№596320Добавлено: Вс 26 Дек 21, 16:49 (3 года тому назад)Вопрос о понятиях "дукха" и "каруна"
Здравствуйте.
Никак не могу разобраться с понятием "дукха" и его дериватом "каруна". Традиционный русский перевод - "страдание" и "сострадание" упорно, и даже обсессивно подавляет христианско-европейской этической парадигмой. Слышишь слово "сострадание" и вот уже подтягивается понятие - "милосердие", распятие и скорбный лик святого. Слышишь "страдание" (в религиозном контексте) и вот уже какое-то знакомое эхо - образ терпеливого, но испытывающего непереносимые боли мученика христова.
Прежде всего, конечно, напирает негативный образ, но, в самом общем значении под словом "страдание" подразумеваются экстра-чувствительные/ментальные, крайние, острые формы "переживания" как такового, например - страдать по чему-то, например по "буддийскому учению", значит - "живо интересоваться", "слишком близко принимать к сердцу", грубое - "упарываться (по-хорошему))". Но, - иронию в сторону - даже если дело касается мощных чувственных экспрессий, то страдание - это известное неопределённое "боль-удовольствие" - переменная, в которой крайние полюсы снимаются друг другом, причём непрерывно.
К тому же, следует не забывать, что европейская этика достаточно далеко продвинулась именно в сознании "нравственного чувства", вплоть до интериоризированного императива, где уже нет необходимости в какой-либо идеологической, и даже философской принудиловке, что, насколько мне известно (а известно не так уж много), в буддийской ойкумене достигнуто не было. Ошибаюсь ли я? И если нет, то какими более - "техничными" что-ли - терминами можно было бы заменить слова "страдание" (дукха) и особенно - "сострадание" (каруна)? Заменить, дабы не зашориваться европейским шлейфом.
Прежде всего, конечно, напирает негативный образ, но, в самом общем значении под словом "страдание" подразумеваются экстра-чувствительные/ментальные, крайние, острые формы "переживания" как такового, например - страдать по чему-то, например по "буддийскому учению", значит - "живо интересоваться", "слишком близко принимать к сердцу", грубое - "упарываться (по-хорошему))". Но, - иронию в сторону - даже если дело касается мощных чувственных экспрессий, то страдание - это известное неопределённое "боль-удовольствие" - переменная, в которой крайние полюсы снимаются друг другом, причём непрерывно.
Неудовлетворенность это тоже дукха. Например, можно иметь чувственные удовольствия, но чувствовать неудовлетворенность. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
№596389Добавлено: Пн 27 Дек 21, 09:51 (3 года тому назад)
Karuṇā (करुणा, “kindness”) refers to one of the “four spiritual states” (brahmavihāra) as defined in the Dharma-saṃgraha (section 16).
Карунаа означает доброту и сочувственное отношение (simpathetic sentiment), а в индийской пластической драме так называется сочувсовенное выражение лица, когда глаза полукрыты, а зрачки направлены в точку перед носом - так принято изображать лицо Будды. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№596413Добавлено: Пн 27 Дек 21, 14:27 (3 года тому назад)
Цитата:
Карунаа означает доброту и сочувственное отношение (simpathetic sentiment), а в индийской пластической драме так называется сочувсовенное выражение лица, когда глаза полукрыты, а зрачки направлены в точку перед носом - так принято изображать лицо Будды.
Большое спасибо, вот этот момент и хотелось прояснить. Выходит, действительно близко к интернациональному пониманию, нет никаких подводных этимологических и автохтонных корней.
№596416Добавлено: Пн 27 Дек 21, 14:49 (3 года тому назад)
В том, чтобы увидеть в буддийском понятии "сострадание" созвучие с христианским, ничего страшного нет. Можно смело считать его синонимом милосердия в самом широком, межрелигиозном смысле, поскольку все мировые религии учат этому важнейшему для мирного сосуществования качеству. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№596431Добавлено: Пн 27 Дек 21, 18:46 (3 года тому назад)
Экалавья пишет:
мощных чувственных экспрессий
Каруна - это не эмоция и не чувство, а отношение. У первых брахмавихар вроде как природа адоша\не- [намерение] причинить вред. Намерение может быть только в уме, проявляться в речи или в действиях.
"Сочувствует" вам учитель, когда учит полезному. И не сочувствует - мамка, когда ничему полезному не учит, а размазывает сопли, волнуется, переживает и пр. На самом деле у последней клеши в эти моменты. Хотя она со-СТРАДАЕТ на 101%.
Экалавья пишет:
Заменить, дабы не зашориваться европейским шлейфом.
Выкидывайте всю переживательную сферу, которая как магнитом всех тянет. Тибетцев в том числе. у них там целые мануалы по проливанию слез. Буддизм не драматические актеры писали. А эквивалента вроде как и нет у нас. Ближе всего - добро, благо, holy work, action, kindness.
Compassion тоже не очень.
Buddha Abhidhamma пишет:
The wish to remove the sufferings of
others is its chief characteristic. It discards cruelty or wickedness
(dosa) which is its direct enemy. Its indirect enemy is grief
(domanassa).
Т.е. это деятельное отношение того, кто знает, к тем, кто не знает, а не сопереживание. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Выкидывайте всю переживательную сферу, которая как магнитом всех тянет. Тибетцев в том числе. у них там целые мануалы по проливанию слез.
Угасание эмоций есть благо, вытесняющее страдания и очищающее засаленную переживаниями ментальную сферу.
В буддизме нет слова "эмоция". Все ее прекращатели и преобразователи - каргокультисты, строящие деревянный самолет, который никогда не взлетит. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Выкидывайте всю переживательную сферу, которая как магнитом всех тянет. Тибетцев в том числе. у них там целые мануалы по проливанию слез.
Угасание эмоций есть благо, вытесняющее страдания и очищающее засаленную переживаниями ментальную сферу.
В буддизме нет слова "эмоция". Все ее прекращатели и преобразователи - каргокультисты, строящие деревянный самолет, который никогда не взлетит.
А как с эмоциями правильно обращаться на Ваш взгляд? _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
№596447Добавлено: Пн 27 Дек 21, 19:43 (3 года тому назад)
Духкха – это неприятное, неудовлетворительное. Махаянская же каруна – это в том смысле, что адепт практикует отрешение от всего (шаматху), подобно хинаянцам, но не впадает в полную отключку и тем самым как бы продолжает пребывать со всеми в локе. Я считаю, что это демагогия, потому что не было и нет такой фантастической, гипер-отрешенческой практики. Шаматха во всех направлениях выполняется одинаково, с сохранением ясности ума.
Выкидывайте всю переживательную сферу, которая как магнитом всех тянет. Тибетцев в том числе. у них там целые мануалы по проливанию слез.
Угасание эмоций есть благо, вытесняющее страдания и очищающее засаленную переживаниями ментальную сферу.
В буддизме нет слова "эмоция". Все ее прекращатели и преобразователи - каргокультисты, строящие деревянный самолет, который никогда не взлетит.
Возможно, но в русском языке есть такое понятие, как эмоциональные реакции. И не важно, как называть реакции, зависящие от клеш или ещё от чего, ведь смысл от этого не меняется. А то ведь так можно подумать, что самолёт деревянный от того, что без знания санскрита и пали каких-либо арийских плодов ждать абсолютно бессмысленно.
№596454Добавлено: Пн 27 Дек 21, 21:03 (3 года тому назад)
Цитата:
Т.е. это деятельное отношение того, кто знает, к тем, кто не знает, а не сопереживание.
А вот это уже существенное уточнение. То есть, буддийская каруна - это не театральная маска "со-" и дальше по списку, не продолжение чувства себя в другом по классике (жалею себя самого в другом, а другого в себе самом, который и здесь и там есть Я сам), а, размыкание этого порочного тождества дистанцией, необходимой для действительного проявления каруны. Иначе - "сопереживание" - не "само-со-переживание", а способствование "прозрению" другого, в чём и есть суть "деятельное отношение"? Остаётся только единственный перманентный вопрос - "каков мотив", но это уже несколько иная история.
Т.е. это деятельное отношение того, кто знает, к тем, кто не знает, а не сопереживание.
А вот это уже существенное уточнение. То есть, буддийская каруна - это не театральная маска "со-" и дальше по списку, не продолжение чувства себя в другом по классике (жалею себя самого в другом, а другого в себе самом, который и здесь и там есть Я сам), а, размыкание этого порочного тождества дистанцией, необходимой для действительного проявления каруны. Иначе - "сопереживание" - не "само-со-переживание", а способствование "прозрению" другого, в чём и есть суть "деятельное отношение"?
AKB пишет:
– “I pay homage,” by respectfully bowing my head, “to this teacher of truth” [tasmai namaskṛtya
yathā’rthaśāstre]:20 teacher of truth, because he teaches, without error [aviparīta], in conformity with
reality or with that which exists [yathārtha].
By thus qualifying the Fortunate One, the author shows the method [upāya] by which the Fortunate
One benefits others. It is by the teaching [śāsana] of what is truly real [yathābhūta] that the Fortunate
One, the teacher, has drawn the world out from the mire of cyclic existence, [2 a] and not by virtue
[prabhāva] of supernormal accomplishments [ṛddhi] or of the granting of boons [varapradāna].
Высшая каруна у будд, помимо этого есть каруна необычными способностями или дарами. Про "сопереживать" - это какое-то *** без задач. У меня есть версия, почему в Западном обществе и в Тибете отношения между людьми вылились в такое. В Тибете прасангикой уничтожили познание, а на Западе оно релятивистское. Итого: в арсенале ничего нет помимо пустопорожней болтовни и неопределенности. Соответственно, остается сострадать, переживать, сочувствовать и пр.
Остаётся только единственный перманентный вопрос - "каков мотив", но это уже несколько иная история.
Мотив самый простой - общность людей без знания скатывается. Среди дикарей никто не хочет жить. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
№596634Добавлено: Чт 30 Дек 21, 16:13 (3 года тому назад)
Будда учил так: есть kusala и akusala dhamma/kamma, то есть полезные и бесполезные-вредные мысли/деяния. И что полезно? То, что приносит благо тебе и другим, то, что идёт на благо человеку и обществу.
В ответ на вопрос царя Пасенадита о том, какова самая главная kusala dhammo, Бхагават ответил - appamatta, что буквально означает качество, противоположное беспечности. По-английски это vigilance or carefulness. По-русски это можно передать старым словом "радетельность" (радеть - проявлять внимание и заботу) или более современным выражением "благоразумие".
Именно благоразумие служит основой для всех благих мыслей и действий, в том числе и каруны (учитывая этимологический корень этого слова, его значение буквально передаётся русским понятием "жалость"), то есть жалостливого, милосердного отношения к тем, кто умственно и душевно слаб, глуп, и потому зол или жаден.
Каруна - это жалость к падшим. Как в русских сказках, где добрый умный человек, сжалившись над дураком, помогает ему.
Жалость как признак человечности, доброты и ума - вот что такое махакаруна в индийском буддизме. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы