Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Анализ качеств Учителя Махаяны с точки зреняи неофита


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Гималайский буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Dondhup
умер


Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 7519
Откуда: СПб

140911СообщениеДобавлено: Чт 07 Фев 13, 17:25 (12 лет тому назад)    Анализ качеств Учителя Махаяны с точки зреняи неофита Ответ с цитатой

1) Самообуздани - это практика нравственности
2) Спокойствие - практика самадхи, освоенная при помощи внимательности и бдительности по отношению к совершению добрых поступков и избеганию дурных
3) Умиротворенность - практика мудрости, освоенная при помощи анализа истинного смысла на основе Безмятежности, при совершенной послушности ума
4) Ученость - обладание большими познаниями в трех “корзинах”
5) Постижение реальности - постижение отсутствия самости явлений
6) Превосходящие достоинства Учителя по отношению к ученику.
7) Красноречие - это умение довести смысл [Дхармы] до ума учеников при хорошем знании последовательности этапов
8) Любовь - чистое побуждение к проповедованию Дхармы, без корысти об обретениях, почестях и т.п., движимое лишь любовью и состраданием.
9) Усердие—неугасающий энтузиазм [в работе] для блага других.
10) Неутомимость—не уставание от многократного проповедования; претерпевание трудностей проповедования.

----------
Просьба высказываться новичков, как вы понимаете эти качества.

_________________
ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Dondhup
умер


Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 7519
Откуда: СПб

140912СообщениеДобавлено: Чт 07 Фев 13, 17:26 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

"Вообще в Слове [Будды] и первичных комментариях есть много определений [достойного Учителя], соответствующих отдельным Колесницам. Здесь же говорим о Благом Друге, способном вести [учеников] по этапам трех личностей Пути Махаяны к состоянию Будды.
О нем в “Украшении сутр” говорится:
“Обопрись на такого Духовного Друга, кто себя обуздал, кто спокоен и тих, кто в достоинствах много тебя превосходит, образован, усерден, реальность постиг,— на того, кто владеет прекрасною речью, сердцем—любящий, силами—неутомим”.
То есть ученик должен опереться на Благого Друга, обладающего десятью качествами.
Поскольку известно, что невозможно усмирить других, не усмирив себя, то Учитель, усмиряющий других, должен был прежде усмирить себя самого.
Каково же должно быть его усмирение?
Отдельные так называемые “достоинства опыта”, почерпнутые из случайных практик, иметь бесполезно; необходимо усмирение согласно со всем Учением Победителя. Конечно, это три драгоценные Практики. Поэтому [в цитате] и говорится о самообуздании и остальных из трех.
Самообуздание—это практика нравственности. Как сказано в “Индивидуальном Освобождении”:
“Пратимокша—уздечка, которая при постоянном усилии колет шипами трудноукротимую скачущую лошадь ума”.
И в “Отделах Винаи”:— “Она—уздечка для необузданных учеников”.
Согласно сказанному, как укрощают диких лошадей хорошей уздечкой, так и “лошадь” ума укрощают практикой нравственности, которая уводит увлекающиеся непотребным чувства, подобные диким лошадям, от недостойного и побуждает прилагать многие усилия к совершению достойного.
Спокойствие—безмятежность ума, направленного вовнутрь,—практика самадхи, освоенная при помощи внимательности и бдительности по отношению к совершению добрых поступков и избеганию дурных.
Умиротворенность—практика мудрости, освоенная при помощи анализа истинного смысла на основе Безмятежности, при совершенной послушности ума.
Обладать лишь достоинствами опыта, усмирив дух посредством трех практик, недостаточно. Необходимо иметь и достоинства знания. Поэтому [упоминается] ученость, то есть обладание большими познаниями в трех “корзинах” и т.д.
Устами Геше-тонпы:
“Учитель Махаяны должен уметь передавать обширные знания, совершать то, что в конечном счете благотворно Учению, и точно указать [каждому ученику], что ему полезно”.
Постижение реальности—особая практика мудрости—постижение отсутствия самости явлений1. Это либо прямое восприятие Реальности2, что наиболее важно; либо, как сказано, хотя бы постижение ее при помощи [авторитетных] свидетельств и логики3".
Однако даже такие знания и опыт недостаточны, если они меньше, чем у ученика, или равные: необходимы превосходящие достоинства. Ведь сказано в “Отделе о друзьях”:
“Опираясь на низших, портятся люди, опираясь на равных—пребывают в застое, опираясь на высших—достигают величья. Потому на того опирайся, кто выше. Опираясь на высшего—на такого, кто спокоен и нравственно тверд, своей мудростью много тебя превосходит,— станешь выше еще, чем он сам”.
Пучунгва сказал: “Благоговею, когда слушаю истории о святых”.
Устами Таши: “Старейшины Радэнга—опора моего взора”.
Согласно сказанному, надо взирать с благоговением на изобильных достоинствами.
Рассмотренные шесть качеств—это достоинства собственных достижений [Учителя].
Остальные же—достоинства [его] заботы о других.
Как сказано [Победителем]:
“Водою Будды не смывают скверны, страдания существ рукой не унимают, не переносят опыт свой в других— Учением об истине существ освобождают”.
То есть помощь другим возможна лишь через обучение безошибочному Пути, а не через смывание водой грехов или подобное4.
Из [оставшихся] четырех качеств красноречие— это умение довести смысл [Дхармы] до ума учеников при хорошем знании последовательности этапов.
Любовь—чистое побуждение к проповедованию Дхармы, без корысти об обретениях, почестях и т.п., движимое лишь любовью и состраданием.
Потоба сказал Чэнгаве:
“Сын Лимо5! Сколько ни проповедую Дхарму,— [никогда] не принимаю [от слушателей] даже единственной [похвалы]: "Прекрасно!".—Существ не страдающих ведь нет”.
Так и надо.
Усердие—неугасающий энтузиазм [в работе] для блага других.
Неутомимость—не уставание от многократного проповедования; претерпевание трудностей проповедования.
Устами Потобы: “Три практики, постижение реальности и сострадательная любовь—пять основных [достоинств Учителя]. Все мои тибетские Учителя не были ни учеными, ни терпеливыми, отчего и не всегда вразумительно говорили. Но поскольку обладали этими пятью, то оказывались полезными всякому, кто был рядом.”
Ньянтон вовсе не обладал красноречием. Всякий раз, когда он соизволял что-либо объяснять, все думали: “Пока что непонятно”,—и оставались в недоумении. Но, поскольку обладал теми пятью, он был полезен всем.
Следовательно, кто не прилежен в [трех] практиках, а живет, лишь восхваляя их или провозглашая их достоинства, тот не годится в Благие Друзья. Ведь у него лишь пустые слова; подобно тому, как ищущий сандала спросил бы живущего похвалами сандалу: “Имеешь ли ты его?”—а тот ответил бы: “Не имею”.
В “Царе самадхи” сказано:
“В будущем монахи многие, обетов не держа, захотят прослыть учеными и станут прославлять нравственность,—о ней нисколько сами не заботясь”.
За такими же словами по поводу самадхи, мудрости и Освобождения следует:
“Это все напоминает, если б некие дельцы о достоинствах сандала стали бы провозглашать: "Как сандал ароматичен! И на вид приятен он!" Наконец, когда бы их спросили: "Нет ли хоть чуть-чуть сандала, столь хвалимого, у вас?" Эти люди отвечали б: "Мы живем из похвалы благовонию. У самих же—благовонья нет".
Так же и у тех монахов будущих времен, не усердствующих в йоге,—и у них самих, проживающих лишь только нравственности похвалой, нравственности собственной не будет”.
О трех остальных [самадхи, мудрости и Освобождении] сказано подобным же образом.
Учитель с такими [качествами], практически ведущий к Освобождению, является коренным [объектом] постоянных устремлений. Поэтому, узнав об этих [качествах], те, кто желает вверить себя Учителю, пусть усердно ищут их обладателя. А желающие иметь учеников пусть тоже стараются обрести их.
По нынешнему времени трудно найти [Учителя] со всеми достоинствами. Что же делать, если такого не находим?
В “Вопросах Субаху” говорится:
“Как колесница с колесом одним,
хоть конь и есть, но ехать не способна,
так и без Друга в практике нельзя
достичь нам никаких реальных сиддхи.
Тот, кто умен, красив и очень чист,
кто благороден и Ученью предан,
в себе уверен, мужественен, вежлив,
щедр, сострадателен, кто чувства подчинил,
спокойно терпит голод, жажду, беды,
не почитает брахманов, чужих богов,
умел и благодарен, тот, кто верит
в Три Драгоценности,—такой зовется "Друг".
Но обладающий достоинствами всеми
в эпоху смутную сию6 столь редок стал!
Поэтому старайся положиться
хоть на такого друга в тайной тантре,
который половину бы имел
достоинств тех, иль четверть, иль восьмую”.
То есть Друг [должен иметь] хотя бы восьмую часть данной совершенной характеристики.
“Это относится и к Учителю”,—сказал великий Чжово, как указано в “Изречениях Потобы, собранных Долвой”. Поэтому можно [вверять себя Учителю], обладающему хотя бы восьмой частью [одной из двух] описанных полных характеристик, на которые указывают как на трудно и легко достижимую соответственно.
перевод А.Кугявичус
Примечания
1 Иными словами, постижение относительности, пустоты всего сущего. Подробнее эта важнейшая тема рассматривается в 5-м томе данной работы (т.е.Ламрим ченмо).
2 Прямое восприятие Реальности (санскр.: татхата) начинается с третьей из пяти стадий Пути.
Стадия Применения—вторая из пяти стадий Пути Пробуждения, которые таковы: 1) стадия Снаряжения, 2) стадия Применения, 3) стадия Видения, 4) стадия Созерцания и 5) стадия Неучения.
На первой стадии, начинающейся с зарождения постоянной Устремленности к Пробуждению (бодхичитты), имеет место собрание средств, “снаряжение” для действительной йоги-сочетания Безмятежности и Проникновения в Реальность-отсутствие самосущего. Обычный перевод—“путь накопления”— неудовлетворителен, ибо это стадия Пути, а не какой-либо отдельный путь к Пробуждению. Кроме того, на этой стадии не только накапливают заслуги, дающие результаты в будущем, но, в большей мере, реально подготавливаются, снаряжаются для дальнейшего пути—такими средствами, как обуздание чувств, сознательность действий, старание практиковать парамиты и т.д. Наиболее важное (конечное на этой стадии) средство, которым необходимо снарядиться,—Безмятежность: успокоение ума, сопровождающееся совершенной его податливостью.
С достижением Проникновения начинается вторая стадия— сочетание его тонкого анализа с Безмятежностью, иначе говоря—действительное применение тех средств, которыми снарядились. Перевод “путь подготовки” неудовлетворителен. Насчет “пути” уже говорилось. Что же касается “подготовки”, то это слово скорее подходит для первой стадии, а не для второй, на которой применяется тонкое созерцание, проходящее четыре этапа: “тепла”, “вершины тепла”, “терпеливости” и “высших мирских качеств”.
С прямым постижением, узрением Реальности или Истины, начинается стадия Видения—первый уровень святого Бодхисаттвы, на котором избавляются от всей омраченности, накопившейся испокон веков из-за ложных воззрений.
Со второго уровня святого начинается стадия Созерцания или Свыкания с Истиной. Это необычное, очень утонченное Созерцание. Его не следует путать с обычным созерцанием, которое начинается в первой стадии и еще раньше—в подготовительной,—если учесть оба его аспекта: закрепленное и аналитическое созерцание. С достижением восьмого уровня святого— на стадии Созерцания—избавляются от скверны клеш.
И с достижением последней стадии Неучения, т.е. состояния Будды, совершенно избавляются от скверны препятствий ко Всеведению—“следов” клеш, всех оставшихся привычек к ним.
3 Обычно в буддийской теории познания признаеться три источника познания: непосредственное постижение, авторитетное свидетельство и достоверный логический вывод.
4 Имеются в виду обряды брахманизма или других религий
5 Мать Чангвы звали Лимо Ешей-дрон, но, как указывается в “Терминологическом словаре”, мать Потобы тоже звали Лимо, и он сам иногда называл себя “сыном Лимо”. Поэтому, возможно, и здесь он так называет себя, а не Чэнгаву. “Ба”, однако, отмечает, что это ласковое обращение к Чэнгаве.
6 Т.е. в Кали-югу."

_________________
ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49306

140914СообщениеДобавлено: Чт 07 Фев 13, 17:29 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

2 пункта из 8 нужно?

Гуру из Бобруйска, который спокойно терпит голод и не почитает брахманов - достойный учитель!

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Dondhup
умер


Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 7519
Откуда: СПб

140916СообщениеДобавлено: Чт 07 Фев 13, 17:33 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

1,2, 4 у него точно нет.
_________________
ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49306

140918СообщениеДобавлено: Чт 07 Фев 13, 17:35 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Dondhup пишет:
1,2, 4 у него точно нет.

А неофит сможет определить, есть они или нет? Корчит гуру на публике унылую неподвижную мину (как например принято у тхеравадинских монахов) - типо спокоен или даже самадхин. Говорит чето непонятное - наверно ученый. Вот как неофиты воспринимают.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Dondhup
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Dondhup
умер


Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 7519
Откуда: СПб

140921СообщениеДобавлено: Чт 07 Фев 13, 17:46 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Dondhup пишет:
1,2, 4 у него точно нет.

А неофит сможет определить, есть они или нет? Корчит гуру на публике унылую неподвижную мину (как например принято у тхеравадинских монахов) - типо спокоен или даже самадхин. Говорит чето непонятное - наверно ученый. Вот как неофиты воспринимают.

Это от качеств неофита зависит, даже Будда не может привести на путь если нет связи с Учением.

_________________
ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10788
Откуда: Москва

140928СообщениеДобавлено: Чт 07 Фев 13, 18:28 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Dondhup
Цитата:
Просьба высказываться новичков, как вы понимаете эти качества.

очень замечательные качества. Я с радостью пошёл бы к такому учителю.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: Dondhup
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Dondhup
умер


Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 7519
Откуда: СПб

140929СообщениеДобавлено: Чт 07 Фев 13, 18:31 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Dondhup
Цитата:
Просьба высказываться новичков, как вы понимаете эти качества.

очень замечательные качества. Я с радостью пошёл бы к такому учителю.
Я знаю несколько таких Учителей из гелуг, сакья и ньингма, они и в Москве Дхарму давали.
_________________
ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Nekto_V



Зарегистрирован: 27.08.2010
Суждений: 651
Откуда: Екатеринбург

140940СообщениеДобавлено: Чт 07 Фев 13, 21:12 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

различить и вправду эти качества сложно, если вообще возможно...может человек нравиться и казаться учителем в силу как раз таки неведения и прочих клеш неофита. В полной мере понять соответствует человек данным качествам или нет, как мне кажется, может только тот, кто сам ими обладает)))

склонен думать, что подобные списки качеств учителя и хорошие толкования на них должны вдохновлять на личное изучение и практику..

слушать у чение  учителя лучше "всего лишь" потому, что он может своевременно для данного ученика сообщить информацию, тогда как на поиск "того же" в книжках уйдет больше времени...


Ответы на этот пост: Dondhup
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10788
Откуда: Москва

140943СообщениеДобавлено: Чт 07 Фев 13, 22:32 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой


_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Dondhup
умер


Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 7519
Откуда: СПб

140951СообщениеДобавлено: Пт 08 Фев 13, 02:17 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Nekto_V пишет:
различить и вправду эти качества сложно, если вообще возможно...может человек нравиться и казаться учителем в силу как раз таки неведения и прочих клеш неофита. В полной мере понять соответствует человек данным качествам или нет, как мне кажется, может только тот, кто сам ими обладает)))

склонен думать, что подобные списки качеств учителя и хорошие толкования на них должны вдохновлять на личное изучение и практику..

слушать у чение  учителя лучше "всего лишь" потому, что он может своевременно для данного ученика сообщить информацию, тогда как на поиск "того же" в книжках уйдет больше времени...

На мой взгляд только 5 пункт мы пока не станем Арья-Бодхисаттвами, проверить не можем, а остальные можем.

_________________
ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Росс
Гость





140952СообщениеДобавлено: Пт 08 Фев 13, 02:47 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Короче, 5 пункт -то , основной, мы проверить сможем очень нескоро.Smile Тогда нам остаётся спросить у самого учителя, ведь он, согласно всем остальным пунктам - абсолютно честен.
Поэтому у неофита есть все основания доверять учителю.)


Ответы на этот пост: Dondhup
Наверх
Dondhup
умер


Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 7519
Откуда: СПб

140953СообщениеДобавлено: Пт 08 Фев 13, 02:56 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Росс пишет:
Короче, 5 пункт -то , основной, мы проверить сможем очень нескоро.Smile Тогда нам остаётся спросить у самого учителя, ведь он, согласно всем остальным пунктам - абсолютно честен.
Поэтому у неофита есть все основания доверять учителю.)

По крайней мере аналитические знания о Праджняпармите проверить сможем.

_________________
ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Nekto_V



Зарегистрирован: 27.08.2010
Суждений: 651
Откуда: Екатеринбург

140955СообщениеДобавлено: Пт 08 Фев 13, 07:31 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Dondhup по факту неофит может только 1 номер проверить безошибочно, так как чтобы посмотреть, соответствует ли поведение винае много ума не надо...чтобы распознать все остальное надо как минимум ОЧЕНЬ хорошо знать канон(это не доступно неофиту). Вот и получается, что довериться учителю нельзя, пока сам его уровня не достигнешь. А когда достигнешь, то он уже и не учителем оказывается,а благим другом.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Гималайский буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.029 (0.693) u0.014 s0.002, 18 0.015 [260/0]