№55501Добавлено: Пт 11 Июл 08, 09:38 (16 лет тому назад)«Основные ошибки практики буддизма». (Бодхи.ру)
Попалась мне одна статья:
«Основные ошибки практики буддизма».
Первым делом я хочу уточнить, что говоря об ошибках буддизма, я ни на секунду не забываю о том, что буддизм, а в частности тибетский буддизм, а в частности учение о Махамудре, Дзогчен - это, на мой взгляд, одно из наиболее совершенных учений, и ППП, предложенная мной, никаким образом не противоречит буддизму, но до предела спрямляет путь к ясному сознанию в новых исторических условиях. Вот об этих зигзагах, которые утвердились и существуют в буддизме, я и хочу очень коротко рассказать.
Я рассматриваю именно тибетский буддизм, поскольку считаю его венцом развития буддийской практики. Тибетский буддизм не является какой-то специфической ветвью буддизма, оторванной от основной колеи буддизма индийского. Как известно, именно индийские святые принесли буддизм в Тибет и положили начало этой удивительной традиции. Никакого такого «ламаизма» вовсе не существует как чего-то, оторванного или несовместимого с традиционным буддизмом. Ламаизм - это просто доведение до совершенства определенных аспектов буддийской практики, распространенное и созданное в Тибете.
Мое представление о тибетском буддизме основано на нескольких источниках: а) изучение специальной литературы, написанной тибетскими мастерами - как современными, так и жившими столетия назад, б) непосредственный опыт общения как с духовными лидерами Тибета, так и с простыми монахами.
1) Ошибка догмы о длинном пути.
Все буддисты совершенно убеждены в том, что путь к просветлению - это очень длинный путь. Почему они так думают? Потому что так принято думать - это самая обычная концепция. Известный им путь приводит к ОзВ в самом деле довольно длинным путем, но им трудно представить, что есть пути, которые им неизвестны. Каждый раз, когда я пытаюсь донести свою практику до очередного буддиста - будь то самый обычный начинающий монах, или уважаемый Тулку, Ринпоче, возникает примерно следующий диалог: выслушав меня, они говорят: «Да, это все замечательно, но путь к просветлению очень длинный». На это я снова им отвечаю, что длинный он потому, что вот так-то и так-то; они кивают, соглашаются, и говорят - да, все верно, но путь к просветлению - оооочень длинный... Удивительно, но факт - слепая вера в то, что путь к просветлению очень длинный, мешает им увидеть путь более короткий, срезающий многие углы.
2) Ошибка отсутствия должного устремления.
Трудно совершать усилия минуту за минутой, час за часом, день за днем, год за годом, если ты рассчитываешь получить результат не через год и не через 10 лет и даже не в этой жизни, и даже не в следующей. Результаты приходят к буддистам очень медленно, и поэтому в них нет сильного устремления. Многие производят впечатление людей довольно ленивых, неторопливых, успокоенных. Отсутствие быстрого результата приводит к тому, что энтузиазм часто исчерпывается, устремление смазывается, сомнения одолевают.
3) Ошибка веры в неизбежное просветление.
Все буддисты уверены в том, что если они будут продолжать свою практику с той или иной степенью упорства, то просветление настанет обязательно. Они верят, что, возможно, это случится очень нескоро, возможно - через сотни перевоплощений, но оно будет когда-то обязательно - достаточно продолжать выполнять свои практики. А раз просветление будет обязательно когда-нибудь, а быстро его все равно не достичь, ведь путь длинный - так чего особенно упираться?? Пусть оно себе и катится потихоньку... Так умерщвляется устремленность. А когда человек не устремлен, то он возвращается к омраченным состояниям. Меж двух стульев сидеть невозможно - либо в тебе в данный момент проявлены ОзВ, либо омраченные восприятия - третьего не дано.
4) Ошибка перекоса в область церемониалов.
Многие буддисты преданы своей практике, но преданность эта находит свое выражение не столько в усилиях, направленных на конкретное преодоление конкретного омрачения, а на выполнение определенных ритуалов, которые косвенным образом будут на тебя влиять. Например, кто-то может взять на себя задачу совершить 100.000 простираний и повторения молитвы «Ом мани падмэ хум». Несмотря на то, что действия эти многим покажутся бессмысленными и даже смешными, эта практика в самом деле довольно эффективна по одной простой причине: в тот момент, когда ты произносишь «Ом мани падмэ хум», ты не можешь произносить чего-то другого, а в тот момент, когда твои мысли заняты повторением мантр, ты не можешь думать о своем приусадебном хозяйстве. Таким образом огромное количество паразитических мыслей остается за бортом. Если бы мы думали только тогда, когда нам в самом деле необходимо или интересно о чем-то подумать, то в этой практике не было бы смысла, но мышление человека отравлено беспрерывным и бессмысленным механическим внутренним диалогом, механическое отстранение от которого безусловно производит оздоравливающий эффект. И тем не менее, хоть эта практика и дает какой-то результат, эффективность ее ничтожна. Можно на время отодвинуть хаотический внутренний диалог, обсасывающий какую-то концепцию, но ведь он возвращается обратно, потому что концепция не рассеяна. И НЭ вернутся, потому что не выработана привычка их прямого устранения.
5) Ошибка попытки использования мышления как Большой Красной Кнопки.
Когда у буддиста возникает НЭ, он вспоминает о своем учении и начинает рассуждать, что НЭ - это плохо, это портит карму, это противоречит его практике и т.д. Он вспоминает красивые фразы о том, что все люди - братья, что надо сострадать ближнему и т.п. В результате всех этих рассуждений НЭ мало помалу в самом деле может начать ослабевать, но все это время, пока шло это самоувещевание, она была проявлена, она отравляла человека, поддерживала и порождала другие НЭ. Более того - в результате таких рассуждений НЭ может ослабнуть, но она никогда не исчезнет - она просто превратится в слабый НФ, и в результате никакого освобождения не происходит. Конечно, если очень и очень долго таким образом пытаться влиять на НЭ, то очень и очень постепенно создается соответствующая привычка, и постепенно НЭ становятся более приглушенными, но этот процесс и в самом деле чрезвычайно долгий, и десяти жизней может не хватить на доведение его до ума. Кроме того, поскольку не создается автоматизма прямого устранения любой НЭ, то каждая новая ситуация требует поиска новых концепций, новых увещеваний, эффективных именно для данной ситуации и для данной эмоции.
Понятие «кармы» является еще одним тормозом для буддистов. Они толкуют этот термин слишком прямолинейно. Все мы понимаем, что за определенными причинами следуют определенные следствия. Например, я вижу, что концепция о том, что «я ответственен за страдания моих родственников, чьи надежды я не оправдываю», порождает НЭ, а они, в свою очередь, поддерживают эту концепцию. И видя такого рода закономерности, буддисты отрывают эти закономерности от самого субъекта - носителя этих закономерностей. Для них человек - это что-то одно, а последовательность восприятий - это что-то другое, стоящее над человеком. Такая ошибочная модель приводит их к тому же фатализму и отсутствию устремленности - чего упираться, когда путь долог, а закон кармы суров? Если я согрешил, то по закону кармы теперь я буду иметь определенные последствия... и при этом забывается, что эти самые последствия потому так неизбежно и наступают, что самим человеком создан этот автоматизм. Человек, обладающий ясностью, не отрицает то, что если создана определенная привычка, то она будет работать. Если я привык реагировать раздражением на ошибочно набранную букву в компьютере, то моя «карма» будет состоять в том, что раз я решил написать большую книгу, то неизбежно совершу множество опечаток, и много раз испытаю раздражение. Но человек, обладающий ясностью, не отделяет некоего выдуманного «себя» от привычек, так как привычка – это и есть одно из тех восприятий, совокупность которых мы и называем «я»; он понимает, что если была создана одна привычка, то может быть создана и другая. Буддисту очень трудно поверить в то, что полное освобождение от НЭ может быть достигнуто за год-два упорной практики, потому что он верит в карму в ее прямолинейном толковании - в отрыве от самого себя, и он «понимает», что если он столько раз испытывал столько ужасных НЭ, то теперь ему очень долго придется «исчерпывать» эту карму. Для того, чтобы разъяснить им эту ошибку, приходится прилагать немало сил. Искренняя, активная практика устранения НЭ приводит к результату поразительному - НЭ таки устраняются, и приходят ОзВ. Но эта практика приводит и к еще более поразительному - она открывает прямой путь к таинственнейшей способности совершать усилие и менять привычки, что профанным умом трактуется как «преодоление кармы». Конечно, никакого преодоления «кармы» нет, поскольку нет разделения между человеком и его привычками - человек - это и есть определенная совокупность восприятий в этом месте. Но плюс ко всему, человек - это еще и вот эта самая поразительнейшая способность хотеть меняться. Человек, добившийся полного устранения НЭ, умеет «впрыгивать» в желаемое состояние, и теперь он может тренировать эту способность и направлять ее туда, куда его буду влечь радостные желания.
7) Ошибка накапливания моментов просветленных состояний за счет продолжения практики.
Когда буддист в результате своей упорной практики испытывает, к примеру, вспышку блаженства, то его дальнейшая политика такова: надо продолжать совершать свою практику, и тогда рано или поздно наступит следующая вспышка, следующая, следующая... постепенно это будет случаться чаще, продолжительность вспышек будет расти и т.п. Такой подход в целом правомерен, и если нет ничего другого - то в самом деле так можно поступать. Но для того человека, который понимает и применяет практику прямого пути, есть другой - кратчайший путь - это приложение того же самого усилия, искусство применения которого было им выработано во время устранения НЭ. И такому человеку достаточно 10 или 20 раз спонтанно пережить некое ОзВ, чтобы к своей практике добавить нечто совершенно иное - прямое усилие непосредственного «впрыгивания» в него. И это усилие сработает точно также, как оно сработало при устранении НЭ. И будет создана новая привычка - привычка испытывать это ОзВ. Таким образом, для такого человека путь от первых проблесков ОзВ к состоянию частого, а затем и постоянного их испытывания, становится весьма коротка. Например, если кто-то безупречно устраняет все НЭ, и начинает испытывать первые мгновения блаженства, то может потребоваться 1-2 года для того, чтобы это блаженство стало непрерывно переживаться, а это в свою очередь приведет к его резкому усилению и углублению, а это приведет к вспышкам новых ОзВ и т.д. С каждой новой победой, с каждой новой сформированной привычкой «впрыгивать» в желаемое состояние и оставаться там, эта наша таинственная способность растет, и перед человеком открываются невообразимые горизонты.
№55514Добавлено: Пт 11 Июл 08, 11:57 (16 лет тому назад)
Какой смысл ему критиковать буддизм, если у него совершенно не буддийские цели:
"Я человек, который когда-то отдал себе отчет в том, что так - как я живу, я больше жить не хочу - я имею в виду прежде всего огромное количество негативных эмоций (НЭ), и очень малое количество ОзВ (озаренных восприятий). Поэтому я стал исследовать свои восприятия и искать способы не испытывать то, что я не хочу испытывать, и испытывать то, что хочу. В результате мне удалось не только добиться желаемого, но и отсортировать наиболее эффективные методы, создать из них систему."
Даже более того, такая цель с точки зрения буддизма - сансара в чистом виде и чистая утопия.
№55518Добавлено: Пт 11 Июл 08, 12:39 (16 лет тому назад)
А по мне так он правильно пишет, разве что за исключением его идее фикс на НЭ и борьбе с ними. По мне так НЭ это вполне естественная вещь, и бороться с ними нет необходимости. _________________ "Всё есть страдание" - это диагноз не всем, и не всему, а только самому себе.
№55519Добавлено: Пт 11 Июл 08, 12:52 (16 лет тому назад)
Бодхи пишет:
Я не эзотерик, не учитель, не просветленный мастер, не гуру и т.д.
Ах как любят гуру говорить, что они не гуру, видимо сразу очерчивают таргет группу дураками.
Просмотрев еще его высказываний, я понял отличие его метода от буддизма так:
В буддизме считается, что приятное и неприятно восприятие испытывается по причине прошлой кармы (осознанных поступков).
Бодхи же предлагает метод испытывать приятные ощущения вне зависимости от благих и неблагих поступков, а напрямую - в следствии волевого усилия и желания их испытывать.
Последний раз редактировалось: test (Пт 11 Июл 08, 12:53), всего редактировалось 1 раз
№55523Добавлено: Пт 11 Июл 08, 13:09 (16 лет тому назад)
У этого Бодхи есть, как минимум, одно положительное и правильное - редукция опыта до личных восприятий. Буддизм же начинается со следующего шага - когда любые эти восприятия начинают видеться, как духкха, как невечные, безличностные, и т.д. _________________ Буддизм чистой воды
№55538Добавлено: Пт 11 Июл 08, 18:20 (16 лет тому назад)
Цитата:
Предлагаю приводить фразу, с которой не согласны, и приводить конкретные контраргументы, доказывающие вашу правоту.
Цитата:
Все буддисты совершенно убеждены в том, что путь к просветлению - это очень длинный путь.
Не все. Особенно дзогченцы и дзэнцы.
Цитата:
Удивительно, но факт - слепая вера в то, что путь к просветлению очень длинный, мешает им увидеть путь более короткий, срезающий многие углы.
Как раз таки длинный короткий - разновидности слепой веры. Это у автора длинный короткий, а у буддистов таких проблем нет, у грамотных буддистов. Перлы автора рассчитаны на недоучек, эзотериков и новичков.
Да что там приводить. Почти все фразы автора - отборный бред, особенно начало. Он говорит, что любит тибетский буддизм и далее начинает многосложно на него гадить. Тоже мне эзотерический клоун.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы