Во-первых, Вам здесь уже сказали, что смешивать практики, набранные из разных школ - это подход, чреватый путаницей и неприятностями.
Во-вторых, чтобы не разочаровываться в практике, нужно не застревать на повторении уже освоенного, а продвигаться дальше - но продвигаться в логике именно той школы, которой Вы следуете (если, конечно, эта школа подходит Вам - если не подходит, можно и поменять). У Тхеравады, Чань и Гелуг есть много общего, но есть и серьезные различия - в том числе в том, как организована практика.
И анапанасати, и дзадзен, и тибетские упражнения по шаматхе занимаются развитием концентрации внимания. Но логика практики - то, как конкретно достигнутая концентрация внимания применяется, различается во всех трех случаях.
Какой из трех вариантов Вы выберете - это дело Ваше. О Гелуг и Чань говорить не возьмусь, скажу о Тхераваде.
Анапанасати - это одна из практик, входящих в комплекс сатипаттхан (установлений осознанности). Научившись концентрировать внимание, возвращать его снова и снова к наблюдению дыхания, Вы научились не увлекаться вниманием туда, куда его (внимание) влечет любая спонтанно возникающая реакция на то, что происходит. Вы научились не поддаваться гневливости и раздражительности, научились не рассеивать внимание на любые внешние предметы или мысленные ассоциации. Это хорошо и полезно.
Но развитая концентрация внимания - это не самоцель, а инструмент. Для чего инструмент? Для того, чтобы углублять практику сатипаттхан. Раз Вы умеете не уноситься вниманием под воздействием любых спонтанных реакций и мысленных ассоциаций, Вы теперь можете отслеживать то, как и при каких условиях возникают восприятия, мысли, эмоции, волевые импульсы. Замечать, как такое-то восприятие, такая-та эмоция, такая-то мысль, такое-то желание возникло - и не следуя за ним дальше, возвращаться к наблюдению дыхания.
Такое отслеживание позволит, во-первых, не из книг, а в собственном опыте ясно увидеть, что мысли, восприятия, эмоции, желания - это поток обусловленных и непостоянных явлений. Есть условия - они возникают, с неизменностью природного процесса, нет условий - не возникают. Если тренировать эту внимательность, развивать её, то некоторая доля внимания к тому, как возникают психические явления, будет поддерживаться постоянно. В повседневной жизни Вы часто будете замечать - вот, возникла такая-то реакция на это или на то - замечать спокойно, как бы из позиции внешнего наблюдателя.
То есть у Вас не просто гневливость и раздражительность отступит, но и вообще появится более отстраненное и понимающее отношение к собственной душевной жизни. Без драматизаций, без потери равновесия. Станет видно, что в Вашем потоке сознания постоянно происходит не так, где корни нежелательных переживаний, эмоций, слов и поступков. Станет ясно, к каким моментам, к каким, если можно так выразиться, "ошибкам кода" в потоке сознания нужно приложить усилие, чтобы их устранить. Прилагая эти усилия, станет легко вести уравновешенную, нравственную жизнь. Нравственную в буддийском смысле слова, то есть основанную, как минимум, на соблюдении пяти правил, а лучше - на воздержании от десяти неблагих деяний https://suttacentral.net/ru/an10.176 . И не просто нравственную, но и разумную. См., например, AN8.54 https://suttacentral.net/ru/an8.54
Это - основа. А дальше, совершенствуясь во всё более ясном различении явлений, и всё более ясно осознавая их обусловленный и непостоянный характер, можно шаг за шагом углублять очищение ума.
Я уже понял, что смешивать разные практики - бестолковая трата усилий и времени)) Каждая школа - самодостаточная практика, к которой не надо ничего добавлять.
Спасибо за подробный развернутый коммент.
Результат - исчезли гневливость, раздражительность, рассеянность. Я стал по жизни спокойней и собраннее.
Никуда они не исчезли. Просто затаились. А практики вы использовали в виде молотка для забивания их в глубокое бессознательное. Но жизнь всё расставила по своим местам.
Цитата:
Короче, столкнулся с тем, что надо полностью ломать всё, к чему привык за несколько лет, и полностью переучиваться. А это намного сложнее, чем начинать с нуля.
Буду очень благодарен за любые советы и мнения.
Выполучили бесценный опыт как можно любой практикой как идти к свету, так и скатываться во тьму. Будь хоть книжка рукой самого Будды написана. Бесценный наглядный опыт подавления и маскировки омрачений. И того, что на их контроль уходит огромное количество ресурса, так, что не остаётся на дополнительные занятия по визуализации или мантрам.
З
Пытался развивать Шаматху по Ламриму, визуализуя Будду.
Но я уже привык сосредотачиваться на дыхании и на уме. И как только я сажусь в полулотос, ум сам собой спонтанно стремиться сосредоточиться на дыхании.
Когда я пытаюсь сосредоточиться на образе Будды, то постоянно отвлекаюсь на дыхание и не могу соредоточиться.
Короче, столкнулся с тем, что надо полностью ломать всё, к чему привык за несколько лет, и полностью переучиваться. А это намного сложнее, чем начинать с нуля.
Буду очень благодарен за любые советы и мнения.
Добрый день. Я использую разные методы и визуализацию, и мантру, и сосредоточение на дыхании, уме. На мой взгляд это все дело выработки правильной привычки.
А как это вам удается? Ведь считается, что один из факторов хорошего сосредоточения - привычность объекта. Привыкнуть сразу ко многим объектам сложно, ИМХО.
В чем это заключается? Полагаю, это не только моя проблема. Многие вначале пытаются заниматься самодеятельностью, делают что подряд, книжек разных - тьма, а когда доходит дело до нормальной практики, выясняется, что они всё делали не так, и надо полностью переучиваться.
хозяин Ничего
Скажите, а какая была ваша конечная цель при начале обучения буддизму.
В самом начале цель - очень практичная: исправить тяжелый характер, который - причина дукхи и для меня, и для всех окружающих.
Ваша история очень обычная. Те практики, которые продвигают широко-известные учителя - это как правило довольно мощные системы тренировки, подходящие для серьезно устремленных людей. Редко среди начинающих буддистов-фарангов попадется человек, который вообще адекватно осознает свои мотивации и свои цели.http://dharma.org.ru/board/topic7235.html У вас хоть с этим всё в порядке. Часто людей несет можно сказать ураганом, и цель меньше чем "окончательную" они для себя сформулировать ...стесняются что ли..
Для исправления характера и вообще для глубоких изменений личности человеку, живущему в миру - согласно Тхераваде - может быть и не нужны бхаваны. А достаточно интегрировать практику в свою жизнь, именно что комфортно. http://dharma.org.ru/board/post353828.html#353828
В нашей культуре считается, что человек меняется к лучшему после пережитых испытаний. Это наслоение смыслов из христианства видимо. И поэтому многие думают, что раз практика, то надо чтобы до мозолей. По моему именно счастье как результат личного духовного продвижения - это главная преобразующая сила. _________________ АН 1.140 [Бхагаван сказал]: «Монахи (bhikkhave), те бхиккху, которые объясняют неверную Дхамму (adhammaṃ) как неверную, делают это ради благополучия многих людей (bahujanahitāya), ради счастья многих людей (bahujanasukhāya), ради блага (atthāya), благополучия (hitāya) и счастья (sukhāya) многих дэвов и людей (devamanussānaṃ). Эти бхиккху порождают много заслуг (puññaṃ), и укрепляют Истинную Дхамму (saddhammaṃ).
З
Пытался развивать Шаматху по Ламриму, визуализуя Будду.
Но я уже привык сосредотачиваться на дыхании и на уме. И как только я сажусь в полулотос, ум сам собой спонтанно стремиться сосредоточиться на дыхании.
Когда я пытаюсь сосредоточиться на образе Будды, то постоянно отвлекаюсь на дыхание и не могу соредоточиться.
Короче, столкнулся с тем, что надо полностью ломать всё, к чему привык за несколько лет, и полностью переучиваться. А это намного сложнее, чем начинать с нуля.
Буду очень благодарен за любые советы и мнения.
Добрый день. Я использую разные методы и визуализацию, и мантру, и сосредоточение на дыхании, уме. На мой взгляд это все дело выработки правильной привычки.
А как это вам удается? Ведь считается, что один из факторов хорошего сосредоточения - привычность объекта. Привыкнуть сразу ко многим объектам сложно, ИМХО.
Осознанность, сосредоточение на уме, теле, дыхании + мантра постоянно стараюсь практиковать, даже когда занят делами, работой. То есть это не отдельная практика в сидячей медитации. В сидячей медитации может быть визуализация разного рода (расширение сознание - представление что сознание головы широко как океан или как небо, отделение наблюдающего сознания от мыслей) или концентрация без визуализации на чакрах. То какая будет сидячая медитация выбирается спонтанно.
P.S. Но у меня цели частично буддийские. Не только освобождение, но и трансформация природы.
Я начал интересоваться буддизмом 7 лет назад. Читал книжки, и пытался по ним практиковать.
Мне попались книжки про Тхераваду и Дзэн. И я начал прктиковать Анапанасати и Дзадзэн. Кстати, между ними очень много общего.
И практиковал я Анапанасати и Дзадзэн года 3.
Результат - исчезли гневливость, раздражительность, рассеянность. Я стал по жизни спокойней и собраннее.
А потом решил, что хватит самодеятельности, пора принимать Прибежище.
И принял Прибежище в тибетской школе Гелуг. В России тибетский буддизм наиболее распространен, и учителей тибетского буддизма у нас больше, чем учителей других направлений.
И стал, как положено, читать молитвы, выполнять визуализации, начитывать мантры.
В результате, от бесконечных визуализаций стала болеть голова. От начитывания мантр и молитв я охрип, и стали неметь губы и язык. Стал снова раздражительным, появилась бессонница. Раньше бессонницы никогда не было.
Короче, всё то немногое, что я достиг, выполняя Анапанасати и Дзадзэн куда-то исчезло. Я вернулся туда, где я был до того, как заинтересовался буддизмом.
Пытался развивать Шаматху по Ламриму, визуализуя Будду.
Но я уже привык сосредотачиваться на дыхании и на уме. И как только я сажусь в полулотос, ум сам собой спонтанно стремиться сосредоточиться на дыхании.
Когда я пытаюсь сосредоточиться на образе Будды, то постоянно отвлекаюсь на дыхание и не могу соредоточиться.
Короче, столкнулся с тем, что надо полностью ломать всё, к чему привык за несколько лет, и полностью переучиваться. А это намного сложнее, чем начинать с нуля.
Буду очень благодарен за любые советы и мнения.
Соавнения питают сомнения, сомнения разрастаются и вот Вы не знаете где находитесь и куда Вам идти. Вы можете бросить одно, доугое, третье. Или можете двигаться дальше. Но можете сделать просто паузу. Осмотритесь. Не требуйте от себя решений. Пусть решение созреет. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№357003Добавлено: Пн 20 Ноя 17, 10:24 (7 лет тому назад)
Есть довольно ясное указание Бхагавана о четырёх правилах продвижения или торможения в практике, которое является прямой метафорой возделывания сада-огорода - что естественно, так как само слово "бхавана" буквально означает возделывание.
Итак, возделывание своего поля, взращивание добрых плодов:
1. Легко восходят добрые ростки, легко выпалываются дурные корни - возделывание идёт очень хорошо, продолжай в том же духе - успех очевиден;
2. Легко восходят добрые ростки, трудно выпалываются дурные корни - возделывание идёт в тяжком месте, приложи усердие (вирия) - успех ожидаем;
3. Трудно восходят добрые ростки, хотя дурные корни разрастаются меньше - возделывание идёт очень тяжко, что-то неправильно, неуместо - успех не очевиден;
4. Скудны, трудны и ничтожны добрые ростки, обильно разрастаются дурные корни - возделывание невозможно, успеха не жди... На болоте хлеб не растёт. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Обсудить эти затыки с Ламой. Предпочесть частые коротенькие практики длинным читкам мантр и т.д. Ослабить концентрацию (выглядит так, как будто она несколько чрезмерная) - технически, этому способствует направление взгляда ниже, чем обычно установлен в практике. Короче, расслабиться. Если Гелуг (Сарма) всё же не подходит, я бы попробовал Ньингма. А если вообще никак с ТБ, имхо, лучше практиковать Сото-сю (либо найти Учителя на Тайване). Наиболее сохранная традиция, мне кажется.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы