Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Память в Энциклопедии Абхидхармы.

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
росс
Гость


Откуда: Minsk


101177СообщениеДобавлено: Сб 15 Окт 11, 02:22 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Но если так безОбразничать дальше, то возникает вопрос: а кто(что)  вообще скандхует? Виджняна или таКИ самджня? Что(кто) вообще индрит, аятанит, самутпадит, дхармит, шуньит, дукхит, сансарит да и нирванит? Ну впрямь какая-то Хридайя-праджняпарамита получается.Smile
Наверх
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

101181СообщениеДобавлено: Сб 15 Окт 11, 04:56 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Есть аналогия про 5 скандх: (i) Matter or material form is [figuratively] the pot [bhājana], (ii) sensation is the food [bhojana], (iii) ideation is the seasoning [vyañjana], (iv) formations are the cook [pakṭr], and (v) consciousness or thought is the one who eats [bhoktṛ].

сх пишет:
test пишет:
росс пишет:
Самджня веданит, виджнянит и присамскаривает рупу?Smile.
Виджняна веданит, самджнит и присамскаривает рупу.
Виджняна виджнянит ведану, самджню и рупу.

Не соглашусь, так как все функции виджняны, это как раз таки четасики (самскары), сама виджняна ничего не делает, это сознание вообще.

Скандхи не произвольные наборы дхарм, а имеют глубокий смысл.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

101182СообщениеДобавлено: Сб 15 Окт 11, 05:00 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Абхидхармасамуччая:
Цитата:
     Why are the aggregates arranged in this order?
     • Firstly, according to the locus of consciousness. There are four loci of consciousness and four forms of consciousness.
     • Secondly, according to the relationship that exists between them: in relation to form, there is sensation; when one has sensation, one perceives; when one perceives, one thinks (constructs mentally); when one thinks (constructs mentally), consciousness is present in all these states.
     • Thirdly, according to the defilement and the purification (samkleśavyadāna): wherever there is defilement, there is purification. Consciousness becomes defiled or purified by sensation, by grasping of an object, by mental construction.
     The order in which the aggregates are arranged is thus explained in this way.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

101183СообщениеДобавлено: Сб 15 Окт 11, 05:15 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Я ещё могу предложить такую лестницу развития сознания соответственно скандхам.

1. Сначала есть только восприятие, философски это близко наивному реализму, для которого сознание (как отдельнео явление) не нужно — всё есть так как есть. Это соответствует рупа скандхе (данные органов чувств).

2. Затем появляется базовая психологическая реакция в виде приятной или неприятной психической оценки тех данных. Это соответствует ведане. Ведана как внутреннее, психическое противопоставляется внешней, статичной материи. Так впервые разделяется психика на психическое и физическое.

3. Затем возникает мышление, осмысление. Это соответствует семджня скандхе. Мышление противопоставляется чувству (не в смысле рупе (которой она и так уже противопоставлена как психика вообще), а в смысле психическому чувствствованию, ощущению, чувственному житью, сердцу в противоположность голове).

4. И наконец возникает намерение и целенаправленная деятельность, которая подчиняет и наполняет смыслом всё остальное. Это соответствует самскара скандхе. деятельность тут противопоставляется восприятию, активность размышлению, практика теории.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

101185СообщениеДобавлено: Сб 15 Окт 11, 05:29 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Второе что могу предложить для размышления, это соответствие анализа сатипаттханы скандхам.

1. Сатипаттхана анализирует 4 предмета: тело (рупа), чувство (ведана), сознание (виджняна), дхармы (самскары). Очевидно соответствующих 4м скандхам.

2. Казалось бы выпадает самджня скандха, то это не так — самджня присутствует в каждом из четырёх пунктах анализа как основной элемент. При анализе рупы самджня красоты заменяется на самджню некрасивости. При анализе веданы самджня счастья заменяется на самджню страдания. При анализе виджняны самджня постоянства заменяется на самджню непостоянства. И при анализе дхарма самджня атмана заменяется на самджню анатмана.

3. Интересно что последние два пункта фактически анализируют виджняну и оба (да и все четыре) направлены против атмавады:
     а) Сначала виджняна, которая кажется постоянной и неизменной опорой "я" анализируется вообще и подмечается, что она довольно изменчива, а в итоге она самое изменчивое что может быть.
     б) Затем идёт более тонкий анализ виджняны на составные части — дхармы. И подмечается что она анатма, причинно детерминирована.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
сх
Гость


Откуда: Saint Petersburg


101195СообщениеДобавлено: Сб 15 Окт 11, 10:05 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

test пишет:
сх пишет:
test пишет:
росс пишет:
Самджня веданит, виджнянит и присамскаривает рупу?Smile.
Виджняна веданит, самджнит и присамскаривает рупу.
Виджняна виджнянит ведану, самджню и рупу.
Не соглашусь, так как все функции виджняны, это как раз таки четасики (самскары), сама виджняна ничего не делает, это сознание вообще.
Так потому виджняна именно и "виджнянит", что это "сознание вообще". Четасики же, как говорится, "сопровождают читту как слуги сопровождают царя".
Наверх
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

101196СообщениеДобавлено: Сб 15 Окт 11, 10:38 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ну и что что они сопровождают. Мы же не о сопровождении говорим. А о том кто что делает. Четасики выполнают все познавательные функции виджняны. Анатман, так сказать.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
сх
Гость


Откуда: Saint Petersburg


101198СообщениеДобавлено: Сб 15 Окт 11, 11:05 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

"Ум есть ясность и осознавание" по классическому определению. Так что виджняна как минимум осознает - это ее функция.
Так что в каком-то смысле это и есть атман, как о том прямо говорится в Уттаратантре:
It is true self, since all conceptual elaboration in terms of self and non-self is totally stilled. (шлока 37)

Комментируя это место Дзонсар Кенце даже говорит:
That is the transcendental self. I feel like I’m teaching Purvamimasa or Vedanta right now!

Шутит, конечно.
Наверх
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

101200СообщениеДобавлено: Сб 15 Окт 11, 11:18 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Осознают все четасики. Каждая четасика имеет объект. Никакой отдельной функции виджняне не остаётся. Королевство без короля.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

101210СообщениеДобавлено: Сб 15 Окт 11, 16:13 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Виджняна возникает при условии возникновении самскара. Это сопровождение возникших конструкций. По сути дела это ожидание признаков. Санскара + виджняна порождает отношение к возникающим признакам: это одновременно рупа+ведана+самджня+новые самскара+новая виджняна. При возникновении виджняна возникают все пять скандх нама-рупа.

Виджняна это читта, собственно момент сознания. Но ее функция - это функция рефлексии, ожидания, планирования, воображения.

Как неудовлетворенность (дукха) есть основа для стремления (танха) к удовлетворенности (сукха), так и неведение (авидья) есть основа для стремления (танха) к распознанию (виджняна).

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
сх
Гость


Откуда: Saint Petersburg


101213СообщениеДобавлено: Сб 15 Окт 11, 16:33 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Возвращаясь к памяти: очевидно, что воспоминание в значительной мере произвольный процесс: можно приложить сознательное усилие и вспомнить что-то. При этом, если человек в здравом уме, он всегда отличает образы воспоминаний от простых фантазий.
Получается, что мы воспринимаем образы воспоминания как дхармы мановиджняной при участи самскары. Но вот откуда они берутся, эти дхармы? М.б., если скандаха - это "куча дхарм трех времен", они - дхармы прошедшего времени?
А некоторые и свои предыдущие рождения помнят...
Наверх
Nekto_V



Зарегистрирован: 27.08.2010
Суждений: 651
Откуда: Екатеринбург

101222СообщениеДобавлено: Сб 15 Окт 11, 17:53 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Мне пять скандх представляются как раз тем, что есть именно сейчас..В том то и проблема, что не ясно что представлено в воспоминании- некий ментальный конструкт или определенные дхармы прошлого...
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

101224СообщениеДобавлено: Сб 15 Окт 11, 18:26 (13 лет тому назад)    Re: Память в Энциклопедии Абхидхармы. Ответ с цитатой

С памятью есть ещё такой занимательный парадокс.

Мы вспоминаем то, чего не знаем. Другими словами, откуда память знает что вспоминать, если мы ещё сами не знаем что там будет, а узнаём только когда уже вспомним.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
сх
Гость


Откуда: Saint Petersburg


101227СообщениеДобавлено: Сб 15 Окт 11, 19:58 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

В самом типичном случае произвольного использования способности памяти сперва намеренно задается цель в виде словесной (концептуальной) формулировки: "Хочу вспомнить ЭТО". А само воспоминание имеет более образный характер.
Наверх
Полосатик
नक्तचारिन्


Зарегистрирован: 08.11.2010
Суждений: 2607

101230СообщениеДобавлено: Сб 15 Окт 11, 20:05 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Воспоминание - это познание в форме реконструкции результата другого, т.н. прошлого, познания.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Страница 3 из 4

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.035 (0.484) u0.020 s0.000, 18 0.016 [256/0]