То, что Будда непосредственно (а не спекулятивно, как брахманы из "Сутты о познании трёх Вед") познал как цель Пути.
И в чем этот "опыт" состоит?
В свободе от дуккха. Если же опыт Ниббаны ограничен только временем жизни Араханта, то любой опыт Ниббаны дуккха, так как завязан на работу обусловленных дхамм, а всё обусловленное есть дуккха.
Т.е. по вашему свобода от дуккха (от трех огней и пяти кханд) - зависит от сознания/опыта? Или же все-таки этот факт/реальность не зависит от того воспринимается она или нет?
...
В ПК есть разделение дхаммы на два элемента. торой элемент без остаточного топлива - есть прекращение кхандх. Опыт ниббаны входит в пять кхандх. Прекращение опыта = прекращение пяти кхандх = ниббана без остатка. И так не опыт ниббны прекращается, а сама ниббана без остатка реализуется!
На счет того, что сам опыт прижизненной ниббаны страдание ( с ваших слов). Непостоянство того или иного потенциально страдательного переживания действительно страдательно только в одном случае - если есть цепляние к непостоянному. Но ниббана не достигается теми, у кого есть цепляние (даже к ниббане) - это цитата из текстов.
Следовательно прекращение опыта ниббаны с остатком не переживается как страдание. Тем не менее совокупности, куда входит опыт, аничча-дуккха-анатта. Опыт ниббаны и сама ниббана не одно и тоже. О том, что ниббана не обусловленна сознанием и что дхаммы объективны, а не феноменальны, - я писал в соседней теме
Т.е. по вашему свобода от дуккха (от трех огней и пяти кханд) - зависит от сознания/опыта? Или же все-таки этот факт/реальность не зависит от того воспринимается она или нет?
Свобода от дуккха непосредственный опыт, а не умозрительное знание (как у рассуждающих о том, чего в непосредственном опыте никогда не имели, брахманов из "Сутты о познании трёх Вед").
Отождествление же всякого, любого опыта с сознанием - это ложная Дхамма, появление которой в мире предшествует исчезновению истинной Дхаммы.
Непостоянство того или иного потенциально страдательного переживания действительно страдательно только в одном случае - если есть цепляние к непостоянному.
Саббе санкхара дуккха, и цепляние здесь ни при чём. Арахант ни к чему не цепляется, а от физической боли при случае страдает, бывает явным образом подвержен дуккха-дуккха.
Значит, единственный опыт, которым располагал Татхагата - это опыт дуккха. Значит, Будда никогда не испытывал свободы от дуккха, которой учил.
Полноценной нирваны он не знал. Это и не возможно, т. к. по его теории наличие знающего — это всё ещё сансара. Но он вёл достаточно простой образ жизни, чтобы минимизировать многие беспокойства, которой свойственны обычным людям. По сути, он частично "угас" уже при жизни. А остальное, полную нирвану, явно домыслил, взяв за основу свой опыт.
Самый важный факт, который нужно уяснить о санкхарах, обусловленных формированиях, так это то, что все они непостоянны: «Увы, непостоянны все формирования». Они непостоянны не только в смысле, что их грубое проявление рано или поздно разрушится, но и в более глубоком смысле - на утончённом, подсознательном уровне санкхары непрерывно возникают и исчезают, постоянно появляются, а затем, через доли секунды, тут же распадаются и угасают: «Сама их природа - это возникать и угасать». Поэтому Будда заявляет, что все санкхары страдательны (саббе санкхара дуккха) - однако страдательны не потому, что они фактически болезненны и мучительны, а потому, что они несут в себе характеристику быстротечности. «Возникая, они угасают» - и поскольку все они угасают, они не могут обеспечить подлинного счастья и надёжности.
Чтобы достичь полного освобождения от страданий - не только от переживания мучительности, но и от неудовлетворительности, которая присуща всякому обусловленному существованию - мы должны обрести освобождение от санкхар. А то, что лежит за пределами санкхар - необусловлено, не сотворено, не образовано. Это Ниббана, которая соответствующе называется Необусловленным - асанкхата - противоположность санкхате (это слово - пассивное причастие от санкхары). Ниббана называется Необусловленным в точности потому, что это состояние, которое не является ни санкхарой, ни тем, что создано санкхарами. Оно описывается как висанкхара, «не имеющее формирований», а также как саббасанкхара-саматха, «успокоение всех формирований».
Самый важный факт, который нужно уяснить о санкхарах, обусловленных формированиях, так это то, что все они непостоянны: «Увы, непостоянны все формирования». Они непостоянны не только в смысле, что их грубое проявление рано или поздно разрушится, но и в более глубоком смысле - на утончённом, подсознательном уровне санкхары непрерывно возникают и исчезают, постоянно появляются, а затем, через доли секунды, тут же распадаются и угасают: «Сама их природа - это возникать и угасать». Поэтому Будда заявляет, что все санкхары страдательны (саббе санкхара дуккха) - однако страдательны не потому, что они фактически болезненны и мучительны, а потому, что они несут в себе характеристику быстротечности. «Возникая, они угасают» - и поскольку все они угасают, они не могут обеспечить подлинного счастья и надёжности.
Чтобы достичь полного освобождения от страданий - не только от переживания мучительности, но и от неудовлетворительности, которая присуща всякому обусловленному существованию - мы должны обрести освобождение от санкхар. А то, что лежит за пределами санкхар - необусловлено, не сотворено, не образовано. Это Ниббана, которая соответствующе называется Необусловленным - асанкхата - противоположность санкхате (это слово - пассивное причастие от санкхары). Ниббана называется Необусловленным в точности потому, что это состояние, которое не является ни санкхарой, ни тем, что создано санкхарами. Оно описывается как висанкхара, «не имеющее формирований», а также как саббасанкхара-саматха, «успокоение всех формирований».
Много слов, но нет ответа на мой вопрос: что такое санкхары? _________________ Границы мира - это границы языка
Для начала разъясните, пожалуйста, как Вы понимаете словечко "санкхара"?
Бхикку Бодхи разъяснял:
...
Чтобы достичь полного освобождения от страданий - не только от переживания мучительности, но и от неудовлетворительности, которая присуща всякому обусловленному существованию - мы должны обрести освобождение от санкхар. А то, что лежит за пределами санкхар - не обусловлено... Это Ниббана
Много слов, но нет ответа на мой вопрос: что такое санкхары?
Вроде бы дан таким образом: санкхара - противоположность ниббаны, то есть самсара. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Слово санкхара состоит из префикса «сан», что означает «вместе», объединённого с существительным «кара», что значит «делание, сотворение». Таким образом, санкхары - это «совместные делания», то есть объекты, которые совместно действуют с другими объектами, или же это объекты, которые являются комбинацией иных объектов.
Слово санкхара состоит из префикса «сан», что означает «вместе», объединённого с существительным «кара», что значит «делание, сотворение». Таким образом, санкхары - это «совместные делания», то есть объекты, которые совместно действуют с другими объектами, или же это объекты, которые являются комбинацией иных объектов.
Самскары — реакции (лучшего перевода я не нашёл) на веданы. Их три типа: рага (влечение), двеша (отторжение) и моха (равнодушие). Они соответствуют трём типам ведан: сукха (приятное), духкха (отталкивающее) и адухкхасукха (нейтральное).
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№384379Добавлено: Вт 20 Фев 18, 02:30 (7 лет тому назад)
Причина всей груды страданий - неведение. Неведение - это отсутствие знания. Избавление от страданий - знание. До Освобождения знания не было. Если после Освобождения, после смерти исчезнет знание, то отсутствие знания - это неведение. А с неведением снова возникнет вся груда страданий.
№384400Добавлено: Вт 20 Фев 18, 08:55 (7 лет тому назад)
Согласно палийской традиции, всё обусловленное-конструированное - дуккха. Если любой опыт Будды ограничен функционированием кхандх, то Будда ничего не испытал, кроме дуккха.
Слово санкхара состоит из префикса «сан», что означает «вместе», объединённого с существительным «кара», что значит «делание, сотворение». Таким образом, санкхары - это «совместные делания», то есть объекты, которые совместно действуют с другими объектами, или же это объекты, которые являются комбинацией иных объектов.
Увы, Вы подтверждаете мои опасения. То, что Вы привели - это этимология, а не определение. А развернутое определение, в том самом тексте, который Вы цитируете, есть, только дальше.
"Однако, хотя точный английский эквивалент для санкхары найти нельзя, путём изучения его фактического использования мы всё ещё можем получить представление о том, какую функцию этот термин несёт в «мыслительном мире» Дхаммы. В суттах это слово употребляется в трёх основных доктринальных контекстах".
"В первом случае - в двенадцатизвенной формуле Взаимозависимого Возникновения (патичча-самуппада), где санкхары являются вторым звеном. Здесь санкхары обусловлены невежеством и выступают в качестве условия для возникновения сознания. Сопоставив утверждения из разных сутт, мы видим, что санкхары - это каммически активные волевые действия, которые ответственны за формирование перерождения и, таким образом, за дальнейшее поддержание движения сансары - круговерти рождений и смертей. ... Сутты различают три вида санкхар, действующих во Взаимозависимом Возникновении: телесные, словесные, умственные. ... Когда в нашем потоке сознания укоренены невежество и жажда, то тогда наши волевые действия телом, речью, умом становятся силами, порождающими результаты, и самый значимый из этих результатов - это возобновление потока сознания после смерти".
"Вторая основная область, где используется слово «санкхара», относится к пяти совокупностям. Четвёртая из них - это «санкхара-кхандха», совокупность волевых формирований. Тексты определяют санкхара-кхандху как шесть видов волевых действий (чха четанакайя): намерения по отношению к формам, звукам, запахам, вкусам, тактильным объектам, мыслям. Несмотря на то, что эти санкхары очень схожи с теми, что употребляются в формуле Взаимозависимого Возникновения, всё же они не идентичны во всех аспектах, потому что санкхара-кхандха имеет более широкий охват. Совокупность волевых формирований включает в себя все виды намерений. Сюда входят не только каммически активные намерения, но и те, что являются каммическими результатами, и те, что каммически бездейственны".
"Третья главная область, где встречается термин «санкхара», подразумевает обозначение всех составных вещей. В этом контексте у санкхары пассивное значение, что означает что-либо сформированное рядом условий; что-либо составное, обусловленное, сконструированное. ... Что Будда подчёркивает, так это то, что санкхары в двух активных аспектах - волевых формированиях, задействованных во Взаимозависимом Возникновении, и в каммических намерениях в четвёртой совокупности - создают санкхары в пассивном смысле: «Они создают сформированное, вот почему они называются волевыми формированиями. И что это за сформированное, которое они создают? Они создают тело, чувство, восприятие, волевые формирования, сознание. Поэтому они называются волевыми формированиями». (СН XXII.79) Хотя внешние неодушевлённые предметы могут возникать благодаря исключительно физическим причинам, санкхары, составляющие наше личностное существо - пять совокупностей - являются продуктами каммически активных санкхар, которые мы задействовали в наших прошлых жизнях. В нынешней жизни пять совокупностей постоянно поддерживаются, возобновляются, продлеваются теми волевыми действиями, которые мы свершаем сейчас, и опять-таки это становится условием для будущего существования (следующей жизни). Поэтому, как учит Будда, именно наши собственные каммически формирующие санкхары выстроили наш теперешний дом личностного бытия, и наши нынешние формирующие санкхары в настоящий момент выстраивают дома для нашего личностного бытия, которые мы заселим в будущих жизнях". _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Вт 20 Фев 18, 11:22), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Евгений Бобр
То, что Будда непосредственно (а не спекулятивно, как брахманы из "Сутты о познании трёх Вед") познал как цель Пути.
И в чем этот "опыт" состоит?
В свободе от дуккха. Если же опыт Ниббаны ограничен только временем жизни Араханта, то любой опыт Ниббаны дуккха, так как завязан на работу обусловленных дхамм, а всё обусловленное есть дуккха.
Вы однако не ответили на мои доводы.
...
Если (по вашему) опыт дуккха, то безостаточное прекращение данного страдательного опыта - огромное счастье. Ведь то что непостоянно то страдательно, что страдательно прекратилось и угасло.
Во вторых, если вы зацеплены за него вы будете страдать с его прекращением. Если не зацеплены - не будете.
В Вашем случае прекращение опыта страшная дуккха, ведь как так не кайфовать вечно, не жить вечно?)
Смею Вас заверить, Вам это не светит, можете не беспокоится. Этого состояния непривязанности, отпускания и отбрасывания всех совокупностей Вы не достигните. Можете не переживать. _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы