|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Рената Гость
|
№439793Добавлено: Пт 07 Сен 18, 13:20 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
2.1. Вот аспект, на котором я только и настаиваю в этой дискуссии: факторы, которые Будда рекомендует воспринимать/испытывать (paṭisaṁvedeti) и созерцать (anupassati) возникают в ходе самой практики успокоения ума, и в ходе неё самой, одновременно с ней, они и наблюдаются. Согласна, именно об этом в суттах и говорится. Просто у меня пока что дальше восторга дело не идет, поэтому пользуюсь тем, что есть. А есть достаточно четкое восприятие, которое сохраняется некоторое время после медитации (что-то и на повседневную жизнь остается, но уже не в той концентрации). Вот и стараюсь его использовать.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№439808Добавлено: Пт 07 Сен 18, 14:40 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Не бывает неправильного самадхи.
Согласна с вами. Никак нельзя неправильно очистить почву от корней и сорняков. Можно очистить недостаточно хорошо и можно очистив, ничем не засеять (или засеять чем-то не тем). Верно. Это и названо неправильным самадхи. Это, собственно, ответ вам и Сене.
Есть ещё один известный афоризм о том, что "нет джханы без мудрости, нет мудрости без джханы". Это к вопросу о необходимости развития джхан на буддийском пути. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Рената |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№439809Добавлено: Пт 07 Сен 18, 14:43 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
2.1. Вот аспект, на котором я только и настаиваю в этой дискуссии: факторы, которые Будда рекомендует воспринимать/испытывать (paṭisaṁvedeti) и созерцать (anupassati) возникают в ходе самой практики успокоения ума, и в ходе неё самой, одновременно с ней, они и наблюдаются. Согласна, именно об этом в суттах и говорится. Просто у меня пока что дальше восторга дело не идет, поэтому пользуюсь тем, что есть. А есть достаточно четкое восприятие, которое сохраняется некоторое время после медитации (что-то и на повседневную жизнь остается, но уже не в той концентрации). Вот и стараюсь его использовать.
Если всё время не терять бдительности (а возвращение внимания к каждому вдоху и к каждому выдоху - хорошее для этого средство), то видно и то, как восторг возникает. Видно, что он тоже является автоматической ментальной реакцией. Увидев это, помнить об этом, и продолжать неуклонно возвращать внимание к каждому вдоху и выдоху - и тогда нет увлечения восторгом. А когда нет увлечения восторгом, он как появляется, так, затем, и успокаивается. _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Пт 07 Сен 18, 15:10), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: German |
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№439820Добавлено: Пт 07 Сен 18, 15:50 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Верно. Это и названо неправильным самадхи. Это, собственно, ответ вам и Сене.
Есть ещё один известный афоризм о том, что "нет джханы без мудрости, нет мудрости без джханы". Это к вопросу о необходимости развития джхан на буддийском пути. Ну как же "нет джханы без мудрости"? Небуддийская джхана вполне себе джхана без мудрости. Вторая часть афоризма тоже частично неверна, т.к. в ПК есть случаи достижения арийских состояний без джхан. Другое дело, что у тех немногочисленных счастливчиков, которые обрели мудрость без долгих тренировок, была хорошая камма, которой у нас скорее всего нет.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, MeERROR |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№439825Добавлено: Пт 07 Сен 18, 16:04 (6 лет тому назад) |
|
|
|
в ПК есть случаи достижения арийских состояний без джхан
Вот именно с такой формулировкой? Чтобы было написано: "хотя Иванов никогда в жизни не достигал джхан, он, тем не менее, достиг таких-то благородных плодов"? Я вот именно таких прямолинейных указаний не встречал.
Другое дело, что в ПК не просто "есть случаи", а масса случаев вступления в поток обычных мирян (не отшельников, не монахов, не полу-монахов, не аскетов - а просто соблюдающих пять правил нравственности). О них можно сказать с высокой степенью уверенности, что устойчивого вхождения и пребывания в джханах у них быть не может. Однако, и не имея устойчивого вхождения и пребывания в джханах, они вполне могли "время от времени" ("kālena kālaṃ" - как это говорится обычно о медитирующих мирянах - ср. AN5.176, MN51) заниматься успокоением ума, заниматься сатипаттханами, и т.п.
Это я к тому говорю, что "достижение арийских состояний без джхан" и "достижение арийских состояний без бхаваны" - это разные вещи. Я не помню, чтобы об этом говорилось прямо, но по косвенным данным склоняюсь к мысли, что достижение арийских плодов (как минимум, вступления в поток) без устойчивого пребывания в джханах - это вполне вероятная ситуация, а вот достижение арийских плодов вообще без бхаваны, без практики успокоения ума и отслеживания феноменов - весьма маловероятно. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Рената Скот |
|
Наверх |
|
|
MeERROR
Зарегистрирован: 15.08.2016 Суждений: 398 Откуда: Отсюда
|
№439854Добавлено: Пт 07 Сен 18, 22:51 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Верно. Это и названо неправильным самадхи. Это, собственно, ответ вам и Сене.
Есть ещё один известный афоризм о том, что "нет джханы без мудрости, нет мудрости без джханы". Это к вопросу о необходимости развития джхан на буддийском пути. Ну как же "нет джханы без мудрости"? Небуддийская джхана вполне себе джхана без мудрости. Вторая часть афоризма тоже частично неверна, т.к. в ПК есть случаи достижения арийских состояний без джхан. Другое дело, что у тех немногочисленных счастливчиков, которые обрели мудрость без долгих тренировок, была хорошая камма, которой у нас скорее всего нет. Дхаммапада: 372. см. комментарий. |
|
Наверх |
|
|
Рената Скот
Зарегистрирован: 29.09.2017 Суждений: 12920
|
№439881Добавлено: Сб 08 Сен 18, 10:56 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Это я к тому говорю, что "достижение арийских состояний без джхан" и "достижение арийских состояний без бхаваны" - это разные вещи. Я не помню, чтобы об этом говорилось прямо, но по косвенным данным склоняюсь к мысли, что достижение арийских плодов (как минимум, вступления в поток) без устойчивого пребывания в джханах - это вполне вероятная ситуация, а вот достижение арийских плодов вообще без бхаваны, без практики успокоения ума и отслеживания феноменов - весьма маловероятно. Согласна. Ничего хорошего не получится без собранности ума. Собранность ума достигается медитацией. Совершенная собранность ума достигается джханами. Хорошая фигура достигается правильным питанием и физическими нагрузками. Однако есть люди, которые благодаря своей благой камме обладают хорошей фигурой без каких бы то ни было усилий. То же и с собранностью ума. Вот именно такие люди, надо думать, обретали благородные плоды (хотя бы плод сотапаны), прослушав одну только проповедь Будды. Нам же, учитывая время и место нашего рождения, обольщаться по поводу наличия очень уж благой каммы не стоит.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№439883Добавлено: Сб 08 Сен 18, 11:08 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Это я к тому говорю, что "достижение арийских состояний без джхан" и "достижение арийских состояний без бхаваны" - это разные вещи. Я не помню, чтобы об этом говорилось прямо, но по косвенным данным склоняюсь к мысли, что достижение арийских плодов (как минимум, вступления в поток) без устойчивого пребывания в джханах - это вполне вероятная ситуация, а вот достижение арийских плодов вообще без бхаваны, без практики успокоения ума и отслеживания феноменов - весьма маловероятно. Согласна. Ничего хорошего не получится без собранности ума. Собранность ума достигается медитацией. Совершенная собранность ума достигается джханами. Хорошая фигура достигается правильным питанием и физическими нагрузками. Однако есть люди, которые благодаря своей благой камме обладают хорошей фигурой без каких бы то ни было усилий. То же и с собранностью ума. Вот именно такие люди, надо думать, обретали благородные плоды (хотя бы плод сотапаны), прослушав одну только проповедь Будды. Нам же, учитывая время и место нашего рождения, обольщаться по поводу наличия очень уж благой каммы не стоит.
Всё-таки должен подчеркнуть ту сторону вопроса, которую Вы обходите - не нужно забывать, что в Типитаке содержатся определенные указания: вступление в поток предполагает полное, безвозвратное отбрасывание саккая-диттхи, и ясное видение и понимание зависимого возникновения (о последнем говорится в AN10.92). А это одним только успокоением ума не достигается. Для этого нужно отслеживать, замечать, видеть, как [ментальные] феномены возникают и исчезают в зависимости друг от друга. Nota bene! Я не отрицаю, что некоторая степень успокоения ума для этого необходима - иначе удержать внимание на наблюдении феноменов просто не получится. Но необходимое условие - это не то же самое, что достаточное условие.
Для наблюдения феноменов внимание должно быть настолько сконцентрированным, чтобы поддерживаться в состоянии бдительности - но не настолько, чтобы вообще ничего не замечать, кроме одной точки. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
German заблокирован
Зарегистрирован: 31.05.2018 Суждений: 1308
|
№458443Добавлено: Вт 27 Ноя 18, 00:48 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Да, практик замечает (pajānāti), когда делает вдох и когда делает выдох; замечает, когда вдох/выдох долгий, а когда короткий. Таким образом, он наблюдает/познаёт (paṭisaṁvedeti) весь процесс дыхания. Другими словами, он обращает на вдохи и выдохи тщательное внимание (sādhukaṃ manasikāraṃ). И, поддерживая внимание сосредоточенным на отслеживании вдохов и выдохов, он успокаивает (passambhati), и телесные процессы (kāyasaṅkhāra) и ментальные процессы (cittasaṅkhāra).
Но при этом его внимание отнюдь не поглощается полностью какой-то одной точкой. Он продолжает воспринимать, узнавать ( paṭisaṁvedeti) те переживания и те состояния ума, которые возникают в процессе самой практики. Так, он замечает, как в ходе практики возникают восторг (pīti) и блаженство (sukha). Он замечает, что сама практика радует (pamodati) ум, то есть приводит к тому, что он охвачен радостью (pāmujja). Но, поскольку при этом он продолжает удерживать внимание на вдохах и выдохах, восторг, блаженство, радость, как возникают, так и успокаиваются, и ум делается сосредоточенным. Наступление сосредоточенности практик тоже замечает, продолжая при этом удерживать внимание на вдохах и выдохах. И тогда, продолжая удерживать внимание на вдохах и выдохах, он испытывает освобождение ума. А именно, продолжая отслеживать внимание на вдохах и выдохах, он созерцает (anupassati) непостоянство (anicca) - то есть видит, что в ходе и в результате самой практики ментальные состояния возникают и исчезают.
Практик замечает, наблюдает, познаёт - но как это ему возможно пережить? Есть только процессы, не имеющие к человеку ровным счётом никакого отношения. Дхаммы есть (видджамана), а человека нет (авидджамана).
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№458492Добавлено: Вт 27 Ноя 18, 09:10 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Да, практик замечает (pajānāti), когда делает вдох и когда делает выдох; замечает, когда вдох/выдох долгий, а когда короткий. Таким образом, он наблюдает/познаёт (paṭisaṁvedeti) весь процесс дыхания. Другими словами, он обращает на вдохи и выдохи тщательное внимание (sādhukaṃ manasikāraṃ). И, поддерживая внимание сосредоточенным на отслеживании вдохов и выдохов, он успокаивает (passambhati), и телесные процессы (kāyasaṅkhāra) и ментальные процессы (cittasaṅkhāra).
Но при этом его внимание отнюдь не поглощается полностью какой-то одной точкой. Он продолжает воспринимать, узнавать ( paṭisaṁvedeti) те переживания и те состояния ума, которые возникают в процессе самой практики. Так, он замечает, как в ходе практики возникают восторг (pīti) и блаженство (sukha). Он замечает, что сама практика радует (pamodati) ум, то есть приводит к тому, что он охвачен радостью (pāmujja). Но, поскольку при этом он продолжает удерживать внимание на вдохах и выдохах, восторг, блаженство, радость, как возникают, так и успокаиваются, и ум делается сосредоточенным. Наступление сосредоточенности практик тоже замечает, продолжая при этом удерживать внимание на вдохах и выдохах. И тогда, продолжая удерживать внимание на вдохах и выдохах, он испытывает освобождение ума. А именно, продолжая отслеживать внимание на вдохах и выдохах, он созерцает (anupassati) непостоянство (anicca) - то есть видит, что в ходе и в результате самой практики ментальные состояния возникают и исчезают.
Практик замечает, наблюдает, познаёт - но как это ему возможно пережить? Есть только процессы, не имеющие к человеку ровным счётом никакого отношения. Дхаммы есть (видджамана), а человека нет (авидджамана).
Вам уже сто раз объясняли различие между саммути и параматтха. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: German |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№458501Добавлено: Вт 27 Ноя 18, 09:44 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Да, практик замечает (pajānāti), когда делает вдох и когда делает выдох; замечает, когда вдох/выдох долгий, а когда короткий. Таким образом, он наблюдает/познаёт (paṭisaṁvedeti) весь процесс дыхания. Другими словами, он обращает на вдохи и выдохи тщательное внимание (sādhukaṃ manasikāraṃ). И, поддерживая внимание сосредоточенным на отслеживании вдохов и выдохов, он успокаивает (passambhati), и телесные процессы (kāyasaṅkhāra) и ментальные процессы (cittasaṅkhāra).
Но при этом его внимание отнюдь не поглощается полностью какой-то одной точкой. Он продолжает воспринимать, узнавать ( paṭisaṁvedeti) те переживания и те состояния ума, которые возникают в процессе самой практики. Так, он замечает, как в ходе практики возникают восторг (pīti) и блаженство (sukha). Он замечает, что сама практика радует (pamodati) ум, то есть приводит к тому, что он охвачен радостью (pāmujja). Но, поскольку при этом он продолжает удерживать внимание на вдохах и выдохах, восторг, блаженство, радость, как возникают, так и успокаиваются, и ум делается сосредоточенным. Наступление сосредоточенности практик тоже замечает, продолжая при этом удерживать внимание на вдохах и выдохах. И тогда, продолжая удерживать внимание на вдохах и выдохах, он испытывает освобождение ума. А именно, продолжая отслеживать внимание на вдохах и выдохах, он созерцает (anupassati) непостоянство (anicca) - то есть видит, что в ходе и в результате самой практики ментальные состояния возникают и исчезают.
Практик замечает, наблюдает, познаёт - но как это ему возможно пережить? Есть только процессы, не имеющие к человеку ровным счётом никакого отношения. Дхаммы есть (видджамана), а человека нет (авидджамана). Есть переживание, нет переживающего. Есть страдание, нет страдающего. Есть путь, нет идущего по пути. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: German |
|
Наверх |
|
|
German заблокирован
Зарегистрирован: 31.05.2018 Суждений: 1308
|
№458757Добавлено: Вт 27 Ноя 18, 21:11 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: Да, практик замечает (pajānāti), когда делает вдох и когда делает выдох; замечает, когда вдох/выдох долгий, а когда короткий. Таким образом, он наблюдает/познаёт (paṭisaṁvedeti) весь процесс дыхания. Другими словами, он обращает на вдохи и выдохи тщательное внимание (sādhukaṃ manasikāraṃ). И, поддерживая внимание сосредоточенным на отслеживании вдохов и выдохов, он успокаивает (passambhati), и телесные процессы (kāyasaṅkhāra) и ментальные процессы (cittasaṅkhāra).
Но при этом его внимание отнюдь не поглощается полностью какой-то одной точкой. Он продолжает воспринимать, узнавать ( paṭisaṁvedeti) те переживания и те состояния ума, которые возникают в процессе самой практики. Так, он замечает, как в ходе практики возникают восторг (pīti) и блаженство (sukha). Он замечает, что сама практика радует (pamodati) ум, то есть приводит к тому, что он охвачен радостью (pāmujja). Но, поскольку при этом он продолжает удерживать внимание на вдохах и выдохах, восторг, блаженство, радость, как возникают, так и успокаиваются, и ум делается сосредоточенным. Наступление сосредоточенности практик тоже замечает, продолжая при этом удерживать внимание на вдохах и выдохах. И тогда, продолжая удерживать внимание на вдохах и выдохах, он испытывает освобождение ума. А именно, продолжая отслеживать внимание на вдохах и выдохах, он созерцает (anupassati) непостоянство (anicca) - то есть видит, что в ходе и в результате самой практики ментальные состояния возникают и исчезают.
Практик замечает, наблюдает, познаёт - но как это ему возможно пережить? Есть только процессы, не имеющие к человеку ровным счётом никакого отношения. Дхаммы есть (видджамана), а человека нет (авидджамана).
Вам уже сто раз объясняли различие между саммути и параматтха. И как переживается такая Параматтха-сачча, что живого существа нет вообще? На уровне идеи, представления в уме, дело ясное. А в медитативном опыте своё тотальное отсутствие как пережить? Вы говорили про неподвластность, про автоматизм психических процессов. Хотелось бы узнать подробности.
Ответы на этот пост: German |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|