Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Кира Кирилл
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10782 Откуда: Москва
|
№130038Добавлено: Пн 12 Ноя 12, 23:24 (12 лет тому назад) вопрос про совесть и дхармы |
|
|
|
здравствуйте, уважаемые участники!
хотелось бы задать вот какой вопрос:
Нормальным живым существам знакомо такое чувство, как совесть - некий голос «извне», который служит для человека моральным ориентиром.
Голос совести зачастую противоречит бытовым/житейским ценностям человека, а также проявляется и у атеистов (которые не ищут себе награды на небесах).
Совесть проявляется как долженствование и иногда может противоречить и религиозным представлениям.
Как вы считаете, как голос совести может быть представлен с точки зрения дхармического анализа ?
Конструируется ли он дхармами и если да, то какими именно. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира" |
|
Наверх |
|
|
ТМ
Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13397
|
№130043Добавлено: Пн 12 Ноя 12, 23:45 (12 лет тому назад) |
|
|
|
В Абхидхаммасангахе есть ahirika и anottapa, бесстыдство и отсутствие страха неблагих последствий. Положительные к этой паре - hiri и ottapa. Первое по отношению к себе, второе к другим. Сравниваются с железной палкой, один конец которой раскален (страх неблагих последствий), а второй замазан грязью (стыд). Это дхармический голос совести. В обычном может быть много чего намешано: жажда, сожаление, ложные воззрения, ложная гордость и прочее. |
|
Наверх |
|
|
Кира Кирилл
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10782 Откуда: Москва
|
№130045Добавлено: Пн 12 Ноя 12, 23:56 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Но ведь голос совести как раз отличен от страха наказания и страха осуждения обществом. Это нечто другое.
Но пусть даже совесть = «стыд перед собой». Но ведь при разложении человека на скандхи это самое «собой» исчезает. Перед кем же тогда испытывается стыд ? _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Последний раз редактировалось: Кира (Пн 12 Ноя 12, 23:59), всего редактировалось 1 раз
|
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49306
|
№130047Добавлено: Пн 12 Ноя 12, 23:58 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Приведите пример стыда, в событии которого не было бы так или иначе других существ. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Кира Кирилл
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10782 Откуда: Москва
|
№130049Добавлено: Вт 13 Ноя 12, 00:10 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Без живых существ пример плохо получается, так как поступки по отношению к неживой природе со стыдом не связаны.
Ну, может быть такой пример: человек думает о своих врагах: «подложу им под дверь ядерную бомбу. Они все умрут (со стопроцентной вероятностью), а я останусь жив и заберу у них назад все то, что они у меня украли.»
А потом человеку становится стыдно: «убивать не хорошо».
Вот это и есть пример без людей - бояться то некого (при взрыве все враги гарантировано умирают), но поступок все же осознаётся как не благой. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49306
|
№130050Добавлено: Вт 13 Ноя 12, 00:12 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Ну, может быть такой пример: человек думает о своих врагах: «подложу им под дверь ядерную бомбу. Они все умрут (со стопроцентной вероятностью), а я останусь жив и заберу у них назад все то, что они у меня украли.»
А потом человеку становится стыдно: «убивать не хорошо».
Вот это и есть пример без людей - бояться то некого (при взрыве все враги гарантировано умирают), но поступок все же осознаётся как не благой.
Это пример с другими существами. Не годно. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Кира Кирилл
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10782 Откуда: Москва
|
№130054Добавлено: Вт 13 Ноя 12, 00:20 (12 лет тому назад) |
|
|
|
С какими "другими" ?
Без живых существ, присутствующих в ситуации, пример не возможен, т.к. плохой поступок можно совершить лишь по отношению к живым существам. Пусть даже они слаборазвитые (животные, например).
А пример без сторонних наблюдателей - возможен. Я его и привел. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира" |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49306
|
№130055Добавлено: Вт 13 Ноя 12, 00:24 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Ни про каких "сторонних наблюдателей" речи не шло. Зачем сочиняете? И не надо добавлять слово "живых" - не уместно.
Кира пишет: Без живых существ, присутствующих в ситуации, пример не возможен, т.к. плохой поступок можно совершить лишь по отношению к живым существам. Кира пишет: Но ведь при разложении человека на скандхи это самое «собой» исчезает. Перед кем же тогда испытывается стыд ?
Теперь сможете сами ответить на свой вопрос? _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Кира Кирилл
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10782 Откуда: Москва
|
№130058Добавлено: Вт 13 Ноя 12, 00:33 (12 лет тому назад) |
|
|
|
С точки зрения дхармического анализа я ответить не могу. Я же специально привел пример - подложить врагам бомбу, чтобы никаких живых существ не осталось. Стыд при этом есть, а живых существ - нет. Меня нет, потому что ан-атман, а все остальные умерли. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
Кира Кирилл
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10782 Откуда: Москва
|
№130059Добавлено: Вт 13 Ноя 12, 00:34 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Слово "живой" я упоминаю, имея ввиду и настоящее время, и прошлое, _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49306
|
№130060Добавлено: Вт 13 Ноя 12, 00:36 (12 лет тому назад) |
|
|
|
С точки зрения дхармического анализа я ответить не могу. Я же специально привел пример - подложить врагам бомбу, чтобы никаких живых существ не осталось. С "живыми" у вас имеет место традиционная подмена понятия. Мертвые существа точно такие же "живые" - они ведь не обрели паринирвану, не исчезли ни из сансары, ни из вашего представления.
Цитата: Стыд при этом есть, а живых существ - нет. Меня нет, потому что ан-атман, а все остальные умерли. Передергивание сильно помогает продолжать говорить глупость? _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49306
|
№130061Добавлено: Вт 13 Ноя 12, 00:38 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Я спрашиваю: "Приведите пример стыда, в событии которого не было бы так или иначе других существ."
Кира отвечает: "подложить врагам бомбу, чтобы никаких живых существ не осталось."
Блеск демагогии и только. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49306
|
№130063Добавлено: Вт 13 Ноя 12, 00:46 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Слово "живой" я упоминаю, имея ввиду и настоящее время, и прошлое,
Слово "живой" вы придумали добавить, чтобы подменить понятие "существо", на "существо, живущее сейчас в одном мире со мной". С помощью этого передергивания, вы пытаетесь сохранить свой софизм "раз нет атмана, то нет и совести". _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Серж
Зарегистрирован: 28.01.2011 Суждений: 4126
|
№130067Добавлено: Вт 13 Ноя 12, 00:59 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Не стоит совершать действия, которые принижают тебя в глазах других, либо себя же в своих собственных глазах. Это напрасное действие, лишний повод для волнений и беспокойства.
Ну да, чувство основанное на представлении о "себе" и его достоинстве. Только немогу понять при чем здесь метафизическая личность атман? Индивид или социальная личность это не атман. Вон ниргрантхи, верят в атмана и его блага, но ходят голыми, "развязав стеснительные узы", бесстыдно болтая елдой перед детьми и женщинами. |
|
Наверх |
|
|
Кира Кирилл
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10782 Откуда: Москва
|
№130068Добавлено: Вт 13 Ноя 12, 01:00 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Я понял вашу мысль про сансару.
Усложняю пример:
Человек считает, что его враги должны быть наказаны. Если они умрут, он считает справедливым, чтобы они попали в ад и вечно там мучились. Человек искренне считает их негодяями, и так и есть на самом деле.
Но вот перед самым взрывом бомбы голос совести говорит человеку: «не надо их взрывать. Хоть они и гады.» _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|