|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№445319Добавлено: Ср 10 Окт 18, 18:21 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Мне понравился тот сюжетный поворот, когда сперва препятствие в поиске новых монахов разъяснялось действиями неких богов, которые якобы охраняют порядок в мирах дхьян, и наказывают за нарушение определенных негласных правил, а потом это всё оказалось действием "игуаны" с целью заполучения жениха. Да, это было забавно. Я ждал ещё таких "раскрытий", но автор решил не увлекаться этим.
На следующем уровне этот сюжет мог бы разматываться таким образом: оказалось бы, что Игуана - это и есть нечто вроде стража, который следит, чтобы в рупа-локи не проникали существа с неблагими помыслами. Но это, конечно, если вообще играть в такую игру ума.
Это был бы не следующий уровень, а дно. Смысл - в демистификации и атеизме, ирония над идеей о высших надзирающих существ.
Как-то Игуана и её магия с "демистификацией и атеизмом" не очень вяжется. Или Вы под "высшим надзирающим существом" имеете в виду тот квадратный круг, который сконструировала (попыталась сконструировать) мейнстримная теология авраамических религий? Но такое "существо" там, очевидно, и не имелось в виду. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: КИ, Just process |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 48708
|
№445320Добавлено: Ср 10 Окт 18, 18:28 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Как-то Игуана и её магия с "демистификацией и атеизмом" не очень вяжется.
По сравнению с богами, надзирающими за мирами дхьян, уровень мистицизма и теизма тут раз в 10 меньше. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
Just process Гость
|
№445322Добавлено: Ср 10 Окт 18, 18:44 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: Мне понравился тот сюжетный поворот, когда сперва препятствие в поиске новых монахов разъяснялось действиями неких богов, которые якобы охраняют порядок в мирах дхьян, и наказывают за нарушение определенных негласных правил, а потом это всё оказалось действием "игуаны" с целью заполучения жениха. Да, это было забавно. Я ждал ещё таких "раскрытий", но автор решил не увлекаться этим.
На следующем уровне этот сюжет мог бы разматываться таким образом: оказалось бы, что Игуана - это и есть нечто вроде стража, который следит, чтобы в рупа-локи не проникали существа с неблагими помыслами. Но это, конечно, если вообще играть в такую игру ума.
Это был бы не следующий уровень, а дно. Смысл - в демистификации и атеизме, ирония над идеей о высших надзирающих существ.
Как-то Игуана и её магия с "демистификацией и атеизмом" не очень вяжется. Или Вы под "высшим надзирающим существом" имеете в виду тот квадратный круг, который сконструировала (попыталась сконструировать) мейнстримная теология авраамических религий? Но такое "существо" там, очевидно, и не имелось в виду.
Этот «квадратный круг» вроде и в буддизме есть.
Вот же:
Когда так было сказано, Брахма Бака обратился ко мне: «Почтенный, я говорю о постоянном как о постоянном, о неизменном как о неизменном, о вечном как о вечном, о цельном как о цельном, о том, что не подвержено исчезновению, как о том, что не подвержено исчезновению; о том, где ты ни рождаешься, ни стареешь, ни умираешь, ни исчезаешь, ни перерождаешься, как о том, где ты ни рождаешься… ни перерождаешься; и когда нет другого спасения за пределами этого, я говорю, что нет другого спасения за пределами этого. До тебя, в прежние времена, монах, в мире были жрецы и отшельники, чья аскеза длилась столько, сколько длится вся твоя жизнь. Когда было другое спасение за пределами этого, они знали, что есть другое спасение за пределами этого. Когда не было другого спасения за пределами этого, они знали, что нет другого спасения за пределами этого. И, монах, я говорю тебе так: Ты не найдёшь какого-либо другого спасения за пределами этого, и со временем пожнёшь только усталость и досаду. Если будешь держаться за землю, ты будешь рядом со мной, в моём владении, ведь я повелеваю и наказываю. Если ты будешь держаться за воду… огонь… воздух… существ… богов… Паджапати… Брахму, ты будешь рядом со мной, в моём владении, ведь я повелеваю и наказываю».( МН 49) |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№445323Добавлено: Ср 10 Окт 18, 18:47 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Как-то Игуана и её магия с "демистификацией и атеизмом" не очень вяжется.
По сравнению с богами, надзирающими за мирами дхьян, уровень мистицизма и теизма тут раз в 10 меньше.
Боги, надзирающие за мирами дхьян (существование которых предполагают персонажи романа) - это, очевидно, не демиурги, но существа, обладающие большими силами.
Игуана (в пространстве романа - не просто предполагаемая, а данная как реальность) - обладает огромными силами, но демиургом, очевидно, тоже не является (в то, что она демиург, даже сами "охотницы" не слишком верят - хотя их мифология допускает такую интерпретацию). ИМХО, сложно оценить, в ком из этих мифологических персонажей тут "мистицизма" больше, а в ком меньше. _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Ср 10 Окт 18, 18:49), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 48708
|
№445325Добавлено: Ср 10 Окт 18, 18:49 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: Как-то Игуана и её магия с "демистификацией и атеизмом" не очень вяжется.
По сравнению с богами, надзирающими за мирами дхьян, уровень мистицизма и теизма тут раз в 10 меньше.
Боги, надзирающие за мирами дхьян (существование которых предполагают персонажи романа) - это, очевидно, не демиурги, но существа, обладающие большими силами.
Игуана (в пространстве романа - не просто предполагаемая, а данная как реальность) - обладает огромными силами, но демиургом, очевидно, тоже не является (в то, что она демиург, даже сами "охотницы" не слишком верят - хотя их мифология допускает такую интерпретацию). ИМХО, сложно оценить, в ком из этих мифологических персонажей тут "мистицизма" больше, а где меньше.
Мы с вами понимаем совершенно разное под этими понятиями. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№445328Добавлено: Ср 10 Окт 18, 19:05 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: Как-то Игуана и её магия с "демистификацией и атеизмом" не очень вяжется.
По сравнению с богами, надзирающими за мирами дхьян, уровень мистицизма и теизма тут раз в 10 меньше.
Боги, надзирающие за мирами дхьян (существование которых предполагают персонажи романа) - это, очевидно, не демиурги, но существа, обладающие большими силами.
Игуана (в пространстве романа - не просто предполагаемая, а данная как реальность) - обладает огромными силами, но демиургом, очевидно, тоже не является (в то, что она демиург, даже сами "охотницы" не слишком верят - хотя их мифология допускает такую интерпретацию). ИМХО, сложно оценить, в ком из этих мифологических персонажей тут "мистицизма" больше, а где меньше.
Мы с вами понимаем совершенно разное под этими понятиями.
Разумеется, что разное. Я даже не понимаю, о каких именно понятиях Вы говорите в реплике, на которую я сейчас отвечаю. "Мистицизм" и "теизм"? Или о каких-то других? _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 48708
|
№445330Добавлено: Ср 10 Окт 18, 19:23 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: Как-то Игуана и её магия с "демистификацией и атеизмом" не очень вяжется.
По сравнению с богами, надзирающими за мирами дхьян, уровень мистицизма и теизма тут раз в 10 меньше.
Боги, надзирающие за мирами дхьян (существование которых предполагают персонажи романа) - это, очевидно, не демиурги, но существа, обладающие большими силами.
Игуана (в пространстве романа - не просто предполагаемая, а данная как реальность) - обладает огромными силами, но демиургом, очевидно, тоже не является (в то, что она демиург, даже сами "охотницы" не слишком верят - хотя их мифология допускает такую интерпретацию). ИМХО, сложно оценить, в ком из этих мифологических персонажей тут "мистицизма" больше, а где меньше.
Мы с вами понимаем совершенно разное под этими понятиями.
Разумеется, что разное. Я даже не понимаю, о каких именно понятиях Вы говорите в реплике, на которую я сейчас отвечаю. "Мистицизм" и "теизм"? Или о каких-то других?
Посмотрите словарные значения терминов. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№445331Добавлено: Ср 10 Окт 18, 19:31 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: Как-то Игуана и её магия с "демистификацией и атеизмом" не очень вяжется.
По сравнению с богами, надзирающими за мирами дхьян, уровень мистицизма и теизма тут раз в 10 меньше.
Боги, надзирающие за мирами дхьян (существование которых предполагают персонажи романа) - это, очевидно, не демиурги, но существа, обладающие большими силами.
Игуана (в пространстве романа - не просто предполагаемая, а данная как реальность) - обладает огромными силами, но демиургом, очевидно, тоже не является (в то, что она демиург, даже сами "охотницы" не слишком верят - хотя их мифология допускает такую интерпретацию). ИМХО, сложно оценить, в ком из этих мифологических персонажей тут "мистицизма" больше, а где меньше.
Мы с вами понимаем совершенно разное под этими понятиями.
Разумеется, что разное. Я даже не понимаю, о каких именно понятиях Вы говорите в реплике, на которую я сейчас отвечаю. "Мистицизм" и "теизм"? Или о каких-то других?
Посмотрите словарные значения терминов.
Посмотрел. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/731/%D0%9C%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%98%D0%A6%D0%98%D0%97%D0%9C
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1203/%D0%A2%D0%95%D0%98%D0%97%D0%9C
Мистицизмом можно считать и веру в богов, охраняющих джханы, и веру в Игуану. Теизмом - ни то, ни другое. Ваш тезис по-прежнему остаётся для меня не ясным. Может быть, это свидетельствует о моей тупости. Может быть - о Вашем нежелании его сколько-нибудь развернуто изложить. Какой бы из этих двух вариантов Вы ни выбрали, я спорить не буду. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 48708
|
№445333Добавлено: Ср 10 Окт 18, 19:35 (6 лет тому назад) |
|
|
|
МИСТИЦИЗМ
(от греч. μυστικός – таинственный) – в широком смысле истолкование явлений природы и общества как имеющих в своей основе таинственное, необъяснимое, сверхъестеств. начало.
Теизм — (греч. theos – Бог) – религиозно философское учение, признающее существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы.
Боги-надзиратели - это прямая калька с Бога-надзирателя. Объяснение всего непонятного действием верховного надзирателя - теизм. Это непонятно? _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№445334Добавлено: Ср 10 Окт 18, 19:38 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Боги-надзиратели - это прямая калька с Бога-надзирателя. Непонятно?
Я бы скорее предположил, что это так в сознании персонажей Пелевина преломились отрывочные сведения о дхармапалах. Там же нигде не говорится, что эти надзиратели обладают теми свойствами, которые авраамические теологии приписывают единому Богу. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 48708
|
№445335Добавлено: Ср 10 Окт 18, 19:41 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Боги-надзиратели - это прямая калька с Бога-надзирателя. Непонятно?
Я бы скорее предположил, что это так в сознании персонажей Пелевина преломились отрывочные сведения о дхармапалах. Там же нигде не говорится, что эти надзиратели обладают теми свойствами, которые авраамические теологии приписывают единому Богу.
Разница только в единственном и множественном числе - непонятное объясняется действием непонятных и всемогущих высших сил. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
Си-ва-кон སྲི་བ་དཀོན
Зарегистрирован: 19.12.2014 Суждений: 7229
|
№445338Добавлено: Ср 10 Окт 18, 19:49 (6 лет тому назад) |
|
|
|
КИ, не с целью спорить, просто уточнить.
"таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы".
"таинственным образом" = "мистическим образом"? ( μυστικός)
Бог в теизме - не обязательно бог-творец? Чем он тогда от мага будет отличаться?
Атеизм, насколько понимаю - отрицание бога-творца _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30518
|
№445343Добавлено: Ср 10 Окт 18, 20:00 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: В книге ПВО проводит (в общем-то ожидаемое от него) сопоставление кастанедовского нео-шаманизма с буддийскими медитативными практиками. Его герои (Таня и саядо Ан) обладают способностью выходить в некое психическое пространство, в котором "видят" психическую действительность других людей. При этом автор чётко определяет их как "входящих" в это пространство как бы "с разных сторон" и воспринимающих друг друга как чуждых друг другу.
Что вы думаете об этом сопоставлении?
Если бы имел опыт такого визионерства, может быть, думал бы что-нибудь. А так - ничего об этом не думаю Видимо, за много лет всё-таки удалось приучиться не думать о том, о чём не имею сведений, достаточных для достоверного суждения. У ПВО монах-медитатор и шаманка "проникают" в одно и то же психическое пространство, но как бы разными средствами. Что за символ или аллегорию вы видите в этом сюжете?
Честно говоря, мне не приходило в голову искать в этом символ или аллегорию. Ничуть не в большей мере, чем например, в том обстоятельстве, что саядо Ан приезжал и жил какое-то время на яхте Фёдора - и Татьяна потом, судя по разговору, тоже приезжает и живёт на яхте Фёдора. Монахи принимают приглашение сильных мира сего и прибывают в их дворцы для "дарования Дхармы" - это вполне традиционный сюжет. А вот то, что дворцы эти плавают в море-окияне - это как раз весьма явная аллегория. Не случайно завершается повесть о Фёдоре Пролетаеве его рассуждением о том, что он стремится не к тому берегу, на который мог бы привести его саядо Ан. Такого рода символизма у ПВО всегда много.
Сюжет с проникновениями шаманки и монаха в психосферу - это тоже символизм, причём отвечающий одной важной концепции, которую подметил Анатарадхана. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№445344Добавлено: Ср 10 Окт 18, 20:09 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: В книге ПВО проводит (в общем-то ожидаемое от него) сопоставление кастанедовского нео-шаманизма с буддийскими медитативными практиками. Его герои (Таня и саядо Ан) обладают способностью выходить в некое психическое пространство, в котором "видят" психическую действительность других людей. При этом автор чётко определяет их как "входящих" в это пространство как бы "с разных сторон" и воспринимающих друг друга как чуждых друг другу.
Что вы думаете об этом сопоставлении?
Если бы имел опыт такого визионерства, может быть, думал бы что-нибудь. А так - ничего об этом не думаю Видимо, за много лет всё-таки удалось приучиться не думать о том, о чём не имею сведений, достаточных для достоверного суждения. У ПВО монах-медитатор и шаманка "проникают" в одно и то же психическое пространство, но как бы разными средствами. Что за символ или аллегорию вы видите в этом сюжете?
Честно говоря, мне не приходило в голову искать в этом символ или аллегорию. Ничуть не в большей мере, чем например, в том обстоятельстве, что саядо Ан приезжал и жил какое-то время на яхте Фёдора - и Татьяна потом, судя по разговору, тоже приезжает и живёт на яхте Фёдора. Монахи принимают приглашение сильных мира сего и прибывают в их дворцы для "дарования Дхармы" - это вполне традиционный сюжет. А вот то, что дворцы эти плавают в море-окияне - это как раз весьма явная аллегория. Не случайно завершается повесть о Фёдоре Пролетаеве его рассуждением о том, что он стремится не к тому берегу, на который мог бы привести его саядо Ан. Такого рода символизма у ПВО всегда много.
Сюжет с проникновениями шаманки и монаха в психосферу - это тоже символизм, причём отвечающий одной важной концепции, которую подметил Анатарадхана.
ИМХО, океан - это не совсем то, что поток (через который переправляются на плоте Дхаммы, чтобы оказаться на другом берегу). Но, может быть, этот смысл тут и есть. Хотя океан был бы более уместен в традиционной иудеохристианской метафоре о бушующем море (= силы зла) в котором на поверхности удерживается ковчег спасения. Но Пелевин явно не об этом пишет.
Что касается психосферы - зачем обязательно рассматривать как символизм то, что является описанием определенных психологических опытов? То есть, конечно, я не против - можно рассматривать. А можно и нет. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Чайная |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 След.
|
Страница 16 из 22 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|