Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Причинность - бытовое, научное, буддийское понимание.

Страницы 1, 2, 3, 4  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Баскаков Владимир



Зарегистрирован: 20.09.2012
Суждений: 257

130451СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 10:52 (12 лет тому назад)    Причинность - бытовое, научное, буддийское понимание. Ответ с цитатой

Хочется разобраться, в чем особенность буддийского понимания причинности.

На бытовом уровне легко согласится с тем, что "все имеет свою причину". Дальше, в обыденном мышлении - мы раскладываем причины по кучкам.
примерно так - естественные причины - шел дождь, намочил, поэтому я мокрый. И причины, порожденные деятельностью других живых существ. Последние можно поделить на причины от "моей" деятельности и причины от деятельности "других".

Ну и второе деление, уже более условное - по сознательности деятельности. Деятельность "по замыслу" и "так получилось". Последнее деление - нечеткое, условное.

Опять таки - на бытовом уровне понятно, что многое в нынешней жизни определяется маленькими и большими решениями из прошлого. Многое - но не все. Другая половина причин приходит из жизни других существ, и неживого мира.

Понятно, что любая моя запланированно - разумная деятельность неизбежно будет иметь последствия, однако не факт - что именно в моей жизни. Последствия моггут рассеятся по жизням других.

Опять таки, на бытовом уровне причины делятся на контролируемые и случайные. Например - куплю лотерейный билет и выиграю ..... рублей.

Контролируемая часть - придти с деньгами за билетом, и купить. Случайная - попадание выигрыша на билет.

Вопрос - в чем буддийские представления отличаются от бытовых?

научные представления о закономерностях и случайностях, статистике, микро и макро - мирах можно пока отложить. например вопросы о том, по какой причине один электрон туннелировал, а другой - нет....


Ответы на этот пост: test
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Dondhup
умер


Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 7519
Откуда: СПб

130453СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 10:57 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

На обыденном уровне как раз люди считают что есть вечное я, душа и т.п. и воспринимают объекты как существующие сами по себе Smile И еще - "я не виноват это все они" Smile
_________________
ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Баскаков Владимир



Зарегистрирован: 20.09.2012
Суждений: 257

130465СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 11:22 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

На обыденном уровне приятно верить, что с разложением тушки не все кончается. На обыденном уровне индукция говорит - что я могу прожить еще секунду, и скорее всего - проживу. А потом еще. Еще. И снова.... и так по индукции - для любого эн - можно еще эн плюс 1 секунд. Эта индукция - основа - "субъективной надежды на вечность".

что характерно. Иногда - причина в "они-х". Реально. Мы приходим в уже готовый мир, в котором много чего уже есть - так как есть, и не иначе.....
"Что я могу изменить?" - вопрос вопросов.....
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49298

130469СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 11:38 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Хочется разобраться, в чем особенность буддийского понимания причинности.

Многим хочется, но предмет достаточно сложен, требует ввода контекста.

Попробуйте почитать это:
http://psylib.org.ua/books/rozeo02/txt15.htm
http://psylib.org.ua/books/rozeo02/txt16.htm

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Баскаков Владимир



Зарегистрирован: 20.09.2012
Суждений: 257

130473СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 11:53 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Хорошо. Буду читать.
С самого наверное начала. А то опять непонятно станет.
Спасибо.
(а нет у Вас  другого глобуса - попроще? ну наверное - нету. шутка)


Ответы на этот пост: Полосатик
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Полосатик
नक्तचारिन्


Зарегистрирован: 08.11.2010
Суждений: 2607

130487СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 12:59 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Баскаков Владимир пишет:
(а нет у Вас  другого глобуса - попроще? ну наверное - нету. шутка)
Вот, для кого-то попроще: http://dhamma.ru/canon/dn/dn15.htm
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10766
Откуда: Москва

130493СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 13:54 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

а вот Щербатской тоже просто и ясно написал:

Цитата:
IX. PratZtya-eamutpada (причинность)

Хотя отдельные элементы [dharma) не связаны друг с другом ни всепроникающим веществом в пространстве, ни длительностью во времени, несмотря на это, все же между ними есть связь; их проявления во времени, так же как и в пространстве, подчинены определенным законам, законам причинности. Эти законы имеют общее наименование pratityasamutpada. Мы видели, что под сопутствующим значением слова dharma подразумеваются элементы, действующие вместе с другими. Эта согласованная жизнь элементов (eamskrtatva) лишь другое наименование для законов причинности, возникновение {8am-utpada) некоторых элементов в отношении [ргаtZtya) других элементове1>. Таким образом, получается, что основная идея буддизма — понятие множественности отдельных элементов — включает в себя идею о чрезвычайно строгой причинности, контролирующей их деятельность в мировом процессе.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: Баскаков Владимир
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Баскаков Владимир



Зарегистрирован: 20.09.2012
Суждений: 257

130495СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 14:07 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

начал читать сутру.
Цитата:
Если моего ученика спросят: «Существует ли доказуемое необходимое условие для чувства?», ему следует ответить: «Да, существует».
Если его спросят: «При каком необходимом условии возникает чувство?», ему следует ответить: «Чувство возникает от ощущения, как его необходимого условия».
обратил внимание, что речь идет о необходимых условиях. В математике говорит не только о необходимых, но и о достаточных условиях.
С точки зрения прагматики - для надежного пресечения результата достаточно исключить необходимые условия.....
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Баскаков Владимир



Зарегистрирован: 20.09.2012
Суждений: 257

130496СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 14:11 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Если моего ученика спросят: «Существует ли доказуемое необходимое условие для имя-формы?», ему следует ответить: «Да, существует».
Если его спросят: «Благодаря какому необходимому условию возникает имя-форма?», ему следует ответить: «Имя-форма возникает благодаря сознанию, как ее необходимому условию».
Если моего ученика спросят: «Существует ли доказуемое необходимое условие для сознания?», ему следует ответить: «Да, существует».
Если его спросят: «Благодаря какому необходимому условию возникает сознание?», ему следует ответить: «Сознание возникает благодаря имя-форме, как его необходимому условию».
это опечатка, или так задумано? похоже на зацикливание?

Ответы на этот пост: Полосатик
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Баскаков Владимир



Зарегистрирован: 20.09.2012
Суждений: 257

130497СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 14:17 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

от бытового понимания причинности буддийское отличается как минимум в том, что в буддийском понимании причиной рождения является сознание, то, что в привычном нам бытовом понимании является атрибутом и свойством уже рожденного существа...... Взаимоопора сознания и нама-рупы в тексте 2 раза.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Баскаков Владимир



Зарегистрирован: 20.09.2012
Суждений: 257

130498СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 14:22 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Таким образом, Ананда, этот человек видит, что неправильно думать «Ни чувство не является моим «я», ни мое «я» отдельно [от чувств], но скорее мое «я» ощущает, и, вследствие этого, мое «я» подвластно чувствам».
не противоречит бытовым интуициям.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Баскаков Владимир



Зарегистрирован: 20.09.2012
Суждений: 257

130500СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 14:25 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Итак, Ананда, до тех пор, пока монах не принимает чувства за свое «я», ни «я» как отдельное от чувств, или же не думает «мое «я» ощущает, и, вследствие этого мое «я» подвластно чувствам», тогда, не имея подобных мыслей, он не опирается ни на что (не имеет склонности ни к чему) в мире. Не имея опоры, он не приходит в волнение. Не имея волнений, он совершенно свободен внутри. Он знает, что «Рождения окончены, святая жизнь осуществлена, цель достигнута. Больше ничего не осталось для этого мира».
но вроде бы и эту интуицию надо преодолеть...... на что ее заменить - из сутры непонятно.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Баскаков Владимир



Зарегистрирован: 20.09.2012
Суждений: 257

130501СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 14:28 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
а вот Щербатской тоже просто и ясно написал:

Цитата:
IX. PratZtya-eamutpada (причинность)

Хотя отдельные элементы [dharma) не связаны друг с другом ни всепроникающим веществом в пространстве, ни длительностью во времени, несмотря на это, все же между ними есть связь; их проявления во времени, так же как и в пространстве, подчинены определенным законам, законам причинности. Эти законы имеют общее наименование pratityasamutpada. Мы видели, что под сопутствующим значением слова dharma подразумеваются элементы, действующие вместе с другими. Эта согласованная жизнь элементов (eamskrtatva) лишь другое наименование для законов причинности, возникновение {8am-utpada) некоторых элементов в отношении [ргаtZtya) других элементове1>. Таким образом, получается, что основная идея буддизма — понятие множественности отдельных элементов — включает в себя идею о чрезвычайно строгой причинности, контролирующей их деятельность в мировом процессе.

Хотя отдельные элементы [dharma) не связаны друг с другом .... все же между ними есть связь

- для непривычного человека фраза не выглядит полностью понятной.....
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Баскаков Владимир



Зарегистрирован: 20.09.2012
Суждений: 257

130502СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 14:32 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Эта согласованная жизнь элементов (eamskrtatva) лишь другое наименование для законов причинности, возникновение {8am-utpada) некоторых элементов в отношении [ргаtZtya) других элементове1>.
синтаксически похоже на тексты системного анализа, где система состоит из элементов, но в тоже время сущностно к ним несводима.... сходство может быть обманчиво.....
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10766
Откуда: Москва

130503СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 14:37 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Баскаков Владимир
Цитата:
- для непривычного человека фраза не выглядит полностью понятной.....

как раз ровно наоборот, Владимир !
это настолько въелось нам в сознание (но немного под "другим соусом") что кажется совершенно понятным. Smile

этот "другой соус" такой: это привычные нам всем взгляды на взаимодействие элементарных частиц и масс.

Вот, например, мы все знаем, что массы притягиваются.
И есть закон притяжения.
А между массами - пустота (переносчиков не обнаружено, да и не мыслится).
И нам кажется тут всё понятным.
Вопросов не возникает. Закон      f=g*m1*m2/rr   в школе выучили и считаем, что все постигнуто, что больше думать не о чем.

Такова сила привычки ! Smile

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: Баскаков Владимир
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4  След.
Страница 1 из 4

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.029 (0.913) u0.014 s0.001, 18 0.016 [261/0]