№178550Добавлено: Пт 20 Дек 13, 18:23 (11 лет тому назад)Чайтасика (санскрит), Четасика (пали).
Доброго времени суток! Занимаюсь изучением Дхармы по "Энциклопедии Абхидхармакоша", Васубандху в переводе Рудого.
Столкнулся с термином четасика, кто знает определение, или источник где это определение есть? Заранее благодарен. _________________ Всё, что подчиненно закону возникновения, подчиненно закону разрушения.
Последний раз редактировалось: OtrajaushiI (Сб 21 Дек 13, 09:07), всего редактировалось 1 раз
№178564Добавлено: Пт 20 Дек 13, 18:59 (11 лет тому назад)
OtrajaushiI
Не уж-то там нет определения. Четасика (это на пали, а на санскрите, в Коше, должно быть чайтасика) - то что относится к уму (ум это читта), то есть это умственное. Обычно, эти факторы ума (или сопровождающие ум) противопоставляются рупе (материальному или телесному) и самой читте. Vesta не правильно пишет, что это нейтральные факторы.
№178771Добавлено: Сб 21 Дек 13, 09:03 (11 лет тому назад)
Test
Вы правы,
1) Чайтасика (санскрит), четасика (пали).
2) определение там есть.
3) Vesta мимо, я понял.
Карика 21.
Из явлений сознания чувствования и понятия
образуют две раздельные группы, поскольку они служат
источниками раздоров и причинами круговорота бытия,
[а также] потому, что существует принятая
последовательность [групп].
Два источника конфликтов (раздоров) — это привязанность к чувственным наслаждениям и привязанность к [ложным] воззрениям. Их главными причинами являются соответственно чувствования и понятия-представления. Испытывая чувственные [наслаждения, люди] привязываются к объектам чувственного мира, а из-за ошибочных понятий-представлений они привязываются к ложным воззрениям.
Эти [чувствования и понятия] служат также главными причинами круговорота бытия, ибо те, кто жаждет чувственных наслаждений и имеет ложные воззрения, обрекают себя на бесконечный круговорот рождений и смертей. Основание неизменной последовательности групп будет объяснено в дальнейшем, и тогда станет понятным, почему каждое из этих двух явлений сознания составляет отдельную группу.
В этой карике и автокомментарии к ней Васубандху дает доктринальное обоснование классификации явлений сознания (caitta, или caitasika),которые в своей всеобщности могут быть описаны посредством четырех групп (vedana, samjna, samskara и vijnana).
Группа сознания (vijnanaskandha) объединяет внутри себя такие виды сознания, по отношению к которым все остальные психические проявления сознания выступают его модусами, или зависимыми переменными.
Явления сознания, входящие в группу формирующих факторов (samskara-skandha), объединены диспозиционностью как своим общим признаком, что уже отмечалось при описании данной группы.
Разделение остальных caitasika на две различные группы —- vedana и samjna-skandha — объясняется Васубандху как разделение сугубо доктринальное, а не психологическое по преимуществу.
Явления сознания, относимые к группе чувствительности, обусловливают потенциальную привязанность индивида к чувственным наслаждениям и выступают причиной этой привязанности. Васубандху конкретизирует в автокомментарии этот вид привязанности как привязанность к объектам чувственного мира (kamadhyavasana). Термин «чувственный мир» (kamadhatu) не только есть синоним сансарного мира, но и кодирует собой противопоставление эмпирических состояний сознания измененным, т. е. состояниям сознания, достигаемым в процессе психотехнической процедуры(гuра-dhatu и arupa-dhatu). Именно поэтому истолкование группы чувствительности как ощущений, бытующее в современной буддологической литературе, не может рассматриваться как исторически адекватное, поскольку такое истолкование исчерпывает классификацию по пяти группам исключительно психологией и не учитывает ее доктринального генезиса.
Явления сознания, входящие в группу понятий, характеризуют привязанность к определенным воззрениям, которые в силу своей частичности и неполноты рассматриваются вайбхашиками как ложные (drsti). Это эмоционально окрашенные восприятия, служащие основой ложных представлений.
Таким образом, группа чувствительности включает в себя не только ощущения, но и эмоционально окрашенные первичные восприятия, обеспечивающие смыслообразование, а группа понятий содержит такие явления сознания, которые мы можем интерпретировать одновременно и как восприятия, и как актуальные представления, служащие основой универсальных понятий. Иными словами, и группа чувствительности, и группа понятий включают в себя модусы сознания (условно называемые здесь явлениями сознания). На это обстоятельство указывает присутствие в анализе обеих групп (проводимом Васубандху в автокомментарии) термина manendriya, характеризующего инструментальный аспект разума (manas).
Исходя из вышеизложенного, следует отметить важную специфику буддийской психологии, как она предстает в изложении Васубандху: психические процессы, такие, как ощущение, восприятие, представление, анализируются не сами по себе, но как различные проявления именно сознания (caitasika), опосредованное присутствие которого всегда фиксируется. В этом состоит особенность трактовки психологической проблематики в буддийской философии в отличие от европейской. Такая особенность детерминирована доктринальной приуроченностью психологических построений, что характеризует буддийскую философию именно как систему религиозно-философских воззрений. _________________ Всё, что подчиненно закону возникновения, подчиненно закону разрушения.
Из явлений сознания чувствования и понятия
образуют две раздельные группы, поскольку они служат
источниками раздоров и причинами круговорота бытия,
[а также] потому, что существует принятая
последовательность [групп].
Там написано, что чайтасики относящиеся к ведане и самджне образуют две раздельные скандхи, по трем причинам. Потому что они соответствуют двум причинам диспутов, потому что они две причины самсары, и потому что есть последовательность перечисления скандх.
№178862Добавлено: Сб 21 Дек 13, 16:29 (11 лет тому назад)
Явления сознания - что это? (Есть ли определение что такое - Явление сознания) , ну и соответственно какие виды явлений сознания существуют. Просветите, пожалуйста. _________________ Всё, что подчиненно закону возникновения, подчиненно закону разрушения.
№178866Добавлено: Сб 21 Дек 13, 16:49 (11 лет тому назад)
Правильно ли я понимаю, что чайтасики - это и есть явления сознания? Получается, что явления сознания =чайтасика. _________________ Всё, что подчиненно закону возникновения, подчиненно закону разрушения.
№178868Добавлено: Сб 21 Дек 13, 16:56 (11 лет тому назад)
OtrajaushiI главное - что все таки такое чайтасика)))
Явление сознания - это из европейской философской традиции, однозначно индийским терминам соответствовать не может.
Ведана - чувствование, например приятное чувствование, пожалуй, можно назавать явлением сознания.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы