Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10754 Откуда: Москва
№608021Добавлено: Сб 27 Авг 22, 02:14 (2 года тому назад)вопрос о авидье/самскаре и двух прекращениях
насколько я понял, в цепи 12ПС звенья 1 и 2, регулярно сменяя друг друга, полностью описывают существование.
То же самое существование можно описать звеньями 3,4,5,6,7,8,9,10.
И еще раз то же самое можно описать звеньями 11,12.
Вот давайте рассмотрим только звенья 1(авидья) и 2(самскара).
Правильно ли я понимаю, что основатели буддизма, представляя цикл существования как 1 и 2,
имели ввиду параллелизм с двумя ниродхами (прекращение путём знания соответствует преодолению авидьи, а прекращение путём ничегонеделанья соответствует преодолению самскары) ?
И может кто подскажет - есть ли в словах Будды вышеуказанное сопоставление ? _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
№608022Добавлено: Сб 27 Авг 22, 10:02 (2 года тому назад)
В раннем учении есть только одна ниродха - прекращение желаний, прекращение ахамкары (то есть прекращение умственной активности, мотивированной животными инстринктами).
В позднем, уже китаизированном учении, есть представление о том, что ненастоящие-слабые буддисты (хинаянцы) стремятся к ниродхе, как прекращению перерождений, а вот сильные-настоящие буддисты стремятся к абхисамадхи, как достижению состояния Будды.
В формуле патиччасамуппады термин "патичча" образован от Paṭi - a prefix having the meanings; against, opposite, towards, in opposition to - обозначает непосредственную связь чего-либо с тем, что "находится прямо перед". В русском языке мы выражаем эту же связь последовательностью "(там) где ..., там и ...".
Соответственно, где авидья, там и самскара.
Охватывает ли это весь цикл существования? Можно сказать, что, в очень общем понимании, да, поскольку, согласно представлениям древних, тот, кто освобождается - вимукта (глагол вимутти вам должен быть знаком по названию палийского учебника "Вимуттимагга") - тот больше не рождается. Кто вновь рождается, то не освободился. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10754 Откуда: Москва
№608026Добавлено: Сб 27 Авг 22, 13:36 (2 года тому назад)
но если в самом начале прекращение (ниродха) было только одно, а не два, то зачем Будде понадобился цикл авидья-самскара-авидья-... ?
Или же он отдельно эти два звена не выделял, а это сделали поздние комментаторы, написав что авидья-самскара относятся к прошлой жизни ? _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
но если в самом начале прекращение (ниродха) было только одно, а не два, то зачем Будде понадобился цикл авидья-самскара-авидья-... ?
Или же он отдельно эти два звена не выделял, а это сделали поздние комментаторы, написав что авидья-самскара относятся к прошлой жизни ?
Я встречал интерпретацию патиччасамуппады как описывающей три феномена - прошлую жизнь, настояющую и следующую. В этой парадигме авидья в первой группе обуславливает возникновение танха во второй, которая обуславливает следующее рождение - то есть рождение обусловлено танхой, а значит обусловлено и авидьей.
Разворачивание патиччасамуппады - это обусловленное разворачивание дукхи. Так и говорится в завершении формулы - "такова причинность возникновения всей этой груды страдания".
В принципе, интерпретация патиччасамуппады - это, конечно же, работа комментаторов, имевших свои цели. Надо понимать, каковы эти цели.
но если в самом начале прекращение (ниродха) было только одно, а не два, то зачем Будде понадобился цикл авидья-самскара-авидья-... ?
Или же он отдельно эти два звена не выделял, а это сделали поздние комментаторы, написав что авидья-самскара относятся к прошлой жизни ?
Я встречал интерпретацию патиччасамуппады как описывающей три феномена - прошлую жизнь, настояющую и следующую. В этой парадигме авидья в первой группе обуславливает возникновение танха во второй, которая обуславливает следующее рождение - то есть рождение обусловлено танхой, а значит обусловлено и авидьей.
Разворачивание патиччасамуппады - это обусловленное разворачивание дукхи. Так и говорится в завершении формулы - "такова причинность возникновения всей этой груды страдания".
В принципе, интерпретация патиччасамуппады - это, конечно же, работа комментаторов, имевших свои цели. Надо понимать, каковы эти цели.
Это классическая интерпретация (три жизни). Солидные представители Тхеравады так это дело и интерпретируют. Есть современные статьи.
Я не могу сказать, что согласен с этим. Рождение (возникновение) и смерть (исчезновение) пронизывают каждый миг нашей жизни. Я склонен к более широкой трактовке.
К тому же, в ПК Будда четких указаний на 3 жизни не дал нигде. Это предмет исследования, в частности, тайских буддистов. Будда вообще нигде в контексте патиччасамуппады не говорил об индивидуальности объекта, который перерождается. В самой первой версии есть просто факты становления, рождения и исчезновения.
Чаньский учитель Линь-Цзи и говорил лишь об этом. Никаких цепочек физических жизней он, по-моему, не упоминал.
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10754 Откуда: Москва
№608033Добавлено: Сб 27 Авг 22, 16:29 (2 года тому назад)
если Будда отдельно не говорил про цикл авидья-самскара-авидья-..., но поздние комментаторы такой цикл решили обозначить, то тогда, наверняка именно они две ниродхи и придумали - одну на авидью, другую на самскару.
Мне просто интересно, так ли всё было. Появились ли две ниродхи вместо одной в то же время, что и двух-звенный цикл под кодовым названием "прошлая жизнь". _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Слышал, что 12ПС - это не столько рабочая, сколько наглядная модель причинности и взаимообусловленности.
Читал у исследователей РБТ, что известная нам формула из 12 звеньев - разработка абхидхармистов и в ранних текстах встречаются версии с разным количеством звеньев. Впросем, это, действительно, не очень уж важно в рамках данной темы. Важно, что это, действительно, лишь наглядная модель и в текстах праджняпарамиты на жто указывается вполне конкретно как на разновидность discrimative thinking.
если Будда отдельно не говорил про цикл авидья-самскара-авидья-..., но поздние комментаторы такой цикл решили обозначить, то тогда, наверняка именно они две ниродхи и придумали - одну на авидью, другую на самскару.
Мне просто интересно, так ли всё было. Появились ли две ниродхи вместо одной в то же время, что и двух-звенный цикл под кодовым названием "прошлая жизнь".
Кира, мы не узнАем, как это было.
На мой взгляд, несомненный вклад Будды в науку (любую) состоит в том, что он дал очень широкий взгляд на реальность, а также детальный лабораторный инструментарий, с помощью которого можно проверить все результаты практики (эксперимента).
Пратисамкхьяниродха - прекращение клеш благодаря мудрости.
А апратисамкхьяниродха относится только к будущим факторам. И приводится пример, что человек, занятый одним, не занят другим.
Одна это ниродха или две? С учетом того, что апратисамкхьи без пратисамкхьи не бывает.
то зачем Будде понадобился цикл авидья-самскара-авидья-... ?
Версий ПС несколько даже в ПК. Смотря что нужно подчеркнуть - такие и звенья включались. Потому что каждое звено - это 5 скандх (с). Я так понимаю, что у некоторых школ 12ПС вообще крутилась только в камалоке. Даже несмотря на то, что рупа-арупы не окончательное освобождение.
Или же он отдельно эти два звена не выделял, а это сделали поздние комментаторы, написав что авидья-самскара относятся к прошлой жизни ?
12ПС очень абстрактна. Ее можно много как интерпретировать.
ЗЫ Фактор авидья, например, существует с 1 по 12-е звено. А не так, что он "передает импульс" волициям и всё. Нет. Он флуктуирует от состояния бидж, через неумелое незнание, до умелого мирского знания, которое не надмирская мудрость. Через все звенья проходит. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
но если в самом начале прекращение (ниродха) было только одно, а не два, то зачем Будде понадобился цикл авидья-самскара-авидья-... ?
Или же он отдельно эти два звена не выделял, а это сделали поздние комментаторы, написав что авидья-самскара относятся к прошлой жизни ?
Я встречал интерпретацию патиччасамуппады как описывающей три феномена - прошлую жизнь, настояющую и следующую. В этой парадигме авидья в первой группе обуславливает возникновение танха во второй, которая обуславливает следующее рождение - то есть рождение обусловлено танхой, а значит обусловлено и авидьей.
Разворачивание патиччасамуппады - это обусловленное разворачивание дукхи. Так и говорится в завершении формулы - "такова причинность возникновения всей этой груды страдания".
В принципе, интерпретация патиччасамуппады - это, конечно же, работа комментаторов, имевших свои цели. Надо понимать, каковы эти цели.
Это классическая интерпретация (три жизни). Солидные представители Тхеравады так это дело и интерпретируют. Есть современные статьи.
Я не могу сказать, что согласен с этим. Рождение (возникновение) и смерть (исчезновение) пронизывают каждый миг нашей жизни. Я склонен к более широкой трактовке.
К тому же, в ПК Будда четких указаний на 3 жизни не дал нигде. Это предмет исследования, в частности, тайских буддистов. Будда вообще нигде в контексте патиччасамуппады не говорил об индивидуальности объекта, который перерождается. В самой первой версии есть просто факты становления, рождения и исчезновения.
Чаньский учитель Линь-Цзи и говорил лишь об этом. Никаких цепочек физических жизней он, по-моему, не упоминал.
Да, для китайских мастеров дзен тема перерождений вообще была совсем не самой важной, а часто просто некоторой фоновой темой, как чисто орнаментальная часть картины. В разъяснениях же Самого Будды я вижу лишь прагматику дуккхи, без какой-либо метафизики.
но если в самом начале прекращение (ниродха) было только одно, а не два, то зачем Будде понадобился цикл авидья-самскара-авидья-... ?
Или же он отдельно эти два звена не выделял, а это сделали поздние комментаторы, написав что авидья-самскара относятся к прошлой жизни ?
Я встречал интерпретацию патиччасамуппады как описывающей три феномена - прошлую жизнь, настояющую и следующую. В этой парадигме авидья в первой группе обуславливает возникновение танха во второй, которая обуславливает следующее рождение - то есть рождение обусловлено танхой, а значит обусловлено и авидьей.
Разворачивание патиччасамуппады - это обусловленное разворачивание дукхи. Так и говорится в завершении формулы - "такова причинность возникновения всей этой груды страдания".
В принципе, интерпретация патиччасамуппады - это, конечно же, работа комментаторов, имевших свои цели. Надо понимать, каковы эти цели.
Это классическая интерпретация (три жизни). Солидные представители Тхеравады так это дело и интерпретируют. Есть современные статьи.
Я не могу сказать, что согласен с этим. Рождение (возникновение) и смерть (исчезновение) пронизывают каждый миг нашей жизни. Я склонен к более широкой трактовке.
К тому же, в ПК Будда четких указаний на 3 жизни не дал нигде. Это предмет исследования, в частности, тайских буддистов. Будда вообще нигде в контексте патиччасамуппады не говорил об индивидуальности объекта, который перерождается. В самой первой версии есть просто факты становления, рождения и исчезновения.
Чаньский учитель Линь-Цзи и говорил лишь об этом. Никаких цепочек физических жизней он, по-моему, не упоминал.
Да, для китайских мастеров дзен тема перерождений вообще была совсем не самой важной, а часто просто некоторой фоновой темой, как чисто орнаментальная часть картины. В разъяснениях же Самого Будды я вижу лишь прагматику дуккхи, без какой-либо метафизики.
Слышал, что 12ПС - это не столько рабочая, сколько наглядная модель причинности и взаимообусловленности.
Читал у исследователей РБТ, что известная нам формула из 12 звеньев - разработка абхидхармистов и в ранних текстах встречаются версии с разным количеством звеньев. Впросем, это, действительно, не очень уж важно в рамках данной темы. Важно, что это, действительно, лишь наглядная модель и в текстах праджняпарамиты на жто указывается вполне конкретно как на разновидность discrimative thinking.
Да-да, я у Карунадаса читал, у него работа есть, посвящённая эволюции самутпады. Впрочем, и без особых ознакомлений допереть можно. Система не асинхронная, а синхронная, заходить можно с любого места.
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10754 Откуда: Москва
№608061Добавлено: Сб 27 Авг 22, 19:46 (2 года тому назад)
ТМ
Цитата:
Версий ПС несколько даже в ПК. Смотря что нужно подчеркнуть - такие и звенья включались.
насколько я могу понять авторов-разделителей 12ПС на участки 1,2 + 3,4,5,6,7,8,9,10 + 11,12
они чередованьями звеньев "11.рождение" - "12.старость и смерть" - "11.рождение" - ... пытались показать цикличность жизни в самом простом смысле.
А чередованием "1.авидья" - "2.самскары"-... пытались показать ту же цикличность, но не в таком простом профанном смысле, как 11-12-11-, а более углубляясь в психический процесс: раз есть незнание, значит до него было беспокойство (и невозможность сосредоточиться). Раз есть беспокойство, значит на предыдущем этапе было незнание.
В цепочке 3,4,5,6,7,8,9,10 Буддой же явно указано слабое звено - 8.жажда - т.е. указан способ борьбы с цепочкой.
Вероятно авторы-разделители точно так же хотели найти слабое место в цепочке 1-2-1-.... И для полной теоретической правильности нашли каждое звено слабым - потому и две ниродхи. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
№608065Добавлено: Сб 27 Авг 22, 20:13 (2 года тому назад)
Цепь 12 ПС только кажется содержащей равноценные звенья.
Конечно, в идеале можно включиться в любое звено и прервать всю цепь. Но практически это очень трудно. Например, в ПК Шарипутра (если не ошибаюсь) вклинился в звено «становление». Там есть такая сутта, где он говорит: «Прекращение становления. Ниббана».
Современные тайские мастера пишут статьи на эту тему. Что именно нужно прервать?
Авидья и самскары не зря стоят на первом месте в цепи. Например, вижу не то, что есть на самом деле. Из этого видения возникает намерение что-то сделать. Делаю что-то, после чего сознание фиксирует феноменальный мир, в котором все ок с точки зрения авидьи. И пошло-поехало.
Но авидья имеет свои причины. То есть цикл не замкнут, но акценты расставлены правильно. Легко было бы, скажем, прервать рождение. Но если все предпосылки созрели, то как это сделать?
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы