№376242Добавлено: Ср 24 Янв 18, 03:34 (7 лет тому назад)Практика наблюдения ума своим умом (...?!)
Модная, наверное еще со времен Кришнамурти, практика. Продвигал ее Ошо, а за ним масса других адептов неоадвайты и неовипассаны.
Созерцание собственного ума подается как некая панацея, как самодвижущаяся, самоусложняющаяся методика, которая проводит сама собой от простых начальных этапов и вплоть до просветления.
Суть ее в общих чертах заключается в нескольких центральных мотивах:
- наблюдение (свидетельствование) ума умом естественным образом приводит к успокоению ума и исчезновению мыслей. Этот метод - простого отстраненного наблюдени - восхваляется как нилучший ненасильственный, искуссный метод остановки внутреннего диалога. А как известно, кто не думает, то не страдет. О_о, не искажает реальность концепциями, живет настоящим моментом действует спонтанно, на уровне интуиции и озарения.
Механизм в отстранении и концентрации на ловле мышей мыслей. А если ты кот, то ты не мышь.
Бывае правда и такое раздвоение. О нем как раз чуть ниже
- Если Вы, как наблюдатель одно, а мысли другое, и занявшись наблюдением мысли, ум, наблюдаемое - живет своей жизнью, то естественно, что мысли не Я... Наблюдение ума, объективизация ума, отделяет чувство "Я" от значительного куска ума. Происходит разотождествление.
В том числе со многими загрязнениями. sumum bonum в действии. Джаст обзёрв и всех произойдет само собой. Злишся? наблюдай со стороны. Чувствуешь себя обиженым? Наблюдай "чувство себя" в уме, обиду, мысли об обидчике. Разрыв вовлечения, отстранение, - лишает подпитки и рвет привязанность.
- наблюдая ум, сознание тем самым рефлексирует на самое себя, отрываясь от внешних "будто бы реальных" объектов (мы-то, просветленные последователи адвайты, знаем как оно на самом деле), оторвашись от чувств и материального мира, Пуруш таки может познать самого себя в изначальной неизреченной природе. Если практика делается на буддистской платформе, отрыв от объектов уходит все дальше и дальше, грубые слои ума снимаются один за другим, открывается тонкое сознание ясного света, потом даже достигается пустота как основа, и даже недвойственность сознавания и неосознавания...
а в идеале прекращения (ниродха) - это уже как кому доктрина разрезрешает и где велит останавливаться/не-останавливаться. Таким образом разотождествление продолжается до тех пор, пока отбросив все листья и лепестки, в центре Лотоса ума находят... Ничего... Что и является великой сутью и мочью буддизма перед всеми другими восточными религиями - мол, "вы то не доконца капусту крошили, а вот Мыыы..." Ведь так оно и есть, Пуруш тоже иллюзия, майя... Но я отвлекся)
И так, еще одно преимущество
- Наблюдение ума свои умом дает плюс 100500 очков к самопознанию (да и осознанности, для чего бы она ни была, добавляет) Если мудрецы говорят "познай себя", то только об этом - о наблюении ума, углублении в себя. Ты стаешь прошареный в этих лабиринтах, знаешь что к чему, где что и как... Как оно работает. Осознанность [к уму] можно практиковать целый день, круглосуточно, даже во сне, тем самым делая всю жизнь медитацией, а не только практикуя в определенной позе и месте.
- медитация на ум самое совершенное из всех изобретений религиозной мысли. Она не требует молитв богам и веры, не делится на уровни, разряды, виды. Проста в объяснении (сложна в исполнении), в том или ином виде является Шахадой для всех гуру, проповедуется на всех сатсангах.
Злые языки поговаривают, что ее придумал сам Будда. Что интересно, это не далеко от истины. Правда кроме Ума, он предлагал наблюдать тело, чувства, какие-то непонятные дхармы.
При том ум не "какой попало", а в контексте его состояний... - что называется практикой сатипаттханы.
Не ясно также что он подразумевал под сатипаттханой - отдельные медитативные практики или некоторые общие приемы для самой медитации. А когда узнают, что он был за авторитарные формы управления мыслями и эмоциями, сразу делают кислые мины и пропускают мимо ухов. Такую информацию главное правильно отнаблюдать, чтобы она проплыла как тучи в небесах. Ведь "Я" - это Небо, необусловленный Смотритель, а тучки уходят и приходят...
Какая однако блаженная простота. Ни тебе нидан, ни тебе аниччи с анаттой.
Меня все время так и тянет, так и смывает...
туда... к изначальной простой и чистой осознанности. Где не надо думать, где все просто. И разотождествление меня с моим Меня происходит само собой.
Джаст Обзёрв братки, Джаст Обзёрв
Peace, Love... Mindfulness _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 17830 Откуда: Москва
№376290Добавлено: Ср 24 Янв 18, 11:17 (7 лет тому назад)
Mindfulness,
Вообще по классике йоги наблюдение за мыслями в уме самим умом это первый этап. И эта способность уже развита в большинстве человечества через буддхи. Но буддхи это сам по себе инструмент пракрити. То есть, если Вы еще в буддхи, то одна часть пракрити наблюдает другую часть пракрити. Цель же в йоге достичь сознания пуруши. Это та наблюдающая часть, которая не затронута никакими движениями природы и может их наблюдать, в том числе и буддхи. Это то что эмпириокритик писал о наблюдении за наблюдающим. Некоторые йоги идут еще дальше пуруши. Пуруша может осознать себя не только свободным от пракрити, но и осознать себя ишварой пракрити. То есть наложить свою волю на изменение движений природы.
Но я согласен с Вашей иронией по поводу того, что иногда наблюдение буддхи (первый этап) выдается за финал.
№376327Добавлено: Ср 24 Янв 18, 12:06 (7 лет тому назад)
в таком переводе:
Цитата:
III. Созерцание ума: (Читтанупассана)
И каким образом монах отслеживает ум в уме?
При этом монах распознает
Ум со страстью, как ум со страстью; ум без страсти, как ум без страсти;
Ум с отвращением, как ум с отвращением; ум без отвращения, как ум без отвращения;
Ум с заблуждением, как с заблуждением; ум без заблуждения, как без заблуждения;
Суженное состояние ума, как суженное состояние ума;
Просторное состояние ума, как просторное состояние ума;
Состояние ума, по отношению к которому есть умственно более высокое состояние ума, как состояние, по отношению к которому есть умственно более высокие состояния;
Сосредоточенное состояние ума, как сосредоточенное состояние ума; не сосредоточенное состояние ума, как не сосредоточенное состояние ума;
Освобожденное состояние ума, как освобожденное состояние ума; не освобожденное состояние ума, как не освобожденное состояние ума;
Таким образом он отслеживает ум в уме внутренне, либо он отслеживает ум в уме внешне, либо он отслеживает ум в уме внутренне и внешне. Он отслеживает факторы возникновения в уме, либо он отслеживает факторы исчезновения в уме, либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в уме.
Либо его памятование соотносится с мыслью «Ум существует» по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире.
справедливости ради надо сказать, что "citte cittānupassī" - это "отслеживает или наблюдает мысли мыслями (или в мыслях)". Но не "ум в уме". Из этого следует то, что во всех перечисленных случаях выше говорится о мыслях. То есть о продукте ума и о том, что ум воспринимает.
№376349Добавлено: Ср 24 Янв 18, 12:35 (7 лет тому назад)
Более точный перевод: "Он пребывает в отслеживании исключительно ума внутренне, или он пребывает в отслеживании исключительно ума внешне, или он пребывает в отслеживании исключительно ума внутренне и внешне". "Пребывает, отслеживая ум в уме" не совсем корректно.
№376357Добавлено: Ср 24 Янв 18, 12:56 (7 лет тому назад)
ум отследить нельзя, только мысли. Это как слушать человека, который ничего не говорит. А вот когда сказал - отслеживаются его слова.
... в любом случае "читта" - это не ум, а мысль (ближе всего по смыслу так можно перевести).
Ум - это "мано" в палийских текстах или "манас" на санскрите _________________ живите больше
Модная, наверное еще со времен Кришнамурти, практика. Продвигал ее Ошо, а за ним масса других адептов неоадвайты и неовипассаны.
Созерцание собственного ума подается как некая панацея, как самодвижущаяся, самоусложняющаяся методика, которая проводит сама собой от простых начальных этапов и вплоть до просветления.
Не так. И, тем более, ни Ошо, ни Кришнамурти не могли такое "продвигать". Дело всё в:
1) Неправильных переводах, которые базируются на следующем пункте. А ещё хуже - переводов с переводов (на русский с английского, а туда с восточных языков). Соответственно, в неправильном понимании.
2) Мистика и эзотерика "изучаются" несистемно и в каждой эпохе, в каждой "ветви" и у каждого "мастера" свой базовый алфавит объяснения феноменов запредельного. Сюда ещё сильную искажающую лепту вносит первый пункт и труды разного рода изучальщиков мистики с дивана. Типа тех же самых буддологов, которые далеки от буддизма.
3) Пользуясь умом невозможно выйти за его пределы. Как в рассказе про Мюнхгаузена, который тащит себя за косу из болота. Принципиально невозможно, пользуясь умом: словами, мыслями, идеями, концепциями, картинами мира, воззрением и прочим, выбраться за рамки ума.
Можно с этого начинать, конечно. Так все делают. Но рано или поздно видна тупиковость этой ситуации.
Что может сделать человек? Ровным счётом ничего, пока он отождествлён с умом. Он в любом случае неправильно поймёт (и не туда побредёт) - нет общего "алфавита" для описания внеумственных феноменов. Каждый создаёт свой.
Можно только постоянно практикуя пробудить в себе "внутреннего будду". Этот процесс не управляется никак, он спонтанен и не зависит от внешних условий. Кто-то и вовсе может не практиковать ничего специального, но пробудиться. А уже от этого момента начинается вся история. Тогда за любыми описаниями и неправильными интерпретациями будет виден (сначала понемногу) истинный смысл, истинные переживания и истинные пути. Будет, естественно, много ошибок, но это в наши времена неизбежно.
Понимаете? Сначала надо пробудить наблюдателя вне ума. Тогда подобные практики начнут работать. Иначе - нет. Об этом всю жизнь говорил Кришнамурти, но его так никто и не понял из последователей. Об этом многословно говорил Ошо: нет пути через ум, даже не старайтесь. Делать можно, но что пробудит - никому не известно. _________________ Самопознание и самотрансформация. Мой уютненький дневничок: antardhan.livejournal.com
№376369Добавлено: Ср 24 Янв 18, 13:39 (7 лет тому назад)
Если это практики Кришнамурти и Ошо, то зачем их обсуждать здесь?
Если же Вы имеете в виду полемику с какими-то интерпретациями буддизма, то и надо, ИМХО, писать прямо, о чём идёт речь. Понятно, что "наблюдать ум", а не конкретные возникающие и исчезающие феномены - это не слишком правильное занятие. Столь же понятно, что развивая мудрость, не следует забывать о нравственности и сосредоточенности, развивая сосредоточенность - о нравственности и мудрости, развивая нравственность - о мудрости и сосредоточенности. Вы имеете в виду это, или нечто иное, более конкретное? _________________ Границы мира - это границы языка
Если это практики Кришнамурти и Ошо, то зачем их обсуждать здесь?
Если же Вы имеете в виду полемику с какими-то интерпретациями буддизма, то и надо, ИМХО, писать прямо, о чём идёт речь.
Я не понял, что за хозяйский тон?! Давайте Вы не будете указывать что и как мне писать. И оценивать на сколько тема относится к разделу. _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
Если это практики Кришнамурти и Ошо, то зачем их обсуждать здесь?
Если же Вы имеете в виду полемику с какими-то интерпретациями буддизма, то и надо, ИМХО, писать прямо, о чём идёт речь.
Я не понял, что за хозяйский тон?! Давайте Вы не будете указывать что и как мне писать. И оценивать на сколько тема относится к разделу.
Если я Вас оскорбил, приношу извинения. Ничего оскорбительного не имелось в виду. Очевидно, упрекнув Вас в неясности, сам неясно выразился - и обратил свой упрёк против себя самого.
Теперь о моей интенции. Это не позиция "хозяина" (чьего?). Это позиция читателя, который не понимает, что, собственно, хочет сказать топикстартер. Ничего более. _________________ Границы мира - это границы языка
№376428Добавлено: Ср 24 Янв 18, 15:39 (7 лет тому назад)
Ну раз не понимаете, можете не писать, не обращать внимания.
Или уточнить, хотябы. Задав вопрос _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы