Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Чайтасика (санскрит), Четасика (пали).

Страницы 1, 2  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
OtrajaushiI



Зарегистрирован: 20.12.2013
Суждений: 17
Откуда: Вологда

178550СообщениеДобавлено: Пт 20 Дек 13, 18:23 (3 года тому назад)    Чайтасика (санскрит), Четасика (пали). Ответ с цитатой

Доброго времени суток! Занимаюсь изучением Дхармы по "Энциклопедии Абхидхармакоша", Васубандху в переводе Рудого.
Столкнулся с термином четасика, кто знает определение, или источник где это определение есть? Заранее благодарен.

_________________
Всё, что подчиненно закону возникновения, подчиненно закону разрушения.


Последний раз редактировалось: OtrajaushiI (Сб 21 Дек 13, 09:07), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Лотос
Vesta


Зарегистрирован: 20.09.2013
Суждений: 1307
Откуда: Белоруссия

178558СообщениеДобавлено: Пт 20 Дек 13, 18:43 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Четасика - нейтральные факторы сознания (четасика) не способны определять направление человеческого разума...
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18026

178564СообщениеДобавлено: Пт 20 Дек 13, 18:59 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

OtrajaushiI
Не уж-то там нет определения. Четасика (это на пали, а на санскрите, в Коше, должно быть чайтасика) - то что относится к уму (ум это читта), то есть это умственное. Обычно, эти факторы ума (или сопровождающие ум) противопоставляются рупе (материальному или телесному) и самой читте. Vesta не правильно пишет, что это нейтральные факторы.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
OtrajaushiI



Зарегистрирован: 20.12.2013
Суждений: 17
Откуда: Вологда

178771СообщениеДобавлено: Сб 21 Дек 13, 09:03 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Test

Вы правы,
1)  Чайтасика (санскрит), четасика (пали).
2) определение там есть.
3) Vesta мимо, я понял.
                                         Карика 21.

    Из явлений сознания чувствования и понятия
    образуют две раздельные группы, поскольку они служат
    источниками раздоров и причинами круговорота бытия,
    [а также] потому, что существует принятая
    последовательность [групп].

Два источника конфликтов (раздоров) — это привязанность к чувственным наслаждениям и привязанность к [ложным] воззрениям. Их главными причинами являются соответственно чувствования и понятия-представления. Испытывая чувственные [наслаждения, люди] привязываются к объектам чувственного мира, а из-за ошибочных понятий-представлений они привязываются к ложным воззрениям.
Эти [чувствования и понятия] служат также главными причинами круговорота бытия, ибо те, кто жаждет чувственных наслаждений и имеет ложные воззрения, обрекают себя на бесконечный круговорот рождений и смертей. Основание неизменной последовательности групп будет объяснено в дальнейшем, и тогда станет понятным, почему каждое из этих двух явлений сознания составляет отдельную группу.

В этой карике и автокомментарии к ней Васубандху дает доктринальное обоснование классификации явлений сознания (caitta, или caitasika),которые в своей всеобщности могут быть описаны посредством четырех групп (vedana, samjna, samskara и vijnana).
Группа сознания (vijnanaskandha) объединяет внутри себя такие виды сознания, по отношению к которым все остальные психические проявления сознания выступают его модусами, или зависимыми переменными.
Явления сознания, входящие в группу формирующих факторов (samskara-skandha), объединены диспозиционностью как своим общим признаком, что уже отмечалось при описании данной группы.
Разделение остальных caitasika на две различные группы —- vedana и samjna-skandha — объясняется Васубандху как разделение сугубо доктринальное, а не психологическое по преимуществу.
Явления сознания, относимые к группе чувствительности, обусловливают потенциальную привязанность индивида к чувственным наслаждениям и выступают причиной этой привязанности. Васубандху конкретизирует в автокомментарии этот вид привязанности как привязанность к объектам чувственного мира (kamadhyavasana). Термин «чувственный мир» (kamadhatu) не только есть синоним сансарного мира, но и кодирует собой противопоставление эмпирических состояний сознания измененным, т. е. состояниям сознания, достигаемым в процессе психотехнической процедуры(гuра-dhatu и arupa-dhatu). Именно поэтому истолкование группы чувствительности как ощущений, бытующее в современной буддологической литературе, не может рассматриваться как исторически адекватное, поскольку такое истолкование исчерпывает классификацию по пяти группам исключительно психологией и не учитывает ее доктринального генезиса.
Явления сознания, входящие в группу понятий, характеризуют привязанность к определенным воззрениям, которые в силу своей частичности и неполноты рассматриваются вайбхашиками как ложные (drsti). Это эмоционально окрашенные восприятия, служащие основой ложных представлений.
Таким образом, группа чувствительности включает в себя не только ощущения, но и эмоционально окрашенные первичные восприятия, обеспечивающие смыслообразование, а группа понятий содержит такие явления сознания, которые мы можем интерпретировать одновременно и как восприятия, и как актуальные представления, служащие основой универсальных понятий. Иными словами, и группа чувствительности, и группа понятий включают в себя модусы сознания (условно называемые здесь явлениями сознания). На это обстоятельство указывает присутствие в анализе обеих групп (проводимом Васубандху в автокомментарии) термина manendriya, характеризующего инструментальный аспект разума (manas).
Исходя из вышеизложенного, следует отметить важную специфику буддийской психологии, как она предстает в изложении Васубандху: психические процессы, такие, как ощущение, восприятие, представление, анализируются не сами по себе, но как различные проявления именно сознания (caitasika), опосредованное присутствие которого всегда фиксируется. В этом состоит особенность трактовки психологической проблематики в буддийской философии в отличие от европейской. Такая особенность детерминирована доктринальной приуроченностью психологических построений, что характеризует буддийскую философию именно как систему религиозно-философских воззрений.

_________________
Всё, что подчиненно закону возникновения, подчиненно закону разрушения.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
OtrajaushiI



Зарегистрирован: 20.12.2013
Суждений: 17
Откуда: Вологда

178832СообщениеДобавлено: Сб 21 Дек 13, 15:13 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Объясните, пожалуйста, смысл 21 карики.
_________________
Всё, что подчиненно закону возникновения, подчиненно закону разрушения.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28417

178839СообщениеДобавлено: Сб 21 Дек 13, 15:43 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

OtrajaushiI пишет:
Объясните, пожалуйста, смысл 21 карики.

Вы же сами выше процитировали объяснение ее смысла?

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
OtrajaushiI



Зарегистрирован: 20.12.2013
Суждений: 17
Откуда: Вологда

178848СообщениеДобавлено: Сб 21 Дек 13, 15:55 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Процитировать процитировал, а суть мне не ясна.
_________________
Всё, что подчиненно закону возникновения, подчиненно закону разрушения.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28417

178849СообщениеДобавлено: Сб 21 Дек 13, 15:58 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

OtrajaushiI пишет:
Процитировать процитировал, а суть мне не ясна.

Читайте внимательнее и вдумчивее.

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18026

178856СообщениеДобавлено: Сб 21 Дек 13, 16:12 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

OtrajaushiI пишет:
                                       Карика 21.

    Из явлений сознания чувствования и понятия
    образуют две раздельные группы, поскольку они служат
    источниками раздоров и причинами круговорота бытия,
    [а также] потому, что существует принятая
    последовательность [групп].

Там написано, что чайтасики относящиеся к ведане и самджне образуют две раздельные скандхи, по трем причинам. Потому что они соответствуют двум причинам диспутов, потому что они две причины самсары, и потому что есть последовательность перечисления скандх.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
OtrajaushiI



Зарегистрирован: 20.12.2013
Суждений: 17
Откуда: Вологда

178862СообщениеДобавлено: Сб 21 Дек 13, 16:29 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Явления сознания - что это? (Есть ли определение что такое - Явление сознания) , ну и соответственно какие виды явлений сознания существуют. Просветите, пожалуйста.
_________________
Всё, что подчиненно закону возникновения, подчиненно закону разрушения.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18026

178863СообщениеДобавлено: Сб 21 Дек 13, 16:31 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Чайтасики.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Полосатик
नक्तचारिन्


Зарегистрирован: 08.11.2010
Суждений: 2593

178864СообщениеДобавлено: Сб 21 Дек 13, 16:34 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

test пишет:
Потому что они соответствуют двум причинам диспутов, потому что они две причины самсары, и потому что есть последовательность перечисления скандх.
Может, одна причина споров, а вторая - причина сансары?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18026

178865СообщениеДобавлено: Сб 21 Дек 13, 16:39 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Есть же бхашья.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
OtrajaushiI



Зарегистрирован: 20.12.2013
Суждений: 17
Откуда: Вологда

178866СообщениеДобавлено: Сб 21 Дек 13, 16:49 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Правильно ли я понимаю, что чайтасики - это и есть явления сознания? Получается, что явления сознания =чайтасика.
_________________
Всё, что подчиненно закону возникновения, подчиненно закону разрушения.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nekto_V



Зарегистрирован: 27.08.2010
Суждений: 577
Откуда: Екатеринбург

178868СообщениеДобавлено: Сб 21 Дек 13, 16:56 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

OtrajaushiI главное - что все таки такое чайтасика)))
Явление сознания - это из европейской философской традиции, однозначно индийским терминам соответствовать не может.
Ведана - чувствование, например приятное чувствование, пожалуй, можно назавать явлением сознания.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2  След.
Страница 1 из 2
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.070 (0.947) u0.055 s0.004, 18 0.006 [242/0]