№116269Добавлено: Пт 04 Май 12, 10:30 (13 лет тому назад)Запрет в Ламрим-ченмо водить дружбу с иноверцами
Цитата:
Hе водить дружбы с иноверцами. Нельзя входить в согласие с теми, кто не верит в Три Драгоценности как в Прибежище и злословит против них.
Очень озадачил сей запрет. Ну ладно не дружить с теми, кто злословит против Трех Драгоценностей... Но не дружить с иноверцами?!
Как вы понимаете этот запрет?
Hе водить дружбы с иноверцами. Нельзя входить в согласие с теми, кто не верит в Три Драгоценности как в Прибежище и злословит против них.
Очень озадачил сей запрет. Ну ладно не дружить с теми, кто злословит против Трех Драгоценностей... Но не дружить с иноверцами?!
Как вы понимаете этот запрет?
Нельзя вырывать из контекста. Какая часть Ламрима, какая глава и контекст, пож-та. А вообще в тибетском буддизме, основой которого является Ламрим, все живые существа рассматриваются как родные матери.
№116272Добавлено: Пт 04 Май 12, 14:05 (13 лет тому назад)
В первом томе написано:
Цитата:
а. [Запреты]:
В "Нирване" сказано:
"Кто обращается к Троичному Прибежищу, -
тот истинный упасака. И он в других богах
Прибежища не ищет никогда. К Ученью Будды
направясь как к Прибежищу, отбрасывает мысль
о причинении вреда и об убийстве.
К Прибежищу Общины обратись,
с противниками Дхармы он не дружит".
Согласно сказанному, [запретов] - три: (1) не обращаться к Прибежищу
чужих богов, (2) не причинять зло живым существам и (3) не водить
дружбы с иноверцами.
(1) Нельзя почитать высшим Прибежищем мирских богов, таких как Рудра и
Вишну; что уж говорить о Хозяевах земли*246, относящихся к претам, или
нагах. То есть нельзя им доверяться по неверию в Три Прибежища, хотя не
запрещено полагаться на их помощь в некоторых мирских благих делах:
как, например, полагаются на помощь милостынедателя, [чтобы получить
средства] проживания, или возлагают на врача надежду, что он излечит
ankegm|.
(2) Нельзя причинять вред, зло существам как в мыслях, так и на деле
- избивать людей, животных и т.д., связывать их, заключать в тюрьму,
прокалывать ноздри, нагружать на них непосильную ношу и т.п.
(3) Нельзя входить в согласие с теми, кто не верит в Три Драгоценности
как в Прибежище и злословит против них.
"Не водить дружбы" не равнозначно "не входить в согласие".
"Иноверец" не равнозначно "тот, кто злословит против Трех драгоценностей"
Сначала написан конкретный запрет дружить ("водить дружбу") с иноверцами, потом ниже запрет "входить в согласие" с неверующими в Три Драгоценности и злословящими против них.
№116273Добавлено: Пт 04 Май 12, 16:11 (13 лет тому назад)
Отвечаю Ламримом:
Том 1 Этап низшей личности:
"...Если же вверяться неблагому другу и дурным товарищам, имевшиеся
достоинства постепенно уменьшаются, а худое увеличивается, порождая
все нежелательные следствия. Поэтому всегда их избегайте. По этому
поводу в "Неотступном памятований" сказано:
"Бодхисаттва страшится плохих друзей больше, чем взбесившегося слона и
прочих: эти сокрушают лишь тело, а те уничтожают добродетели и чистые
помыслы. К тому же вторые уничтожают лишь физическое тело, [а первые]
уничтожают тело Дхармы; [вторые] не способны переправить в дурную
участь, [а первые], несомненно, способны".
И в "Главе о говорящем истину" сказано:
"Чей ум обвили змеи недостойной дружбы,
и кто не пользуется вовсе
"противоядием" Благих Друзей,
хотя и слушают святую Дхарму,
но падают, бедняги, в пропасть легкомыслия".
И в "Отделе о друзьях":
"С теми, кто не верует, и также со скупыми,
лживыми, клевещущими мудрый не в друзьях.
И с другими грешниками дел он не имеет -
ведь когда не делающий зла с такими дружит,
люди начинают его в зле подозревать,
и распространяется о нем дурная слава.
Тот же, кто общается с такими, с кем не должно,
от пороков их пороки обретает, -
что подобно яду: коль отравленные стрелы положить
в колчан, - отравят и все стрелы ядом".
Неблагой друг - такой, из-за которого имевшееся естественное и
запретное зло*130 не уменьшается, а не имевшееся возникает и
умножается.
Устами Гешей-Тонпы:
"Хотя низменный дружит с хорошим другом, он не достигает выше
среднего. Если же великий дружит с низменным, он легко опускается".
----------------------------------------------------------------------------------------------
Далай лама, являясь духовным лидером тибетского буддизма, выступает за широкий межрелигиозный диалог и общается с представителями самых разных конфессий.
Для начинающего буддиста на этапе низшей личности будет более безопасным выбирать себе окружение среди единомышленников, так как сознание ещё неустойчивое, много страстей и желаний.
№116274Добавлено: Пт 04 Май 12, 17:05 (13 лет тому назад)
Уважаемый Еше, я спросил личное мнение по поводу запрета, а Вы приводите цитату.
Я, лично, считаю, что дружить можно с любым хорошим и достойным человеком, которых много и среди неверующих и среди последователей
религий. Читал, также, что буддизм очень терпим к другим религиям. А тут, в первоисточнике, так сказать, прямо и буквально написано, что нельзя дружить с иноверцами.
Очень удивлён и озадачен.
Уважаемый Еше, я спросил личное мнение по поводу запрета, а Вы приводите цитату.
Я, лично, считаю, что дружить можно с любым хорошим и достойным человеком, которых много и среди неверующих и среди последователей
религий. Читал, также, что буддизм очень терпим к другим религиям. А тут, в первоисточнике, так сказать, прямо и буквально написано, что нельзя дружить с иноверцами.
Очень удивлён и озадачен.
Личное мнение можно выразить цитатой. И в самом низу я ещё написал после цитаты.
В буддизме говорят, что нужно следовать не букве, а духу учения. Придраться можно к любой букве. И потом, Вы знаете когда был Ламрим написан и в каких конкретных исторических условиях древнего Тибета? Какая там была социальная и т.д. ситуация?
Если Вам тибетский буддизм не нравится, никто не заставляет. Может Вам лучше к другим направлениям буддизма обратиться? Дзен, например. Будда изложил 84 тысячи учений для соответствия разным темпераментам, характерам разных живых существ.
А может быть Вам не буддизм, а другая религия больше подходит, например, православие. Далай Лама часто говорит, что не нужно торопиться менять свою религию на буддизм. Будьте православным, к примеру. При этом можете почерпнуть что-либо полезное для себя из буддизма.
Далай Лама являет собой образец широты взглядов. Он широко общается с представителями самых разных конфессий, общается с учёными. Участвует в научных экспериментах и даже заставляет своих монахов изучать научные дисциплины. Буддизм не догма и не инквизиция. Хотите вы общаться с представителями других религий, никто сейчас не запрещает. В средневековом Тибете не всё было идеальным, ввиду географических, исторических, социальных и других причин.
Ищите положительное и вдохновляющее. Если Вы хотите найти негатив, его можно найти в любой религии и в любой школе.
Я лично общаюсь со всеми, ведь все живые существа были когда-то нашими матерями согласно тибетскому буддизму. И мой учитель по тибетскому буддизму Ело Ринпоче никогда не запрещал мне общаться с иноверцами, ведь они тоже были нашими матерями в какой-то из наших прошлых жизней.
Если в средневековом Тибете и был такой запрет, то сейчас его не существует. Так что не переживайте и не волнуйтесь по этому поводу.
Лучше почитайте в Ламриме главу о почитании трёх драгоценностей и об уважении к Благому другу.
Это всё было мной Вам высказано в качестве дружеского совета, ни в коей мере не собираюсь вас учить. Меня ещё самого учить надо.
С наилучшими пожеланиями!
№116318Добавлено: Сб 05 Май 12, 07:59 (13 лет тому назад)
Еше, благодарю за Ваш ответ, хотя я не спрашивал ни у кого совета в
выборе религии и ни слова негатива не высказывал о тибетском
буддизме.
Ело Ринпоче в своём труде "Краткое объяснение сущности Ламрима" приводит
запреты так:
Цитата:
Запрещающие обязательства:
— нельзя искать Прибежища в сансарических божествах;
— приняв Учение Будды, нельзя причинять вред живым существам;
— нельзя водить дружбу с плохими людьми.
В толковании первоисточника всё дипломатично и
политкорректно.
Изучая что-либо я привык пользоваться первоисточниками. К сожалению, не владею
тибетским, поэтому, в случае с Ламримом, читаю его в переводе.
Сложно не удивляться, видя в труде основоположника тибетского буддизма прямой
запрет дружить с людьми другой веры.
Можно понимать это только как рекомендацию для "низшей личности" (по
Атише), так сказать, забота об устойчивости психики при изучении основ, дабы
юный падаван не поддался эмоциям не перешел на тёмную сторону. Согласен, люди без внутреннего стержня склонны метаться от убеждения к убеждению.
Интересно как понимают этот запрет другие участники форума.
№116320Добавлено: Сб 05 Май 12, 14:54 (13 лет тому назад)
Что-то новое и удивительное, для себя, я там не нашел. В Дхаммападе так же есть подобные рекомендации и в Сутта-нипате
Цитата:
Если найдешь разумного друга, готового идти вместе, праведно живущего, мудрого, превозмогающего все невзгоды, иди с ним, радостный и вдумчивый.
Если не найдешь разумного друга, готового идти вместе, праведно живущего, мудрого, – иди один, как царь, отказавшийся от завоеванного царства, или как слон в слоновом лесу.
Лучше жить одному. Нет дружбы с дураком. Ты, имеющий мало желаний, иди один и не делай зла, как слон в слоновом лесу.
Друзья приняты, когда в них возникает потребность. Приятно удовольствие, если оно взаимно. В смертный час приятна добродетель. Отказ от всех зол – приятен.
Кто научает благому, есть "благой друг", кто противоположному тот не-благой друг и водится с ним не стоит. Не означает, что вообще общаться с злыми друзьями нельзя, просто не допускать панибратство. Имхо.
Уважаемый Еше, я спросил личное мнение по поводу запрета, а Вы приводите цитату.
Я, лично, считаю, что дружить можно с любым хорошим и достойным человеком, которых много и среди неверующих и среди последователей
религий. Читал, также, что буддизм очень терпим к другим религиям. А тут, в первоисточнике, так сказать, прямо и буквально написано, что нельзя дружить с иноверцами.
Очень удивлён и озадачен.
Хорошая цитата, если даже исключить из неё религиозный аспект. Все верно. Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты. С кем поведёшься - от того и наберешься.
№116367Добавлено: Сб 05 Май 12, 21:46 (13 лет тому назад)
Терпимость буддистов заключается в том что мы не будем затаскивать в свою религию и заниматься проповедями на площади.
Но для новичков тесная дружба с иноверцами иль обывателями может привести к потере Прибежища. _________________ ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны
№116461Добавлено: Вс 06 Май 12, 21:31 (13 лет тому назад)
Думаю, тут главный аспект - "водить дружбу". Как точно подметили древние, "скажи мне, кто твой друг". Если твой лучший друг - Будда, то тот, кто не ценит это учение, насмехается над ним, поносит его или просто безразличен к вопросам добродетели и мудрости – зачем тебе такие друзья? У меня есть такие знакомые, но они мне не друзья. Я оказываю им помощь в силу сострадания, но не обращаюсь за помощью к ним. _________________ Всё сложное разложится. Будь усерден.
№116489Добавлено: Пн 07 Май 12, 06:08 (13 лет тому назад)
Вчера по моей просьбе эту тему объяснил досточтимый Тензин Гонпо.
Насколько я понял:
Если человек еще плохо знает и понимает Дхарму то тесная дружба с людьми, которые придерживаться других воззрения и умеют убедительно их излагать, может повлиять на его и привести к оставлению Прибежища. Если же человек хорошо знает Дхарму то такой опасности нет. Но это не значить что новичок должен плохо относиться к иноверцам и например не здороваться с соседкой христианкой или не помогать ей, если это необходимо _________________ ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы