№657566Добавлено: Вс 19 Окт 25, 04:21 (2 мес. назад)Что такое вера с позиции буддизма?
Что такое вера с позиции буддизма и в частности махаяны?
Это вера в то, что все существа и мир представляют собой единое целое, единую природу Будды.
Но что такое вера в своей сущности. Это состояние психики или эмоциональное переживание, или это состояние проявления некоего духа (син, шень, сознания) в чувственной сфере?
И какова роль этого процесса на Пути или в практике. Ведь этот процесс преображает внутренний мир человека. Меняет его внутреннюю среду.
Насколько я понимаю, в буддизме более принято делать ставку на рациональность, сознание, мудрость, в большей степени чем делать ставку на веру.
"Выступая 13 марта 1993 года на конференции западных учителей буддизма, Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо отметил: "Великие индийские учителя ясно показали, что буддийский подход должен всецело основываться на фактах и исследованиях. Если в Учении Будды мы обнаружили нечто, не согласующееся с реальностью, мы имеем право отклонить это и не принимать буквально. Если единственным критерием для буддиста была бы вера в существование горы Меру, я не был бы буддистом". Имея в виду, что Далай-лама – уже современный человек, живущий большую часть своей жизни в контакте с современной культурой и даже наукой, можно было бы списать такую его позицию касательно веры и рациональности на «западные влияния». Но вот другая цитата – из тибетского канона, широко используемая традиционными тибетскими учителями в своих учениях:
«Как золото при покупке купцы
Рубили, раскатывали, расплавляли,
Так вы мною сказанные слова,
В анализе подвергайте проверке
Не принимайте лишь из почтенья».
Слово «почтенья» указывает здесь на веру, задающую иерархию, по одной из своих функций.
И, наконец, последний пример: в классификации видов способностей учеников буддизма выделяются два типа: тупые и острые, и среди первых – еще два подтипа: тупые-тупые и тупые-острые. Под тупыми по способностям учениками подразумеваются «последователи по вере»[1]. Те, кто, начав следовать по вере, перешли затем к анализу и следованию по осознанности, называются «тупыми-острыми», а те, кто начали следовать, сразу исходя из критики-анализа и достигнутого в анализе понимания, называются «острыми»."
"В «Даша-дхармака сутре» сказано:
«Вера – высшая из колесниц,
что привозит к состоянью Будды."
В общем, предлагаю побеседовать на тему веры как инструмента для практики. Чем может быть полезно состояние верующего, если мы говорим о преображении сердца, развития нравственной чистоты, сострадания, преодоления тупиковых ситуаций, когда логика не помогает, а нужно двигаться дальше на ощупь, на интуиции, на вере. Можно ли с помощью веры преображать свое сознание, улучшать степень проникновения в природу Будды.
Или же вера ничем не помогает и просто эмоциональный аффект?
Шраддха - это не "вера", а доверие и расположенность к тому знанию, которое пока не понятно полностью, так как слабы умственные способности, или нет условий, чтобы ими воспользоваться. "Веры", как в христианстве, в буддизме вовсе нет - нет практики "верить в принципиально недоступное для эмпирики и логики", нет оппозиции веры и знания. _________________ Буддизм чистой воды
Шраддха - это не "вера", а доверие и расположенность к тому знанию, которое пока не понятно полностью, так как слабы умственные способности, или нет условий, чтобы ими воспользоваться. "Веры", как в христианстве, в буддизме вовсе нет - нет практики "верить в принципиально недоступное для эмпирики и логики", нет оппозиции веры и знания.
Сама теория "перерождений" недоступна - это постулат буддизма, в который можно только верить.
В абсолютно любой религиозной системе есть постулаты, принимаемые исключительно на веру. Иначе это уже будет не религия.
Шраддха - это не "вера", а доверие и расположенность к тому знанию, которое пока не понятно полностью, так как слабы умственные способности, или нет условий, чтобы ими воспользоваться. "Веры", как в христианстве, в буддизме вовсе нет - нет практики "верить в принципиально недоступное для эмпирики и логики", нет оппозиции веры и знания.
Сама теория "перерождений" недоступна - это постулат буддизма, в который можно только верить.
Доступна же логикой - это как раз "постулат". Плюс открывается йогам в дхьянах. _________________ Буддизм чистой воды
Ок. Соглашусь с тем что в отношении теории перерождений постулат не совсем удачный термин. Правильнее сказать, что это религиозная догма, не требующая ни логических ни эмпирических доказательств.
Шраддха - это не "вера", а доверие и расположенность к тому знанию, которое пока не понятно полностью, так как слабы умственные способности, или нет условий, чтобы ими воспользоваться. "Веры", как в христианстве, в буддизме вовсе нет - нет практики "верить в принципиально недоступное для эмпирики и логики", нет оппозиции веры и знания.
Слово "шраддха" не имеет однозначного значения, в санскрите у каждого слова много смыслов, в зависимости от контекста. И доверие, и вера – это ведь синонимы. Разница лишь в том, что доверие связано с уважением к человеку или предмету, т.е. приверженностью к учению Будды и доверием к мудрым или высокоразвитым существам. А вера более общее понятие, определяется как чистая уверенность в том, что практика учений Будды принесет плоды.
Ок. Соглашусь с тем что в отношении теории перерождений постулат не совсем удачный термин. Правильнее сказать, что это религиозная догма, не требующая ни логических ни эмпирических доказательств.
Перерождения доказываются логикой внутри буддийской системы (необходимость предыдущего сознания для следующего). Не с позиции советских материалистов, разумеется. _________________ Буддизм чистой воды
Здесь было бы уместней задать вопрос в другом ключе.
Последующее сознание после распада текущих скандх будет формироваться из хаотично собранных самскар, или же продолжится с тем же набором самскар, сохранившихся от предыдущего индивидуального потока?
Последний раз редактировалось: миг37 (Вс 19 Окт 25, 19:20), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Твик
«Распад» - это метафора же. Все «распадется» не больше чем ваше восприятие в начале поста и под конец. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Что такое вера с позиции буддизма и в частности махаяны?
Это вера в то, что все существа и мир представляют собой единое целое, единую природу Будды.
Но что такое вера в своей сущности. Это состояние психики или эмоциональное переживание, или это состояние проявления некоего духа (син, шень, сознания) в чувственной сфере?
И какова роль этого процесса на Пути или в практике. Ведь этот процесс преображает внутренний мир человека. Меняет его внутреннюю среду.
Насколько я понимаю, в буддизме более принято делать ставку на рациональность, сознание, мудрость, в большей степени чем делать ставку на веру.
"Выступая 13 марта 1993 года на конференции западных учителей буддизма, Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо отметил: "Великие индийские учителя ясно показали, что буддийский подход должен всецело основываться на фактах и исследованиях. Если в Учении Будды мы обнаружили нечто, не согласующееся с реальностью, мы имеем право отклонить это и не принимать буквально. Если единственным критерием для буддиста была бы вера в существование горы Меру, я не был бы буддистом". Имея в виду, что Далай-лама – уже современный человек, живущий большую часть своей жизни в контакте с современной культурой и даже наукой, можно было бы списать такую его позицию касательно веры и рациональности на «западные влияния». Но вот другая цитата – из тибетского канона, широко используемая традиционными тибетскими учителями в своих учениях:
«Как золото при покупке купцы
Рубили, раскатывали, расплавляли,
Так вы мною сказанные слова,
В анализе подвергайте проверке
Не принимайте лишь из почтенья».
Слово «почтенья» указывает здесь на веру, задающую иерархию, по одной из своих функций.
И, наконец, последний пример: в классификации видов способностей учеников буддизма выделяются два типа: тупые и острые, и среди первых – еще два подтипа: тупые-тупые и тупые-острые. Под тупыми по способностям учениками подразумеваются «последователи по вере»[1]. Те, кто, начав следовать по вере, перешли затем к анализу и следованию по осознанности, называются «тупыми-острыми», а те, кто начали следовать, сразу исходя из критики-анализа и достигнутого в анализе понимания, называются «острыми»."
"В «Даша-дхармака сутре» сказано:
«Вера – высшая из колесниц,
что привозит к состоянью Будды."
В общем, предлагаю побеседовать на тему веры как инструмента для практики. Чем может быть полезно состояние верующего, если мы говорим о преображении сердца, развития нравственной чистоты, сострадания, преодоления тупиковых ситуаций, когда логика не помогает, а нужно двигаться дальше на ощупь, на интуиции, на вере. Можно ли с помощью веры преображать свое сознание, улучшать степень проникновения в природу Будды.
Или же вера ничем не помогает и просто эмоциональный аффект?
Вера - это необоснованное убеждение в чем-либо помимо логических и фактических доказательств. Т.е. вообще мимо. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Тем не менее. Прошу обратить внимание на суть вопроса.
Вера как инструмент преображения, инструмент трансформации внутренней природы.
Что мы имеем из возможностей для практики?
Наиболее действенный инструмент, пожалуй, обретение праджни, посредством успокоения ума, фокусировке на высшей природе сознания и тогда праджня начинает проникать в наше сознание, давая ему состояние просветления.
Это практика связанная с умом и сознанием. С ментальной природой ума и более тонкой природой сознания.
А вот что касается психологического пространства, или пространства психики. Некое эмоциональное содержание человека, совокупность пережитого опыта. Вот что делать с ним?
На уровне сознания у просветленного происходит обновление. И я предполагаю, что обновление происходит лишь в какой-то части на уровне знаний, представлений, мыслей, смыслов, выводов, намерений.
А вот телесная природа, нейроны, участки мозга связанные с пережитым ранее негативным опытом, в котором есть память о прожитых трудностях и потрясениях и скажем, некий общий объем ощущений, который в общем-то и формирует психологическое повседневное состояние. Например ощущение тяжести от вечных проблем, или наоборот, ощущение легкости от того, что жизнь человека радует больше, чем огорчает.
Вот этот конгломерат ощущений, или состояние психики, как мне кажется, может при просветлении не прорабатывается, а просто глушится, перекрывается на время действия состояния благодати и ясного сознания. И в случае, если вновь сознание омрачается, то то эти непроработанные самскары действуют вновь. То есть, привычная психическая база дает о себе знать. Возвращается привычное состояние психики.
И вот в свете этого остатка на уровне нейронов и психических свойств, не будет ли полезным инструментом, давать человеку переживание благодати (благого ощущения) или переживания духовной высшей природы не на уровне ума, а на уровне чувств?
Или же праджня проникает не только в сознание и ум, но и задействует психическую природу и нейроны мозга, и влияет на все?
Я полагаю, что проработка психологического и эмоционального состояния, тоже важна, особенно в развитии вопросов нравственности и развития эстетических свойств. Тонкость переживания момента, красоты окружающей природы зависит от концентрации внимания, эстетической внимательности. И отвращение к безнравственному поведению, тоже может быть связана со стремлением к эстетике, вместо грубых и жестких переживаний.
Отсюда вытекает и еще один вопрос. Является ли природа чувств для буддиста лишней, мешающей чистоте ума, вовлекающей в сансарические переживания. Или же все таки, просветление относится не только к уму и сознанию, но и к чувствам, и тогда стремление к прекрасному в чувствах - это естественно, а не сансара и омрачения.
Как я понимаю, Вера это состояние в котором человек верит во что-то высшее, надеется на его существование, и тянется к нему, к этому высшему, стараясь соединиться, стать частью этого. Это почти то же, что тяга сознания к свету мудрости, как к источнику. Только на уровне эмоций, такая тяга чувственной природы может быть к источнику высшего на базе веры. Веры как тяги к высшей природе.
Отсюда вытекает много практической пользы.
К примеру, есть такой момент как критика общества, критика социума или государства.
Вот человек не согласен со многим и может становится борцом за справедливость, видя недостатки. Но если вдруг, он начинает понимать, что мир создан высшей природой, есть определенная Дхарма, которая управляет миром, там есть какие-то глобальные цели и промежуточные, перемены, изменения. И тогда он понимает, что человечество не может обрести совершенство сразу. Оно должно пройти какой-то путь становления, встречи с трудными потрясениями, путь формирования каких-то истин и принципов, приводящих человечество к все более и более гармоничному уровню.
В таком случае, осознавая поступательность движения, человек будет видеть недостатки не как критические и вечные, а как недостатки общества, имеющие под собой причины, как промежуточное несовершенство, как причина для последующего опыта.
И тогда вместо критики общества, социума, государства, возникает понимание, что общество и страна проходит длинный путь развития. И делать выводы на коротком отрезке времени все же рановато.
Как мне кажется, такое понимание может снять претензию к окружающему миру, к обществу. И не только. Может снять претензию и к несовершенствам среди обычных людей.
И тогда появляется шанс вместо вечной критики окружающего, вместо раздражения по этому поводу, обрести смирение и понимание. И веру в то, что мир все же управляется высшей природой. Если человек в это верит, его психологическое состояние будет более спокойное. А если он в это не верит, то будет раздражаться, ругать окружающих за ошибки, конфликтовать, и в общем-то будет идти путем борьбы и разочарований.
Вот здесь, мне кажется, вера бы сильно могла помочь. Но не только в этом, вообще практика бодхичитты, Путь сердца, и все что с этим связано.
Если говорить о освобождении от цикла перерождений, то до определенного времени чувства, эмоции, необходимы, после они становятся помехой.
Вера – тяга, стремление и убеждение которое может быть не подкреплено никакими доказательствами. Вера это нечто врожденное. В обыденном смысле каждый человек во что-то верит или не верит - не верит в одно, потому что верит в другое; тогда как эмоции и чувства возникают из желаний, то есть привлекаются объектами.
И тогда вместо критики общества, социума, государства, возникает понимание, что общество и страна проходит длинный путь развития. И делать выводы на коротком отрезке времени все же рановато.
Даме с веером привычнее на коротком отрезке "гуглить" кто спортил в обществе мораль, и тогда в здравом согласии со спиралью развития необходим ветер перемен, не как во втором пришествии , консервативно "необходим как" - если в действии вне перехода на долгую позицию постулата критика установлена ваять репрессии , отметим что когда бы от сердца махи обращали привычное зрелище в веер перемен. _________________ достаточнее предположенных
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы