Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Вопросы по шаматхе

Страницы Пред.  1, 2
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12647

624018СообщениеДобавлено: Сб 08 Апр 23, 02:28 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Твик пишет:
то я не представляю что ум человека может достичь такого уровня  собранности читт

Скорее всего, что можно. Есть пример вьетнамского монаха, который 10 мин горел не шевелясь и не издавая ни звука (т.е. он переключился, скорее всего), примеры "нетленных" тел в Тае (что сходится с описаниями Коши). Ну и из обычной жизни: если человек чем то увлечен, то он может не услышать, что ему сказали. Это, правда, очень краткий промежуток, но все равно.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

624019СообщениеДобавлено: Сб 08 Апр 23, 02:40 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Анимитта - это отсутствие 10 нимитт: 5 панчендрий, м и ж, 4 лакшан обусловленного.

К нимитте у шаматхи непонятно как относится, скорее всего, что никак.
Nimitta in Theravada glossary
Source: Access to Insight: A Glossary of Pali and Buddhist TermsMental sign, image, or vision that may arise in meditation. Uggaha nimitta refers to any image that arises spontaneously in the course of meditation. Paribhaga nimitta refers to an image that has been subjected to mental manipulation.Source: Dhamma Dana: Pali English Glossary
N (Image, object, sign). Steady meditation support, on which the mind does focus so as to develop samatha concentration (which brings about tranquillity).

Source: Journey to Nibbana: Patthana Dhama
The object in samatha bhavana is called nimitta.

Source: Pali Kanon: Manual of Buddhist Terms and Doctrines
mark, sign; image; target, object; cause, condition. These meanings are used in, and adapted to, many contexts of which only the doctrinal ones are mentioned here.

1. 'Mental (reflex-) image', obtained in meditation. In full clarity, it will appear in the mind by successful practice of certain concentration-exercises and will then appear as vividly as if seen by the eye. The object perceived at the very beginning of concentration is called the preparatory image (parikamma-nimitta). The still unsteady and unclear image, which arises when the mind has reached a weak degree of concentration, is called the acquired image (uggaha-nimitta). An entirely clear and immovable image arising at a higher degree of concentration is the counter-image (patibhāga-nimitta). As soon as this image arises, the stage of neighbourhood (or access) concentration (upacāra-samādhi) is reached. For further details, s. kasina, samādhi.

Nimitta in Mahayana glossary
Source: Wisdom Library: Maha Prajnaparamita Sastra
Nimitta (निमित्त) refers to a “mark”, according to Mahāprajñāpāramitāśāstra (chapter 31).—Accordingly, “Pure happiness (anāsravasukha) is inseparable from the sixteen noble aspects (ṣoḍaśākāra) of the three concentrations (samādhi) and is always without the mark of a self (sattva-nimitta). If it were endowed with the mark of a self, it would produce minds of attachment (abhiniveśacitta). Thus pure happiness, although excellent, does not give rise to attachment. For many reasons of this kind, the Yogin considers pleasant worldly feeling as suffering. [...]”.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
hroniko



Зарегистрирован: 16.02.2019
Суждений: 66

624020СообщениеДобавлено: Сб 08 Апр 23, 09:36 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

На мои вопросы никто не ответит?

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Твик



Зарегистрирован: 06.01.2013
Суждений: 722
Откуда: New Moscow, Old Russia

624027СообщениеДобавлено: Сб 08 Апр 23, 12:19 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Анимитта - это отсутствие 10 нимитт: 5 панчендрий, м и ж, 4 лакшан обусловленного.

К нимитте у шаматхи непонятно как относится, скорее всего, что никак.

Это точно, что "непонятно как". Проблема в том, что мы сейчас обсуждаем реконструкции. И никто не знает что такое нимитта - ведь на этом же форуме некоторые практикующие за нимитту принимают явные оптические эффекты сетчатки или мыслеобразы. Возможно, от шаматхи и можно перейти к джханам, но это явно за пределами вопроса топикстартера.

Вот отрывок из комментариев к Сангахи, из которого я делаю для себя вывод, что смысл появления нимитты - это переход от концентрации на объекте чувственного мира к объекту рупалоки - т.е. концептуальному образу изначального объекта медитации.
Вопрос только в том, как этот концептуальный образ себя проявит у каждого конкретного практикующего и как его не спутать с оптической иллюзией или эффектам от сенсорной депривации... Здесь наверное только результат - проявление ВСЕХ факторов джханы, может дать ответ - нимитта была или это был глюк.

"Объект сознания джха̄ны – это ментальное изображение, называемое образ-копия (пат̣ибха̄ганимитта). Этот образ считается концептуальным объектом (пан̃н̃атти), но обычно возникает на основе видимой формы, и поэтому эти джха̄ны относятся к тонкоматериальной среде. Медитатор, стремящийся к джха̄нам, может, в качестве изначального объекта концентрации, выбрать приспособление для созерцания, называемое касин̣а, такое как цветной диск, на котором фиксируется внимание. Когда концентрация созреет, это физическое приспособление даст возникновение своей визуализированной копии, называемой «учебным образом» (уггаханимитта), а он, в свою очередь, даст возникновение образу-копии, который берётся в качестве объекта джха̄ны."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
АНАБХОГИН



Зарегистрирован: 02.04.2023
Суждений: 19

624029СообщениеДобавлено: Сб 08 Апр 23, 13:30 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Твик пишет:
Согласно тибетскому буддизму - это успокоение ума и достижение уровня собранности ума, позволяющего перейти к випассане.

Только не к випассане, а к випашьяне. Випассана – это видение во всём трёх качеств бытия. А випашьяна – постижение так называемой "пустоты", что на деле является отстранением от всего как противоположность сосредоточению на каком-то объекте.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

624038СообщениеДобавлено: Сб 08 Апр 23, 18:22 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

hroniko пишет:
На мои вопросы никто не ответит?
А что именно непонятно из того, что отвечали? Шаматха-випашьяна - это целостная практика, в которой экаграта является базовым фактором. Однонаправленность ума = собранность, сосредоточенность ума. Шаматха - это достижения того состояния душевного покоя, при котором сохраняется активность ума, направленного на саморефлексию.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
АНАБХОГИН



Зарегистрирован: 02.04.2023
Суждений: 19

624055СообщениеДобавлено: Вс 09 Апр 23, 13:13 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

К слову, как я понимаю, махаянская випашьяна в тхераваде является частью саматхи. В сущности, випашьяну можно называть шаматхой без опоры. Хотя многие ламы приучены их разграничивать (шаматху без опоры и дхармата-випашьяну), на деле никакой разницы нет.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 3971

624464СообщениеДобавлено: Чт 13 Апр 23, 09:10 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Книга онлайн А. М. Донец, Буддийское учение о медитативных состояниях...
https://libking.ru/books/religion-budda/602887-andrey-donets-buddiyskoe-uchenie-o-meditativnyh-sostoyaniyah-v-datsanskoy-literature.html
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.035 (0.804) u0.013 s0.000, 18 0.024 [250/0]