Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

вопрос про совесть и дхармы

Страницы 1, 2, 3  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Кира
просто разблокирован


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 8046
Откуда: Москва

130038СообщениеДобавлено: Пн 12 Ноя 12, 23:24 (4 года тому назад)    вопрос про совесть и дхармы Ответ с цитатой

здравствуйте, уважаемые участники!

хотелось бы задать вот какой вопрос:

Нормальным живым существам знакомо такое чувство, как совесть  - некий голос «извне», который служит для человека моральным ориентиром.
Голос совести зачастую противоречит бытовым/житейским ценностям человека, а также проявляется и у атеистов (которые не ищут себе награды на небесах).
Совесть проявляется как долженствование и иногда может противоречить и религиозным представлениям.

Как вы считаете, как голос совести может быть представлен с точки зрения дхармического анализа ?
Конструируется ли он дхармами и если да, то какими именно.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 2461

130043СообщениеДобавлено: Пн 12 Ноя 12, 23:45 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

В Абхидхаммасангахе есть ahirika и anottapa, бесстыдство и отсутствие страха неблагих последствий. Положительные к этой паре - hiri и ottapa. Первое по отношению к себе, второе к другим. Сравниваются с железной палкой, один конец которой раскален (страх неблагих последствий), а второй замазан грязью (стыд). Это дхармический голос совести. В обычном может быть много чего намешано: жажда, сожаление, ложные воззрения, ложная гордость и прочее.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
просто разблокирован


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 8046
Откуда: Москва

130045СообщениеДобавлено: Пн 12 Ноя 12, 23:56 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Но ведь голос совести как раз отличен от страха наказания и страха осуждения обществом. Это нечто другое.  
Но пусть даже совесть = «стыд перед собой». Но ведь при разложении человека на скандхи это самое «собой» исчезает. Перед кем же тогда испытывается стыд ?

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Последний раз редактировалось: Кира (Пн 12 Ноя 12, 23:59), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28383

130047СообщениеДобавлено: Пн 12 Ноя 12, 23:58 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Приведите пример стыда, в событии которого не было бы так или иначе других существ.
_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Кира
просто разблокирован


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 8046
Откуда: Москва

130049СообщениеДобавлено: Вт 13 Ноя 12, 00:10 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Без живых существ пример плохо получается, так как поступки по отношению к неживой природе со стыдом не связаны.
Ну, может быть такой пример: человек думает о своих врагах: «подложу им под дверь ядерную бомбу. Они все умрут (со стопроцентной вероятностью), а я останусь жив и заберу у них назад все то, что они у меня украли.»

А потом человеку становится стыдно: «убивать не хорошо».
Вот это и есть пример без людей - бояться то некого (при взрыве все враги гарантировано умирают), но поступок все же осознаётся как не благой.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28383

130050СообщениеДобавлено: Вт 13 Ноя 12, 00:12 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Ну, может быть такой пример: человек думает о своих врагах: «подложу им под дверь ядерную бомбу. Они все умрут (со стопроцентной вероятностью), а я останусь жив и заберу у них назад все то, что они у меня украли.»

А потом человеку становится стыдно: «убивать не хорошо».
Вот это и есть пример без людей - бояться то некого (при взрыве все враги гарантировано умирают), но поступок все же осознаётся как не благой.

Это пример с другими существами. Не годно.

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Кира
просто разблокирован


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 8046
Откуда: Москва

130054СообщениеДобавлено: Вт 13 Ноя 12, 00:20 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

С какими "другими" ?

Без живых существ, присутствующих в ситуации, пример не возможен, т.к. плохой поступок можно совершить лишь по отношению к живым существам. Пусть даже они слаборазвитые (животные, например).

А пример без сторонних наблюдателей - возможен. Я его и привел.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28383

130055СообщениеДобавлено: Вт 13 Ноя 12, 00:24 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Ни про каких "сторонних наблюдателей" речи не шло. Зачем сочиняете? И не надо добавлять слово "живых" - не уместно.

Кира пишет:
Без живых существ, присутствующих в ситуации, пример не возможен, т.к. плохой поступок можно совершить лишь по отношению к живым существам.
Кира пишет:
Но ведь при разложении человека на скандхи это самое «собой» исчезает. Перед кем же тогда испытывается стыд ?

Теперь сможете сами ответить на свой вопрос?

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Кира
просто разблокирован


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 8046
Откуда: Москва

130058СообщениеДобавлено: Вт 13 Ноя 12, 00:33 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

С точки зрения дхармического анализа я ответить не могу. Я же специально привел пример - подложить врагам бомбу, чтобы никаких живых существ не осталось. Стыд при этом есть, а живых существ - нет. Меня нет, потому что ан-атман, а все остальные умерли.
_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
просто разблокирован


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 8046
Откуда: Москва

130059СообщениеДобавлено: Вт 13 Ноя 12, 00:34 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Слово "живой" я упоминаю, имея ввиду и настоящее время, и прошлое,
_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28383

130060СообщениеДобавлено: Вт 13 Ноя 12, 00:36 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
С точки зрения дхармического анализа я ответить не могу. Я же специально привел пример - подложить врагам бомбу, чтобы никаких живых существ не осталось.
С "живыми" у вас имеет место традиционная подмена понятия. Мертвые существа точно такие же "живые" - они ведь не обрели паринирвану, не исчезли ни из сансары, ни из вашего представления.

Цитата:
Стыд при этом есть, а живых существ - нет. Меня нет, потому что ан-атман, а все остальные умерли.
Передергивание сильно помогает продолжать говорить глупость?
_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28383

130061СообщениеДобавлено: Вт 13 Ноя 12, 00:38 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Я спрашиваю: "Приведите пример стыда, в событии которого не было бы так или иначе других существ."
Кира отвечает: "подложить врагам бомбу, чтобы никаких живых существ не осталось."

Блеск демагогии и только.

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28383

130063СообщениеДобавлено: Вт 13 Ноя 12, 00:46 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Слово "живой" я упоминаю, имея ввиду и настоящее время, и прошлое,

Слово "живой" вы придумали добавить, чтобы подменить понятие "существо", на "существо, живущее сейчас в одном мире со мной". С помощью этого передергивания, вы пытаетесь сохранить свой софизм "раз нет атмана, то нет и совести".

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Серж



Зарегистрирован: 28.01.2011
Суждений: 2257

130067СообщениеДобавлено: Вт 13 Ноя 12, 00:59 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Не стоит совершать действия, которые принижают тебя в глазах других, либо себя же в своих собственных глазах. Это напрасное действие, лишний повод для волнений и беспокойства.
Ну да, чувство основанное на представлении о "себе" и его достоинстве. Только немогу понять при чем здесь метафизическая личность атман? Индивид или социальная личность это не атман. Вон ниргрантхи, верят в атмана и его блага, но ходят голыми, "развязав стеснительные узы", бесстыдно болтая елдой перед детьми и женщинами.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
просто разблокирован


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 8046
Откуда: Москва

130068СообщениеДобавлено: Вт 13 Ноя 12, 01:00 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Я понял вашу мысль про сансару.
Усложняю пример:
Человек считает, что его враги должны быть наказаны. Если они умрут, он считает справедливым, чтобы они попали в ад и вечно там мучились. Человек искренне считает их негодяями, и так и есть на самом деле.
Но вот перед самым взрывом бомбы голос совести говорит человеку: «не надо их взрывать. Хоть они и гады.»

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.108 (0.329) u0.061 s0.003, 18 0.007 [242/0]