Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

hetu vs. pratyaya. svabhava.

Страницы 1, 2  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

23120СообщениеДобавлено: Пн 16 Окт 06, 04:58 (17 лет тому назад)    hetu vs. pratyaya. svabhava. Ответ с цитатой

(Конечно буддийская причинность, это не метафизика, а скорее логика.)

1. Чем же отличается хету от пратьяи в буддизме?

Не бывает одной причины, а всегда только условия.
В то же время любое условие вносит свой вклад как одна из причин.
Поэтому причины должны быть синонимы условиям.

2. Чем отличается сущность от природы?

Мадхьямиками отрицается сущность как некая реальная точка-носитель.

Природу я понимаю как способ существования,
тоесть истина существования некой вещи,
то как она может быть действительна,
то что определённо истинного есть в этой вещи,
её внутренний закон, (но не обязательно этот закон определяет её качественные свойства).

Можно было бы считать, что у вещей нет сущностей, но есть природа в соотвествии с которой они существуют. Например:
Каждая чашка существует так как есть условия её составляющие и есть приписывание ей сущности чашки. Это приписывание однако тоже не произвольно, а имеет свои причины (в склонностях нашего сознания).

Я придумал один способ как можно было бы наделить причины другими функциями чем условия:

Одни из них были бы условиями по природе, другие условиями составляющими.

Например горящий стог сена имеет горючую природу, а огонь и сено составляющую.

Таким образом природные условия, это не фактические условия, а критерий выборки эффективных причин. Природные условия оказываются всегда связаны с процессом (событием). Например нельзя сказать в чем природа стиральной или швейной машинки просто так, потому что с ними может происходить многое, но не всё что угодно. Если стиральная машина имеет отношение к элекрическтву, а швейная нет, то такое различие в природах должно диктовать их использование. Если от стиральной машинки ударило током, то такова "её" несъедобная природа определяющая условия. (Почему "её", потому что нет сущности). С другой стороны -- если мы выбираем такие-то непосредственные (составляющие) условия, то по ним можно определить природу, или же они должны соответствовать единой, или истинной природе.


Теперь рассмотрим трисвабхаву.

Парикальпита имеет природу иллюзии. Паратантра обусловленную природу.

Иллюзия, это то чего нет на самом деле. Таким образом природная функция парикальпиты - несоответствие воображаемого и того, на основе чего оно воображается. К примеру слово и того что оно обозначает. Слово "чашка" хоть и появляется (в соотв. с паратантрической природой) на основе реальной чашки, но может нести лишние коннотации. Когда оно не несёт лишних значений, то это паратантра минус парикальпита.

Таким образом у каждого феномена есть иллюзорный аспект -- то как на самом деле нет приписываемого - это парикальпитная природа. То как получается приписывание -- обусловленный аспект. Наша задача очистить паратантру от получающихся ошибок. Раз происходит приписывание, то по природе, это может приводить к ошибкам, так как это всего лишь приписывание, а мы свободны приписывать и интерпретировать произвольно. Приписывание имеет паратантрическую природу - смесь действительного и ошибочного приписывания. Наша задача очистить посредством дисциплины паратантру от парикальпиты. Всё еще можно пользоваться приписыванием если с помощью дисциплины оно очищено от парикальпиты (иллюзии, ошибки).

Как я уже сказал иллюзорный аспект, это то как на самом деле нет приписываемого, тогда паринишпанна, это то что его собственно нет. Факт, что его нет - это отсутствие недуально и совершенно незапятнанно. Его нет, но кажется что есть - это парикальпита. То что его нет, но выглядит так что оно есть, это паратантра.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Пламен
Ph.D., D.Sc.


Зарегистрирован: 03.03.2005
Суждений: 1056

23128СообщениеДобавлено: Пн 16 Окт 06, 09:22 (17 лет тому назад)    Re: hetu vs. pratyaya. svabhava. Ответ с цитатой

test пишет:
(Конечно буддийская причинность, это не метафизика, а скорее логика.)
Другое имя Тхеравады - Вибхаджавада (Vibhajjavada), т.е. Аналитика.

Цитата:
Чем же отличается хету от пратьяи в буддизме?
Хету - это коренная причина и обычно соотносится с 6 первыми дхату. Пратяя - это сопутствующее условие (упакарака дхарма). Корень дерева - хету, в то время как орошение, удобрение и любые другие деятельности по уходу будущего дерева (следствия, каря) являются сопутствующими причинами. Примерно то же самое, что и в индуистской метафизике: самавайи-карана - это материальная причина, а асамавайи-карана - неприсущая, сопутствующая причина.

Это однако весьма упрощенная схема. Полный анализ 24 пратяй дан в седмой книге Абхидхаммы под названием Паттхана.

http://www.saigon.com/~anson/ebud/abhisgho/abhis08.htm

_________________
सत्यमेव जयते ||
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

23160СообщениеДобавлено: Пн 16 Окт 06, 17:45 (17 лет тому назад)    Re: hetu vs. pratyaya. svabhava. Ответ с цитатой

Пламен пишет:
Хету - это коренная причина и обычно соотносится с 6 первыми дхату. Пратяя - это сопутствующее условие (упакарака дхарма). Корень дерева - хету, в то время как орошение, удобрение и любые другие деятельности по уходу будущего дерева (следствия, каря) являются сопутствующими причинами.
К сожалению, я не могу этого понять. К примеру земля, это не деятельность, следовательно хету? А дождь? Дождь событие, но никто его не делает оно само делается. А то, что сок движется в корне, это что? А солнце?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48474

23170СообщениеДобавлено: Пн 16 Окт 06, 20:08 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
А дождь?

Не принимай метафоры за предмет рассмотрения. Отношения хету-пратьяя описывают взаимодействия между дхармами. В частности, это отношения между объектом, (контактом,) органом и сознанием.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

23175СообщениеДобавлено: Пн 16 Окт 06, 20:41 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Давай без метафоры?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48474

23179СообщениеДобавлено: Пн 16 Окт 06, 21:09 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

А чего давать? Пламен уже дал очень хорошую ссылку.

Цитата:
18. Hetu-paccaya - Here paccaya presents some difficulty. It is defined as that by means of which an effect comes to be. In other words it is the cause. Furthermore, it is explained as a 'serviceable or supportive factor' (upakarako dhammo). Hetu is defined as 'that by which an effect is established'. It is used in the sense of 'root' (mulatthena). Like the roots of a tree are hetu; like water and manure that aid its growth are paccaya. In the Abhidhamma these two related terms are used in two different senses. In the Suttas, however, they are invariably employed as Synonymous terms, without any distinction, as, for example ko hetu, ko paccayo - what is the reason? what is the cause?
In the Patthana 24 such paccayas are enumerated, and hetu is one of them. Hetu-paccaya is explained as 'hetu itself is a paccaya' or 'as hetu it becomes a paccaya'. It is interpreted as a supportive or serviceable factor in the sense of root (mulatthena upakarako dhammo). The causal relation by way of 'root' may be suggested as the closest rendering. (See Compendium, p. 279; Journal of the Pali Text Society, 1915-1916, pp. 29-53.)

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

23186СообщениеДобавлено: Пн 16 Окт 06, 23:32 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
А чего давать? Пламен уже дал очень хорошую ссылку.
Цитата:
In the Suttas, however, they are invariably employed as Synonymous terms, without any distinction, as, for example ko hetu, ko paccayo - what is the reason? what is the cause?
Это мне понятно. Остальное нет.

Лучше уж как Розенберг -- пратьяя - отношение, хету - условие.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

23213СообщениеДобавлено: Вт 17 Окт 06, 08:17 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кстати вот тоже неплохая версия:
Цитата:
I. РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАВИСИМОГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ.

СКАЗАНО: ЗОЛОТО НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ПРИРОДЫ, ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ИСКУСНОГО МАСТЕРА ВОЗНИКАЕТ ОБРАЗ ЛЬВА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОИСХОДИТ ЛИШЬ БЛАГОДАРЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ, ПОЭТОМУ ГОВОРЯТ О ЗАВИСИМОМ ВОЗНИКНОВЕНИИ. [1]
Золото хету, воздействие пратяя. Сводя к моей модели -- хету - природа определяющая возможные виды воздействия, (не имеет ещё какой-то своей природы), пратяя - "воздействия".
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Пламен
Ph.D., D.Sc.


Зарегистрирован: 03.03.2005
Суждений: 1056

23223СообщениеДобавлено: Вт 17 Окт 06, 10:54 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Если на то пошло, пратяя тоже не имеет собственной природы. Разница между двумя вещами, у которых нет собственной природы (а в терминологии буддизма это differencia specifica), сводится к нулю. Smile
_________________
सत्यमेव जयते ||
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Krie
баловник


Зарегистрирован: 18.01.2006
Суждений: 3345
Откуда: russia

23360СообщениеДобавлено: Ср 18 Окт 06, 20:26 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Золото хету, воздействие пратяя. Сводя к моей модели -- хету - природа определяющая возможные виды воздействия, (не имеет ещё какой-то своей природы), пратяя - "воздействия".
Число - хету, знаки операций над числами - пратья. Нецелые числа - симбиоз хету и пратья  8)
_________________
достаточнее предположенных
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

23377СообщениеДобавлено: Ср 18 Окт 06, 22:25 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Пламен пишет:
Если на то пошло, пратяя тоже не имеет собственной природы. Разница между двумя вещами, у которых нет собственной природы (а в терминологии буддизма это differencia specifica), сводится к нулю. Smile
Иногда к нулю (не отличается), а иногда к тому, что не то-же и не отлично.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Krie
баловник


Зарегистрирован: 18.01.2006
Суждений: 3345
Откуда: russia

24199СообщениеДобавлено: Пн 06 Ноя 06, 15:12 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

похожие слова
http://www.strannik.de/super/hetulo.htm

_________________
достаточнее предположенных
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Fritz



Зарегистрирован: 02.11.2006
Суждений: 4434

368732СообщениеДобавлено: Пн 01 Янв 18, 02:16 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

http://www.undv.org/vesak2012/iabudoc/08KumarFINAL.pdf

1. Hetu-Paccaya: It is a type of relation in which one of the six hetus (roots) is a
paccayaddhamma. A consciousness associated with that or material qualities
produced by that, is a paccayuppannadhamma. The relation between paccayadhamma
and the paccayuppannadhamma is known as Hetu-Paccaya. In the Hetu-Paccaya, the
paccaya-dhamma is one of the six roots. There arises a consciousness being
associated with root and it also generates material qualities (rūpa). The consciousness,
arising in this way, and the material qualities generated thereby are the
paccayuppanna-dhamma. The relation between the two is the Hetu-paccaya. The rest
are Paccanīka-dhamma. For instance, due to Lobha (greed), there arises a Lobhamūlaka-citta.
It inspires one to lean towards the belongings of others and that brings
changes in his material body. It is the generation of material qualities.

Похоже, с точки зрения классификации взаимоотношения дхарм, хету - это синоним виджнян. И это замечание важно в связи с пониманием факта того, что любой акт бытия сопровождается возникновением новой виджняны и прекращением старой. Манас, например, очень важный хету.


Ответы на этот пост: шинтанг
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
шинтанг
Гость


Откуда: Moscow


368810СообщениеДобавлено: Пн 01 Янв 18, 15:45 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Fritz пишет:

Похоже, с точки зрения классификации взаимоотношения дхарм, хету - это синоним виджнян.

Вот как Цонкапа объяснял Хету  пратьяя (Причинные условия) 4-х брахмавихар:
Цитата:

Причинные условия (rgyu'i rkyen) – это семена четырёх безмерных состояний ума, свободные от заблуждения (zag-med-kyi sa-bon), которые можно обозначить на основе всеохватывающего основополагающего сознания (kun-gzhi rnam-shes, санскр. алая-виджняна, сознание-хранилище). Эти семена – аспекты естественно присутствующих семейных особенностей (rang-bzhin gnas-rigs, присутствующая природа будды). Иначе говоря, у всех ограниченных существ как аспекты их природы будды есть склонности, благодаря которым возможно развивать четыре безмерных состояния ума.
https://studybuddhism.com/ru/prodvinutyy-uroven/abhidharma-i-filosofskie-shkoly/sravnenie-buddiyskih-traditsiy/chetyre-bezmernyh-v-hinayane-mahayane-i-bone
Наверх
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12532

368823СообщениеДобавлено: Пн 01 Янв 18, 17:18 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ппц объясненьице... В алая-виджняне (!) "свободные от заблуждения" (!) "семена четырёх безмерных состояний ума" (!), которые от татхагатагарбхи (!)... АВ - это синоним васан циклического существования. Ничего там свободного от заблуждений нет и никогда не было. Тем более апраманы - это мирские состояния с начала и до конца. И апараманы - это не качества Будды. Берзин жжот.  

Четыре безмерных в хинаяне, махаяне и боне Д-р Александр Берзин пишет:
Состояния ума, которые тут упомянуты, – это не «безмерные», а «великие» любовь, сострадание и так далее. Тождественны ли «великие» и «безмерные» формы – неясно.

Так то ясно и для этого др-м не надо быть. В ТБ у Махапаринирванасутры только первые сколько-то глав считаются подлинными. А Это в 21-й:

Цитата:
"O World-Honoured One! Why is it that the Bodhisattva achieves such loving-kindness
and yet we do not call it great loving-kindness?"
...
"O good man! When a Bodhisattva-mahasattva attains the first soil [“bhumi” - level of
a higher Bodhisattva], this is called "great loving-kindness". Why? O good man! The last [i.e.
most] evil person is the icchantika. When a Bodhisattva of the first “bhumi” practises great
loving-kindness, no discrimination exists in his mind - not even towards an icchantika. As no
wrong is seen, no anger arises. For this reason, we indeed call this "great loving-kindness". O
good man! He deprives all beings of what gives no benefit. This is great loving-kindness. He
desires to give an uncountable amount of benefit and bliss to all beings. This is great compassion.
He plants joy in the minds of all beings. This is great sympathetic joy. There is no guarding or
protecting. This is great equanimity [“upeksha”]. My Dharma does not see one’s own existence
and self; what is seen is that all things are viewed all-equally and with no divided mind. This is
great equanimity. One forsakes one’s own bliss and gives it to others. This is great equanimity
[or: great relinquishment].

Может параллельно есть в каких-нибудь других сутрах или комментах. Берзин чего то невнятное опять выдал. Махакаруна - это качество будд и бодхисаттв, ассоциированное с дхармакайей. Their great compassion is unlimited (aparicchinnamahākaruṇaḥ) (с).


Ответы на этот пост: шинтанг
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.032 (0.696) u0.016 s0.001, 18 0.015 [258/0]