№101031Добавлено: Ср 12 Окт 11, 18:45 (13 лет тому назад)Память в Энциклопедии Абхидхармы.
Хотелось бы понять, каким образом происходит процесс воспоминания с точки зрения Энциклопедии Абхидхармы.
У Васубадху, насколько я понимаю, мано-виджняна всегда опирается на манас. Манас, в свою очередь, представляет из себя мано-виджняну предыдущего мгновения. Сама мано виджняна опирается на манас и сознает его. Саму себя мано-виджняна не осознает. Если я вижу стол, то вижу я его в настоящем моменте, притом я его просто вижу но не сознаю что я его вижу. Сознание "Я вижу стол" возникает только в следующий момент. При этом память (смрити) есть разновидность ментального конструирования. Ясно, что память в смысле смрити учавствует например в удержании объектов в сознании(например когда я ем, я все время помню, что в моей руке вилка). Все сказанное касается только того, что происходит в настоящем времени. А как и почему возможно воспоминание например событий из раннего детства?Когда вспоминаю отдаленное по времени событие-вспоминаю его сразу, причем могу вспоминать некое отдельное событие... Как это объяснить Абхидхармой-пока что не понимаю-кажется что тут получается, что для того чтобы вспомнить отдельное событие, нужно как бы пройти через все те, которые были после него...но такого очевидно не происходит, это не необходимо..
№101051Добавлено: Ср 12 Окт 11, 23:55 (13 лет тому назад)
Дхармы это объекты ума. В зависимости от дхарм и ума возникает сознание (мановиджняна). Во время воспоминания детства, сознание опирается на дхармы существующие в прошлом модусе времени.
№101119Добавлено: Чт 13 Окт 11, 20:47 (13 лет тому назад)
Сергей Коничев пишет:
Дхармы это объекты ума. В зависимости от дхарм и ума возникает сознание (мановиджняна). Во время воспоминания детства, сознание опирается на дхармы существующие в прошлом модусе времени.
Прошлые дхаммы не существуют, они существовали. Все происходит в настоящий момент. Просто память возникла в настоящий момент о прошлом. Но это состояние сознания происходит только в настоящем.
Если бы существовало два или больше момента, то значит существовало бы два или более наборов 5 скандх. А такое не наблюдается. Эмпирически дан только настоящий момент.
№101120Добавлено: Чт 13 Окт 11, 20:50 (13 лет тому назад)
У вайбхашиков (и мадхьямиков) все три времени реальны (дравья?). Но существуют (бхава) при этом действительно только дхармы настоящего времени. _________________ Буддизм чистой воды
№101124Добавлено: Чт 13 Окт 11, 21:23 (13 лет тому назад)
А, самое смешное, что существуют наборы скандх в настоящем моменте - это разные люди. Так что вот - наблюдается. И нельзя доказать, что у нас не общее (метафизически) сознание - то сознание, которые "моё"- это просто осознание этих органов чувств, которые здесь, поэтому и кажется, что оно "здесь".
№101127Добавлено: Чт 13 Окт 11, 22:49 (13 лет тому назад)
Каждый признак для ума, это различение одной конструкции от другой. Последовательное возникновение признаков относится к какой-либо конструкции. Но при распознавании конструкции признаки могут пропускаться, все равно конструкция узнается. При этом чем больше признаков возникает, тем лучше узнавание конструкции. Если возникают признаки, которые не ожидались, возникает различение. Конструкция оказывается сходной, но не той же самой. Память это связанность конструкций. Воспоминание - это обращение внимания не к воспринимаемым признакам, а к связанным в конструкции. Так работает и воображение, и память.
При этом время - это тоже признак последовательности, сами признаки никак во времени не упорядочены. Нет признаков прошлого, будущего или настоящего. В конструкции могут быть признаки, обозначающие время, место, направление, скорость и т.п.
Нет никакого внешнего по отношению к признакам пространства или времени. Признаки никак не устроены и нигде не устроены.
Признаки составляют конструкции, конструкции устроены из признаков. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№101131Добавлено: Пт 14 Окт 11, 00:02 (13 лет тому назад)
test пишет:
Прошлые и будущие дхармы можно было бы отнести всё к тем-же скандхам.
В принципе да. Когда возникла ведана, то это принадлежит ведана кханды и то время было "сейчас" так же как и сейчас в 2011 году.
Будущяя или прошлая ведана сейчас не существует.
Цитата:
А есть ещё прошлые рождения - там те же скандхи или другие наборы?
Когда то было, тот момент был единствено существующим и ощущался тогда как "сейчас". Вообще само понятие времени, условное. Или что то есть, или его нету. То что есть, мы называем настоящим. В 1900 одно, в 2011 другое. В 1900 сейчас было 1900. В 2011 сейчас это 2011.
№101132Добавлено: Пт 14 Окт 11, 00:33 (13 лет тому назад)
Alex согласно АК, дхармы действительно существуют в трех модусах времени. Три времени реальны. При этом в трех временах меняется лишь состояние дхармы, но не ее субстанциональная сущность.
Вайбхашики при этом ссылались как на доктринальные тексты, так и на логические умозаключения.
25. реальность существования всех форм времени.
— На каком основании?
На основании сказанного [в сутре].
Как было сказано Бхагаваном: «Если, о монахи, прошлая материя была бы несу-
ществующей, то наделенный знанием благородный шравака не мог бы стать безраз-
личным по отношению к прошлой материи. Но поскольку прошлая материя суще-
ствует, то наделенный знанием благородный шравака становится безразличным по
отношению к прошлой материи.
Если, о монахи, будущая материя была бы несуществующей, то наделенный зна-
нием благородный шравака не был бы свободен от наслаждения будущей материей.
Но поскольку будущая материя существует... », и т. д.
На основании двух [причин сознания].
«Сознание возникает в зависимости от двух... » —так сказано в сутре.
— Каких двух?
— Органа зрения и цвета/формы, и т. д. ... до манаса (органа разума) и дхарм
включительно. Если прошлое и будущее не существовало бы реально, то имеющее
их своим объектом сознание не могло бы возникать в зависимости от двух [при-
чин]. Таково доктринальное (каноническое) свидетельство3 реального существова-
ния прошлого и будущего.
Что касается логического доказательства, то [их реальность] также устанавли-
вается
на основании существования объекта.
Сознание функционирует при существовании объекта; при его отсутствии [созна-
ние не возникает]. Если бы прошлое и будущее было несуществующим, то сознание
не имело бы объекта.
Поэтому сознание и не существовало бы ввиду несуществования объекта.
На основании плода.
Если бы прошлое не могло существовать, то как мог бы в будущем созреть плод
благого или неблагого действия? Ведь в момент появления плода причина его со-
зревания уже отсутствует (не является настоящей).
Следовательно, прошлое и будущее существуют реально —так говорят вайбха-
шики.
При этом у них было четыре теории существования дхарм в трех модусах времени, но автор АК, приемлемым назвал теорию бхаданты Васумитры.
Бхаданта Васумитра [защищает концепцию] изменения актуального состояния.
Он говорит: дхарма, функционирующая в разных временных модусах, обретая то
или иное состояние, обозначается то тем, то другим [названием] вследствие изме-
нения состояния, но не субстанциального изменения. Это подобно тому, как шарик
(костяшка) [абакуса], передвинутый в позицию единиц, называется единицей, в по-
зицию сотен — сотней, в позицию тысяч —тысячью.
Они учили, что реальны три времени, поэтому их учение о сосуществование, в какое-то время, причины и следствия (вроде качающихся весом), наиболее выдерживало критики. Причина существующая в прошлом модусе времени оказывает воздействие на следствие.
№101136Добавлено: Пт 14 Окт 11, 02:49 (13 лет тому назад)
Виджняна это разделяющее, различающее сознание. Создавать, сравнивать, обьединять признаки - работа виджняны. Мановиджняна работает по тому же принципу, что и прочие виджняны. Поэтому - как чувство, так и представление, так и понимание чего угодно, в том числе и пространства со временем есть игра виджнян(по-моему, ви- это разделять, а джняна - знание).Мгновение и вечность - иллюзорный узор, последовательность и причинность - та же глюка. Сама виджняна - то же иллюзорный продукт виджняны. Поэтому мерить иллюзорное другим иллюзорным - неблагодарное занятие. Ведь никто так не продемонстрировал пустотность трёх времён, как Будда:
"Прошлое - Было, но его НЕТ и никогда Не будет. Настящее Есть, но его Никогда Не было и Никогда Не будет. Будущее Будет, но его Нет и Никогда Не было." То есть невозможно назвать эти три вещи разными состояниями и невозможно их назвать одним и тем же состоянием. При этом, демонстрируя сущностную пустотность этих виджняновых конструкций, Будда использует ту же иллюзорную мановиджняну.
№101146Добавлено: Пт 14 Окт 11, 11:50 (13 лет тому назад)
"Реально существует" - это вообще прекрасная фраза, в контексте абхидхармы _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№101152Добавлено: Пт 14 Окт 11, 13:27 (13 лет тому назад)
КИ, а что самджню и прочие скандхи фиксирует, выделяет, называет? Что то, чем мы пользуемся в данный момент, размышляя, вспоминая, анализируя, делая умозаключения? Всё это и есть разделяющее сознание, рассудок, т. е. виджняна. В Ланкаватаре же описана работа этого омрачённого сознания.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы