№623714Добавлено: Вт 04 Апр 23, 11:34 (2 года тому назад)Вопросы по шаматхе
Здравствуйте, если добавляю тему не в тот раздел, то извините.
На 8 ступени шаматхи наступает экаграта, значит ли это, что это уже первая джхана? Ведь во всех джханах есть экаграта. Также меня смущает, что на тханке на 7 стадии шаматхи у монаха у же нет лассо и стрекала - значит ли это что вичара и витакка исчезли? И почему они исчезли до джхан?
№623836Добавлено: Чт 06 Апр 23, 11:57 (2 года тому назад)
Экаграта (собранность ума на чём-то одном, противоположность обыденной рассеянности сознания) есть во всех стадиях дхьяны, просто в последней остаётся только она.
Витакка и вичара прекращаются просто за ненадобностью. В текстах наставления говорится "медитатор отбрасывает, прекращает их, поскольку ощущает их тягостность и ненужность".
Это как если бы вы взяли для внимательного изучения какой-то вопрос и полностью и окончательно для себя его прояснили - и всё, более направлять и удерживать на нём мысль не нужно, это становится тягостным. Вы прекращаете это просто за ненадобностью продолжения. Вопрос закрыт, есть понимание, просветление во тьме неведения, заблуждений и сомнений.
Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 819 Откуда: New Moscow, Old Russia
№623840Добавлено: Чт 06 Апр 23, 13:25 (2 года тому назад)
Кстати, мне вот не совсем понятно вот что.
Согласно абхидхарме, экаггата как универсальная четасика сопровождает ВСЕ читты. Значит не может быть читты без экаггаты Джахны - это читты.
Понятно, виттака и вичара - возникают при определенных условиях, но зачем тогда выделять экаггату как отдельный джхановый фактор если она присутствует в КАЖДОЙ читте?
Единственное объяснение я вижу в том, что при джханах у читт потока ума экаггата имеет один и тот же объект, поэтому и обобщают на более высоком уровне субъективного анализа сохранив то же название у фактора как и у четасик.
Но и здесь возникает вопрос - для джхан ВСЕ читты потока должны иметь один и тот же объект экаггаты или не все? Если же речь идет о том, что при джхане все читты должны быть однонаправлены на один и тот же объект, то я не представляю что ум человека может достичь такого уровня собранности читт. И я не уверен, что это возможно даже с точки зрения теории абхидхармы, так как практик может переключать внимание в джханах. А это значит, что не весь поток ума занят объектом медитации. Но так далеко, я еще не углублялся в тему, что бы утверждать определенно.
№623842Добавлено: Чт 06 Апр 23, 14:08 (2 года тому назад)
1. Как соотносятся стадии шаматхи и джханы? Джханы следуют после 9 стадии шаматхи? То есть это 10 стадия шаматхи?
2. Почему на 7 стадии шаматхи исчезает лассо и стрекало?
3. Правильно ли, что на 8 стадии шаматхи появляется экаграта?
4. Что на тханке 9 стадий шаматхи символизирует летящий человек?
5. Человек с мечом на слоне значит випашьяну и мудрость?
6. Говорится, что чтобы развить шаматху надо практиковать в уединении. Что значит в данном случае уединение? На 9 стадии шаматхи медитатор изображен в пещере, то есть только достигший 9 стадии может уйти в отшельничество. Тогда в чем разница между отшельничеством и уединением?
7. Почему на 7 стадии шаматхи монах оказался позади слона хотя на предыдущих стадиях и на следующих он впереди слона?
8. Что значит радуга из сердца на 9 стадии? Это имеет какое-то отношение к радужному телу?
9. А почему 5 предметов, символизирующие чувственные соблазны, разбросаны именно так? (около определенной стадии шаматхи по одному предмету) В этом есть какой-то смысл?
10. На некоторых тханках о шаматхе есть какой-то домик в самом верху, это Чистые Земли?
11. А мужик с мечом справа (не на слоне) - это кто? Манджушри?
12. И почему там около слона появился огонь? На этой стадии уже нет усилий, разве не так? Тогда что символизирует огонь? (прилагаю тханку ниже)
13. У наездника с мечом из сердца фигачит радуга - одна в домик, другая в... луну? Что это значит? Луна - нирвана? Это значит что он уходит в Чистые Земли продолжать свою практику в нирвану? Я имею в виду вот эту тханку:
Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 819 Откуда: New Moscow, Old Russia
№623844Добавлено: Чт 06 Апр 23, 15:18 (2 года тому назад)
Как уже не однократно обсуждалось на форуме, в настоящее время никто в мире не знает, что такое джханы. Все современные представления о джханах, как у монахов тхеравады, так и у практикующих на Западе, в том числе и на этом форуме - это реконструкции по текстам с добавлением личных представлений.
Шаматха - это не джханы. Согласно тибетскому буддизму - это успокоение ума и достижение уровня собранности ума, позволяющего перейти к випассане. Не факт даже, что этот уровень сосредоточения соответствует даже упачара самадхи, не говоря уже о классических джханах. Скорее всего, это уровень кханика-самадхи, что якобы достаточно для практики випассаны. Но опять же таки все эти аналогии условны.
Кстати, мне вот не совсем понятно вот что.
Согласно абхидхарме, экаггата как универсальная четасика сопровождает ВСЕ читты. Значит не может быть читты без экаггаты Джахны - это читты.
Понятно, виттака и вичара - возникают при определенных условиях, но зачем тогда выделять экаггату как отдельный джхановый фактор если она присутствует в КАЖДОЙ читте?
Единственное объяснение я вижу в том, что при джханах у читт потока ума экаггата имеет один и тот же объект, поэтому и обобщают на более высоком уровне субъективного анализа сохранив то же название у фактора как и у четасик.
Но и здесь возникает вопрос - для джхан ВСЕ читты потока должны иметь один и тот же объект экаггаты или не все? Если же речь идет о том, что при джхане все читты должны быть однонаправлены на один и тот же объект, то я не представляю что ум человека может достичь такого уровня собранности читт. И я не уверен, что это возможно даже с точки зрения теории абхидхармы, так как практик может переключать внимание в джханах. А это значит, что не весь поток ума занят объектом медитации. Но так далеко, я еще не углублялся в тему, что бы утверждать определенно.
Однонаправленность - это свойство, которое сохраняется и при переключении внимания. Свойство, противоположное рассеянности. Экаггата - синоним самадхи.
№624004Добавлено: Пт 07 Апр 23, 22:30 (2 года тому назад)
Просто не надо мистифицировать дхьяну, и тогда многое встанет на свои места.
А про эту картину есть много подробных объяснений. Одно из самых простых можно найти на видео в Я-дзе у Музея истории мировых религий.
https://dzen.ru/museumreligion _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Если же речь идет о том, что при джхане все читты должны быть однонаправлены на один и тот же объект, то я не представляю что ум человека может достичь такого уровня собранности читт. И я не уверен, что это возможно даже с точки зрения теории абхидхармы, так как практик может переключать внимание в джханах. А это значит, что не весь поток ума занят объектом медитации. Но так далеко, я еще не углублялся в тему, что бы утверждать определенно.
Извините за банальность. Но например в состоянии влюбленности все читты человека сосредоточены только на одном объекте. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Кстати, мне вот не совсем понятно вот что.
Согласно абхидхарме, экаггата как универсальная четасика сопровождает ВСЕ читты. Значит не может быть читты без экаггаты Джахны - это читты.
Понятно, виттака и вичара - возникают при определенных условиях, но зачем тогда выделять экаггату как отдельный джхановый фактор если она присутствует в КАЖДОЙ читте?
Единственное объяснение я вижу в том, что при джханах у читт потока ума экаггата имеет один и тот же объект, поэтому и обобщают на более высоком уровне субъективного анализа сохранив то же название у фактора как и у четасик.
Но и здесь возникает вопрос - для джхан ВСЕ читты потока должны иметь один и тот же объект экаггаты или не все? Если же речь идет о том, что при джхане все читты должны быть однонаправлены на один и тот же объект, то я не представляю что ум человека может достичь такого уровня собранности читт. И я не уверен, что это возможно даже с точки зрения теории абхидхармы, так как практик может переключать внимание в джханах. А это значит, что не весь поток ума занят объектом медитации. Но так далеко, я еще не углублялся в тему, что бы утверждать определенно.
Однонаправленность - это свойство, которое сохраняется и при переключении внимания. Свойство, противоположное рассеянности. Экаггата - синоним самадхи.
А куда девать экаггату как четасику? Почему тогда она упоминается среди семи универсальных чайт, сопровождающих КАЖДУЮ читту? Получается, что каждая читта - это самадхи? Значит это скорее всего разные понятия экаггата как четасика и как фактор джханы. Есть ли между ними связь?
Просто не надо мистифицировать дхьяну, и тогда многое встанет на свои места.
А про эту картину есть много подробных объяснений. Одно из самых простых можно найти на видео в Я-дзе у Музея истории мировых религий.
https://dzen.ru/museumreligion
Можно и не мистифицировать. Но, возвращаясь к теме топика, всё равно джханы, даже реконструированные, это не шаматха - так как джханы возникают при медитации на нимитту. До нимитты - это сосредоточение доступа.
И факторы джхан должны четко проявиться - в частности с восторгом (пити), который "заполняет все тело", а не только удовольствие (сукха) от отстранения от препятствий.
Если же речь идет о том, что при джхане все читты должны быть однонаправлены на один и тот же объект, то я не представляю что ум человека может достичь такого уровня собранности читт. И я не уверен, что это возможно даже с точки зрения теории абхидхармы, так как практик может переключать внимание в джханах. А это значит, что не весь поток ума занят объектом медитации. Но так далеко, я еще не углублялся в тему, что бы утверждать определенно.
Извините за банальность. Но например в состоянии влюбленности все читты человека сосредоточены только на одном объекте.
И в туалет влюбленный не ходит, и кушать не хочет?
Кстати, мне вот не совсем понятно вот что.
Согласно абхидхарме, экаггата как универсальная четасика сопровождает ВСЕ читты. Значит не может быть читты без экаггаты Джахны - это читты.
Понятно, виттака и вичара - возникают при определенных условиях, но зачем тогда выделять экаггату как отдельный джхановый фактор если она присутствует в КАЖДОЙ читте?
Единственное объяснение я вижу в том, что при джханах у читт потока ума экаггата имеет один и тот же объект, поэтому и обобщают на более высоком уровне субъективного анализа сохранив то же название у фактора как и у четасик.
Но и здесь возникает вопрос - для джхан ВСЕ читты потока должны иметь один и тот же объект экаггаты или не все? Если же речь идет о том, что при джхане все читты должны быть однонаправлены на один и тот же объект, то я не представляю что ум человека может достичь такого уровня собранности читт. И я не уверен, что это возможно даже с точки зрения теории абхидхармы, так как практик может переключать внимание в джханах. А это значит, что не весь поток ума занят объектом медитации. Но так далеко, я еще не углублялся в тему, что бы утверждать определенно.
Однонаправленность - это свойство, которое сохраняется и при переключении внимания. Свойство, противоположное рассеянности. Экаггата - синоним самадхи.
А куда девать экаггату как четасику? Почему тогда она упоминается среди семи универсальных чайт, сопровождающих КАЖДУЮ читту? Получается, что каждая читта - это самадхи? Значит это скорее всего разные понятия экаггата как четасика и как фактор джханы. Есть ли между ними связь?
Разные, но между ними есть связь. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Просто не надо мистифицировать дхьяну, и тогда многое встанет на свои места.
А про эту картину есть много подробных объяснений. Одно из самых простых можно найти на видео в Я-дзе у Музея истории мировых религий.
https://dzen.ru/museumreligion
Можно и не мистифицировать. Но, возвращаясь к теме топика, всё равно джханы, даже реконструированные, это не шаматха - так как джханы возникают при медитации на нимитту. До нимитты - это сосредоточение доступа.
И факторы джхан должны четко проявиться - в частности с восторгом (пити), который "заполняет все тело", а не только удовольствие (сукха) от отстранения от препятствий.
Вы что-нибудь знаете про анимитта-самадхи?
Нимитта - это слово для обозначения того признака, что возникает в глубокой дхьяне. Как чисто технический термин используется и для обозначения объекта сосредоточения, но это, скажем так, переносное значение.
Samatha is a prerequisite for the dhyana.
As The Buddha said, (first) kaya passadhi (then) citta passadhi. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы