Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Причинное (коренное) условие Hetu paccaya (pratyaya) в Тхераваде


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
шинтанг
Гость


Откуда: Moscow


343274СообщениеДобавлено: Пт 15 Сен 17, 17:10 (7 лет тому назад)    Причинное (коренное) условие Hetu paccaya (pratyaya) в Тхераваде Ответ с цитатой

Цитата:
Нандамалабхивамса (http://www.abhidhamma.com/txt_Patthana.pdf):
Hetu paccayo - условие, закрепляющее его обусловленное состояние.

Hetu paccaya (pratyaya) в тхераваде - это 6 причин (корней) (https://www.wisdomlib.org/buddhism/book/patthana-dhamma/d/doc1830.html):
(лобха) - жажда
(доса) - злоба  
(моха) - неведение
(алобха) даяние (дана) или непривязанность  
(адоса)  метта или любящая доброта
(амоха)- видья или панья

Таким образом, причинным условием в тхераваде могут быть только эти причины.
Ничто другое не может быть причинным условием.

Все 6 хету являются четасика дхаммами. Четасика дхаммы возникают только совместно с читтой - без читты четасика не возникает.
Это называется совозникновением и сосуществованием (co exist with citta or co arise).

Таким образом, причинное условие в тхераваде возникает только с умом - без читты причинное условие не возникает.


Ответы на этот пост: Frithegar, Frithegar
Наверх
шинтанг
Гость


Откуда: Moscow


343275СообщениеДобавлено: Пт 15 Сен 17, 17:26 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Есть 7 вариантов отношений:
http://www.abhidhamma.com/txt_Patthana.pdf
Цитата:
24 условия подразделяются на 7 по способу отношений между обусловливающими состояниями и обусловленными состояниями.
Варианты отношений:
(1.) ум - ум. 6 условий
(2.) Ум - материя. 1 условие
(3.) Ум - ум и материя. 5 условий
(4.) Материя - материя. 1 условие
(5.) Материя - ум. 1 условие.
(6.) Ум и материя - ум и материя. 9 условий
(7.) Ум, материя, ниббана и паннятти - ум. - 2 условия
Причинное условие присутствует только в отношении Ум - ум и материя, больше оно нигде не присутствует.
Наверх
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12657

343276СообщениеДобавлено: Пт 15 Сен 17, 17:41 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

В буддизме вообще ничего без читты не рассматривается, поэтому можно написать любое слово. Болт, сомнение, австралопитек и т.д. - все это будет возникать только с умом.

шинтанг пишет:
Таким образом, причинное условие в тхераваде возникает только с умом - без читты причинное условие не возникает.

Не только с умом, а только с определенными видами читты, которые 6-ю корнями опаччаяны.

8 паччай есть только в специализированных читтах, где прослеживается такая связь: хету, пуреджата, адхипати, асевана, випака, джхана, магга и випаютта.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Fritz



Зарегистрирован: 02.11.2006
Суждений: 4434

368346СообщениеДобавлено: Вс 31 Дек 17, 02:18 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Ум - материя.

Господа, а что с проблемой материи в тхераваде? Есть какие-нибудь интересные статьи по этой проблеме и по трактовке (правильному, непротиворечащему 4-м БИ) рупа дхамм в тхераваде?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

368436СообщениеДобавлено: Вс 31 Дек 17, 14:19 (6 лет тому назад)    Re: Причинное (коренное) условие Hetu paccaya (pratyaya) в Тхераваде Ответ с цитатой

шинтанг пишет:
(алобха) даяние (дана) или непривязанность  
(адоса)  метта или любящая доброта
(амоха)- видья или панья

"а" - частица отрицания. То есть буквально а-лобха - "не-жадность"; а-доса - "не-гневливость"; а-моха - "не-тупость" ... в дхамма-винае эти качества считаются пассивными самосуществующими дхаммами (как я это понимаю). То есть они появились еще до того как ум практикующего окреп. И начал осознавать это. И задача практикующего сначала осознать эти самоисходящие естественные качества реагировать на внешний раздражитель и потом для начала их прекратить. И только потом создать, уже сознательно, их противоположность. Вместо обычной жадности домохозяина у котрого каждая копейка в хозяйстве на счету - даяние, вместо обычного естественного гнева (когда он должен появляться у обычного человека) - доброжелательство. А вместо тупого состояния выкапывания ямы или шлифования камня (того состояния в котором находится психика обычного человека, занимающегося монотонным однообразным трудом) - развить состояние не-отупения. А только потом заинтересованности. ... то есть из всего этого можно сделать вывод, что буддизм реально относится к психическим реальным процессам самых разных людей.

_________________
живите больше


Ответы на этот пост: шинтанг
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

368439СообщениеДобавлено: Вс 31 Дек 17, 14:23 (6 лет тому назад)    Re: Причинное (коренное) условие Hetu paccaya (pratyaya) в Тхераваде Ответ с цитатой

шинтанг пишет:
Четасика дхаммы возникают только совместно с читтой - без читты четасика не возникает.
Это называется совозникновением и сосуществованием (co exist with citta or co arise).

Как лучше перевести термин "четасика" на русский? Какие варианты

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Fritz



Зарегистрирован: 02.11.2006
Суждений: 4434

368754СообщениеДобавлено: Пн 01 Янв 18, 08:33 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Я бы не стал переводить это слово, в русском языке, похоже, такого слова нет, лучше позаимствовать. Другой вопрос, когда это заимствование массово укоренится.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

368761СообщениеДобавлено: Пн 01 Янв 18, 11:36 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Как по мне, это просто-запросто эмоции. Или ответная реакция на внешний раздражитель.
В отличие от всех восприятий четасика - ответная реакция:

Цитата:
«Монахи, когда необученный заурядный человек встречается с болезненным телесным чувством, он печалится, горюет и плачет. Он рыдает, бьёт себя в груди, становится обезумевшим. Он испытывает два чувства – телесное и умственное. Представьте, как если бы человека пронзили бы дротиком, а затем его тут же вслед пронзили бы вторым дротиком, так что этот человек ощутил бы чувство, вызванное [ударом] двух дротиков. Точно также, когда необученный заурядный человек встречается с болезненным телесным чувством, он печалится, горюет и плачет. Он рыдает, бьёт себя в груди, становится обезумевшим. Он испытывает два чувства – телесное и умственное.

http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn36_6-salla-sutta-sv.htm

в палийском оригинальном тексте слово "умственный" написан именно как "четасика".
Телесный - "кайика"

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
шинтанг
Гость


Откуда: Moscow


368807СообщениеДобавлено: Пн 01 Янв 18, 15:25 (6 лет тому назад)    Re: Причинное (коренное) условие Hetu paccaya (pratyaya) в Тхераваде Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
шинтанг пишет:
(алобха) даяние (дана) или непривязанность  
(адоса)  метта или любящая доброта
(амоха)- видья или панья

"а" - частица отрицания. То есть буквально а-лобха - "не-жадность"; а-доса - "не-гневливость"; а-моха - "не-тупость" ... в дхамма-винае эти качества считаются пассивными самосуществующими дхаммами (как я это понимаю).

В тхеравадинском источнике по абхидхарме, из которого я это выписал, использовано такое утверждающее отрицание. Получаем утверждения: "не гнев, а метта", и т.д.

Цитата:
Как лучше перевести термин "четасика" на русский? Какие варианты

Стандартный перевод, закрепившийся за тибетским буддизмом, - ментальный фактор.
См. гугл "51 ментальный фактор".


Непонятно, почему тхеравадины переводят hetu как корень. Корень - mula. Hetu - причина. Как в знаменитых словах архата Ассаджи:
https://en.wikipedia.org/wiki/Ye_Dharma_Hetu
Наверх
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.031 (0.426) u0.013 s0.001, 18 0.018 [253/0]