Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Разговор об Анапанасати сутте (MN118)

Страницы Пред.  1, 2
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Рената
Гость





439793СообщениеДобавлено: Пт 07 Сен 18, 13:20 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:

2.1. Вот аспект, на котором я только и настаиваю в этой дискуссии: факторы, которые Будда рекомендует воспринимать/испытывать (paṭisaṁvedeti) и созерцать (anupassati) возникают в ходе самой практики успокоения ума, и в ходе неё самой, одновременно с ней, они и наблюдаются.
Согласна, именно об этом в суттах и говорится. Просто у меня пока что дальше восторга дело не идет, поэтому пользуюсь тем, что есть. А есть достаточно четкое восприятие, которое сохраняется некоторое время после медитации (что-то и на повседневную жизнь остается, но уже не в той концентрации). Вот и стараюсь его использовать.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30518

439808СообщениеДобавлено: Пт 07 Сен 18, 14:40 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената пишет:
Сеня пишет:



Не бывает неправильного самадхи.
Согласна с вами. Никак нельзя неправильно очистить почву от корней и сорняков. Можно очистить недостаточно хорошо и можно очистив, ничем не засеять (или засеять чем-то не тем).
Верно. Это и названо неправильным самадхи. Это, собственно, ответ вам и Сене.
Есть ещё один известный афоризм о том, что "нет джханы без мудрости, нет мудрости без джханы". Это к вопросу о необходимости развития джхан на буддийском пути.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Рената
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

439809СообщениеДобавлено: Пт 07 Сен 18, 14:43 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената пишет:
empiriocritic_1900 пишет:

2.1. Вот аспект, на котором я только и настаиваю в этой дискуссии: факторы, которые Будда рекомендует воспринимать/испытывать (paṭisaṁvedeti) и созерцать (anupassati) возникают в ходе самой практики успокоения ума, и в ходе неё самой, одновременно с ней, они и наблюдаются.
Согласна, именно об этом в суттах и говорится. Просто у меня пока что дальше восторга дело не идет, поэтому пользуюсь тем, что есть. А есть достаточно четкое восприятие, которое сохраняется некоторое время после медитации (что-то и на повседневную жизнь остается, но уже не в той концентрации). Вот и стараюсь его использовать.

Если всё время не терять бдительности (а возвращение внимания к каждому вдоху и к каждому выдоху - хорошее для этого средство), то видно и то, как восторг возникает. Видно, что он тоже является автоматической ментальной реакцией. Увидев это, помнить об этом, и продолжать неуклонно возвращать внимание к каждому вдоху и выдоху - и тогда нет увлечения восторгом. А когда нет увлечения восторгом, он как появляется, так, затем, и успокаивается.

_________________
Границы мира - это границы языка


Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Пт 07 Сен 18, 15:10), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: German
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената
Гость





439820СообщениеДобавлено: Пт 07 Сен 18, 15:50 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

Верно. Это и названо неправильным самадхи. Это, собственно, ответ вам и Сене.
Есть ещё один известный афоризм о том, что "нет джханы без мудрости, нет мудрости без джханы". Это к вопросу о необходимости развития джхан на буддийском пути.
Ну как же "нет джханы без мудрости"? Небуддийская джхана вполне себе джхана без мудрости. Вторая часть афоризма тоже частично неверна, т.к. в ПК есть случаи достижения арийских состояний без джхан. Другое дело, что у тех немногочисленных счастливчиков, которые обрели мудрость без долгих тренировок, была хорошая камма, которой у нас скорее всего нет.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, MeERROR
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

439825СообщениеДобавлено: Пт 07 Сен 18, 16:04 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената пишет:
в ПК есть случаи достижения арийских состояний без джхан

Вот именно с такой формулировкой? Чтобы было написано: "хотя Иванов никогда в жизни не достигал джхан, он, тем не менее, достиг таких-то благородных плодов"? Я вот именно таких прямолинейных указаний не встречал.

Другое дело, что в ПК не просто "есть случаи", а масса случаев вступления в поток обычных мирян (не отшельников, не монахов, не полу-монахов, не аскетов - а просто соблюдающих пять правил нравственности). О них можно сказать с высокой степенью уверенности, что устойчивого вхождения и пребывания в джханах у них быть не может. Однако, и не имея устойчивого вхождения и пребывания в джханах, они вполне могли "время от времени" ("kālena kālaṃ" - как это говорится обычно о медитирующих мирянах - ср. AN5.176, MN51) заниматься успокоением ума, заниматься сатипаттханами, и т.п.

Это я к тому говорю, что "достижение арийских состояний без джхан" и "достижение арийских состояний без бхаваны" - это разные вещи. Я не помню, чтобы об этом говорилось прямо, но по косвенным данным склоняюсь к мысли, что достижение арийских плодов (как минимум, вступления в поток) без устойчивого пребывания в джханах - это вполне вероятная ситуация, а вот достижение арийских плодов вообще без бхаваны, без практики успокоения ума и отслеживания феноменов - весьма маловероятно.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
MeERROR



Зарегистрирован: 15.08.2016
Суждений: 398
Откуда: Отсюда

439854СообщениеДобавлено: Пт 07 Сен 18, 22:51 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената пишет:
Горсть листьев пишет:

Верно. Это и названо неправильным самадхи. Это, собственно, ответ вам и Сене.
Есть ещё один известный афоризм о том, что "нет джханы без мудрости, нет мудрости без джханы". Это к вопросу о необходимости развития джхан на буддийском пути.
Ну как же "нет джханы без мудрости"? Небуддийская джхана вполне себе джхана без мудрости. Вторая часть афоризма тоже частично неверна, т.к. в ПК есть случаи достижения арийских состояний без джхан. Другое дело, что у тех немногочисленных счастливчиков, которые обрели мудрость без долгих тренировок, была хорошая камма, которой у нас скорее всего нет.
Дхаммапада: 372. см. комментарий.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12640

439881СообщениеДобавлено: Сб 08 Сен 18, 10:56 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:


Это я к тому говорю, что "достижение арийских состояний без джхан" и "достижение арийских состояний без бхаваны" - это разные вещи. Я не помню, чтобы об этом говорилось прямо, но по косвенным данным склоняюсь к мысли, что достижение арийских плодов (как минимум, вступления в поток) без устойчивого пребывания в джханах - это вполне вероятная ситуация, а вот достижение арийских плодов вообще без бхаваны, без практики успокоения ума и отслеживания феноменов - весьма маловероятно.
Согласна. Ничего хорошего не получится без собранности ума. Собранность ума достигается медитацией. Совершенная собранность ума достигается джханами. Хорошая фигура достигается правильным питанием и физическими нагрузками. Однако есть люди, которые благодаря своей благой камме обладают хорошей фигурой без каких бы то ни было усилий. То же и с собранностью ума. Вот именно такие люди, надо думать, обретали благородные плоды (хотя бы плод сотапаны), прослушав одну только проповедь Будды. Нам же, учитывая время и место нашего рождения, обольщаться по поводу наличия очень уж благой каммы не стоит.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

439883СообщениеДобавлено: Сб 08 Сен 18, 11:08 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
empiriocritic_1900 пишет:


Это я к тому говорю, что "достижение арийских состояний без джхан" и "достижение арийских состояний без бхаваны" - это разные вещи. Я не помню, чтобы об этом говорилось прямо, но по косвенным данным склоняюсь к мысли, что достижение арийских плодов (как минимум, вступления в поток) без устойчивого пребывания в джханах - это вполне вероятная ситуация, а вот достижение арийских плодов вообще без бхаваны, без практики успокоения ума и отслеживания феноменов - весьма маловероятно.
Согласна. Ничего хорошего не получится без собранности ума. Собранность ума достигается медитацией. Совершенная собранность ума достигается джханами. Хорошая фигура достигается правильным питанием и физическими нагрузками. Однако есть люди, которые благодаря своей благой камме обладают хорошей фигурой без каких бы то ни было усилий. То же и с собранностью ума. Вот именно такие люди, надо думать, обретали благородные плоды (хотя бы плод сотапаны), прослушав одну только проповедь Будды. Нам же, учитывая время и место нашего рождения, обольщаться по поводу наличия очень уж благой каммы не стоит.

Всё-таки должен подчеркнуть ту сторону вопроса, которую Вы обходите - не нужно забывать, что в Типитаке содержатся определенные указания: вступление в поток предполагает полное, безвозвратное отбрасывание саккая-диттхи, и ясное видение и понимание зависимого возникновения (о последнем говорится в AN10.92). А это одним только успокоением ума не достигается. Для этого нужно отслеживать, замечать, видеть, как [ментальные] феномены возникают и исчезают в зависимости друг от друга. Nota bene! Я не отрицаю, что некоторая степень успокоения ума для этого необходима - иначе удержать внимание на наблюдении феноменов просто не получится. Но необходимое условие - это не то же самое, что достаточное условие.

Для наблюдения феноменов внимание должно быть настолько сконцентрированным, чтобы поддерживаться в состоянии бдительности - но не настолько, чтобы вообще ничего не замечать, кроме одной точки.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
German
заблокирован


Зарегистрирован: 31.05.2018
Суждений: 1308

458443СообщениеДобавлено: Вт 27 Ноя 18, 00:48 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Да, практик замечает (pajānāti), когда делает вдох и когда делает выдох; замечает, когда вдох/выдох долгий, а когда короткий. Таким образом, он наблюдает/познаёт (paṭisaṁvedeti) весь процесс дыхания. Другими словами, он обращает на вдохи и выдохи тщательное внимание (sādhukaṃ manasikāraṃ). И, поддерживая внимание сосредоточенным на отслеживании вдохов и выдохов, он успокаивает (passambhati), и телесные процессы (kāyasaṅkhāra) и ментальные процессы (cittasaṅkhāra).

Но при этом его внимание отнюдь не поглощается полностью какой-то одной точкой. Он продолжает воспринимать, узнавать ( paṭisaṁvedeti) те переживания и те состояния ума, которые возникают в процессе самой практики. Так, он замечает, как в ходе практики возникают восторг (pīti)  и блаженство (sukha). Он замечает, что сама практика радует (pamodati) ум, то есть приводит к тому, что он охвачен радостью (pāmujja). Но, поскольку при этом он продолжает удерживать внимание на вдохах и выдохах, восторг, блаженство, радость, как возникают, так и успокаиваются, и ум делается сосредоточенным. Наступление сосредоточенности практик тоже замечает, продолжая при этом удерживать внимание на вдохах и выдохах. И тогда, продолжая удерживать внимание на вдохах и выдохах, он испытывает освобождение ума. А именно, продолжая отслеживать внимание на вдохах и выдохах, он созерцает (anupassati) непостоянство (anicca) - то есть видит, что в ходе и в результате самой практики ментальные состояния возникают и исчезают.

Практик замечает, наблюдает, познаёт - но как это ему возможно пережить? Есть только процессы, не имеющие к человеку ровным счётом никакого отношения. Дхаммы есть (видджамана), а человека нет (авидджамана).


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

458492СообщениеДобавлено: Вт 27 Ноя 18, 09:10 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

German пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Да, практик замечает (pajānāti), когда делает вдох и когда делает выдох; замечает, когда вдох/выдох долгий, а когда короткий. Таким образом, он наблюдает/познаёт (paṭisaṁvedeti) весь процесс дыхания. Другими словами, он обращает на вдохи и выдохи тщательное внимание (sādhukaṃ manasikāraṃ). И, поддерживая внимание сосредоточенным на отслеживании вдохов и выдохов, он успокаивает (passambhati), и телесные процессы (kāyasaṅkhāra) и ментальные процессы (cittasaṅkhāra).

Но при этом его внимание отнюдь не поглощается полностью какой-то одной точкой. Он продолжает воспринимать, узнавать ( paṭisaṁvedeti) те переживания и те состояния ума, которые возникают в процессе самой практики. Так, он замечает, как в ходе практики возникают восторг (pīti)  и блаженство (sukha). Он замечает, что сама практика радует (pamodati) ум, то есть приводит к тому, что он охвачен радостью (pāmujja). Но, поскольку при этом он продолжает удерживать внимание на вдохах и выдохах, восторг, блаженство, радость, как возникают, так и успокаиваются, и ум делается сосредоточенным. Наступление сосредоточенности практик тоже замечает, продолжая при этом удерживать внимание на вдохах и выдохах. И тогда, продолжая удерживать внимание на вдохах и выдохах, он испытывает освобождение ума. А именно, продолжая отслеживать внимание на вдохах и выдохах, он созерцает (anupassati) непостоянство (anicca) - то есть видит, что в ходе и в результате самой практики ментальные состояния возникают и исчезают.

Практик замечает, наблюдает, познаёт - но как это ему возможно пережить? Есть только процессы, не имеющие к человеку ровным счётом никакого отношения. Дхаммы есть (видджамана), а человека нет (авидджамана).

Вам уже сто раз объясняли различие между саммути и параматтха.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: German
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30518

458501СообщениеДобавлено: Вт 27 Ноя 18, 09:44 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

German пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Да, практик замечает (pajānāti), когда делает вдох и когда делает выдох; замечает, когда вдох/выдох долгий, а когда короткий. Таким образом, он наблюдает/познаёт (paṭisaṁvedeti) весь процесс дыхания. Другими словами, он обращает на вдохи и выдохи тщательное внимание (sādhukaṃ manasikāraṃ). И, поддерживая внимание сосредоточенным на отслеживании вдохов и выдохов, он успокаивает (passambhati), и телесные процессы (kāyasaṅkhāra) и ментальные процессы (cittasaṅkhāra).

Но при этом его внимание отнюдь не поглощается полностью какой-то одной точкой. Он продолжает воспринимать, узнавать ( paṭisaṁvedeti) те переживания и те состояния ума, которые возникают в процессе самой практики. Так, он замечает, как в ходе практики возникают восторг (pīti)  и блаженство (sukha). Он замечает, что сама практика радует (pamodati) ум, то есть приводит к тому, что он охвачен радостью (pāmujja). Но, поскольку при этом он продолжает удерживать внимание на вдохах и выдохах, восторг, блаженство, радость, как возникают, так и успокаиваются, и ум делается сосредоточенным. Наступление сосредоточенности практик тоже замечает, продолжая при этом удерживать внимание на вдохах и выдохах. И тогда, продолжая удерживать внимание на вдохах и выдохах, он испытывает освобождение ума. А именно, продолжая отслеживать внимание на вдохах и выдохах, он созерцает (anupassati) непостоянство (anicca) - то есть видит, что в ходе и в результате самой практики ментальные состояния возникают и исчезают.

Практик замечает, наблюдает, познаёт - но как это ему возможно пережить? Есть только процессы, не имеющие к человеку ровным счётом никакого отношения. Дхаммы есть (видджамана), а человека нет (авидджамана).
Есть переживание, нет переживающего. Есть страдание, нет страдающего. Есть путь, нет идущего по пути.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: German
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
German
заблокирован


Зарегистрирован: 31.05.2018
Суждений: 1308

458757СообщениеДобавлено: Вт 27 Ноя 18, 21:11 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
German пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Да, практик замечает (pajānāti), когда делает вдох и когда делает выдох; замечает, когда вдох/выдох долгий, а когда короткий. Таким образом, он наблюдает/познаёт (paṭisaṁvedeti) весь процесс дыхания. Другими словами, он обращает на вдохи и выдохи тщательное внимание (sādhukaṃ manasikāraṃ). И, поддерживая внимание сосредоточенным на отслеживании вдохов и выдохов, он успокаивает (passambhati), и телесные процессы (kāyasaṅkhāra) и ментальные процессы (cittasaṅkhāra).

Но при этом его внимание отнюдь не поглощается полностью какой-то одной точкой. Он продолжает воспринимать, узнавать ( paṭisaṁvedeti) те переживания и те состояния ума, которые возникают в процессе самой практики. Так, он замечает, как в ходе практики возникают восторг (pīti)  и блаженство (sukha). Он замечает, что сама практика радует (pamodati) ум, то есть приводит к тому, что он охвачен радостью (pāmujja). Но, поскольку при этом он продолжает удерживать внимание на вдохах и выдохах, восторг, блаженство, радость, как возникают, так и успокаиваются, и ум делается сосредоточенным. Наступление сосредоточенности практик тоже замечает, продолжая при этом удерживать внимание на вдохах и выдохах. И тогда, продолжая удерживать внимание на вдохах и выдохах, он испытывает освобождение ума. А именно, продолжая отслеживать внимание на вдохах и выдохах, он созерцает (anupassati) непостоянство (anicca) - то есть видит, что в ходе и в результате самой практики ментальные состояния возникают и исчезают.

Практик замечает, наблюдает, познаёт - но как это ему возможно пережить? Есть только процессы, не имеющие к человеку ровным счётом никакого отношения. Дхаммы есть (видджамана), а человека нет (авидджамана).

Вам уже сто раз объясняли различие между саммути и параматтха.
И как переживается такая Параматтха-сачча, что живого существа нет вообще? На уровне идеи, представления в уме, дело ясное. А в медитативном опыте своё тотальное отсутствие как пережить? Вы говорили про неподвластность, про автоматизм психических процессов. Хотелось бы узнать подробности.

Ответы на этот пост: German
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.041 (0.677) u0.015 s0.005, 18 0.022 [265/0]