddhammaṃ).


Ответы на этот пост: Samantabhadra
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Samantabhadra
удаленный аккаунт


Зарегистрирован: 10.01.2009
Суждений: 10755

384993СообщениеДобавлено: Ср 21 Фев 18, 16:11 (7 лет тому назад)    Re: Об определении счастья и страдания Ответ с цитатой

Ericsson пишет:
Кира пишет:


И чтобы получше понять позицию буддиста, теист просит его определить понятие страдания и счастья, так чтобы из этих определений

Если человеку нужны определения таких базовых понятий - значит у него либо проблемы с абстрактным мышлением, либо тяжелые нарушения психики, либо он издевается, не хочет ничего понять, а ищет способ поймать собеседника на логической ошибке.

Есть люди, у которых проблемы с абстрактным мышлением. Им трудно в уме сформулировать идею "страдания" как категории. Если ему треснуть по ноге молотком то он завоет, если отобрать ценную вещь - то разозлится, если умрет его любимая кошка - то он загрустит, но не обязательно у него эти явления в уме сгруппированы в некий единый массив понятий с похожим качеством. Есть племена охотников в экваториальных лесах, в культуре которых не хватает абстрактных понятий, они знают конкретные "боль, грусть, обиду, страх", но мыслить это всё как синтетическое множество - им трудно потому что культура этому не способствует.

Похожие проблемы бывают у людей с психическими нарушениями. Требование дать определение базовым понятиям - это одна из игр, в которые могут пытаться играть сумасшедшие, психиатры это знают.

Этим двум категориям собеседников можно посочувствовать.

Тому, кто ищет способ поймать на ошибке и потому переводит разговор на вопрос поиска определений базовых понятий - ему тоже можно посочувствовать....

Т.е. в вашей проекции нет места логически непротиворечивой системе взглядов, как коммуникативного инструмента, как минимум,  которая требует определения базовых понятий?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10754
Откуда: Москва

385090СообщениеДобавлено: Ср 21 Фев 18, 22:02 (7 лет тому назад)    Re: Об определении счастья и страдания Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
Кира пишет:
чтобы получше понять позицию буддиста, теист просит его определить понятие страдания и счастья

как страдание, так и счастье - это НЕ ПОНЯТИЕ!

определите "понятие еды". Можно, но не вкусно

Понятие еды — это рупа, которая при восприятии вкусом увеличивает способность воли (трансляция желания в движения).

И про сукху/дукху я спрашивал, ожидая ответов именно в таком ключе.
И чтоб потом объяснили, как из этого выведется невозможность вечно—бытовой сукхи.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10754
Откуда: Москва

385101СообщениеДобавлено: Ср 21 Фев 18, 22:12 (7 лет тому назад)    Re: Об определении счастья и страдания Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Кира пишет:
так чтобы из этих определений легко выводился буддийский взгляд о невозможности вечного счастья и о возможности вечного страдания.

Уже исходное описание взглядов буддиста неверно. Буддизм - это учение о том, как прекратить страдание и достичь вечного счастья.

Буддизм ведь говорит, что сукха не может быть вечно. Даже блаженные боги перерождаются вниз.
А вот в сансаре можно крутиться сколько угодно долго. Не у всех же получается нирвана.

Вот вопрос и был, подразумевающий ассиметрию сукхи и дукхи. Чтоб из определения это следовало. Ведь спорить о том, что есть сукха, а что дукха — можно долго.

Кто—то скажет — голод а потом еда — это счастье.
А кто—то: что голод это страдание, а еда понадобится снова — т е она предвещает будущие страдания.

Вот чтобы дать полную свободу оппоненту, теист и готов принять его определения сукхи/дукхи, не настаивая на своих.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

385116СообщениеДобавлено: Ср 21 Фев 18, 22:27 (7 лет тому назад)    Re: Об определении счастья и страдания Ответ с цитатой

Кира пишет:
Frithegar пишет:
Кира пишет:
чтобы получше понять позицию буддиста, теист просит его определить понятие страдания и счастья

как страдание, так и счастье - это НЕ ПОНЯТИЕ!

определите "понятие еды". Можно, но не вкусно

Понятие еды — это рупа

Так вы едите по понятиям или потому что хочется? И когда поели испытываете приятность насыщения тоже посредством каких-то понятий? Потому, счастье это просто так ощущаемое. ... говорится только о пути и способах достижения какого-то счастья. Но не о уже ощущаемом. Вы же ставите вопрос что такое уже ощущаемое страдание или счастье. ... как по мне надо переформулировать вопрос так: будет ли счастьем то, к чему мы стремимся тем или иным способом? Оправдает ли состояние счастья тот или иной способ. И т.д.

_________________
живите больше


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

385123СообщениеДобавлено: Ср 21 Фев 18, 22:31 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Пока есть существо в том или ином мире и состоянии - страдание и счастье неизбежны. Вопрос только в том какое это счастье и какое страдание. И, следовательно, чтобы быть счастливым, нужно стремиться к такому еще неизведанному счастью, противоположность которого еще не познана. Только в этом случае счастье будет полным и абсолютным.
_________________
живите больше


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.036 (0.887) u0.018 s0.001, 18 0.018 [269/0]