OtrajaushiI
Зарегистрирован: 20.12.2013 Суждений: 17 Откуда: Вологда
|
№178970Добавлено: Вс 22 Дек 13, 10:46 (11 лет тому назад) |
|
|
|
Источник - Энциклопедия Философия буддизма - M. Т. Степанянц
Чайтта, чайтасика (санскр. caitta, caitasika), четасика (пали cetasika; букв, «ментальное») — в абхидхарме мгновенные ментальные факторы (дхаммы/дхармы), зависимые от сознания (читта).
Возникают и исчезают вместе с читтой, всегда действуют совместно с ней, разделяя один объект и помогая друг другу в его познании, усиливая действие друг друга. В терминах буд. концепции причинности соотношение читты и Ч. определяется как одновременное обусловливание друг друга (сахабху-хету), поэтому функционирование читты является следствием влияния Ч.
Хотя читта выступает гл. фактором осознанной деятельности живых существ, без Ч. она не может реализовать свою функцию, поскольку именно чайтта- дхармы (пали четасика-дхаммы) направляют читту к объекту и придают ее функционированию кармически благоприятный (кусала/кушала), неблагоприятный (акусала/акушалп) или нейтральный (авъяката/авьякрита) характер.
Абхидхармики сравнивают читту со слоном, а Ч. — с погонщиком слона.
В абхидхармических списках числится обычно 52 Ч.
В тхераваде существует следующая классификация Ч. на три осн. группы и подгруппы внутри каждой группы.
I. Аннясамана. Всего 13 Ч. общего действия, т.е. как благоприятные, так и неблагоприятные, но в любом случае они усиливают те свойства читта-дхамм, с к-рыми «сотрудничают». Здесь две подгруппы: 1) сабба-читта-садхарана — семь Ч. (общие всем читтам): пхасса — контакт, ментальное впечатление; ведана — ощущение (приятное, неприятное, нейтральное); сшшя/санджня — познание чувственного объекта (его формы, цвета, а также имени); четана — намерение (важнейшая Ч. для обычного сознания); экаггата — сосредоточение на одном объекте (при развитии этой способности можно достичь транса — самадхи); дживита — витальность (сообщает жизненную силу всем Ч.); манасикара — внимание или внимательность; 2) пакиннака — шесть Ч. (характерные лишь для отдельных благоприятных или неблагоприятных читт): витакка/витарка — выделение объекта (если внимание направляет читту и Ч. к объекту, то витарка — это первое применение комплекса читта-чайтта к данному объекту); вичара — выделенный объект исследуется мыслью {витарку сравнивают с ударом по барабану, вичару — с барабанной дробью; см. Витарка — вичара); адхимоккха/адхимокша — решимость, решительность (противопоставляется вичикиччха— нерешительности, сомнению); вирия/вирья — энергичное усилие, поддерживающее сознание в трудной ситуации (ассоциируется с храбростью, отвагой); пити/прити — воодушевленность, энтузиазм (предвестник блаженства, как замеченное путешественником издалека озеро, предвещающее блаженство утоления жажды и освежающего купания); чханда — желание.
П. Акусала — 14 неблагоприятных Ч. этой группы подразделяются на: 1) факторы омрачения общего действия: моха (или авиджджа/пвилъя) — невежество, незнание; ахирика — бесстыдство, наглость; аноттаппа — безрассудство; уддхачча — беспокойность; 2) факторы вожделения: лобха (или лобха-рага); диттхи — вредные мнения, мана — гордыня, тщеславие; 3) факторы ненависти: доса (или досапатигха) — ненависть, гнев; исса — зависть, ревность; маччхария — скупость; куккучча — беспокойство по пустячным поводам; 4) тхина — леность; миддха — заторможенность; вичикиччха — нерешительность, сомнение (в Будде, Дхарме и сангхе). Эти 14 Ч. связаны только с неблагоприятными читтами.
III. Собхана. Всего 25 благоприятных Ч. подразделяются на четыре подгруппы: 1) 19 общих (собхана-садхарана): саддха/шраддха — вера, доверие (главная из благоприятных Ч.); сати/смрити — осознавание; xupu — стыд; ommanna — боязнь совершить неблаговидное действие; алобха — отсутствие жадности, щедрость; адоса — отсутствие ненависти, доброта (включает метта — благорасположенность); татрамаджджхаттата — уравновешенность (букв, «во всем придерживаться середины», синоним: упеккха/упекша); кая-пассаддхи — успокоение психосоматич. комплекса; читта-пассаддхи — успокоение сознания (в результате подавления Ч. подгруппы доса); кая-лахута — легкость, быстрота реакции психосоматич. комплекса; читта-лахута — легкость сознания (эта пара составляет противоположность лености и заторможенности); кая-мудута — эластичность психосоматич. комплекса; читта-мудута — эластичность сознания (эта пара противоположна ригидности и догматизму вредных мнений и гордыни, сравнивается с ухоженной кожей); кая-камманнята — адаптативность психотелесного комплекса; читта-камманнята — адаптативность сознания (подавляют Ч., мешающие работе организма); кая-пагуннята — эффективность психотелесного комплекса; читта-пагуннята — эффективность сознания; кая-уджджуката — прямота, честность; читта-уджджуката — прямота сознания.
2) Вирати — три Ч. воздержания: самма-вача — правильная речь (воздержание от лжи, сквернословия, болтовни, фривольных разговоров); самма-камманта — правильное действие (воздержание от убийства, воровства, прелюбодеяния); самма-аджива — правильный образ жизни (воздержание от занятий, приносящих вред).
3) Аппамання — две Ч., бесконечные факторы сознания, т.к. обращены ко всем живым существам: каруна — сострадание; мудита — радость за других (в эту подгруппу также включаются другие Ч.: метта и упеккха). 4) Панниндрия — Ч., связанная с мудростью (праджня).
Списки Ч. обычно сопровождаются возможными комбинациями читт и Ч. Медитирующим предлагаются задачи проанализировать свое поведение в терминах читт и Ч. Напр., читта человека, недовольного своей женой из-за того, что ему не понравилась приготовленная ею еда, определяется как укорененная в гневливости (мула-доса); с ней связаны 12 из 13 аннясамана Ч. (исключая пити), четыре акусала Ч. общего действия и доса.
Ввиду тесной связи ряда Ч. (намерения, желания, похоти, гнева и т.п.) и читты, в результате к-рой читта обретает кармические качества, присущие Ч., последние обозначаются на языке абхидхармического анализа как читта-сампраюкта («соединенные с читтой») — рубрика в классификации дхарм, куда попадают чайтта-дхармы (см. Санскрита-дхармы — асанскрита-дхармы). Так, когда возникают аффективные, «омрачающие» (клеша) состояния (напр., вожделение или гнев), они ассоциируются с моментом читты, кармически окрашивая все, что в данный момент совершает человек (его мысли, слова, действия). _________________ Всё, что подчиненно закону возникновения, подчиненно закону разрушения. |
|