№70761Добавлено: Чт 29 Окт 09, 10:58 (15 лет тому назад)Научный подход к практике в Тераваде
Как думаете, если бы Будда жил сегодня, стал бы он использовать для передачи истин язык науки и математические выкладки. Например, такой опыт, как потеря сознания, можно было бы описать через функцию зависимости наличия сознания от времени. Сознание вспыхивает на определённом уровне ясности и "собирается" в определённый момент времени, до которого в определённом интервале было было небытие и забвение... Можно ли попробовать математически выразить Ниббану?
№71956Добавлено: Пн 25 Янв 10, 19:21 (15 лет тому назад)
Нирвана не может быть познана различающим умом, это не наука. Будда не был ученым в свое время и не писал трактаты. Как можно доказать математически что жизнь иллюзорна и подобна сновидению? Никак.
№71958Добавлено: Пн 25 Янв 10, 19:28 (15 лет тому назад)
Математика это инструмент развитой аналитической логики.
Буддийская практика же имеет дело прежде всего с сакральным (внутренним) опытом созерцания. Нирвана это полное освобождение от мышления, как феномена добавления к наблюдению узнавания (домысливания). Но, не единственно это, только один из начальных элементов, собственно вступление в Нирвану. Далее, опираясь на Нирвану практика ведет к Аннутарра Самьяк Самбодхи.
В этом смысле, чем не математическое выражение Дхармы представлено в Сутре Сердца Праджняпарамиты? _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№72420Добавлено: Сб 13 Фев 10, 06:46 (15 лет тому назад)
если мозг, как продуцент дуккха, можно представить в качестве своеобразного коллайдера, в котором дуккха в виде сознания отражает бессодержательность Нирваны, то можно это попробовать описать математически. Содержание сознания в принципе не отличается от показателей приборов, если абстрагироваться от понятия субъективного...
№99546Добавлено: Ср 28 Сен 11, 01:50 (13 лет тому назад)
Blind Beggar пишет:
Нирвана не может быть познана различающим умом, это не наука. Будда не был ученым в свое время и не писал трактаты. Как можно доказать математически что жизнь иллюзорна и подобна сновидению? Никак.
Легко Что и делал Нагарджуна в Мадхямаке. Его логика основана на формальной математике.
№99557Добавлено: Ср 28 Сен 11, 10:03 (13 лет тому назад)
В современной прикладной постановке наиболее близки к вашему вопросу, имхо, разработки искусственного интеллекта и моделирование сознания на компьютере (роботы). Здесь главное - является ли эта модель сознанием или только его искусной имитацией. Это один из тех вопросов, которые Роджер Пенроуз обсуждал в своих 3-х книгах по теме "физика и сознание". Его ответ: нет, это не сознание, а его искусная имитация.
В том, что касается вопроса о том, использовал бы Будда Шакьямуни язык науки, то, думаю, да, в наше время он бы использовал любой социально престижный язык для распространения Дхармы.
№99565Добавлено: Ср 28 Сен 11, 12:53 (13 лет тому назад)
ТАО пишет:
Blind Beggar пишет:
Нирвана не может быть познана различающим умом, это не наука. Будда не был ученым в свое время и не писал трактаты. Как можно доказать математически что жизнь иллюзорна и подобна сновидению? Никак.
Легко Что и делал Нагарджуна в Мадхямаке. Его логика основана на формальной математике.
№99579Добавлено: Ср 28 Сен 11, 14:14 (13 лет тому назад)
Yuriy, если интересно, у меня есть убедительный аргумент в пользу того, что Пенроуз ошибся, выдал желаемое (им) за действительное.
Ошибка Пенроуза в ограничении формализма, принимаемого им при доказательстве полноты рассматриваемого разнообразия. То есть в том, что Пенроуз сам неверно понимает, как именно естественный разум решает поставленные им задачи. Поэтому, конечно же, он не находит формального решения и фантазирует о необходимости каких-то качественно других механизмов сознания.
По сути дела, единственный аргумент, в который сводится все обширное доказательство Пенроуза - это проблема останова. Но для естественного разума эта проблема точно так же наличествует, просто она имеет вполне естественное ограничение. Нужно кушать и одеваться, и поэтому формальные доказательства и поиск решений не является приоритетной задачей, а решаются по мере наличия веры в вознаграждение за результат. И очень много пытающихся не достигли результата, забросив задачи не решенными.
Иначе говоря, поставленные им задачи решаются тривиально: планированием ресурсом, отведенных на попытки решения той или другой задачи, а далее - генетический алгоритм случайных попыток перебора, брут форс на бесчисленных поколениях. Если задача имеет решение, однажды оно будет найдено с ненулевой вероятностью.
Пенроуз же возводит озарение в ранг обыденности, повседневности, в то время как всех озарений на все поколения людей живущих на планете можно сосчитать по пальцам рук. И Пенроуз пасует перед проблемой, по сути дела, отказывая в естественности разума 99.999999% живущих или живших ранее людей, наделяя естественным разумом лишь ничтожное количество гениальных ученых, совершивших непостижимый, с точки зрения Пенроуза, прорыв. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№99610Добавлено: Ср 28 Сен 11, 17:08 (13 лет тому назад)
БТР пишет:
Yuriy, если интересно, у меня есть убедительный аргумент в пользу того, что Пенроуз ошибся, выдал желаемое (им) за действительное.
Ошибка Пенроуза в ограничении формализма, принимаемого им при доказательстве полноты рассматриваемого разнообразия. То есть в том, что Пенроуз сам неверно понимает, как именно естественный разум решает поставленные им задачи. Поэтому, конечно же, он не находит формального решения и фантазирует о необходимости каких-то качественно других механизмов сознания.
По сути дела, единственный аргумент, в который сводится все обширное доказательство Пенроуза - это проблема останова. Но для естественного разума эта проблема точно так же наличествует, просто она имеет вполне естественное ограничение. Нужно кушать и одеваться, и поэтому формальные доказательства и поиск решений не является приоритетной задачей, а решаются по мере наличия веры в вознаграждение за результат. И очень много пытающихся не достигли результата, забросив задачи не решенными.
Иначе говоря, поставленные им задачи решаются тривиально: планированием ресурсом, отведенных на попытки решения той или другой задачи, а далее - генетический алгоритм случайных попыток перебора, брут форс на бесчисленных поколениях. Если задача имеет решение, однажды оно будет найдено с ненулевой вероятностью.
Пенроуз же возводит озарение в ранг обыденности, повседневности, в то время как всех озарений на все поколения людей живущих на планете можно сосчитать по пальцам рук. И Пенроуз пасует перед проблемой, по сути дела, отказывая в естественности разума 99.999999% живущих или живших ранее людей, наделяя естественным разумом лишь ничтожное количество гениальных ученых, совершивших непостижимый, с точки зрения Пенроуза, прорыв.
Я не понял ваш аргумент. Пенроуз сделал очень смелое допущение и попытался перенести теорему о неполноте (аксиматики формальной арифметики) Геделя на мышление, акты сознания любого человека, по сути же любого способного к целенаправленному движению биосущества. Свойством невычислимости обладает любой акт (о)сознания, например, акт зрительного восприятия на уровне ориентационного рефлекса "я-здесь-в-теле-а-это-там", иначе вся его физика, объективная редукция волновой функции не нужна.
Т.е. если думать в терминах останова бессознательных "вычислений", бессознательной обработки информации, предшествующей акту осознания, то сам этот акт можно понимать как микро-озарение, как выход за пределы "аксиоматики" бессознательных "вычислений".
Вот одна из двух статей, в которых сформулирована соответсвующая модель (сайт соавтора Пенроуза, нейрофизиолога Хамероффа)
P.S. Он же когда в "Тенях разума" приводит конкретные примеры, иллюстрирующие его ключевую идею о существовании разных форм сознания у всех (почти) биосуществ, то в качестве примера одноклеточных приводит какой-то конкретный вид амебы (с ними были эксперименты). Даже она способна на творческие порывы (в поисках пищи и преодолении препятсвий) А в основе всего лежат "мерцания" прото-сознания отдельной элементарной частицы (при переходах частица-волна). Так что все вещество сплошь творцы. Только ничего не знают об этом.
Последний раз редактировалось: Yuriy (Ср 28 Сен 11, 17:37), всего редактировалось 1 раз
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы