№130451Добавлено: Чт 15 Ноя 12, 10:52 (12 лет тому назад)Причинность - бытовое, научное, буддийское понимание.
Хочется разобраться, в чем особенность буддийского понимания причинности.
На бытовом уровне легко согласится с тем, что "все имеет свою причину". Дальше, в обыденном мышлении - мы раскладываем причины по кучкам.
примерно так - естественные причины - шел дождь, намочил, поэтому я мокрый. И причины, порожденные деятельностью других живых существ. Последние можно поделить на причины от "моей" деятельности и причины от деятельности "других".
Ну и второе деление, уже более условное - по сознательности деятельности. Деятельность "по замыслу" и "так получилось". Последнее деление - нечеткое, условное.
Опять таки - на бытовом уровне понятно, что многое в нынешней жизни определяется маленькими и большими решениями из прошлого. Многое - но не все. Другая половина причин приходит из жизни других существ, и неживого мира.
Понятно, что любая моя запланированно - разумная деятельность неизбежно будет иметь последствия, однако не факт - что именно в моей жизни. Последствия моггут рассеятся по жизням других.
Опять таки, на бытовом уровне причины делятся на контролируемые и случайные. Например - куплю лотерейный билет и выиграю ..... рублей.
Контролируемая часть - придти с деньгами за билетом, и купить. Случайная - попадание выигрыша на билет.
Вопрос - в чем буддийские представления отличаются от бытовых?
научные представления о закономерностях и случайностях, статистике, микро и макро - мирах можно пока отложить. например вопросы о том, по какой причине один электрон туннелировал, а другой - нет....
№130453Добавлено: Чт 15 Ноя 12, 10:57 (12 лет тому назад)
На обыденном уровне как раз люди считают что есть вечное я, душа и т.п. и воспринимают объекты как существующие сами по себе И еще - "я не виноват это все они" _________________ ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны
№130465Добавлено: Чт 15 Ноя 12, 11:22 (12 лет тому назад)
На обыденном уровне приятно верить, что с разложением тушки не все кончается. На обыденном уровне индукция говорит - что я могу прожить еще секунду, и скорее всего - проживу. А потом еще. Еще. И снова.... и так по индукции - для любого эн - можно еще эн плюс 1 секунд. Эта индукция - основа - "субъективной надежды на вечность".
что характерно. Иногда - причина в "они-х". Реально. Мы приходим в уже готовый мир, в котором много чего уже есть - так как есть, и не иначе.....
"Что я могу изменить?" - вопрос вопросов.....
№130473Добавлено: Чт 15 Ноя 12, 11:53 (12 лет тому назад)
Хорошо. Буду читать.
С самого наверное начала. А то опять непонятно станет.
Спасибо.
(а нет у Вас другого глобуса - попроще? ну наверное - нету. шутка)
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10766 Откуда: Москва
№130493Добавлено: Чт 15 Ноя 12, 13:54 (12 лет тому назад)
а вот Щербатской тоже просто и ясно написал:
Цитата:
IX. PratZtya-eamutpada (причинность)
Хотя отдельные элементы [dharma) не связаны друг с другом ни всепроникающим веществом в пространстве, ни длительностью во времени, несмотря на это, все же между ними есть связь; их проявления во времени, так же как и в пространстве, подчинены определенным законам, законам причинности. Эти законы имеют общее наименование pratityasamutpada. Мы видели, что под сопутствующим значением слова dharma подразумеваются элементы, действующие вместе с другими. Эта согласованная жизнь элементов (eamskrtatva) лишь другое наименование для законов причинности, возникновение {8am-utpada) некоторых элементов в отношении [ргаtZtya) других элементове1>. Таким образом, получается, что основная идея буддизма — понятие множественности отдельных элементов — включает в себя идею о чрезвычайно строгой причинности, контролирующей их деятельность в мировом процессе.
_________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
№130495Добавлено: Чт 15 Ноя 12, 14:07 (12 лет тому назад)
начал читать сутру.
Цитата:
Если моего ученика спросят: «Существует ли доказуемое необходимое условие для чувства?», ему следует ответить: «Да, существует».
Если его спросят: «При каком необходимом условии возникает чувство?», ему следует ответить: «Чувство возникает от ощущения, как его необходимого условия».
обратил внимание, что речь идет о необходимых условиях. В математике говорит не только о необходимых, но и о достаточных условиях.
С точки зрения прагматики - для надежного пресечения результата достаточно исключить необходимые условия.....
№130496Добавлено: Чт 15 Ноя 12, 14:11 (12 лет тому назад)
Цитата:
Если моего ученика спросят: «Существует ли доказуемое необходимое условие для имя-формы?», ему следует ответить: «Да, существует».
Если его спросят: «Благодаря какому необходимому условию возникает имя-форма?», ему следует ответить: «Имя-форма возникает благодаря сознанию, как ее необходимому условию».
Если моего ученика спросят: «Существует ли доказуемое необходимое условие для сознания?», ему следует ответить: «Да, существует».
Если его спросят: «Благодаря какому необходимому условию возникает сознание?», ему следует ответить: «Сознание возникает благодаря имя-форме, как его необходимому условию».
это опечатка, или так задумано? похоже на зацикливание?
№130497Добавлено: Чт 15 Ноя 12, 14:17 (12 лет тому назад)
от бытового понимания причинности буддийское отличается как минимум в том, что в буддийском понимании причиной рождения является сознание, то, что в привычном нам бытовом понимании является атрибутом и свойством уже рожденного существа...... Взаимоопора сознания и нама-рупы в тексте 2 раза.
№130498Добавлено: Чт 15 Ноя 12, 14:22 (12 лет тому назад)
Цитата:
Таким образом, Ананда, этот человек видит, что неправильно думать «Ни чувство не является моим «я», ни мое «я» отдельно [от чувств], но скорее мое «я» ощущает, и, вследствие этого, мое «я» подвластно чувствам».
№130500Добавлено: Чт 15 Ноя 12, 14:25 (12 лет тому назад)
Цитата:
Итак, Ананда, до тех пор, пока монах не принимает чувства за свое «я», ни «я» как отдельное от чувств, или же не думает «мое «я» ощущает, и, вследствие этого мое «я» подвластно чувствам», тогда, не имея подобных мыслей, он не опирается ни на что (не имеет склонности ни к чему) в мире. Не имея опоры, он не приходит в волнение. Не имея волнений, он совершенно свободен внутри. Он знает, что «Рождения окончены, святая жизнь осуществлена, цель достигнута. Больше ничего не осталось для этого мира».
но вроде бы и эту интуицию надо преодолеть...... на что ее заменить - из сутры непонятно.
Хотя отдельные элементы [dharma) не связаны друг с другом ни всепроникающим веществом в пространстве, ни длительностью во времени, несмотря на это, все же между ними есть связь; их проявления во времени, так же как и в пространстве, подчинены определенным законам, законам причинности. Эти законы имеют общее наименование pratityasamutpada. Мы видели, что под сопутствующим значением слова dharma подразумеваются элементы, действующие вместе с другими. Эта согласованная жизнь элементов (eamskrtatva) лишь другое наименование для законов причинности, возникновение {8am-utpada) некоторых элементов в отношении [ргаtZtya) других элементове1>. Таким образом, получается, что основная идея буддизма — понятие множественности отдельных элементов — включает в себя идею о чрезвычайно строгой причинности, контролирующей их деятельность в мировом процессе.
Хотя отдельные элементы [dharma) не связаны друг с другом .... все же между ними есть связь
- для непривычного человека фраза не выглядит полностью понятной.....
№130502Добавлено: Чт 15 Ноя 12, 14:32 (12 лет тому назад)
Цитата:
Эта согласованная жизнь элементов (eamskrtatva) лишь другое наименование для законов причинности, возникновение {8am-utpada) некоторых элементов в отношении [ргаtZtya) других элементове1>.
синтаксически похоже на тексты системного анализа, где система состоит из элементов, но в тоже время сущностно к ним несводима.... сходство может быть обманчиво.....
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10766 Откуда: Москва
№130503Добавлено: Чт 15 Ноя 12, 14:37 (12 лет тому назад)
Баскаков Владимир
Цитата:
- для непривычного человека фраза не выглядит полностью понятной.....
как раз ровно наоборот, Владимир !
это настолько въелось нам в сознание (но немного под "другим соусом") что кажется совершенно понятным.
этот "другой соус" такой: это привычные нам всем взгляды на взаимодействие элементарных частиц и масс.
Вот, например, мы все знаем, что массы притягиваются.
И есть закон притяжения.
А между массами - пустота (переносчиков не обнаружено, да и не мыслится).
И нам кажется тут всё понятным.
Вопросов не возникает. Закон f=g*m1*m2/rr в школе выучили и считаем, что все постигнуто, что больше думать не о чем.
Такова сила привычки ! _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы