то я не представляю что ум человека может достичь такого уровня собранности читт
Скорее всего, что можно. Есть пример вьетнамского монаха, который 10 мин горел не шевелясь и не издавая ни звука (т.е. он переключился, скорее всего), примеры "нетленных" тел в Тае (что сходится с описаниями Коши). Ну и из обычной жизни: если человек чем то увлечен, то он может не услышать, что ему сказали. Это, правда, очень краткий промежуток, но все равно. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Анимитта - это отсутствие 10 нимитт: 5 панчендрий, м и ж, 4 лакшан обусловленного.
К нимитте у шаматхи непонятно как относится, скорее всего, что никак.
Nimitta in Theravada glossary
Source: Access to Insight: A Glossary of Pali and Buddhist TermsMental sign, image, or vision that may arise in meditation. Uggaha nimitta refers to any image that arises spontaneously in the course of meditation. Paribhaga nimitta refers to an image that has been subjected to mental manipulation.Source: Dhamma Dana: Pali English Glossary
N (Image, object, sign). Steady meditation support, on which the mind does focus so as to develop samatha concentration (which brings about tranquillity).
Source: Journey to Nibbana: Patthana Dhama
The object in samatha bhavana is called nimitta.
Source: Pali Kanon: Manual of Buddhist Terms and Doctrines
mark, sign; image; target, object; cause, condition. These meanings are used in, and adapted to, many contexts of which only the doctrinal ones are mentioned here.
1. 'Mental (reflex-) image', obtained in meditation. In full clarity, it will appear in the mind by successful practice of certain concentration-exercises and will then appear as vividly as if seen by the eye. The object perceived at the very beginning of concentration is called the preparatory image (parikamma-nimitta). The still unsteady and unclear image, which arises when the mind has reached a weak degree of concentration, is called the acquired image (uggaha-nimitta). An entirely clear and immovable image arising at a higher degree of concentration is the counter-image (patibhāga-nimitta). As soon as this image arises, the stage of neighbourhood (or access) concentration (upacāra-samādhi) is reached. For further details, s. kasina, samādhi.
Nimitta in Mahayana glossary
Source: Wisdom Library: Maha Prajnaparamita Sastra
Nimitta (निमित्त) refers to a “mark”, according to Mahāprajñāpāramitāśāstra (chapter 31).—Accordingly, “Pure happiness (anāsravasukha) is inseparable from the sixteen noble aspects (ṣoḍaśākāra) of the three concentrations (samādhi) and is always without the mark of a self (sattva-nimitta). If it were endowed with the mark of a self, it would produce minds of attachment (abhiniveśacitta). Thus pure happiness, although excellent, does not give rise to attachment. For many reasons of this kind, the Yogin considers pleasant worldly feeling as suffering. [...]”. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Анимитта - это отсутствие 10 нимитт: 5 панчендрий, м и ж, 4 лакшан обусловленного.
К нимитте у шаматхи непонятно как относится, скорее всего, что никак.
Это точно, что "непонятно как". Проблема в том, что мы сейчас обсуждаем реконструкции. И никто не знает что такое нимитта - ведь на этом же форуме некоторые практикующие за нимитту принимают явные оптические эффекты сетчатки или мыслеобразы. Возможно, от шаматхи и можно перейти к джханам, но это явно за пределами вопроса топикстартера.
Вот отрывок из комментариев к Сангахи, из которого я делаю для себя вывод, что смысл появления нимитты - это переход от концентрации на объекте чувственного мира к объекту рупалоки - т.е. концептуальному образу изначального объекта медитации.
Вопрос только в том, как этот концептуальный образ себя проявит у каждого конкретного практикующего и как его не спутать с оптической иллюзией или эффектам от сенсорной депривации... Здесь наверное только результат - проявление ВСЕХ факторов джханы, может дать ответ - нимитта была или это был глюк.
"Объект сознания джха̄ны – это ментальное изображение, называемое образ-копия (пат̣ибха̄ганимитта). Этот образ считается концептуальным объектом (пан̃н̃атти), но обычно возникает на основе видимой формы, и поэтому эти джха̄ны относятся к тонкоматериальной среде. Медитатор, стремящийся к джха̄нам, может, в качестве изначального объекта концентрации, выбрать приспособление для созерцания, называемое касин̣а, такое как цветной диск, на котором фиксируется внимание. Когда концентрация созреет, это физическое приспособление даст возникновение своей визуализированной копии, называемой «учебным образом» (уггаханимитта), а он, в свою очередь, даст возникновение образу-копии, который берётся в качестве объекта джха̄ны."
Согласно тибетскому буддизму - это успокоение ума и достижение уровня собранности ума, позволяющего перейти к випассане.
Только не к випассане, а к випашьяне. Випассана – это видение во всём трёх качеств бытия. А випашьяна – постижение так называемой "пустоты", что на деле является отстранением от всего как противоположность сосредоточению на каком-то объекте.
А что именно непонятно из того, что отвечали? Шаматха-випашьяна - это целостная практика, в которой экаграта является базовым фактором. Однонаправленность ума = собранность, сосредоточенность ума. Шаматха - это достижения того состояния душевного покоя, при котором сохраняется активность ума, направленного на саморефлексию. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№624055Добавлено: Вс 09 Апр 23, 13:13 (2 года тому назад)
К слову, как я понимаю, махаянская випашьяна в тхераваде является частью саматхи. В сущности, випашьяну можно называть шаматхой без опоры. Хотя многие ламы приучены их разграничивать (шаматху без опоры и дхармата-випашьяну), на деле никакой разницы нет.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы