Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Вопросы по шаматхе

Страницы 1, 2  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
hroniko



Зарегистрирован: 16.02.2019
Суждений: 66

623714СообщениеДобавлено: Вт 04 Апр 23, 11:34 (1 год тому назад)    Вопросы по шаматхе Ответ с цитатой

Здравствуйте, если добавляю тему не в тот раздел, то извините.

На 8 ступени шаматхи наступает экаграта, значит ли это, что это уже первая джхана? Ведь во всех джханах есть экаграта. Также меня смущает, что на тханке на 7 стадии шаматхи у монаха у же нет лассо и стрекала - значит ли это что вичара и витакка исчезли? И почему они исчезли до джхан?

Спасибо всем заранее.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Серж



Зарегистрирован: 28.01.2011
Суждений: 4111

623744СообщениеДобавлено: Вт 04 Апр 23, 21:24 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Там слон главный персонаж. Не на забой же его ведутConfused
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

623836СообщениеДобавлено: Чт 06 Апр 23, 11:57 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Экаграта (собранность ума на чём-то одном, противоположность обыденной рассеянности сознания) есть во всех стадиях дхьяны, просто в последней остаётся только она.
Витакка и вичара прекращаются просто за ненадобностью. В текстах наставления говорится "медитатор отбрасывает, прекращает их, поскольку ощущает их тягостность и ненужность".
Это как если бы вы взяли для внимательного изучения какой-то вопрос и полностью и окончательно для себя его прояснили - и всё, более направлять и удерживать на нём мысль не нужно, это становится тягостным. Вы прекращаете это просто за ненадобностью продолжения. Вопрос закрыт, есть понимание, просветление во тьме неведения, заблуждений и сомнений.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Твик



Зарегистрирован: 06.01.2013
Суждений: 722
Откуда: New Moscow, Old Russia

623840СообщениеДобавлено: Чт 06 Апр 23, 13:25 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Кстати, мне вот не совсем понятно вот что.
Согласно абхидхарме, экаггата как универсальная  четасика сопровождает ВСЕ читты. Значит не может быть читты без экаггаты Джахны - это читты.
Понятно, виттака и вичара - возникают при определенных условиях, но зачем тогда выделять экаггату как отдельный джхановый фактор если она присутствует в КАЖДОЙ читте?
Единственное объяснение я вижу в том, что при джханах у читт потока ума экаггата имеет один и тот же объект, поэтому и обобщают на более высоком уровне субъективного анализа  сохранив то же название у фактора как и у четасик.
Но и здесь возникает вопрос - для джхан ВСЕ читты потока должны иметь один и тот же объект экаггаты или не все? Если же речь идет о том, что при джхане все читты должны быть однонаправлены на один и тот же объект, то я не представляю что ум человека может достичь такого уровня  собранности читт. И я не уверен, что это возможно даже с точки зрения теории абхидхармы, так как практик может переключать внимание в джханах. А это значит, что не весь поток ума занят объектом медитации. Но так далеко, я еще не углублялся в тему, что бы утверждать определенно.


Ответы на этот пост: Горсть листьев, СлаваА, ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
hroniko



Зарегистрирован: 16.02.2019
Суждений: 66

623842СообщениеДобавлено: Чт 06 Апр 23, 14:08 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

1. Как соотносятся стадии шаматхи и джханы? Джханы следуют после 9 стадии шаматхи? То есть это 10 стадия шаматхи?

2. Почему на 7 стадии шаматхи исчезает лассо и стрекало?

3. Правильно ли, что на 8 стадии шаматхи появляется экаграта?

4. Что на тханке 9 стадий шаматхи символизирует летящий человек?

5. Человек с мечом на слоне значит випашьяну и мудрость?

6. Говорится, что чтобы развить шаматху надо практиковать в уединении. Что значит в данном случае уединение? На 9 стадии шаматхи медитатор изображен в пещере, то есть только достигший 9 стадии может уйти в отшельничество. Тогда в чем разница между отшельничеством и уединением?

7. Почему на 7 стадии шаматхи монах оказался позади слона хотя на предыдущих стадиях и на следующих он впереди слона?

8. Что значит радуга из сердца на 9 стадии? Это имеет какое-то отношение к радужному телу?

9. А почему 5 предметов, символизирующие чувственные соблазны, разбросаны именно так? (около определенной стадии шаматхи по одному предмету) В этом есть какой-то смысл?

10. На некоторых тханках о шаматхе есть какой-то домик в самом верху, это Чистые Земли?

11. А мужик с мечом справа (не на слоне) - это кто? Манджушри?

12. И почему там около слона появился огонь? На этой стадии уже нет усилий, разве не так? Тогда что символизирует огонь? (прилагаю тханку ниже)

13. У наездника с мечом из сердца фигачит радуга - одна в домик, другая в... луну? Что это значит? Луна - нирвана? Это значит что он уходит в Чистые Земли продолжать свою практику в нирвану? Я имею в виду вот эту тханку:

Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Твик



Зарегистрирован: 06.01.2013
Суждений: 722
Откуда: New Moscow, Old Russia

623844СообщениеДобавлено: Чт 06 Апр 23, 15:18 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Как уже не однократно обсуждалось на форуме, в настоящее время никто в мире не знает, что такое джханы. Все современные представления о джханах, как у монахов тхеравады, так и у практикующих на Западе, в том числе и на этом форуме - это реконструкции по текстам с добавлением личных представлений.
Шаматха  - это не джханы. Согласно тибетскому буддизму - это успокоение ума и достижение уровня собранности ума, позволяющего перейти к випассане.  Не факт даже, что этот уровень сосредоточения соответствует даже упачара самадхи, не говоря уже о классических джханах. Скорее всего, это уровень кханика-самадхи, что якобы достаточно для практики випассаны. Но опять же таки все эти аналогии условны.


Ответы на этот пост: АНАБХОГИН
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

624003СообщениеДобавлено: Пт 07 Апр 23, 22:24 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Твик пишет:
Кстати, мне вот не совсем понятно вот что.
Согласно абхидхарме, экаггата как универсальная  четасика сопровождает ВСЕ читты. Значит не может быть читты без экаггаты Джахны - это читты.
Понятно, виттака и вичара - возникают при определенных условиях, но зачем тогда выделять экаггату как отдельный джхановый фактор если она присутствует в КАЖДОЙ читте?
Единственное объяснение я вижу в том, что при джханах у читт потока ума экаггата имеет один и тот же объект, поэтому и обобщают на более высоком уровне субъективного анализа  сохранив то же название у фактора как и у четасик.
Но и здесь возникает вопрос - для джхан ВСЕ читты потока должны иметь один и тот же объект экаггаты или не все? Если же речь идет о том, что при джхане все читты должны быть однонаправлены на один и тот же объект, то я не представляю что ум человека может достичь такого уровня  собранности читт. И я не уверен, что это возможно даже с точки зрения теории абхидхармы, так как практик может переключать внимание в джханах. А это значит, что не весь поток ума занят объектом медитации. Но так далеко, я еще не углублялся в тему, что бы утверждать определенно.
Однонаправленность - это свойство, которое сохраняется и при переключении внимания. Свойство, противоположное рассеянности. Экаггата - синоним самадхи.

Ответы на этот пост: Твик
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

624004СообщениеДобавлено: Пт 07 Апр 23, 22:30 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Просто не надо мистифицировать дхьяну, и тогда многое встанет на свои места.
А про эту картину есть много подробных объяснений. Одно из самых простых можно найти на видео в Я-дзе у Музея истории мировых религий.
https://dzen.ru/museumreligion

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Твик
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17460
Откуда: Москва

624006СообщениеДобавлено: Пт 07 Апр 23, 22:38 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Твик пишет:
Если же речь идет о том, что при джхане все читты должны быть однонаправлены на один и тот же объект, то я не представляю что ум человека может достичь такого уровня  собранности читт. И я не уверен, что это возможно даже с точки зрения теории абхидхармы, так как практик может переключать внимание в джханах. А это значит, что не весь поток ума занят объектом медитации. Но так далеко, я еще не углублялся в тему, что бы утверждать определенно.
Извините за банальность. Но например в состоянии влюбленности все читты человека сосредоточены только на одном объекте.
_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.


Ответы на этот пост: Твик
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Твик



Зарегистрирован: 06.01.2013
Суждений: 722
Откуда: New Moscow, Old Russia

624008СообщениеДобавлено: Пт 07 Апр 23, 22:44 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Твик пишет:
Кстати, мне вот не совсем понятно вот что.
Согласно абхидхарме, экаггата как универсальная  четасика сопровождает ВСЕ читты. Значит не может быть читты без экаггаты Джахны - это читты.
Понятно, виттака и вичара - возникают при определенных условиях, но зачем тогда выделять экаггату как отдельный джхановый фактор если она присутствует в КАЖДОЙ читте?
Единственное объяснение я вижу в том, что при джханах у читт потока ума экаггата имеет один и тот же объект, поэтому и обобщают на более высоком уровне субъективного анализа  сохранив то же название у фактора как и у четасик.
Но и здесь возникает вопрос - для джхан ВСЕ читты потока должны иметь один и тот же объект экаггаты или не все? Если же речь идет о том, что при джхане все читты должны быть однонаправлены на один и тот же объект, то я не представляю что ум человека может достичь такого уровня  собранности читт. И я не уверен, что это возможно даже с точки зрения теории абхидхармы, так как практик может переключать внимание в джханах. А это значит, что не весь поток ума занят объектом медитации. Но так далеко, я еще не углублялся в тему, что бы утверждать определенно.
Однонаправленность - это свойство, которое сохраняется и при переключении внимания. Свойство, противоположное рассеянности. Экаггата - синоним самадхи.

А куда девать экаггату как четасику? Почему тогда она упоминается среди семи универсальных чайт, сопровождающих КАЖДУЮ читту? Получается, что каждая читта - это самадхи? Значит это скорее всего разные понятия экаггата как четасика и как фактор джханы. Есть ли между ними связь?


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Твик



Зарегистрирован: 06.01.2013
Суждений: 722
Откуда: New Moscow, Old Russia

624009СообщениеДобавлено: Пт 07 Апр 23, 22:57 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Просто не надо мистифицировать дхьяну, и тогда многое встанет на свои места.
А про эту картину есть много подробных объяснений. Одно из самых простых можно найти на видео в Я-дзе у Музея истории мировых религий.
https://dzen.ru/museumreligion

Можно и не мистифицировать. Но, возвращаясь к теме топика, всё равно джханы, даже реконструированные, это не шаматха - так как джханы возникают при медитации на нимитту. До нимитты - это сосредоточение доступа.
И факторы джхан должны четко проявиться - в частности с восторгом (пити), который "заполняет все тело", а не только удовольствие (сукха) от отстранения от препятствий.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Твик



Зарегистрирован: 06.01.2013
Суждений: 722
Откуда: New Moscow, Old Russia

624010СообщениеДобавлено: Пт 07 Апр 23, 22:57 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
Твик пишет:
Если же речь идет о том, что при джхане все читты должны быть однонаправлены на один и тот же объект, то я не представляю что ум человека может достичь такого уровня  собранности читт. И я не уверен, что это возможно даже с точки зрения теории абхидхармы, так как практик может переключать внимание в джханах. А это значит, что не весь поток ума занят объектом медитации. Но так далеко, я еще не углублялся в тему, что бы утверждать определенно.
Извините за банальность. Но например в состоянии влюбленности все читты человека сосредоточены только на одном объекте.

И в туалет влюбленный не ходит, и кушать не хочет?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

624015СообщениеДобавлено: Сб 08 Апр 23, 01:25 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Твик пишет:
Горсть листьев пишет:
Твик пишет:
Кстати, мне вот не совсем понятно вот что.
Согласно абхидхарме, экаггата как универсальная  четасика сопровождает ВСЕ читты. Значит не может быть читты без экаггаты Джахны - это читты.
Понятно, виттака и вичара - возникают при определенных условиях, но зачем тогда выделять экаггату как отдельный джхановый фактор если она присутствует в КАЖДОЙ читте?
Единственное объяснение я вижу в том, что при джханах у читт потока ума экаггата имеет один и тот же объект, поэтому и обобщают на более высоком уровне субъективного анализа  сохранив то же название у фактора как и у четасик.
Но и здесь возникает вопрос - для джхан ВСЕ читты потока должны иметь один и тот же объект экаггаты или не все? Если же речь идет о том, что при джхане все читты должны быть однонаправлены на один и тот же объект, то я не представляю что ум человека может достичь такого уровня  собранности читт. И я не уверен, что это возможно даже с точки зрения теории абхидхармы, так как практик может переключать внимание в джханах. А это значит, что не весь поток ума занят объектом медитации. Но так далеко, я еще не углублялся в тему, что бы утверждать определенно.
Однонаправленность - это свойство, которое сохраняется и при переключении внимания. Свойство, противоположное рассеянности. Экаггата - синоним самадхи.

А куда девать экаггату как четасику? Почему тогда она упоминается среди семи универсальных чайт, сопровождающих КАЖДУЮ читту? Получается, что каждая читта - это самадхи? Значит это скорее всего разные понятия экаггата как четасика и как фактор джханы. Есть ли между ними связь?
Разные, но между ними есть связь.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

624016СообщениеДобавлено: Сб 08 Апр 23, 01:28 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Твик пишет:
Горсть листьев пишет:
Просто не надо мистифицировать дхьяну, и тогда многое встанет на свои места.
А про эту картину есть много подробных объяснений. Одно из самых простых можно найти на видео в Я-дзе у Музея истории мировых религий.
https://dzen.ru/museumreligion

Можно и не мистифицировать. Но, возвращаясь к теме топика, всё равно джханы, даже реконструированные, это не шаматха - так как джханы возникают при медитации на нимитту. До нимитты - это сосредоточение доступа.
И факторы джхан должны четко проявиться - в частности с восторгом (пити), который "заполняет все тело", а не только удовольствие (сукха) от отстранения от препятствий.
Вы что-нибудь знаете про анимитта-самадхи?
Нимитта - это слово для обозначения того признака, что возникает в глубокой дхьяне. Как чисто технический термин используется и для обозначения объекта сосредоточения, но это, скажем так, переносное значение.
Samatha is a prerequisite for the dhyana.
As The Buddha said, (first) kaya passadhi (then) citta passadhi.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12617

624017СообщениеДобавлено: Сб 08 Апр 23, 02:20 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Анимитта - это отсутствие 10 нимитт: 5 панчендрий, м и ж, 4 лакшан обусловленного.

К нимитте у шаматхи непонятно как относится, скорее всего, что никак.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Горсть листьев, Твик
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.026 (0.925) u0.014 s0.002, 18 0.011 [267/0]