№140206Добавлено: Сб 02 Фев 13, 13:15 (12 лет тому назад)Ошибочность термина ламаизм в отношении тибесткого буддизма
"Говоря о тибетском буддизме, необходимо сразу же указать на неправомерность употребления термина «ламаизм» для обозначения этой ветви Махаяны. Сами тибетцы не знают этого слова, для них существуют лишь такие понятия, как Дхарма (чой), Дхарма Будды (сангье чой) или Махаяна (тег-па чэн-по). Это слово было создано европейцами в XIX веке для того, чтобы подчеркнуть существовавший в Тибете культ духовного учителя, «доброго друга» (кальяна митра) – ламы (от тибетских слов ла – «высокий» и ма – «нет», то есть «высочайший»)52. Таким образом, тибетский буддизм превращался как бы в особую конфессию, что совершенно неоправданно, поскольку тибетская монастырская традиция не только восприняла, но и с необычайной тщательностью сохранила и воспроизвела
Первоначально ламами в Тибете называли только «тулку», так называемых «воплощенных лам» (подробнее см. ниже). Позднее это слово было распространено на всех полноправных членов монашеской общины – бхикшу (тиб. гелонг). В Монголии ламами стали называть уже всех духовных лиц, носящих «одежды Дхармы», а в Бурятии это слово стало применяться как к ученикам (хуваракам), так и к мирянам, принявшим некоторые буддийские обеты. Словом «лама» в тибетских текстах также переводится санскритское «гуру» (духовный учитель).
Евгений Алексеевич Торчинов: «Введение в буддологию: курс лекций» 88
позднеиндийскую буддийскую традицию во всей ее полноте. В этом отношении с гораздо большим основанием можно было бы счесть особой конфессией китайский буддизм, сильно изменившийся и трансформировавшийся под воздействием традиционной китайской культуры. Что же касается культа лам, то йога почитания учителя (гуру-йога) – явление вполне индийское и лишенное какой бы то ни было тибетской специфики. Фактически все отличия тибетского буддизма от индийского буддизма эпохи Палов существуют только на уровне народной и бытовой религиозности, не затрагивая собственно «большую традицию».
В 60-е годы XX века вопрос о «ламаизме» приобрел и политическое измерение: после подавления антикитайского восстания в Тибете и бегства Далай-ламы XIV в Индию (а особенно во время печально известной «Великой Пролетарской Культурной Революции» 1966–1976 гг.) власти КНР осуществили ряд репрессивных актов, направленных как против тибетского духовенства, так и против буддийской традиции и национальной культуры Тибета в целом, утверждая, что тибетский «ламаизм» (кит. лама цзяо) не есть буддизм или же это всего лишь деградировавшая форма буддизма, а потому он не заслуживает сохранения в качестве части общекитайского культурного наследия. Именно тогда Далай-лама призвал ученых всего мира отказаться от употребления слова «ламаизм». Не будем употреблять его и мы, причем по причинам исключительно научного характера."
Е.А.Торчинов _________________ ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны
№140220Добавлено: Сб 02 Фев 13, 14:24 (12 лет тому назад)
Термин Ламаизм ничем не отличатся от термина буддизм по своей сути, я его, кстати, использую как синоним ваджраны и не считаю его плохим. Лама цзяо, или религия лам, это всё же, имхо, не ламаизм, т.к. термин ламаизм придуман до лама цзяо, который в Китае служил цели отделения ламаизма от буддизма вообще.
№140223Добавлено: Сб 02 Фев 13, 14:46 (12 лет тому назад)
Я бы тоже не стал применять термин ламацзяо. Далай-лама и многие буддийские учителя против употребления этого термина. Тибетский буддизм более корректно.
№140225Добавлено: Сб 02 Фев 13, 15:07 (12 лет тому назад)
Тибетский буддизм - это классический буддизм Ваджраяны родом из Индии. _________________ ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны
неправомерность употребления термина «ламаизм» для обозначения этой ветви Махаяны. Сами тибетцы не знают этого слова, для них существуют лишь такие понятия, как
Ну и что? Ну не знают, и сами себя не называют. Речь же не о том как они называют сами себя, а о том как мы их называем. Как удобно так и называем. И "ламаизм" ничем не хуже. Терминологически, например, отделяет Дхарму лам от прочей Махаяны, например от Дхармы чаньцев. _________________ ...теперь ты можешь дождиться, о небо!...
неправомерность употребления термина «ламаизм» для обозначения этой ветви Махаяны. Сами тибетцы не знают этого слова, для них существуют лишь такие понятия, как
Ну и что? Ну не знают, и сами себя не называют. Речь же не о том как они называют сами себя, а о том как мы их называем. Как удобно так и называем. И "ламаизм" ничем не хуже. Терминологически, например, отделяет Дхарму лам от прочей Махаяны, например от Дхармы чаньцев.
Евгений Алексеевич был авторитетным буддологом и буддистом, "сандалвым Учителем", и показал почуме ни с точки зрения буддологии ни с точки зрения буддистов этот термин несостоятелен.
Кто такие "мы " я не знаю, разве что господа тиртики? За термин ламаизм буду банить. Нечего распространять ложные взгляды на буддийском форуме. _________________ ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны
Кто такие "мы " я не знаю, разве что господа тиртики? За термин ламаизм буду банить. Нечего распространять ложные взгляды на буддийском форуме.
А в чем проблема? Для описания отдельно взятой ситуации, когда стадо баранов собирается вокруг одного титулованного титулом "лама" попа, термин "ламаизм" подходит как нельзя лучше. Более всего такая ситуация распространилась в Тибете, когда каждый второй высокий учитель считал своим долгом объявить себя вдобавок и мириархом, пренебрегая делами духовными в пользу успехов политических. Хотите убедиться в том, что я не лгу? Обратитесь к Шакабпе, который утверждает, что Атиша считал тибетских лам неспособными к восприятию учения Победоносного, так как они придавали значение только богатству внешней атрибутики.
Про то, как продаются и покупаются титулы в тибетском буддизме можно прочитать в работах Цыбикова. И к сожалению ситуация с начала XX века в лучшую стоимость не изменилась: достаточно вспомнить Стивена Сигала Ринпоче и некоторых других титулованных клоунов.
А проблема того, что, "известный" и "достойный" - не одно и тоже поднималась, как минимум, в VI веке (см. "Гаосэн Чжуань", Хуэй Цзяо). Так что, чем вы недовольны, я не понимаю. _________________ Рейтинг Путина понизился на 35 руб. за бутылку водки.
mthug mje che
Последний раз редактировалось: Дорже Ликпа (Сб 02 Фев 13, 19:43), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Dondhup
Кто такие "мы " я не знаю, разве что господа тиртики? За термин ламаизм буду банить. Нечего распространять ложные взгляды на буддийском форуме.
А в чем проблема? Для описания отдельно взятой ситуации, когда стадо баранов собирается вокруг одного титулованного титулом "лама" попа, термин "ламаизм" подходит как нельзя лучше. Более всего такая ситуация распространилась в Тибете, когда каждый второй высокий учитель считал своим долгом объявить себя вдобавок и мириархом, пренебрегая делами духовными в пользу успехов политических. Хотите убедиться в том, что я не лгу? Обратитесь к Шакабпе, который утверждает, что Атиша считал тибетских лам неспособными к восприятию учения Победоносного, так как они придавали значение только богатству внешней атрибутики.
Про то, как продаются и покупаются титулы в тибетском буддизме можно прочитать в работах Цыбикова. И к сожалению ситуация с начала XX века в лучшую стоимость не изменилась: достаточно вспомнить Стивена Сигала Ринпоче и некоторых других титулованных клоунов.
А проблема того, что, "известный" и "достойный" - не одно и тоже поднималась, как минимум, в VI веке (см. "Гаосэн Чжуань", Хуэй Цзяо). Так что, чем вы недовольны, я не понимаю.
По твоему Ваджраяна - это ламаизм? Я среди своих Учителей ни одного недостойного не встречал. Хотя про подобное слышал. _________________ ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны
Последний раз редактировалось: Dondhup (Сб 02 Фев 13, 22:19), всего редактировалось 1 раз
Кому не нравиться термин ламаизм вполне может заменить на учителизм.
Есть же нормальное название- буддизм Ваджраяны, в которой личность Гуру имеет важнейшее значение. _________________ ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны
Зарегистрирован: 09.09.2008 Суждений: 7953 Откуда: Воронеж
№140342Добавлено: Вс 03 Фев 13, 00:38 (12 лет тому назад)
Я бы отказался и от термина "тибетские буддизм", поскольку таманги, гурунги, невары, японцы (真言宗) и бауддха-брахманы с о. Бали - тоже последователи ваджраяны, но не тибетцы и получили свое учение не только от тибетцев или вообще не от тибетцев. Разумеется, называть их ламаистами также абсурдно, ибо термин "лама" у неваров, японцев и индонезийцев не используется. Поэтому само учение следует называть "ваджраяна", "тантраяна", "мантраяна" или "мантраная". Все эти линии восходят к индийской средневековой тантрической традиции. И если японцы и индонезийцы практикуют только низшие тантры, а таманги и гурунги - ньингмапинцы, то невары практикуют Чакрасамвару, Ваджрайогини и Гухьясамаджу чисто своей линии, никогда не заходившей в Тибет.
Особо хочу отметить, что линия хинаянского монашеского посвящения у неваров была утрачена в 17 в. под влиянием репрессий со стороны правителей Непала, у индонезийцев еще раньше - из-за вторжения мусульман, а у японцев - я даже не знаю отчего, возможно из-за феодальных распрей. Так что собственно "лам" у неваров нет. Ваджрачарья может хоть лавочником работать, как я понял - у них это обычный случай. Институт тулку у них также совершенно не известен. _________________
Два класса столкнулись в последнем бою;
Наш лозунг - Всемирный Советский Союз!
№140470Добавлено: Вс 03 Фев 13, 18:48 (12 лет тому назад)
Это сообщение доступно только после авторизации. _________________ ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы