№101177Добавлено: Сб 15 Окт 11, 02:22 (13 лет тому назад)
Но если так безОбразничать дальше, то возникает вопрос: а кто(что) вообще скандхует? Виджняна или таКИ самджня? Что(кто) вообще индрит, аятанит, самутпадит, дхармит, шуньит, дукхит, сансарит да и нирванит? Ну впрямь какая-то Хридайя-праджняпарамита получается.
№101181Добавлено: Сб 15 Окт 11, 04:56 (13 лет тому назад)
Есть аналогия про 5 скандх: (i) Matter or material form is [figuratively] the pot [bhājana], (ii) sensation is the food [bhojana], (iii) ideation is the seasoning [vyañjana], (iv) formations are the cook [pakṭr], and (v) consciousness or thought is the one who eats [bhoktṛ].
сх пишет:
test пишет:
росс пишет:
Самджня веданит, виджнянит и присамскаривает рупу?.
Виджняна веданит, самджнит и присамскаривает рупу.
Виджняна виджнянит ведану, самджню и рупу.
Не соглашусь, так как все функции виджняны, это как раз таки четасики (самскары), сама виджняна ничего не делает, это сознание вообще.
Скандхи не произвольные наборы дхарм, а имеют глубокий смысл.
№101182Добавлено: Сб 15 Окт 11, 05:00 (13 лет тому назад)
Абхидхармасамуччая:
Цитата:
Why are the aggregates arranged in this order?
• Firstly, according to the locus of consciousness. There are four loci of consciousness and four forms of consciousness.
• Secondly, according to the relationship that exists between them: in relation to form, there is sensation; when one has sensation, one perceives; when one perceives, one thinks (constructs mentally); when one thinks (constructs mentally), consciousness is present in all these states.
• Thirdly, according to the defilement and the purification (samkleśavyadāna): wherever there is defilement, there is purification. Consciousness becomes defiled or purified by sensation, by grasping of an object, by mental construction.
The order in which the aggregates are arranged is thus explained in this way.
№101183Добавлено: Сб 15 Окт 11, 05:15 (13 лет тому назад)
Я ещё могу предложить такую лестницу развития сознания соответственно скандхам.
1. Сначала есть только восприятие, философски это близко наивному реализму, для которого сознание (как отдельнео явление) не нужно — всё есть так как есть. Это соответствует рупа скандхе (данные органов чувств).
2. Затем появляется базовая психологическая реакция в виде приятной или неприятной психической оценки тех данных. Это соответствует ведане. Ведана как внутреннее, психическое противопоставляется внешней, статичной материи. Так впервые разделяется психика на психическое и физическое.
3. Затем возникает мышление, осмысление. Это соответствует семджня скандхе. Мышление противопоставляется чувству (не в смысле рупе (которой она и так уже противопоставлена как психика вообще), а в смысле психическому чувствствованию, ощущению, чувственному житью, сердцу в противоположность голове).
4. И наконец возникает намерение и целенаправленная деятельность, которая подчиняет и наполняет смыслом всё остальное. Это соответствует самскара скандхе. деятельность тут противопоставляется восприятию, активность размышлению, практика теории.
№101185Добавлено: Сб 15 Окт 11, 05:29 (13 лет тому назад)
Второе что могу предложить для размышления, это соответствие анализа сатипаттханы скандхам.
1. Сатипаттхана анализирует 4 предмета: тело (рупа), чувство (ведана), сознание (виджняна), дхармы (самскары). Очевидно соответствующих 4м скандхам.
2. Казалось бы выпадает самджня скандха, то это не так — самджня присутствует в каждом из четырёх пунктах анализа как основной элемент. При анализе рупы самджня красоты заменяется на самджню некрасивости. При анализе веданы самджня счастья заменяется на самджню страдания. При анализе виджняны самджня постоянства заменяется на самджню непостоянства. И при анализе дхарма самджня атмана заменяется на самджню анатмана.
3. Интересно что последние два пункта фактически анализируют виджняну и оба (да и все четыре) направлены против атмавады:
а) Сначала виджняна, которая кажется постоянной и неизменной опорой "я" анализируется вообще и подмечается, что она довольно изменчива, а в итоге она самое изменчивое что может быть.
б) Затем идёт более тонкий анализ виджняны на составные части — дхармы. И подмечается что она анатма, причинно детерминирована.
№101196Добавлено: Сб 15 Окт 11, 10:38 (13 лет тому назад)
Ну и что что они сопровождают. Мы же не о сопровождении говорим. А о том кто что делает. Четасики выполнают все познавательные функции виджняны. Анатман, так сказать.
№101198Добавлено: Сб 15 Окт 11, 11:05 (13 лет тому назад)
"Ум есть ясность и осознавание" по классическому определению. Так что виджняна как минимум осознает - это ее функция.
Так что в каком-то смысле это и есть атман, как о том прямо говорится в Уттаратантре:
It is true self, since all conceptual elaboration in terms of self and non-self is totally stilled. (шлока 37)
Комментируя это место Дзонсар Кенце даже говорит:
That is the transcendental self. I feel like I’m teaching Purvamimasa or Vedanta right now!
№101210Добавлено: Сб 15 Окт 11, 16:13 (13 лет тому назад)
Виджняна возникает при условии возникновении самскара. Это сопровождение возникших конструкций. По сути дела это ожидание признаков. Санскара + виджняна порождает отношение к возникающим признакам: это одновременно рупа+ведана+самджня+новые самскара+новая виджняна. При возникновении виджняна возникают все пять скандх нама-рупа.
Виджняна это читта, собственно момент сознания. Но ее функция - это функция рефлексии, ожидания, планирования, воображения.
Как неудовлетворенность (дукха) есть основа для стремления (танха) к удовлетворенности (сукха), так и неведение (авидья) есть основа для стремления (танха) к распознанию (виджняна). _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№101213Добавлено: Сб 15 Окт 11, 16:33 (13 лет тому назад)
Возвращаясь к памяти: очевидно, что воспоминание в значительной мере произвольный процесс: можно приложить сознательное усилие и вспомнить что-то. При этом, если человек в здравом уме, он всегда отличает образы воспоминаний от простых фантазий.
Получается, что мы воспринимаем образы воспоминания как дхармы мановиджняной при участи самскары. Но вот откуда они берутся, эти дхармы? М.б., если скандаха - это "куча дхарм трех времен", они - дхармы прошедшего времени?
А некоторые и свои предыдущие рождения помнят...
№101222Добавлено: Сб 15 Окт 11, 17:53 (13 лет тому назад)
Мне пять скандх представляются как раз тем, что есть именно сейчас..В том то и проблема, что не ясно что представлено в воспоминании- некий ментальный конструкт или определенные дхармы прошлого...
№101224Добавлено: Сб 15 Окт 11, 18:26 (13 лет тому назад)Re: Память в Энциклопедии Абхидхармы.
С памятью есть ещё такой занимательный парадокс.
Мы вспоминаем то, чего не знаем. Другими словами, откуда память знает что вспоминать, если мы ещё сами не знаем что там будет, а узнаём только когда уже вспомним.
№101227Добавлено: Сб 15 Окт 11, 19:58 (13 лет тому назад)
В самом типичном случае произвольного использования способности памяти сперва намеренно задается цель в виде словесной (концептуальной) формулировки: "Хочу вспомнить ЭТО". А само воспоминание имеет более образный характер.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы