№233138Добавлено: Пт 20 Фев 15, 16:35 (10 лет тому назад)
Собственно этот вопрос был сформулирован Достоевским в Преступлении и наказании. Вопрос был сформулирован им хорошо, хоть и преувеличенно, а вот его ответ был какимто скомканным и неубедительным - Родион на каторге ударился в религию и стал чрезвычайно добрым и кротким, с чего бы это? Тоесть - без религии никак?
Или сказать так, что избегание мук совести перевешивает выгоду быть преступником? Но это же чисто психологический момент. Еслиб преступления Родиона были постепенными, вначале мелкими небольшими, как обычно это и происходит, то мук бы и не было. Достоевский намеренно делает гротеск - взял и убил старушку топором да еще и кухарку с ней. И финал очевиден - психика Родиона не выдержала. А вот еслиб Родион стал бы мелким чиновником, потом продвигался за счет и ума и подлости, становясь все крупнее по рангу, то стал бы мерзавцем генерал-губернатором каким нибудь, или оставался бы мелкой сошкой, но неподозревающим о том что он мерзавец. И вот такой немучающийся преступник Родион - вот настоящая картина жизни и ее основная проблема.
Достоевский ее не увидел. А Будда увидел. Но лекарство которое он прописал, какето уж очень радикальное. И все таки опять же религиозное.
Бесчувственность - то, к чему стремятся аскеты-самоистязатели (вспоминаем легенду о пробуждении) - тупиковый путь, поскольку исключает как раз самое главное - осознанное переживание. Стремясь отключить чувствительность к болезненному, они отключают и чувствительность к приятному. Результат - каталепсия, неспособность вообще что-либо чувствовать. Помните (?), ощупывая свой позвоночник,проступавший из кожи живота, Сиддхартха понял, что только чрезвычайно несчастный человек может назвать бесчувственность счастьем.
Что конкретно вы имеете ввиду под чувствами? Vedanā? Или эмоции?
Что вы имеете ввиду под безчувствием?
Be it a pleasant feeling, be it a painful feeling, be it neutral, one's own or others', feelings of all kinds — he knows them all as ill, deceitful, evanescent. Seeing how they impinge again, again, and disappear, he wins detachment from the feelings, passion-free. SN36.2
Самое спокойное спокойствие это когда ничего не ощущается
"Just that is the pleasure here, my friend: where there is nothing felt." - AN9.34
и
nibbānaṃ paramaṃ sukhaṃ (Dhp 204, МN75) Ниббана это самое высшее счастье.
_________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
№233168Добавлено: Пт 20 Фев 15, 20:02 (10 лет тому назад)
Alex123
Хорошие вопросы, правильные
Простофиля
Вы просто не очень понимаете лекарство, предложенное Буддой.
В действительности оно очень простое, слишком простое для понимания, в нем попросту нечего понимать.
Когда Вы что-то делаете уверенно, с опытом, Вы действуете не задумываясь, автоматически. Едите ли Вы, орудуя руками и столовыми приборами, идете, управляя движением рук, ног и положением тела - Вам не нужно это сознательно контролировать.
Так же без сознательного контроля Вы узнаете знакомые цвета и формы, запахи, звуки, вкусы, тактильные ощущения и разные идеи.
Вам не нужно следить за этим сознательно, но если хотите, Вы можете обращать на это внимание.
Будда всего лишь говорит - научитесь следить за своим умом, разберитесь, из чего он состоит и перестаньте быть невеждами в этом, доверяя разным ложным взглядам. Перестаньте заблуждаться в отношении себя. Начните смотреть на собственную природу, природу себя и внимательно рассмотрите ее во всех деталях.
Слово Будды - лишь способ навигации в том, куда и как направлять внимание.
Метод Будды - четыре основы внимательности, развитие внимательности и правильные объекты для внимательности.
Есть много лекарств, придуманных и Буддой и его последователями, помогающих избавиться от множества заблуждений, ложных взглядов и фиксированных идей. Эти лекарства зависят от конкретных заболеваний и нередко, при неправильном (неназначенном учителем) применении они вызывают привязанность и зависимость.
Чем больше Вы наблюдаете за собственным умом, тем больше Вы проникаете в его природу, и тем устойчивее и бдительнее становится сама способность внимания, тем более тонкие явления Вам удается в уме разглядеть.
Будда и учителя дают множество классификаций того, что Вы найдете в уме. Но это не философские выкладки. Это карта, по которой нужно сверяться, практикуя внимание к уму.
Поэтому бедному философу нужно бросить все наколлекционированные идеи и обратить все внимание, какое есть, на то, где это внимание обнаруживается из момента в момент, что им движет, и что мешает его направлять и удерживать, а так же оставлять ненаправленным и неудерживаемым, пребывающим в покое, безмятежности, неподверженности возникающим снова и снова побуждениям. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№233170Добавлено: Пт 20 Фев 15, 20:16 (10 лет тому назад)
Простофиля
Вы - зайчик. Ваши мысли - волк.
Если зайчику не дать Дхарму, его съест волк.
Ибо от кармы зависит - какому зайчику какой волк попадется. _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Простофиля
Вы просто не очень понимаете лекарство, предложенное Буддой.
В действительности оно очень простое, слишком простое для понимания, в нем попросту нечего понимать.
Очень сложно построенная фраза. Не понятно - "просто" или всеже так "просто", что не "просто"?
Намек на дзенский секрет Полишенеля - мы всего лишь обычные смертные насекомые? Выдумавшие себе проблемы и способы их решения?
Когда Вы что-то делаете уверенно, с опытом, Вы действуете не задумываясь, автоматически. Едите ли Вы, орудуя руками и столовыми приборами, идете, управляя движением рук, ног и положением тела - Вам не нужно это сознательно контролировать.
Так же без сознательного контроля Вы узнаете знакомые цвета и формы, запахи, звуки, вкусы, тактильные ощущения и разные идеи.
Вам не нужно следить за этим сознательно, но если хотите, Вы можете обращать на это внимание.
Будда всего лишь говорит - научитесь следить за своим умом, разберитесь, из чего он состоит и перестаньте быть невеждами в этом, доверяя разным ложным взглядам. Перестаньте заблуждаться в отношении себя. Начните смотреть на собственную природу, природу себя и внимательно рассмотрите ее во всех деталях.
Слово Будды - лишь способ навигации в том, куда и как направлять внимание.
Метод Будды - четыре основы внимательности, развитие внимательности и правильные объекты для внимательности.
Только и всего лишь? И никакой религиозности, никаких Чистых Земель, прошлых-будущих жизней, и тд?
Типа уровня рядового психолога - наслаждайтесь жизнью, не создавайте себе и другим проблем, будьте внимательны к себе и к другим, будьте умны - прогнозируйте последствия. Есстественно в пределах ваших возможностей, которые частично возможно изменить-улучшить, частично нет. Или Вы верите что в результате практик правильной внимательности откроется Третий Глаз и тд?
Есть много лекарств, придуманных и Буддой и его последователями, помогающих избавиться от множества заблуждений, ложных взглядов и фиксированных идей. Эти лекарства зависят от конкретных заболеваний и нередко, при неправильном (неназначенном учителем) применении они вызывают привязанность и зависимость.
Эти много лекарств ведь возможно классифицировать? Ну там психотропные, обезбаливающие, усиливающие обмен веществ и тд?
Какая доля религиозных в этом списке лекарств на Ваш взгляд?
Если назначить религиозное лекарство нерелигиозному человеку - что будет?
И еще вопрос - о ложных взглядах - не получится ли так, что приняв одно лекарство, скажем религиозное, придется принимать другое, потому что предыдущее ухудшило состояние?
Чем больше Вы наблюдаете за собственным умом, тем больше Вы проникаете в его природу, и тем устойчивее и бдительнее становится сама способность внимания, тем более тонкие явления Вам удается в уме разглядеть.
Количесто не всегда переходит в качество. Иначе просветленность, способность к всеведению и тд достигалось бы просто количественным показателем времени проведенной в определенной медитации. Люди по 50 лет сидели в ретритах и толку никакого. Конечно всегда можно сказать - неправильный ретрит был. Или, если религиозно - карма не созрела.
"Разглядеть тонкие явления в уме" - и что? Суть одна, что у тонких , что грубых. Тонкие лишь нюансы основных явлений.
Будда и учителя дают множество классификаций того, что Вы найдете в уме. Но это не философские выкладки. Это карта, по которой нужно сверяться, практикуя внимание к уму.
Эта карта религиозна. Разве нет? Она предполагает ВЕРУ в круг перерождений уникального обособленного потока сознания.
Психологи и нейрофизиологи также дают классификации поведенческих особенностей, характера мыслей, механизма и причин возникновения этих мыслей - но буддистов подобные новации не интересуют. Странно - да?
Поэтому бедному философу нужно бросить все наколлекционированные идеи и обратить все внимание, какое есть, на то, где это внимание обнаруживается из момента в момент, что им движет, и что мешает его направлять и удерживать, а так же оставлять ненаправленным и неудерживаемым, пребывающим в покое, безмятежности, неподверженности возникающим снова и снова побуждениям.
Полемезируя сам с собой, я тоже ответил бы себе также - брось заморачиваться, живи моментом, решая конкретные задачи - что нужно ИМЕННО ТЕБЕ, что ты хочешь получить в итоге, чего достичь.
Но не все так просто, как Вы это тоже заметили, запутавшись в просто-непросто. Стремясь решать непосредственные задачи для желанного результата неизбежно задумываешься об общих причинах, механизмах решения, потомучто успех зависит от понимания общей картины. Без такого понимания действия будут подобны тыканью слепого котенка, ищущего где теплее и сытнее.
Вот мы говорим о лекарствах Будды. Но ведь их действие и они сами основаны на понимании чем является человек и вообще живое существо. Понять это - и есть способность выписывать лекарства. Только у меня впечатление такое что большинство предлагаемых лекарств - обезбаливающие раковому больному. И вопрос в том - если больной раком узнает что он болен раком, станет ли ему от этого легче? Я думаю, что нет. Ну тоесть он узнает... и начнет принимать обезбаливающие, которые создадут ему впечатление что рака у него нет.
Не по этому ли принципу построено Учение Будды как нерелигиозная основа знания о человеке, с религиозным набором обезбаливающих лекарств?
№233288Добавлено: Сб 21 Фев 15, 12:46 (10 лет тому назад)
Верно, Будда предлагает пробудиться и увидеть, чем же всё является на самом деле. Увидеть общую картину. А вот описание картины и всего прочего мифологичны и религиозны потому, что такова парадигма мышления того общества. В наше время и в нашем обществе другая парадигма - и сейчас уже много появилось других описаний, когерентных нашей парадигме. Что же касается тщательного сохранения мифологическо-религиозного описания - так а как же иначе? Это - первое, оригинальное издание Дхармы.
Конечно, теперь для понимания того, что описывалось, требуется перевести не только слова языка, но и то, что эти слова значили для тех, кто их записывал. Именно этой полезной деятельностью сейчас и занимаются многие авторы. Хотя в их адрес звучат обвинения коллекционеров-библиотекарей в новоделе. Но, по-моему, товарищи просто забывают, что весь известный нам сейчас буддизм чуть меньше, чем полностью, был когда-то новоделом.
Понятно, что баланс должен быть именно в том, чтобы производить новое, не теряя старого. Чтобы не терялась связь, та самая преемственность. А она есть - и это хорошо.
№233293Добавлено: Сб 21 Фев 15, 13:46 (10 лет тому назад)
А то что первое издание безнадежно устарело - ничо?
Ведь и 4БИ сейчас выглядят не как данность, а как следствие. Следствие эволюционной картины мира.
Страдание, неспокойность - непременное следствие существования белковой формы жизни, его условие.
Снятие психического напряжения возможно лишь как единоличный трюк особой установки сознания на религиозность, прямую или косвенную откровенную - есть Бог, рай, ад, либо косвенную, но придающую смысл - некий индивидуальный поток сознания.
Это хорошая мина при плохой игре. Потомучто это предложение - "увидеть чем же все является на самом деле" провактивно. Оно провоцирует на то, чтобы засеть за книги по биологии, психологии, нейрофизиологии, физики, химии, медицине, социологии, этологии, и тд. Ведь так гораздо быстрее и главно более предметно, а не обобщенно-абстрактно узнаешь о том, каким все является.
Причина по которой многим современым образованным людям интересен буддизм в том, что прямая религиозность не удовлетворяет их критическим фильтрам - че еще за Бог на небасах? А поток сознания путешествующий из жизни в жизни - вроде как проходит эти фильтры, если человек не интересовался специально вопросом как возникает религиозность и зачем она вообще нужна (чтобы снять психическое напряжение страха смерти и придать смысл существованию).
№233331Добавлено: Сб 21 Фев 15, 15:59 (10 лет тому назад)
А картины Лонардо тоже утарели?
Да, чтобы попытаться понять что-то о том, как же всё на самом деле устроено, можно заесть за книги, в которых другие люди пытались записывать то, что они могли понять или представть о том, как же всё устроено.
Но то главное, что предлагает буддизм современному человку, по-моему - это возможность буквально узреть, чем же все является на самом деле для тебя самого. Включая и тебя самого.
- брось заморачиваться, живи моментом, решая конкретные задачи - что нужно ИМЕННО ТЕБЕ, что ты хочешь получить в итоге, чего достичь.
Но не все так просто
Когда говорят, что буддизм психологичен, еще не понимают насколько.
Постройте "модель для себя", свод правил и рекомендаций - как получить максимум наслаждений в этом мире и подольше его удержать.
А потом сравните - насколько будет отличаться порядок действий от мотивированных "всем живым существам". После учитывания всех тончайших нюансов получим ... всё ту же Дхарму Будды _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
№233337Добавлено: Сб 21 Фев 15, 16:33 (10 лет тому назад)
Картины Леонардо - классика. И конечно устарели в смысле новизны идей и способа передачи образа. Если представить, что найдена неизвестная картина Леонардо, и автор и тем более - время написания неизвестно. То такая картина вероятно будет признана имитацией классицизма или еще одним ее образцом. И заметного влияния не окажет на состояние умов и тд.
На отдельного человека - возможно. Но на отдельного человека повлиять может что угодно и как угодно.
Я не призываю списать в утиль весь буддизм. Я призываю разобраться в вопросе - что, почему и как. Как конкретно меняют психику буддистские практики, каков механизм этого. Кто нибудь это делал непредвзято?
Исследования влияния религиозности разумеется были. Если буддизм один из вариантов религиозности, то он подпадает под эти исследования и соответствующие выводы.
Что значит буквально узреть? Каким образом - сесть в определенную медитацию и понять процессы в головном мозге, в социуме, в окружающей природе? И причем - БУКВАЛЬНО? - Тоесть не как образы а зафиксировать это понимание в буквы, слова, фразы?
Ньютон,Дарвин, Эйнштейн, Сеченов - были буддистами? Или они по вашему ничерта не понимали и не приближали понимание того, "как все устроено", а вот Нагарджуна, Васубандху и др - вот они то как раз все понимали и именно благодаря им мы, все человечество.....
Кажется человечество проголосовало ногами - против. Конечно и коллектив может ошибаться, даже такой глобальный как человечество. И интересно что человечество все больше и больше ошибается в этом случае в сторону Ньютона и Дарвина.
Возможно что противопостовлять неверно. Однако такое противопоставление есть по факту на уровне личностей. Причем очень часто такие личности лишь декларируют себе и другим их буддийские источники познания "как все устроено" и на самом деле в своей жизни пользутся другими источниками знания того, как БУКВАЛЬНО все устроено.
№233340Добавлено: Сб 21 Фев 15, 16:45 (10 лет тому назад)
Так во времена Васубандху или Нагарджуны не было Дарвинов и Юнгов. Верней, можно сказать, что они и были Дарвинами и Юнгами своего времени.
А о влиянии религиозных, и в частности буддийских практик на психику написано немало, по крайней мере, на английском.
№233350Добавлено: Сб 21 Фев 15, 17:05 (10 лет тому назад)
Фикус и что там пишут, если вкратце?
Про то что в те времена Дарвинов и Юнгов не было это понятно. Но сейчас то они есть. А многиие буддисты (если не все) продолжают жить так как будто их нет. Вот скажите какое например влияние на изменения Дхармы оказали Дарвин, Сеченов и тд? Действительно что буддистские практики смогли предвосхитить некоторые открытия в области психологии - влияние архетипичности на сознание, эффект аффирмации и др. Однако такие важнейшие вопросы физиологии живых существ как механизм памяти, генетика, отбор - для древних буддистов были неизвестны. И современные почемуто продолжают игнорировать, как будто исследований в этой области нет и человек и его психика некий черный ящик - сознание-хранилище, алая-виджняна.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы