Никакого парадокса "прагматичного идеализма" внутри буддийской парадигмы не будет. Парадокс будет снаружи её. Потому что цель в буддийской парадигме - прекращения страдания. Прагматичность и идеализм - термины другой системы координат.
Я бы к словам Горсти Листьев еще добавил, что прекращение страдания цель вообще любого здравого духовного пути. Когда в христианстве говорят о божественной любви, то это ведь тоже подразумевает прекращение страдания. Это общее стремление человечества. Даже материализм стремится уменьшить материальную боль и сделать жизнь более гармоничной. Поэтому может и можно даже выходить за рамки буддизма. Я думаю, не зря Далай Лама, например, говорил о том что скорее надо искать общее между разными религиями и новыми направлениями, чем искать различия.
Трансгуманизм.
Так это и есть махаяна? Освободить от страданий все живые существа.
Кстати в трансгуманизме есть интересная фишка - задача достижения медицинской и технической возможности жить вечно и без болезней, однако человек будет сам волен решать нужна ли ему эта вечная жизнь. И предполагается видимо что многие решат умереть после того когда все психологические и эмоциональные задачи решены, цели достигнуты, узлы развязаны, и инстинкты осознаны.
И в этом возможно некое сходство с уходом в нирвану.
Кстати в трансгуманизме есть интересная фишка - задача достижения медицинской и технической возможности жить вечно и без болезней, однако человек будет сам волен решать нужна ли ему эта вечная жизнь. И предполагается видимо что многие решат умереть после того когда все психологические и эмоциональные задачи решены, цели достигнуты, узлы развязаны, и инстинкты осознаны.
И в этом возможно некое сходство с уходом в нирвану.
В этом есть какой-то смысл. Я думаю, действительно не все были бы согласны продолжать вечную жизнь в теле. Эта идея уже даже и в художественных фильмах обсуждается. Самый известный вроде фильм "Время". _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Кстати в трансгуманизме есть интересная фишка - задача достижения медицинской и технической возможности жить вечно и без болезней, однако человек будет сам волен решать нужна ли ему эта вечная жизнь. И предполагается видимо что многие решат умереть после того когда все психологические и эмоциональные задачи решены, цели достигнуты, узлы развязаны, и инстинкты осознаны.
И в этом возможно некое сходство с уходом в нирвану.
В этом есть какой-то смысл. Я думаю, действительно не все были бы согласны продолжать вечную жизнь в теле. Эта идея уже даже и в художественных фильмах обсуждается. Самый известный вроде фильм "Время".
Я думаю что не то чтобы не все, а никто. Если дерево посажено, сын выращен, коммунизм построен, ... ну и далее по списку.
Психологам кстати известен также эффект "эмоционального выгорания" - сильные эмоции: любовь, ненависть, азарт, гнев, игра, и тд могут быть сильными только один-два раза, а потом идут на спад.
Я думаю что не то чтобы не все, а никто. Если дерево посажено, сын выращен, коммунизм построен, ... ну и далее по списку.
Психологам кстати известен также эффект "эмоционального выгорания" - сильные эмоции: любовь, ненависть, азарт, гнев, игра, и тд могут быть сильными только один-два раза, а потом идут на спад.
Согласен. Только у бодхисаттв мы обсуждали возможность алмазных "эмоций", а человеческие эмоции непостоянны - сменяются на свои противоположности, слабы по силе, непостоянны. Может поэтому бодхисаттва может принять вечную жизнь. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Никакого парадокса "прагматичного идеализма" внутри буддийской парадигмы не будет. Парадокс будет снаружи её. Потому что цель в буддийской парадигме - прекращения страдания. Прагматичность и идеализм - термины другой системы координат.
Я бы к словам Горсти Листьев еще добавил, что прекращение страдания цель вообще любого здравого духовного пути. Когда в христианстве говорят о божественной любви, то это ведь тоже подразумевает прекращение страдания. Это общее стремление человечества. Даже материализм стремится уменьшить материальную боль и сделать жизнь более гармоничной. Поэтому может и можно даже выходить за рамки буддизма. Я думаю, не зря Далай Лама, например, говорил о том что скорее надо искать общее между разными религиями и новыми направлениями, чем искать различия.
Трансгуманизм.
Так это и есть махаяна? Освободить от страданий все живые существа.
Кстати в трансгуманизме есть интересная фишка - задача достижения медицинской и технической возможности жить вечно и без болезней, однако человек будет сам волен решать нужна ли ему эта вечная жизнь. И предполагается видимо что многие решат умереть после того когда все психологические и эмоциональные задачи решены, цели достигнуты, узлы развязаны, и инстинкты осознаны.
И в этом возможно некое сходство с уходом в нирвану.
Ну, да, типа, как из Сукхавати в нирвану. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Кстати в трансгуманизме есть интересная фишка - задача достижения медицинской и технической возможности жить вечно и без болезней, однако человек будет сам волен решать нужна ли ему эта вечная жизнь. И предполагается видимо что многие решат умереть после того когда все психологические и эмоциональные задачи решены, цели достигнуты, узлы развязаны, и инстинкты осознаны.
И в этом возможно некое сходство с уходом в нирвану.
В этом есть какой-то смысл. Я думаю, действительно не все были бы согласны продолжать вечную жизнь в теле. Эта идея уже даже и в художественных фильмах обсуждается. Самый известный вроде фильм "Время".
Я думаю что не то чтобы не все, а никто. Если дерево посажено, сын выращен, коммунизм построен, ... ну и далее по списку.
Психологам кстати известен также эффект "эмоционального выгорания" - сильные эмоции: любовь, ненависть, азарт, гнев, игра, и тд могут быть сильными только один-два раза, а потом идут на спад.
Эмоциональное выгорание - это немного иной феномен. Наиболее характерен для тех, кто с энтузиазмом берётся за каку-либо работу - и через несколько лет интенсивной и безостановочной деятельности чувствует душевную пустоту и даже раздражение, обиду, усталость и тп.
А вот это достижение всех целей, я думаю, напрямую сопоставимо с идеалом "у него нет больше желаний": нет желаний - нет целей, и нет причин продолжать этот скучный спектакль. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№598600Добавлено: Пн 24 Янв 22, 04:01 (3 года тому назад)
Вся проблема в том, что некоторые слова оставляют без перевода, из за чего они становятся чем то волшебным, даже сакральным. Проблем не будет если перевести самаддхи как экстаз ( религиозное исступление), шравак как «слушающих Писание», бодхисаттв как «развивающих сострадание».
Вся проблема в том, что некоторые слова оставляют без перевода, из за чего они становятся чем то волшебным, даже сакральным. Проблем не будет если перевести самаддхи как экстаз ( религиозное исступление), шравак как «слушающих Писание», бодхисаттв как «развивающих сострадание».
Я всегда за то, чтобы подбирать подходящие и наименее наукообразные слова. Однако предложенное вами не будет ли весьма сужать смысл? Ведь самадхи - это и состояние сознания, и результат этого состояния, а бодхисаттва - отнюдь не только тот, кто учится состраданию, но вовсе даже совсем иное, когда речь идёт о противопоставлении с последователями "старой школы". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Пн 24 Янв 22, 09:39), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Сеня, Серж
№598611Добавлено: Пн 24 Янв 22, 09:38 (3 года тому назад)
Попытки и инициативы русифицирования терминов и вообще слов неоднократно предпринимались. Но безуспешно. Язык живет своей жизнью, меняется, но не по желанию носителей.
Вспомним хотя бы пресловутое: хорошилище грядет по гульбищу из ристалища на позорище в мокроступах.
Примерно также будет: слушающие писанину в экстазе развивали сострадание)
№598612Добавлено: Пн 24 Янв 22, 10:02 (3 года тому назад)
Ёжик
Хороший и кстати пример. И ведь тенцеция сия и до сих пор жива! Совсем недавно на радио Маяк услышал слово "мудрозвон", которым некто предложил заменить иностранное смартфон. забавное слово, но ещё забавнее то, что в самом этом предлодении, прозвучавшем как бы в полу-шутку, отражено извечное метание русской души: вроде как заимствовать всё иностранное плохо, теряем, мол, нашу русскость, но как только самую русскость мы пытаемся "во9вернуть и насадить", самим же становится смешно от того, насколько эта русскость нелепа.
Хотя надо отдать должное Велимиру Хлебникову, придумавшему слово "самолёт" - оно в полную силу зкменило слово аэроплан в нашеп языке. Видимо, потому, что было однородным уже устоявшимся словам пароход, паровоз, самокат... Но вот самокат не встал на место автомобиля.
По всей видимости, что избежать прямогг заимствования, русское слово должно быть очень органичным для современного языка, иначе будет смешная архаичность, как в шутке Белинского про хорошилище. Ну, там понятно, что именно эту искусственную архаичность он и высмеял. Она и сейчас смешна.
С переводом буддийских понятий и средневековые китайцы мучались - и многие слова оставляли без перевода (что позволяет сейчас лингвистам восстанавливать индийские оригиналы этих текстов). Известно, что при старательном переводе в этих текстах вдруг появлялись китайские слова со своим устойчивым значением, что порой меняло смысл текста. Например, хорошо известно, что перевод "Дхармы" как Дао зафиксировался во многих текстах чань-буддизма, и в результате мы имеем то, что имеем. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Пн 24 Янв 22, 13:01), всего редактировалось 1 раз
Вся проблема в том, что некоторые слова оставляют без перевода, из за чего они становятся чем то волшебным, даже сакральным. Проблем не будет если перевести самаддхи как экстаз ( религиозное исступление), шравак как «слушающих Писание», бодхисаттв как «развивающих сострадание».
Я всегда за то, чтобы подбирать подходящие и наименее наукообразные слова. Однако предложенное вами не будет ли весьма сужать смысл? Ведь самадхи - это и состояние сознания, и результат этого состояния, а бодхисаттва - отнюдь не только тот, кто учится состраданию, но вовсе даже совсем иное, когда речь идёт о противопоставлении с последователями "старой школы".
Все верно пишите. Только я хотел бы раскрыть этот вопрос еще глубже, так сказать с технической точки зрения.
Это не просто противостояние школ, это космическое противостояние, извечное и оно будет всегда, даже когда эта Вселенная исчезнет и возродится и появится что-то похожее на человека и откроются снова школы.
Существа, которые приняли обет бодхисаттвы, которые еще в пути, стараются не проваливаться в 3-ю дхьяну, а идут сразу в 4-ю и выше. Если кто провалился, то ему дается остаток этой жизни чтобы дойти до 4-й и выше.
В третью сверхпричинную сферу проваливаются по причине отклонения от пути развития высшего Бодхи. Неправильная медитация, а также рождение в хинаянской готре(много жизней шел путем малой колесницы).
Смысл в том, что пратьекабудды разрывают причинно-следственную связь и больше не смогут родиться в теле человека и не получат шанс достичь высших дхъян и высшего Бодхи. Поэтому считается, что они навсегда гасят сердце Бодхи.
Образно говоря, пратьекабудды сбежали от больших проблем связанных с перерождением, но остались с омраченным умом и застряли в сфере «не возникновения страдания».
Вот почему встающие на путь бодхисаттв должны желать перерождений и одновременно медитировать и стараться помогать ж.с. и ни желать убежать. Иначе сердце бодхи погаснет и они могут провалится в 3-ю дхьяну.
Когда идущий по пути бодхисаттв созреет, то он станет буддой. Пратьекабудды уже не станут буддами, если умрет их тело.
Путь шраваков это равитие готры(предрасположенности) к угасанию сердца Бодхи.
Вся проблема в том, что некоторые слова оставляют без перевода, из за чего они становятся чем то волшебным, даже сакральным. Проблем не будет если перевести самаддхи как экстаз ( религиозное исступление), шравак как «слушающих Писание», бодхисаттв как «развивающих сострадание».
Я всегда за то, чтобы подбирать подходящие и наименее наукообразные слова. Однако предложенное вами не будет ли весьма сужать смысл? Ведь самадхи - это и состояние сознания, и результат этого состояния, а бодхисаттва - отнюдь не только тот, кто учится состраданию, но вовсе даже совсем иное, когда речь идёт о противопоставлении с последователями "старой школы".
Так я не про слова, а понятия. Просто выразился не точно. Бодхисаттва или шравака это же не Лошадь Пржевальского, которую можно определить по морфологическим признакам.
Вот работает на рынке Иван какой нибудь. Чем он отличается от бодхисаттвы или шравака? Где грань меж ними. Так же между школами.
Некоторые правила вообще условны. Например архат достигнет нирваны за семь жизней. Это кто-то проверял? Можно брать секундомер?
Вся проблема в том, что некоторые слова оставляют без перевода, из за чего они становятся чем то волшебным, даже сакральным. Проблем не будет если перевести самаддхи как экстаз ( религиозное исступление), шравак как «слушающих Писание», бодхисаттв как «развивающих сострадание».
Я всегда за то, чтобы подбирать подходящие и наименее наукообразные слова. Однако предложенное вами не будет ли весьма сужать смысл? Ведь самадхи - это и состояние сознания, и результат этого состояния, а бодхисаттва - отнюдь не только тот, кто учится состраданию, но вовсе даже совсем иное, когда речь идёт о противопоставлении с последователями "старой школы".
Так я не про слова, а понятия. Просто выразился не точно. Бодхисаттва или шравака это же не Лошадь Пржевальского, которую можно определить по морфологическим признакам.
Вот работает на рынке Иван какой нибудь. Чем он отличается от бодхисаттвы или шравака? Где грань меж ними. Так же между школами.
Некоторые правила вообще условны. Например архат достигнет нирваны за семь жизней. Это кто-то проверял? Можно брать секундомер?
Понятие можно определить как "вкладываемое в слово определённое понимание". Вот разница того понимания, которое вкладывается в слово, и есть основная проблема, о которой я пытаюсь сказать. Лошадь Пржевальского - это конкретный термин, который не терпит разночтения. Чего нет в случае обсуждаемых слов, которые суть понятия с широким набором возможных вкладываемых смыслов.
Если мы, к примеру, переведём выражение "самадхи бодхисаттв в шесть раз превосходит самадхи шраваков" как "религиозный экстаз тех, кто случшает учителя, в шесть раз слабее экстаза тех, кто развивает сострадание", то это, вне всяких для меня сомнений, будет сильно искажать смысл и потребует тотального изменения содержания всех шести пунктов объяснения, поскольку в них нет соответствующего этому названию объяснения. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№598637Добавлено: Пн 24 Янв 22, 18:19 (3 года тому назад)
Этическая чистота и понимание взаимозависимости - дает преимущество в достижении счастья для живых существ, в отличии от слепой веры в других религиозных школах порой и заучивание ритуалистических бестолковых ритуалов: джапа по много кругов день (произношение) или театр (с жертвоприношениями или без).
Отсутствие броского механизма цепляния: свобода от тягостного и бестолкового опыта жизни как следствия Самомнения, - является практической реализацией счастья (свобода от Раев и Адов, иерархии и самомнений Брахмы или Мары).
Все идущие по пути Бодхисаттв и пути Арахантов - являются Благородными ариями. Стоит отметить Бодхисаттва - в тхераваде и бодхисаттва в Махаяне, разные понятия. А вот Бодхисаттва в Махаяне и Арахант в Тхераваде - приближены.
Сутты о Запредельной мудрости, рассматривается как медитативное созерцание, исчезают такие понятие, как Будда, Арахант, Бодхисаттва и прочее. Что идентично: Он (Будда или Арахант) не радуется Ниббане в тхераваде (так я слышал из ПК, Мн1).
№598638Добавлено: Пн 24 Янв 22, 20:32 (3 года тому назад)
Dr.Love
Цитата:
порой и заучивание ритуалистических бестолковых ритуалов: джапа по много кругов день (произношение) или театр (с жертвоприношениями или без).
Критерий «бестолковости» у вас размыт. Кто-то может посчитать бритьё налысо и ношение оранжевых платьев бестолковыми. Ведь какой смысл носить платья и светить чреслами когда сидишь на корточках?
Да и много чего бестолкового есть. Что же касается этики и взаимозависимости, то считаете их предельно достаточными? Многие соблюдают этику и вникают в причинную зависимость.
П.С. Неужели сосредоточение на дыхании лучше джапы?
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы