Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

вопрос о авидье/самскаре и двух прекращениях

Страницы 1, 2  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10345
Откуда: Москва

608021СообщениеДобавлено: Сб 27 Авг 22, 02:14 (2 года тому назад)    вопрос о авидье/самскаре и двух прекращениях Ответ с цитатой

насколько я понял, в цепи 12ПС звенья 1 и 2, регулярно сменяя друг друга, полностью описывают существование.
То же самое существование можно описать звеньями 3,4,5,6,7,8,9,10.
И еще раз то же самое можно описать звеньями 11,12.

Вот давайте рассмотрим только звенья 1(авидья) и 2(самскара).

Правильно ли я понимаю, что основатели буддизма, представляя цикл существования как 1 и 2,
имели ввиду параллелизм с двумя ниродхами (прекращение путём знания соответствует преодолению авидьи, а прекращение путём ничегонеделанья соответствует преодолению самскары) ?

И может кто подскажет - есть ли в словах Будды вышеуказанное  сопоставление ?

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

608022СообщениеДобавлено: Сб 27 Авг 22, 10:02 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

В раннем учении есть только одна ниродха - прекращение желаний, прекращение ахамкары (то есть прекращение умственной активности, мотивированной животными инстринктами).
В позднем, уже китаизированном учении, есть представление о том, что ненастоящие-слабые буддисты (хинаянцы) стремятся к ниродхе, как прекращению перерождений, а вот сильные-настоящие буддисты стремятся к абхисамадхи, как достижению состояния Будды.
В формуле патиччасамуппады термин "патичча" образован от Paṭi - a prefix having the meanings; against, opposite, towards, in opposition to - обозначает непосредственную связь чего-либо с тем, что "находится прямо перед". В русском языке мы выражаем эту же связь последовательностью "(там) где ..., там и ...".
Соответственно, где авидья, там и самскара.
Охватывает ли это весь цикл существования? Можно сказать, что, в очень общем понимании, да, поскольку, согласно представлениям древних, тот, кто освобождается - вимукта (глагол вимутти вам должен быть знаком по названию палийского учебника "Вимуттимагга") - тот больше не рождается. Кто вновь рождается, то не освободился.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10345
Откуда: Москва

608026СообщениеДобавлено: Сб 27 Авг 22, 13:36 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

но если в самом начале прекращение (ниродха) было только одно, а не два, то зачем Будде понадобился цикл авидья-самскара-авидья-... ?
Или же он отдельно эти два звена не выделял, а это сделали поздние комментаторы, написав что авидья-самскара относятся к прошлой жизни ?

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: Горсть листьев, ТМ, Серж
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

608027СообщениеДобавлено: Сб 27 Авг 22, 14:00 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
но если в самом начале прекращение (ниродха) было только одно, а не два, то зачем Будде понадобился цикл авидья-самскара-авидья-... ?
Или же он отдельно эти два звена не выделял, а это сделали поздние комментаторы, написав что авидья-самскара относятся к прошлой жизни ?
Я встречал интерпретацию патиччасамуппады как описывающей три феномена - прошлую жизнь, настояющую и следующую. В этой парадигме авидья в первой группе обуславливает возникновение танха во второй, которая обуславливает следующее рождение - то есть рождение обусловлено танхой, а значит обусловлено и авидьей.
Разворачивание патиччасамуппады - это обусловленное разворачивание дукхи. Так и говорится в завершении формулы - "такова причинность возникновения всей этой груды страдания".
В принципе, интерпретация патиччасамуппады - это, конечно же, работа комментаторов, имевших свои цели. Надо понимать, каковы эти цели.


Ответы на этот пост: Дмитрий С
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2266
Откуда: Пантикапей

608030СообщениеДобавлено: Сб 27 Авг 22, 14:50 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Слышал, что 12ПС - это не столько рабочая, сколько наглядная модель причинности и взаимообусловленности.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Дмитрий С



Зарегистрирован: 28.03.2013
Суждений: 7051
Откуда: Харьков

608031СообщениеДобавлено: Сб 27 Авг 22, 16:11 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Кира пишет:
но если в самом начале прекращение (ниродха) было только одно, а не два, то зачем Будде понадобился цикл авидья-самскара-авидья-... ?
Или же он отдельно эти два звена не выделял, а это сделали поздние комментаторы, написав что авидья-самскара относятся к прошлой жизни ?
Я встречал интерпретацию патиччасамуппады как описывающей три феномена - прошлую жизнь, настояющую и следующую. В этой парадигме авидья в первой группе обуславливает возникновение танха во второй, которая обуславливает следующее рождение - то есть рождение обусловлено танхой, а значит обусловлено и авидьей.
Разворачивание патиччасамуппады - это обусловленное разворачивание дукхи. Так и говорится в завершении формулы - "такова причинность возникновения всей этой груды страдания".
В принципе, интерпретация патиччасамуппады - это, конечно же, работа комментаторов, имевших свои цели. Надо понимать, каковы эти цели.

Это классическая интерпретация (три жизни). Солидные представители Тхеравады так это дело и интерпретируют. Есть современные статьи.

Я не могу сказать, что согласен с этим. Рождение (возникновение) и смерть (исчезновение) пронизывают каждый миг нашей жизни. Я склонен к более широкой трактовке.

К тому же, в ПК Будда четких указаний на 3 жизни не дал нигде. Это предмет исследования, в частности, тайских буддистов. Будда вообще нигде в контексте патиччасамуппады не говорил об индивидуальности объекта, который перерождается. В самой первой версии есть просто факты становления, рождения и исчезновения.

Чаньский учитель Линь-Цзи и говорил лишь об этом. Никаких цепочек физических жизней он, по-моему, не упоминал.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10345
Откуда: Москва

608033СообщениеДобавлено: Сб 27 Авг 22, 16:29 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

если Будда отдельно не говорил про цикл авидья-самскара-авидья-..., но поздние комментаторы такой цикл решили обозначить, то тогда, наверняка именно они две ниродхи и придумали - одну на авидью, другую на самскару.

Мне просто интересно, так ли всё было. Появились ли две ниродхи вместо одной в то же время, что и двух-звенный цикл под кодовым названием "прошлая жизнь".

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: Дмитрий С
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

608041СообщениеДобавлено: Сб 27 Авг 22, 16:59 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Экалавья пишет:
Слышал, что 12ПС - это не столько рабочая, сколько наглядная модель причинности и взаимообусловленности.
Читал у исследователей РБТ, что известная нам формула из 12 звеньев - разработка абхидхармистов и в ранних текстах встречаются версии с разным количеством звеньев. Впросем, это, действительно, не очень уж важно в рамках данной темы. Важно, что это, действительно, лишь наглядная модель и в текстах праджняпарамиты на жто указывается вполне конкретно как на разновидность discrimative thinking.

Ответы на этот пост: Экалавья
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Дмитрий С



Зарегистрирован: 28.03.2013
Суждений: 7051
Откуда: Харьков

608042СообщениеДобавлено: Сб 27 Авг 22, 17:01 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
если Будда отдельно не говорил про цикл авидья-самскара-авидья-..., но поздние комментаторы такой цикл решили обозначить, то тогда, наверняка именно они две ниродхи и придумали - одну на авидью, другую на самскару.

Мне просто интересно, так ли всё было. Появились ли две ниродхи вместо одной в то же время, что и двух-звенный цикл под кодовым названием "прошлая жизнь".

Кира, мы не узнАем, как это было.

На мой взгляд, несомненный вклад Будды в науку (любую) состоит в том, что он дал очень широкий взгляд на реальность, а также детальный лабораторный инструментарий, с помощью которого можно проверить все результаты практики (эксперимента).
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12616

608043СообщениеДобавлено: Сб 27 Авг 22, 17:02 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
но если в самом начале

Коша, в которой две ниродхи, это 4 в.н.э. Причем в месте про ниродхи нет никаких дискуссий по поводу их количества.

Кира пишет:
прекращение (ниродха) было только одно, а не два,

Пратисамкхьяниродха - прекращение клеш благодаря мудрости.
А апратисамкхьяниродха относится только к будущим факторам. И приводится пример, что человек, занятый одним, не занят другим.

Одна это ниродха или две? С учетом того, что апратисамкхьи без пратисамкхьи не бывает.

Кира пишет:
то зачем Будде понадобился цикл авидья-самскара-авидья-... ?

Версий ПС несколько даже в ПК. Смотря что нужно подчеркнуть - такие и звенья включались. Потому что каждое звено - это 5 скандх (с).  Я так понимаю, что у некоторых школ 12ПС вообще крутилась только в камалоке. Даже несмотря на то, что рупа-арупы не окончательное освобождение.

Кира пишет:
Или же он отдельно эти два звена не выделял, а это сделали поздние комментаторы, написав что авидья-самскара относятся к прошлой жизни ?

12ПС очень абстрактна. Ее можно много как интерпретировать.

ЗЫ Фактор авидья, например, существует с 1 по 12-е звено. А не так, что он "передает импульс" волициям и всё. Нет. Он флуктуирует от состояния бидж, через неумелое незнание, до умелого мирского знания, которое не надмирская мудрость. Через все звенья проходит.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

608045СообщениеДобавлено: Сб 27 Авг 22, 17:05 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Дмитрий С пишет:
Горсть листьев пишет:
Кира пишет:
но если в самом начале прекращение (ниродха) было только одно, а не два, то зачем Будде понадобился цикл авидья-самскара-авидья-... ?
Или же он отдельно эти два звена не выделял, а это сделали поздние комментаторы, написав что авидья-самскара относятся к прошлой жизни ?
Я встречал интерпретацию патиччасамуппады как описывающей три феномена - прошлую жизнь, настояющую и следующую. В этой парадигме авидья в первой группе обуславливает возникновение танха во второй, которая обуславливает следующее рождение - то есть рождение обусловлено танхой, а значит обусловлено и авидьей.
Разворачивание патиччасамуппады - это обусловленное разворачивание дукхи. Так и говорится в завершении формулы - "такова причинность возникновения всей этой груды страдания".
В принципе, интерпретация патиччасамуппады - это, конечно же, работа комментаторов, имевших свои цели. Надо понимать, каковы эти цели.

Это классическая интерпретация (три жизни). Солидные представители Тхеравады так это дело и интерпретируют. Есть современные статьи.

Я не могу сказать, что согласен с этим. Рождение (возникновение) и смерть (исчезновение) пронизывают каждый миг нашей жизни. Я склонен к более широкой трактовке.

К тому же, в ПК Будда четких указаний на 3 жизни не дал нигде. Это предмет исследования, в частности, тайских буддистов. Будда вообще нигде в контексте патиччасамуппады не говорил об индивидуальности объекта, который перерождается. В самой первой версии есть просто факты становления, рождения и исчезновения.

Чаньский учитель Линь-Цзи и говорил лишь об этом. Никаких цепочек физических жизней он, по-моему, не упоминал.
Да, для китайских мастеров дзен тема перерождений вообще была совсем не самой важной, а часто просто некоторой фоновой темой, как чисто орнаментальная часть картины. В разъяснениях же Самого Будды я вижу лишь прагматику дуккхи, без какой-либо метафизики.

Ответы на этот пост: Дмитрий С
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Дмитрий С



Зарегистрирован: 28.03.2013
Суждений: 7051
Откуда: Харьков

608051СообщениеДобавлено: Сб 27 Авг 22, 17:47 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Дмитрий С пишет:
Горсть листьев пишет:
Кира пишет:
но если в самом начале прекращение (ниродха) было только одно, а не два, то зачем Будде понадобился цикл авидья-самскара-авидья-... ?
Или же он отдельно эти два звена не выделял, а это сделали поздние комментаторы, написав что авидья-самскара относятся к прошлой жизни ?
Я встречал интерпретацию патиччасамуппады как описывающей три феномена - прошлую жизнь, настояющую и следующую. В этой парадигме авидья в первой группе обуславливает возникновение танха во второй, которая обуславливает следующее рождение - то есть рождение обусловлено танхой, а значит обусловлено и авидьей.
Разворачивание патиччасамуппады - это обусловленное разворачивание дукхи. Так и говорится в завершении формулы - "такова причинность возникновения всей этой груды страдания".
В принципе, интерпретация патиччасамуппады - это, конечно же, работа комментаторов, имевших свои цели. Надо понимать, каковы эти цели.

Это классическая интерпретация (три жизни). Солидные представители Тхеравады так это дело и интерпретируют. Есть современные статьи.

Я не могу сказать, что согласен с этим. Рождение (возникновение) и смерть (исчезновение) пронизывают каждый миг нашей жизни. Я склонен к более широкой трактовке.

К тому же, в ПК Будда четких указаний на 3 жизни не дал нигде. Это предмет исследования, в частности, тайских буддистов. Будда вообще нигде в контексте патиччасамуппады не говорил об индивидуальности объекта, который перерождается. В самой первой версии есть просто факты становления, рождения и исчезновения.

Чаньский учитель Линь-Цзи и говорил лишь об этом. Никаких цепочек физических жизней он, по-моему, не упоминал.
Да, для китайских мастеров дзен тема перерождений вообще была совсем не самой важной, а часто просто некоторой фоновой темой, как чисто орнаментальная часть картины. В разъяснениях же Самого Будды я вижу лишь прагматику дуккхи, без какой-либо метафизики.

Совершенно точно!
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2266
Откуда: Пантикапей

608052СообщениеДобавлено: Сб 27 Авг 22, 18:12 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Экалавья пишет:
Слышал, что 12ПС - это не столько рабочая, сколько наглядная модель причинности и взаимообусловленности.
Читал у исследователей РБТ, что известная нам формула из 12 звеньев - разработка абхидхармистов и в ранних текстах встречаются версии с разным количеством звеньев. Впросем, это, действительно, не очень уж важно в рамках данной темы. Важно, что это, действительно, лишь наглядная модель и в текстах праджняпарамиты на жто указывается вполне конкретно как на разновидность discrimative thinking.

Да-да, я у Карунадаса читал, у него работа есть, посвящённая эволюции самутпады. Впрочем, и без особых ознакомлений допереть можно. Система не асинхронная, а синхронная, заходить можно с любого места.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10345
Откуда: Москва

608061СообщениеДобавлено: Сб 27 Авг 22, 19:46 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

ТМ
Цитата:
Версий ПС несколько даже в ПК. Смотря что нужно подчеркнуть - такие и звенья включались.

насколько я могу понять авторов-разделителей 12ПС на участки 1,2 + 3,4,5,6,7,8,9,10 + 11,12

они чередованьями звеньев "11.рождение" - "12.старость и смерть" - "11.рождение" - ... пытались показать цикличность жизни в самом простом смысле.

А чередованием "1.авидья" - "2.самскары"-... пытались показать ту же цикличность, но не в таком простом профанном смысле, как 11-12-11-, а более углубляясь в психический процесс: раз  есть незнание, значит до него было беспокойство (и невозможность сосредоточиться). Раз есть беспокойство, значит на предыдущем этапе было незнание.  

В цепочке 3,4,5,6,7,8,9,10 Буддой же явно указано слабое звено - 8.жажда - т.е. указан способ борьбы с цепочкой.

Вероятно авторы-разделители точно так же хотели найти слабое место в цепочке 1-2-1-.... И для полной теоретической правильности нашли каждое звено слабым - потому и две ниродхи.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Дмитрий С



Зарегистрирован: 28.03.2013
Суждений: 7051
Откуда: Харьков

608065СообщениеДобавлено: Сб 27 Авг 22, 20:13 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Цепь 12 ПС только кажется содержащей равноценные звенья.

Конечно, в идеале можно включиться в любое звено и прервать всю цепь. Но практически это очень трудно. Например, в ПК Шарипутра (если не ошибаюсь) вклинился в звено «становление». Там есть такая сутта, где он говорит: «Прекращение становления. Ниббана».

Современные тайские мастера пишут статьи на эту тему. Что именно нужно прервать?

Авидья и самскары не зря стоят на первом месте в цепи. Например, вижу не то, что есть на самом деле. Из этого видения возникает намерение что-то сделать. Делаю что-то, после чего сознание фиксирует феноменальный мир, в котором все ок с точки зрения авидьи. И пошло-поехало.

Но авидья имеет свои причины. То есть цикл не замкнут, но акценты расставлены правильно. Легко было бы, скажем, прервать рождение. Но если все предпосылки созрели, то как это сделать?


Ответы на этот пост: Экалавья
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.028 (0.720) u0.016 s0.000, 18 0.012 [266/0]