Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Техника внимательности и медицина: секулярная парадигма.

Страницы 1, 2, 3  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Yuriy



Зарегистрирован: 01.12.2005
Суждений: 1004

50510СообщениеДобавлено: Чт 10 Апр 08, 19:09 (17 лет тому назад)    Техника внимательности и медицина: секулярная парадигма. Ответ с цитатой

В сегодняшней рассылке Mind and Life Institute пришел анонс очередной встречи-конференции ЕСДЛ с учеными, которая посвящена применениям медитации (в основном техники внимательности) в медицине.
http://dharma.org.ru/board/topic528-270.html

Основоположник этого движения J. Kabat-Zinn в абстракте своего доклада упомянул, что обучение ведется в секулярной форме.

Цитата:
This presentation will describe MBSR’s approach to making mindfulness, often spoken of as the heart of Buddhist meditation, accessible to Western medical patients in a secular form that preserves the universal dharma dimension at its core.
http://www.mindandlife.org/mayo08.brochure.pdf

В годовом отчете MLI во вступительных словах к конференции, посвященной применению техники внимательности к депрессии, директор MLI напомнил, что несколько лет назад ЕСДЛ попросил ученых выяснить, полезны ли техники медитации в современном обещстве и если да, то обучать им людей секуляризованным способом.

Цитата:
In his introductory remarks, Chairman Adam Engle noted that several years earlier the Dalai Lama had asked scientists to study whether traditional Buddhist contemplative practices might be beneficial to people in modern society, and if so, to teach them in a secular manner.
http://www.mindandlife.org/ML.2007.AnnualReport.pdf

Это означает обучение вне собственно буддийского контекста (“free of religious context” – я уточнил). Наверное, это было ясно с самого начала, т.е. уже пару лет назад. Этот момент мне кажется важным и поэтому я его выделяю в отдельную тему. Ее цель та и только та, которая уже достигнута - обратить внимание.

Имхо. секулярная парадигма показывает, что важно не то, станет данный человек буддистом или нет, будет ему проповедана Дхамма/Дхарма в традиционной форме или нет, а только то даст ли ему традиционная буддийская техника медитации хотя бы временное облегчение, хотя бы от конкретных физических страданий. Это возможно потому, что техника внимательности основана на универсальных психофизиологических закономерностях.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49291

50511СообщениеДобавлено: Чт 10 Апр 08, 19:37 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Непонятно, что значит "вне религиозного контекста"? Объектами медитации будут какие-то светские истины, что ли? Непосредственное познание истинности пятой статьи конституции?
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

50512СообщениеДобавлено: Чт 10 Апр 08, 19:48 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Практика внимательности может совершаться в рамках исключительно перцептивного опыта. То есть, без каких-либо концептуальных соображений. Например наблюдение за тем, что от момента к моменту оказывается притягивающим внимание.
Наблюдение за конкретыми возникающими и исчезающими физиологическими ощущениями.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Последний раз редактировалось: Won Soeng (Чт 10 Апр 08, 19:49), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Yuriy



Зарегистрирован: 01.12.2005
Суждений: 1004

50513СообщениеДобавлено: Чт 10 Апр 08, 19:48 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
Непонятно, что значит "вне религиозного контекста"? Объектами медитации будут какие-то светские истины, что ли? Непосредственное познание истинности пятой статьи конституции?
Ээээ... неожиданный вопрос от столь многоопытного форумлянина. Привожу конкретный пример: что означает техника внимательности в целом в раковом центре Сиднея

Цитата:
Mindfulness training is being offered for individuals whose lives have been affected by cancer (including Carers).  Training is offered in 8 weekly sessions of two hour duration.  Over the course we become more aware of where our attention is and develop skill in gently bring it back to the present moment.  The development of a daily practice of mindfulness meditation is supported by recorded instructions, group discussion and reading material.  

Mindfulness is most simply defined as: Remembering to bring our attention back to the present moment in a non-judgmental way (Kabat-Zinn, 1990).

This approach sounds simple in theory but is very difficult in practice!  Mindfulness meditation encourages individuals to live in the moment as an alternative to dwelling in the past or worrying about the future.
http://www.sydneycancer.com.au/ArticlePage.aspx?PageID=264

В общем же речь идет об более полном, чем обычно, осознании ощущений своего тела, своих эмоций, чувств.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49291

50517СообщениеДобавлено: Чт 10 Апр 08, 20:21 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Такая внимательность не буддийская практика. Буддийская будет только при рассматривании ощущений тела, эмоций и прочего, как духкха, анитья и анатма. И только тогда можно было бы говорить о некоем действии собственно буддийских методик.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

50520СообщениеДобавлено: Чт 10 Апр 08, 20:31 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Именно об этом и идет речь в статье. Помогает ли простая практика внимательности людям, вне буддийского контекста.
Очевидно, что помогает. И очевидно, что это не является освобождением от страданий, а только облегчением физического дискомфорта.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

50521СообщениеДобавлено: Чт 10 Апр 08, 20:34 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кстати сказать, дукха, анитья и анатма не являются строго концептуальными объектами рассмотрения. Более того, концептуальное рассматривание дукха, анитья и анатма не является в полной мере буддийской практикой.
Дукха, анитья и анатма есть указание на внутренний перцептивно доступный опыт, концептуально невыразимый в полной мере.
По причине концептуальной невыразимости есть подготовительные практики медитации, позволяющие обрести необходимый перцептивный опыт не имея вовсе никаких концептуальных указаний.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

50522СообщениеДобавлено: Чт 10 Апр 08, 20:37 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Это к обоснованию мотивации Далай Ламы к секулярному изучению медитации.
Тот, кто практикует медитацию вполне может открыть то, что называют дукха, анитья и анатма. Вообще никогда о них не слыша.
Тот, кто пытается концептуально постичь, что есть дукха, анитья и анатма, исключив практику внимательности к перцептивно (чувственно) воспринимаемой активности ума и тела не имеет ни одного шанса достичь правильного понимания. Поскольку обладая хорошей картой сокровищ ищет сокровища на самой карте.

Точнее даже не ищет. Просто иногда поднимает карту в надежде, что под ней чудесным образом появились сокровища...

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49291

50523СообщениеДобавлено: Чт 10 Апр 08, 20:39 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Дело не в религиозном контексте, а в том, что "просто внимательность" вообще не является буддийской практикой. Без правильного объекта нет правильной медитации. А с неправильным медитация может привести к неправильным результатам.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

50524СообщениеДобавлено: Чт 10 Апр 08, 20:42 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ, в том то и дело, что объяснить правильный объект медитации - невозможно. Но практикуя внимательность к появлению, развитию, угасанию и прекращению различных феноменов ума этот правильный объект медитации возможно обнаружить. Его трудно узнать, трудно определить
Но при наличии указаний, определенного рода описаний, исследуя феномены, обнаруженные в практике подобной внимательности, можно узнать, что является правильным объектом. Сама практика внимательности первична. Обнаружить правильные объекты без практики внимательности нет шансов.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49291

50525СообщениеДобавлено: Чт 10 Апр 08, 20:49 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Без наличия правильного "концептуального" объекта медитации, невозможна концентрация на нем, а значит и медитация невозможна. Не зря ведь, в классическом буддизме монахов не обучали медитации до тех пор, пока они не изучат и не поймут Учение. Потому, что иначе нечего медитировать. Медитация на каком попало объекте к буддизму отношения просто не имеет.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Neroli
Принцесса на горошине


Зарегистрирован: 24.05.2005
Суждений: 1719

50526СообщениеДобавлено: Чт 10 Апр 08, 20:58 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Аллан Уотс кажется писал, что нужно научится управлять вниманием, т.е. научится удерживать его на чем угодно, неограниченное количество времени, и пол дела сделано. Smile
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

50529СообщениеДобавлено: Чт 10 Апр 08, 21:14 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
Без наличия правильного "концептуального" объекта медитации, невозможна концентрация на нем, а значит и медитация невозможна. Не зря ведь, в классическом буддизме монахов не обучали медитации до тех пор, пока они не изучат и не поймут Учение. Потому, что иначе нечего медитировать. Медитация на каком попало объекте к буддизму отношения просто не имеет.
Давайте уточним, что конкретно Вы назвали "классическим" буддизмом. Это одна из наиболее частых отсылок "в никуда". У каждой традиции своя "классика". Если же говорить о времени до того, как буддизм распался на традици... Ученики Будды чем занимались днями и ночами под руководством Готамы? Чего было многократно больше - выслушивания наставлений или сидения в молчаливой позе, познавая свой ум?
Простите, что говорю о Ваших убеждениях, как о заблуждении. Вы можете назвать какую-либо существующую сейчас традицию, учителя которой согласились бы с Вашей точкой зрения на медитацию на концептуальных объектах, как на единственно возможной форме медитации? Откуда Вы почерпнули такие сведения?
Насколько основательны источники Ваших представлений?

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

50530СообщениеДобавлено: Чт 10 Апр 08, 21:22 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ, Вы можете привести общепризнанные примеры того, что "монахов не обучали медитации до тех пор, пока они не изучат и не поймут Учение"?
_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49291

50531СообщениеДобавлено: Чт 10 Апр 08, 21:23 (17 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Давайте уточним, что конкретно Вы назвали "классическим" буддизмом.

Я так называю тот буддизм, который был в Индии в последние века его активного существования там.

Цитата:
Вы можете назвать какую-либо существующую сейчас традицию, учителя которой согласились бы с Вашей точкой зрения на медитацию на концептуальных объектах, как на единственно возможной форме медитации?

Честно сказать, я не знаю ни одной работы современных учителей, вразумительно рассматривающей данную тему. Обычно только какие-то маловразумительные "популярные" объяснения, и попытки пересказа традиционных текстов.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.027 (0.558) u0.015 s0.000, 18 0.012 [256/0]