Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Āryasaṃdhinirmocana­nāmamahāyānasūtra.

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49290

620471СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 13:01 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:
С сознанием же другая совсем тема - может ли сознание быть объектом самого себя?

На первый взгляд да - когда объектом читты является другая читта?

Не "другая". С другой вопросов нет.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: LS Сергей
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2442
Откуда: Мартышкино

620472СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 13:15 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:
С сознанием же другая совсем тема - может ли сознание быть объектом самого себя?

На первый взгляд да - когда объектом читты является другая читта?

Не "другая". С другой вопросов нет.

Надо будет подумать.

Читта может быть объектом другой читты?
Читта - это сознание?
Если да и да, то почему бы и нет?

Одна читта не может быть объектом самой же себя по определению, поскольку она существует один момент ума.
Однако разве читта не может иметь своим объектом другую читту того же типа?

Хотя, две читты одного и того же типа в разные моменты ума - это уже разные сознания, вроде как


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2397
Откуда: Пантикапей

620473СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 13:20 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:
Экалавья пишет:
Наблюдатель и есть наблюдаемое.

Я в этом не уверен.

Когда я наблюдаю яблоко, а потом меня как наблюдателя убрали - куда подевалось яблоко?
Неужели оно исчезло вместе со мной? Ясен пень, что нет - есть и другие наблюдатели, которые продолжают его наблюдать.
Или другие наблюдатели тоже исчезли вместе со мной? Это маловероятно

Уберут оставшихся наблюдателей - уберут и яблоко.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49290

620474СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 13:35 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:
Одна читта не может быть объектом самой же себя по определению, поскольку она существует один момент ума.

У мадхьямиков не может - аналогия "топор не рубит сам себя".
У йогачаринов может - аналогия "лампа освещает саму себя".

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Krie, СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13376

620475СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 15:23 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:
Однако же сам по себе феномен сознания не обладает атрибутом необходимости иметь объект)

Обладает, вернее это его сущность. См. аламбана паччаю. Всегда есть объект знания. Специально пишу «знание», потому что у сознания в Западном смысле есть еще критичность, понимание, этическая сторона. И без них типа сознания нет. Как у кота, смотрящего в зеркало, но без понимания, что он видит, что это он.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Krie
баловник


Зарегистрирован: 18.01.2006
Суждений: 3432
Откуда: russia

620481СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 18:57 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:
Одна читта не может быть объектом самой же себя по определению, поскольку она существует один момент ума.

У мадхьямиков не может - аналогия "топор не рубит сам себя".
У йогачаринов может - аналогия "лампа освещает саму себя".
Лампа , не любое освещение. Масло по фитилю перетекает и испаряется в синий спектр.
_________________
достаточнее предположенных
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

620482СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 19:01 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:
Одна читта не может быть объектом самой же себя по определению, поскольку она существует один момент ума.

У мадхьямиков не может - аналогия "топор не рубит сам себя".
У йогачаринов может - аналогия "лампа освещает саму себя".
Почему у йогачаринов это не намек на атман тогда? Сам себя наблюдаешь.
P.S. Можно, конечно, сказать, что каждый момент новая читта сама себя опять наблюдает, поэтому постоянного атмана нет. Но с другой стороны между этими читттами есть взаимосвязь и каждая из них сама себя "наблюдает". Скрытый атман какой-то?

_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49290

620484СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 19:11 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
LS Сергей пишет:
Одна читта не может быть объектом самой же себя по определению, поскольку она существует один момент ума.

У мадхьямиков не может - аналогия "топор не рубит сам себя".
У йогачаринов может - аналогия "лампа освещает саму себя".
Почему у йогачаринов это не намек на атман тогда? Сам себя наблюдаешь.
P.S. Можно, конечно, сказать, что каждый момент новая читта сама себя опять наблюдает, поэтому постоянного атмана нет. Но с другой стороны между этими читттами есть взаимосвязь и каждая из них сама себя "наблюдает". Скрытый атман какой-то?

Лампа, значит, имеет атман? Жгите еще.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13376

620490СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 19:34 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:
Экалавья пишет:
Наблюдатель и есть наблюдаемое.

Я в этом не уверен.

Когда я наблюдаю яблоко, а потом меня как наблюдателя убрали - куда подевалось яблоко?
Неужели оно исчезло вместе со мной? Ясен пень, что нет - есть и другие наблюдатели, которые продолжают его наблюдать.
Или другие наблюдатели тоже исчезли вместе со мной? Это маловероятно

>>другие наблюдатели
>>представляю себя в режиме спектатора
>>одно чувственное восприятие прекратилось, другое не прекратилось

Laughing

Беркли говорил, что Бог видит, когда вы не видите. Но это отговорка, потому что существование Бога не имеет аргументов.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

620491СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 19:37 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
LS Сергей пишет:
Одна читта не может быть объектом самой же себя по определению, поскольку она существует один момент ума.

У мадхьямиков не может - аналогия "топор не рубит сам себя".
У йогачаринов может - аналогия "лампа освещает саму себя".
Почему у йогачаринов это не намек на атман тогда? Сам себя наблюдаешь.
P.S. Можно, конечно, сказать, что каждый момент новая читта сама себя опять наблюдает, поэтому постоянного атмана нет. Но с другой стороны между этими читттами есть взаимосвязь и каждая из них сама себя "наблюдает". Скрытый атман какой-то?

Лампа, значит, имеет атман? Жгите еще.
Я имел ввиду, что сознание, в такой интерпретации читт, - почти атман. Во всяком случае обладает одной из характеристик атмана - самонаблюдения.
P.S. Лампа сама себя освещает одна из хороших аналогий для атмана в том числе.

_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.


Ответы на этот пост: Горсть листьев, КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30623

620492СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 19:48 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:
Однако же сам по себе феномен сознания не обладает атрибутом необходимости иметь объект)

Обладает, вернее это его сущность. См. аламбана паччаю. Всегда есть объект знания. Специально пишу «знание», потому что у сознания в Западном смысле есть еще критичность, понимание, этическая сторона. И без них типа сознания нет. Как у кота, смотрящего в зеркало, но без понимания, что он видит, что это он.
Просто в западном представлении Сознание - это не только виджняна, но и самскара, и самджня. Ведана с рупой относятся к разделу физиологии. То есть общий термин, вроде буддийского читта в самом его популярном смысле.

Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

620494СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 19:51 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
LS Сергей пишет:
Однако же сам по себе феномен сознания не обладает атрибутом необходимости иметь объект)

Обладает, вернее это его сущность. См. аламбана паччаю. Всегда есть объект знания. Специально пишу «знание», потому что у сознания в Западном смысле есть еще критичность, понимание, этическая сторона. И без них типа сознания нет. Как у кота, смотрящего в зеркало, но без понимания, что он видит, что это он.
Просто в западном представлении Сознание - это не только виджняна, но и самскара, и самджня. Ведана с рупой относятся к разделу физиологии. То есть общий термин, вроде буддийского читта в самом его популярном смысле.
В самом "широком" восточно-западном представлении сознание может быть атманом. И может быть без объекта.
_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30623

620495СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 19:52 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
СлаваА пишет:
LS Сергей пишет:
Одна читта не может быть объектом самой же себя по определению, поскольку она существует один момент ума.

У мадхьямиков не может - аналогия "топор не рубит сам себя".
У йогачаринов может - аналогия "лампа освещает саму себя".
Почему у йогачаринов это не намек на атман тогда? Сам себя наблюдаешь.
P.S. Можно, конечно, сказать, что каждый момент новая читта сама себя опять наблюдает, поэтому постоянного атмана нет. Но с другой стороны между этими читттами есть взаимосвязь и каждая из них сама себя "наблюдает". Скрытый атман какой-то?

Лампа, значит, имеет атман? Жгите еще.
Я имел ввиду, что сознание, в такой интерпретации читт, - почти атман. Во всяком случае обладает одной из характеристик атмана - самонаблюдения.
P.S. Лампа сама себя освещает одна из хороших аналогий для атмана в том числе.
Не просто "одна из хороших", а довольно часто встречавшаяся мне в текстах атманистов.
Но йогачарины, конечно же, имели в виду вовсе другой контент. Он чисто атрибутивен: топор - это такой же инструмент, как и лампа. Поэтому не надо наделять лампу каким-то мистическим смыслом - мы говорим о лампе, которая просто лампа. Вот эта вот, стоящая на столе. (поэтому и усмешка КИ)


Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Пн 13 Фев 23, 19:53), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

620497СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 19:55 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
СлаваА пишет:
СлаваА пишет:
LS Сергей пишет:
Одна читта не может быть объектом самой же себя по определению, поскольку она существует один момент ума.

У мадхьямиков не может - аналогия "топор не рубит сам себя".
У йогачаринов может - аналогия "лампа освещает саму себя".
Почему у йогачаринов это не намек на атман тогда? Сам себя наблюдаешь.
P.S. Можно, конечно, сказать, что каждый момент новая читта сама себя опять наблюдает, поэтому постоянного атмана нет. Но с другой стороны между этими читттами есть взаимосвязь и каждая из них сама себя "наблюдает". Скрытый атман какой-то?

Лампа, значит, имеет атман? Жгите еще.
Я имел ввиду, что сознание, в такой интерпретации читт, - почти атман. Во всяком случае обладает одной из характеристик атмана - самонаблюдения.
P.S. Лампа сама себя освещает одна из хороших аналогий для атмана в том числе.
Не просто "одна из хороших", а довольно часто встречавшаяся мне в текстах атманистов.
Но йогачарины, конечно же, имели в виду вовсе другой контент. Он чисто атрибутивен: топор - это такой же инструмент, как и лампа. Поэтому не надо наделять лампу каким-то мистическим смыслом - мы говорим о лампе, которая просто лампа. Вот эта вот, стоящая на столе. (поэтому и усмешка КИ)
Странно тогда, что и в йогачаре эту аналогию тоже используют. Влияние атманистов?)
_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49290

620498СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 19:56 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
СлаваА пишет:
LS Сергей пишет:
Одна читта не может быть объектом самой же себя по определению, поскольку она существует один момент ума.

У мадхьямиков не может - аналогия "топор не рубит сам себя".
У йогачаринов может - аналогия "лампа освещает саму себя".
Почему у йогачаринов это не намек на атман тогда? Сам себя наблюдаешь.
P.S. Можно, конечно, сказать, что каждый момент новая читта сама себя опять наблюдает, поэтому постоянного атмана нет. Но с другой стороны между этими читттами есть взаимосвязь и каждая из них сама себя "наблюдает". Скрытый атман какой-то?

Лампа, значит, имеет атман? Жгите еще.
Я имел ввиду, что сознание, в такой интерпретации читт, - почти атман. Во всяком случае обладает одной из характеристик атмана - самонаблюдения.
P.S. Лампа сама себя освещает одна из хороших аналогий для атмана в том числе.

Даже у индуистов, сознание - не атман. Знание знает, что есть знание - это не про атман, а наоборот про то, что атман не нужен, так как функцией знать самого себя обладает сознание, которое не атман.

Пользуйтесь конечным правилом Асанги - полагайтесь на то воззрение, которое приводит вас к найратме, и избегайте обратного, ведущего к атману. У людей разные заморочки, и даже самое правильное воззрение может направить их не туда. Поэтому, фильтруйте своё понимание согласно правилу.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Страница 3 из 5

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.034 (0.803) u0.020 s0.000, 18 0.015 [268/0]