Зарегистрирован: 09.07.2020 Суждений: 34 Откуда: Москва
№543693Добавлено: Чт 09 Июл 20, 11:28 (4 года тому назад)Дуккха как корень реальности
Здравствуйте, друзья!
Прошу прощения за возможную некомпетентность
Не принадлежу ни к какой традиции, хотя много общался с буддистами и адвайтинами.
Можно сказать, что занимаюсь само-исследованием
За последние месяцы пришло важное понимание, связанное (?) с тем, что в буддизме называют Дуккха. Хотел бы поделиться и услышать возражения и советы.
1. Уже давно использую собственный термин нетаковость для обозначения глубинной, тонкой природы "проблем". При использовании слова "страдание" возникают слишком примитивные образы и ощущения: боли, отчаяния, обиды и т.д.
Но вот пример. Некий человек (а я сам походник) пускается в сложное и опасное путешествие, движимый интересом к открытиям. В пути он испытывает множество невзгод и страданий. Но будут ли они нетаковостью для него? Иногда да, но большинство будет восприниматься как естественная, даже нужная часть путешествия. А многое (боль в ногах, голод и жажда) даже не будет отмечаться умом как что-то "особенное", тем более "плохое" (состояние Потока).
Но если мы вернемся к началу путешествия, то само желание, позыв отправиться на поиски и приключения будет явной нетаковостью!! Я прочитал побольше про Дуккха, и уверен, что это она и есть. Хотя с мирской точки зрения такое желание считается весьма позитивным и уж никак не страданием!
2. Считается, что Будда и другие наставники много говорили о страдании, движимые со-страданием и желанием указать людям путь избавления. Наверное, и так можно сказать.
Но имхо получается, что исследование глубокой природы страданий: от примитивных форм боли и фрустрации до тонкой нетаковости - самый прямой, простой и мощный путь самоисследования. Который как следствие приводит к исчезновению острых форм дуккха:
жалости к себе, фрустрации, страха, отчаяния и т.д.
3. Хотя это пафосно звучит, прошу прощения, но за последние годы я исследовал много возможных взглядов на природу реальности. В том числе Адвайта, современный материализм (в форме тотального редукционизма). Считаю молодцом Томаса Метцингера с его "Тоннелем эго".
Вывод (причем не интеллектуальный):
нет ничего особенного, существенного, главного, важного.
За что не ухватись: Existence exists Айн Рэнд, "ЯЕсть", ахам-вритти Адвайты -
все имеет причины и следствия, требует дополнительных предположений.
Звучит как попытка цитировать некоторые сутры, но поверьте, это результат самоисследования.
Но вдруг! Возникает нечто, что явно существует. Что это?
Просто повторять, что это иллюзия - бесполезно. Надо наблюдать, исследовать!
Современная нейробиология (опираюсь на А. Дамасио) говорит, что это Proto Self - сырая, первичная интеграция сигналов о наличии тела; до разделения на "хорошее и плохое", тем более до концептуализации.
Адвайта утверждает, что сразу вслед за корнем "ЯЕсть" возникают тело и сознание.
Но вспомним: "Когда туфли не жмут, о ногах забывают". Разве возникла бы идея тела, если бы с ним все было таково, естественно? Нет, все так бы и осталось бес-самостным, не имеющим формы, значимости и т.д.
Получается (еще раз прошу прощения за дилетантство), что если и можно выделить некий корень существования, то это будет Дуккха, нетаковость. Если ее понимать тонко и правильно.
Любой сигнал о наличии тела - это Дуккха (а не только боль).
За любой концепцией о том, как устроен мир, стоит Дуккха - желание, чтобы была хоть какая-то структура (это очень ясно сейчас демонстрирует нейробиология).
Человек говорит "Мне спокойно" - но это Дуккха, т.к. есть сравнение, значит он помнит, что значит не спокойно.
Фух, спасибо если кто дочитал! Ругайте, но конструктивно
№543695Добавлено: Чт 09 Июл 20, 11:38 (4 года тому назад)
Духка, это вовлеченность ума в форму и имя. (сансарное существо)
Когда восприятие Ума выходит за границу формы и имени, то это Нирвана.
И это не значит, что миры и формы исчезают, а просто Ум больше не использует форму(органы чувств тела) для восприятия реальности, а переходит на прямую трансцендентную опору Ума(таковость).
№543698Добавлено: Чт 09 Июл 20, 12:36 (4 года тому назад)
Дукха действительно корень существования.Потому что у животных недовольство вызванное болью вызывает реакцию избежать боли,а следовательно смерти.То есть дукха это двигатель прогресса,эволюции.У людей несколько сложнее,но в общем то то же самое. _________________ Свобода или смерть Бессмыслие или смысл.
4eJIOBEK
Так человек и есть продукт дукхи. Нет дукхи - нет и человека.
Естественно,фиг бы я хоть шаг сделал,если бы не знал,что мне позже прилетит за это.Вот и приходится влачить это осточертевшее бессмысленное существование. _________________ Свобода или смерть Бессмыслие или смысл.
Дукха действительно корень существования.Потому что у животных недовольство вызванное болью вызывает реакцию избежать боли,а следовательно смерти.
Да, вы поняли, что я имел в видел в виду! Увы, я понял это поздновато...
"Проблема" или нетаковость не в самих "страданиях". Еще точнее имхо вот такая цепочка получается:
Объекты или факты пусты от слова "совсем". Они никак не причиняют страдания,
и не вызывают радости
Состояния, которые они вызывают - в настоящем, в виде воспоминаний или прогнозов -
обладают некоей "реальностью". Видимо потому, что являются в первую очередь телесным откликом.
Дуккха - это интегратор, оценка приближения или избегания своего собственного состояния.
Единственно в чем я, возможно, радикальнее буддистов: считаю, что даже приближение, позыв и мотивация - это также Дуккха, нетаковость. И при глубоком рассмотрении не отличается от избегания
№543714Добавлено: Чт 09 Июл 20, 15:47 (4 года тому назад)
Я бы сказал что дукха это неудовлетворенность, беспокойство.
Некоторое чувственное переживание в человеке, когда ты чувствуешь что что-то не так.
Нетаковость - подходит, с позиции что человек чувствует, что что-то не то. Не так как хотелось бы.
Но такой термин использовать нельзя, потому что есть термин таковости - татхагаты. И он играют важную роль и нетаковость как антитеза ему не подходит совсем. Будет путать собеседников.
Я бы сказал что дукха это неудовлетворенность, беспокойство.
Некоторое чувственное переживание в человеке, когда ты чувствуешь что что-то не так.
Нетаковость - подходит, с позиции что человек чувствует, что что-то не то. Не так как хотелось бы.
Я бы сказал что дукха это неудовлетворенность, беспокойство.
Некоторое чувственное переживание в человеке, когда ты чувствуешь что что-то не так.
Нетаковость - подходит, с позиции что человек чувствует, что что-то не то. Не так как хотелось бы.
Это очень хороший ответ. Имхо
При всём уважении к Гаутаме я тоже не считаю, что прямо-таки всё есть страдание. Если васаны более-менее чистые, отсутствует пессимизм как таковой, есть благородные цели: развивать до совершенства парамиты, идти по пути бесстрастия. Негатив и дуккха оказываются на заднем плане, находящемся в тени. Но это не означает того, что надо привязываться к чему-то мирскому и отжигать по полной программе карму.
№543719Добавлено: Чт 09 Июл 20, 18:11 (4 года тому назад)
Лесной кот
Да, все верно, хорошее описание того, что буддистами понимается как дуккха.
Цитата:
Единственно в чем я, возможно, радикальнее буддистов: считаю, что даже приближение, позыв и мотивация - это также Дуккха, нетаковость. И при глубоком рассмотрении не отличается от избегания
Если так рассматривать, то никуда двигаться и не надо, не надо идти по Пути (где нужно надлежащее усилие, мотивация). Если избегать любых позывов и мотиваций, то останетесь ровно там где сейчас - в страдании.
Поэтому да, это слишком радикальная точка зрения, в буддизме все же разделяют правильные(надлежащие, совершенные, приводящие к избавлению от страданий) побуждения, мотивации, желания и неправильные(недобродетельные, ненадлежащие, не приводящие к избавлению от страданий)
С точки зрения буддизма вы поняли Первую Благородную Истину, осталось понять и принять и остальные. Удачи! _________________ Так я слышал
4eJIOBEK
Так человек и есть продукт дукхи. Нет дукхи - нет и человека.
Естественно,фиг бы я хоть шаг сделал,если бы не знал,что мне позже прилетит за это.Вот и приходится влачить это осточертевшее бессмысленное существование.
Смысл наблюдаемого может понять только сторонний независимый наблюдатель, а не участник процесса.
Участник процесса конечно может произвольно наделить смыслом события происходящие с ним, но это будет субъективной оценкой.
Фух, спасибо если кто дочитал! Ругайте, но конструктивно
Вообщем все верно, за исключением некоторых мелочей. Все таки термин "нетаковость" несколько мифичен и не понятен, а термин "дуккха" ближе по смыслу к понятию неудовлетворенность, которая тотальна, и описывается через три характеристики - болезненность, непостоянство, привязанность.
Цитата:
За любой концепцией о том, как устроен мир, стоит Дуккха - желание, чтобы была хоть какая-то структура
Да, дуккха непостоянства, стремление к постоянству, или как модно говорить "стабильности"
Цитата:
Единственно в чем я, возможно, радикальнее буддистов: считаю, что даже приближение, позыв и мотивация - это также Дуккха, нетаковость.
Позыв и мотивация - это также неудовлетворенность, но есть "правильные позыв и мотивация", ведущие к удовлетворенности, к покою, и есть "неправильные позыв и мотивация", ведущие к еще большей неудовлетворенности, к беспокойству.
В Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, если бы этот элемент земли был бы всецело страдательным, погружённым в страдание, пропитан страданием, и если бы он не был [также] пропитан удовольствием, то существа не очаровывались бы им. Но поскольку элемент земли также приятен, погружён в удовольствие, пропитан удовольствием и не пропитан [только лишь] страданием, то существа очаровываются им.
№543727Добавлено: Чт 09 Июл 20, 21:34 (4 года тому назад)
Духкха - это не корень, а свойство бытия. Хорошо, чтобы была некая "вечная самость", но таковой нет, и это есть печаль\страдание. И т.д. _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы