Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Причинность - бытовое, научное, буддийское понимание.

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Полосатик
नक्तचारिन्


Зарегистрирован: 08.11.2010
Суждений: 2593

130506СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 15:07 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Баскаков Владимир пишет:
Цитата:
Если моего ученика спросят: «Существует ли доказуемое необходимое условие для имя-формы?», ему следует ответить: «Да, существует».
Если его спросят: «Благодаря какому необходимому условию возникает имя-форма?», ему следует ответить: «Имя-форма возникает благодаря сознанию, как ее необходимому условию».
Если моего ученика спросят: «Существует ли доказуемое необходимое условие для сознания?», ему следует ответить: «Да, существует».
Если его спросят: «Благодаря какому необходимому условию возникает сознание?», ему следует ответить: «Сознание возникает благодаря имя-форме, как его необходимому условию».
это опечатка, или так задумано? похоже на зацикливание?
Там нет опечатки. Дальше написано, что если "сознание" не сойдет в чрево матери, то не появится нама-рупа Smile И наоборот, без нама-рупы не будет никакого сознания (с жизнью и прочим).
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Баскаков Владимир



Зарегистрирован: 20.09.2012
Суждений: 257

130508СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 15:49 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:

Вот, например, мы все знаем, что массы притягиваются.
.... потому что есть гравитационное поле-взаимодействие.
заряды электрические - электрическое поле.
нуклоны в ядре -
=====================
так говорите, дхармы связаны дхармовым полем?

осталось понять, что стоит за словом дхарма.... Розенберг ждет....
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Баскаков Владимир



Зарегистрирован: 20.09.2012
Суждений: 257

130511СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 16:03 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Полосатик пишет:
Там нет опечатки. Дальше написано, что если "сознание" не сойдет в чрево матери, то не появится нама-рупа Smile И наоборот, без нама-рупы не будет никакого сознания (с жизнью и прочим).
европейскую версию мы знаем - сперматозоид-яйцеклетка - начали делится - сгусток прикрепился к стенке - генетические программы+пространственная неоднородность(прикрепление)=тканевая дифференциация первоначальная, она создает ассиметрию, достаточную для развития плода.....

В буддийском воззрении. Сознание сходит.... ну его тогда надо представить как такое.... тонкое облачко что ли? все таки пространственно-временная локализация. Оно не постоянно сходит, и не ко всем женщинам.....
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Баскаков Владимир



Зарегистрирован: 20.09.2012
Суждений: 257

130517СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 16:40 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

чтобы не забыть.... как то упустилось - у нас принято вроде всю психическую жизнь раскладывать на примерно 3 кучки - восприятие, мышление, волевые акты. вот волевые то акты и будут причинами, от меня самого исходящими.
Их принято считать прямо обусловленными "мной", и на этом основании - "я" должен банально отвечать за их результаты - украл - выпил - в тюрьму.....

тема всепричинной взаимообусловленности - она как то с темой личной ответственности не пересекается.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Полосатик
नक्तचारिन्


Зарегистрирован: 08.11.2010
Суждений: 2593

130559СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 18:47 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Баскаков Владимир пишет:
В буддийском воззрении. Сознание сходит.... ну его тогда надо представить как такое.... тонкое облачко что ли? все таки пространственно-временная локализация. Оно не постоянно сходит, и не ко всем женщинам.....
Просто палийское слово, которое там употреблено, буквально означает сходит. Это такая идиома. А по смыслу - оно там развивается.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
просто разблокирован


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 8049
Откуда: Москва

130563СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 18:59 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Баскаков Владимир
Цитата:
потому что есть гравитационное поле-взаимодействие

и как же ясно увидеть, где и как это поле есть ?
Вы, вероятно, скажите - провести опыт и убедиться, что частица-зонд куда-то притягивается ?

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 2461

130572СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 19:40 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

В тхераваде есть два способа объяснения причинности - это метод пратитьясамутпады (12 звеньев) и метод паччай (24 отношения или условия). Отношения хету и пратьяя - это краткая версия (или наоборот исходная, что скорее всего т.к. сарвастивада вроде древнее тхеравады).

Это сложно кратко объяснить из-за того, что звенья (незнание, волиции, сознание, намарупа и т.д.) состоят из набора явлений, которые из названий самих звеньев не очевидны нам. И вообще не очевидны для человека, потому что он никогда с такой т.з. ничего не рассматривал.

Это не материальная причинность, а причинность явлений сознания. Условия возникновения явлений. Например незнание 4 Благородных Истин - условие возникновения неумелых действий, которые приводят к неблагим поледствиям. Или желание - условие будущей агрессии.

ЗЫ что-то я такое вспоминаю, что учение о хету и пратьяя было вообще открыто заново одним сарвастивадином. Сутры были утеряны. Так что может 24 паччаи и хету с пратьяя вообще параллельные вещи.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 2461

130602СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 21:24 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Если читаете по англ., то самое подробное описание с т.з. тхеравады я видел в книге Buddha Abhidhamma (в свободном доступе). Ну и здесь была тема про паччаи и хету с пратьяя.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Dondhup
умер


Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 7519
Откуда: СПб

130604СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 12, 21:26 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Абхидхарма переведена на русский.
_________________
ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Баскаков Владимир



Зарегистрирован: 20.09.2012
Суждений: 257

130637СообщениеДобавлено: Пт 16 Ноя 12, 11:07 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

........  Для начала решил прочесть Розенберга, рекомендованного КИ, заодно и с терминологией ознакомится можно. Авось что и отложится.....

По японской пословице - на абхидхарму нужно 10 лет...
( а если злостно флудить на форумах - и 50 не хватит наверное ) Shocked
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Полосатик
नक्तचारिन्


Зарегистрирован: 08.11.2010
Суждений: 2593

130642СообщениеДобавлено: Пт 16 Ноя 12, 11:49 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Кстати говоря, дхармы скорость, последовательность и время определяют как обозначения для эволюции (правритти) причин и следствий.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18026

130647СообщениеДобавлено: Пт 16 Ноя 12, 12:42 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Баскаков Владимир пишет:
Хочется разобраться, в чем особенность буддийского понимания причинности.

Разные предметы рассмотрения и разные понятия "причины".

Предмет - обычная причинность (как правило) механистична и рассматривается материя. Буддийская феноменологична, рассматриваются феномены (явления) сознания и бытия.

"Причины" - в обыденном понимании, причина, это нечто, что было до следствия (возникновение которого оно детерминировало), и она отличается от условий, которые могут с ним сосуществовать. (Классификаций таких причин - "миллион", что у индусов, что на Западе). В буддийской теории, причины и условия как правило не различаются (это не нужно), и означают некие определённые [взаимо]обсуславливающие связи между явлениями.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Баскаков Владимир



Зарегистрирован: 20.09.2012
Суждений: 257

130649СообщениеДобавлено: Пт 16 Ноя 12, 13:00 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Буддийская феноменологична, рассматриваются феномены (явления) сознания и бытия.
слово  бытие = непонятно, а так да - согласен

Цитата:
В буддийской теории, причины и условия как правило не различаются (это не нужно),
в математике, когда говорят о условиях необходимых и достаточных - дисциплинирует.... ну необходимые условия полезно знать, с точки зрения прекращения.... - любое выдернул, и следующее звено - не возникло...

Цитата:
и означают некие определённые [взаимо]обсуславливающие связи между явлениями.

А как трактуется в буддизме свобода воли? выбор человеческий?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18026

130653СообщениеДобавлено: Пт 16 Ноя 12, 13:17 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Баскаков Владимир пишет:
Цитата:
В буддийской теории, причины и условия как правило не различаются (это не нужно),

в математике, когда говорят о условиях необходимых и достаточных - дисциплинирует.... ну необходимые условия полезно знать, с точки зрения прекращения.... - любое выдернул, и следующее звено - не возникло...

Тут не математика.

Баскаков Владимир пишет:
Цитата:
и означают некие определённые [взаимо]обсуславливающие связи между явлениями.

А как трактуется в буддизме свобода воли? выбор человеческий?

Идея несвободы воли осуждается как вредная, а значит и неправильная.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Krie
баловник


Зарегистрирован: 18.01.2006
Суждений: 2708
Откуда: russia

130759СообщениеДобавлено: Сб 17 Ноя 12, 09:44 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

test пишет:
"Причины" - в обыденном понимании,
причина, это нечто, что было до следствия
(возникновение которого оно детерминировало)
, и она отличается от условий, которые могут с
ним сосуществовать.
Связь причина-следствие подразумевает действие закона в рамках которого проявляется феномен. Если вести речь о причине как о нечто бывшем до следствия - тогда мы обрамляем закон рамками последовательности. С позиции логики , напротив, рассматривая сам закон -происходящее всегда шире. Т.е. видится одновременное существование следствия и причины небходимостью, заложенной данностью ,с последующим установлением закономерностей.
_________________
достаточнее предположенных
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Страница 2 из 4
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.094 (1.065) u0.071 s0.004, 18 0.007 [242/0]