|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Wu
Зарегистрирован: 04.12.2014 Суждений: 414
|
№350118Добавлено: Пн 16 Окт 17, 20:33 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Wu, в AN 4.42 другие ведь слова. ... Какие другие слова?
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№350119Добавлено: Пн 16 Окт 17, 20:35 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Интересно, многие ли тхеравадины придерживаются точки зрения вибхаджнявады, что вещи существуют только в настоящем + существует действия, которые ещё не дали результат, а вещи в прошлом и будущем не существуют.
Я могу многого не знать, но мне не приходилось слышать, чтобы за со времен написания Катаваттху кто-либо в традиции Махавихары-Тхеравады пытался пересмотреть эту позицию. Да, прошлое уже не существует. Будущего ещё не существует.
Сарвастивадины цитируют сутру Madhyama 4.10, где Будда говорит, что прошлое существует:
We see that the Blessed One, addressing the Lagudasikhlyaka ascetics, expressed himself in this way, "Past action, which has been destroyed, which has perished, and which has ceased, does exist."
А вибхаджавадины тоже цитируют Будду, а также говорят, что здесь противоречие в определении, потому что прошлое - это и есть то, что перестало быть. Если оно не перестало быть, так оно не прошлое, а настоящее, и т.д.
См. Катаваттху, книга I, вопрос 6: https://suttacentral.net/en/kv1.6 _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: шинтанг |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49286
|
№350122Добавлено: Пн 16 Окт 17, 20:48 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Wu, в AN 4.42 другие ведь слова. ... Какие другие слова? Некие vibhajjabyākaraṇīyo и vibhajjavacanāparaṃ (если верить рассандхачиванию на суттацентрал) _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Wu |
|
Наверх |
|
|
шинтанг Гость
Откуда: Moscow
|
№350128Добавлено: Пн 16 Окт 17, 20:55 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: прошлое - это и есть то, что перестало быть. Если оно не перестало быть, так оно не прошлое, а настоящее, и т.д.
По сарвастивадинам, прошлый и будущий объект существует со знаком "прошлое", "будущее":
Цитата: [The Sarvastivadins ask:] If the past and future dharmas do not exist, how can they be the objects of consciousness?
They exist in the manner in which they are taken as objects.
And in what manner are they taken as objects?
[They are taken as objects with the mark of the past and the future,107 as having existed or as coming into existence.] In fact, a person who remembers a past visible object of a past sensation, does not see "this is;" but he remembers "this was;" the man who foresees the future does not see the future as existing, but he foresees it as coming into existence (bhavisyat). ..
Условие для сознания - наличие дхарм, существующих в прошлом, настоящем и будущем.
Если их нет, то как будет функционировать сознание? |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49286
|
№350129Добавлено: Пн 16 Окт 17, 20:57 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Если есть желание продолжить древний спор о трех временах - создавайте отдельную тему. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Alex123
Зарегистрирован: 03.03.2011 Суждений: 3385 Откуда: Канада
|
№350168Добавлено: Пн 16 Окт 17, 23:57 (7 лет тому назад) Re: Термин "вибхаджавада" |
|
|
|
Позволю себе сделать вывод, что мы видим древнюю подмену значения термина, на более красивое при использовании в качестве самоназвания.
Я бы так сформулировал: Один и тот же термин на Пали мог иметь разное значение в разные эпохи. Вкратце, я понимаю суттическое учение вибхаджавады как учение о правильном типе ответа. Некоторые вопросы требуют категорический ответ, некоторые требуют аналитический ответ, другой тип вопроса нуждается в ответе вопроса на вопрос, и на 4й тип вопроса (мир конечен или бесконечен? и т.д.) не отвечать.
Вот после Будды, термин вибхаджавада приобрело онтологический (абхидхаммический) смысл. Нужно быть осторожным, помнить хронологию, и не смешивать анахронически эти два смысла.
Тоже самое и с термином "абхидхамма". В суттах это означает одно, через несколько столетий этот термин означает другое. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№350175Добавлено: Вт 17 Окт 17, 00:20 (7 лет тому назад) Re: Термин "вибхаджавада" |
|
|
|
Вот после Будды, термин вибхаджавада приобрело онтологический (абхидхаммический) смысл. Нужно быть осторожным, помнить хронологию, и не смешивать анахронически эти два смысла. Верно. В суттах вибхаджжяти - "различает, отличает". Будда, соответственно, вибхаджжявадин в том смысле, что отличает "мух от котлет", порицая одни действия-качества и восхваляя другие - не людей, а поступки - то есть различает феноменальное, а не субстанциональное. Соответственно, и позднейшее переосмысление этого понятия в профессиональном языке стхавировадинов. Так что, КИ, на мой взгляд, верно подмечает, что вибхаджавадин - это "тот, кто мыслит отлично", но именно в том смысле, что "умеет проводить правильное различение", о чём и сказал Эмпириокритик. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49286
|
№350177Добавлено: Вт 17 Окт 17, 00:28 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Можно еще прочитать так, что вибхаджьявада это раздельные мнения на разные части вопроса. Сарвастивадины однозначно утверждают - все три времени реальны. А прочие, вибхаджьявадины, считают что-то реальным, а что-то нет, то есть, имеют раздельное мнение на части вопроса. Это прочтение согласует всё вместе, кроме значения о различении дхарм. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Alex123 |
|
Наверх |
|
|
Alex123
Зарегистрирован: 03.03.2011 Суждений: 3385 Откуда: Канада
|
№350185Добавлено: Вт 17 Окт 17, 00:47 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Можно еще прочитать так, что вибхаджьявада это раздельные мнения на разные части вопроса. Сарвастивадины однозначно утверждают - все три времени реальны. А прочие, вибхаджьявадины, считают что-то реальным, а что-то нет, то есть, имеют раздельное мнение на части вопроса. Это прочтение согласует всё вместе, кроме значения о различении дхарм.
Насколько я понимаю, сначала термин не означал онтологическую позицию а что то типа прагматическую теорию вопросов.
Только потом, после сутт, этот термин стал приобретать значение онтологического учения (различение дхамм, или различения трех времен, и т.д.) . _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно" |
|
Наверх |
|
|
Wu
Зарегистрирован: 04.12.2014 Суждений: 414
|
№350191Добавлено: Вт 17 Окт 17, 01:31 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Wu, в AN 4.42 другие ведь слова. ... Какие другие слова? Некие vibhajjabyākaraṇīyo и vibhajjavacanāparaṃ (если верить рассандхачиванию на суттацентрал) Да, немного другие.
В АН 10-94: vibhajjavādo bhagavā
Vadati [vad, Ved. vadati; Dhtp 134 vada=vacana] to speak, say, tell
Vāda 1. speaking, speech, talk, ... 4. doctrine, theory put forth, creed, belief, school, sect ...
http://dsalsrv02.uchicago.edu/cgi-bin/philologic/getobject.pl?c.3:1:1201.pali
То есть Бхагаван - говорящий, учащий с различением, анализом (примерный перевод).
В АН 4.42:
Обратите внимание на "vada=vacana" в словарной статье выше. vacana - высказывание, говорение (вспоминаем, что вача - речь).
(Vacana (nt.) [fr. vac; Vedic vacana] 1. speaking, utter- ance, word, )
В строфе
Ekaṃsavacanaṃ ekaṃ,
vibhajjavacanāparaṃ;
Tatiyaṃ paṭipuccheyya,
catutthaṃ pana ṭhāpaye.
перечисляются 4 способа ответа - один (ekaṃ), другой (paraṃ), третий (Tatiyaṃ) и четвертый (catutthaṃ). То есть vibhajjavacanāparaṃ; - что-то вроде "аналитическое высказывание - другое (в смысле второе)".
vibhajjabyākaraṇīyo - не нашел сейчас в PED слова "byākar...", но byākarati или как-то так это тоже "высказываться", если не ошибаюсь. Отсюда Abyākata - то, о чем не сказано.
То есть слова разные но смысл схожий.
Может быть кто-то из участников форума, кто знает пали получше, сможет добавить что-то. )
P.S. А, вот, https://ru.wiktionary.org/wiki/by%C4%81karoti
byākaroti - объяснять, отвечать
http://dsalsrv02.uchicago.edu/cgi-bin/philologic/getobject.pl?c.3:1:2445.pali
Т.е. byākaroti не "высказываться", а "объяснять, отвечать" и соответственно abyākata видимо - "то, что не объяснено". |
|
Наверх |
|
|
xormx
Зарегистрирован: 19.05.2012 Суждений: 2885
|
№350211Добавлено: Вт 17 Окт 17, 12:24 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Ну, наверно есть такие люди, кто любит покритиковать других, необосновано так сказать. Любителей шашлычка.
Похвально, похвально, осторожный Махита. ) |
|
Наверх |
|
|
Ассаджи
Зарегистрирован: 09.10.2017 Суждений: 845 Откуда: Киев
|
№350215Добавлено: Вт 17 Окт 17, 12:58 (7 лет тому назад) Re: Термин "вибхаджавада" |
|
|
|
Вибхаджьявада - название для ряда школ, образованных при расколе с сарвастивадой. В их числе, в одном ряду с махищасакой, дхармагуптакой, кашьяпией - и тамрапарния (тхеравада).
Это по второму списку Бхавьи?
http://www.safarmer.com/Indo-Eurasian/Nikaya.pdf#page=16
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49286
|
№350219Добавлено: Вт 17 Окт 17, 13:53 (7 лет тому назад) Re: Термин "вибхаджавада" |
|
|
|
Очевидно, что так. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Won Soeng заблокирован(а)
Зарегистрирован: 14.07.2006 Суждений: 14466 Откуда: Королев
|
№454443Добавлено: Чт 15 Ноя 18, 03:00 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Как только ошибочная трактовка анализа дхарм как логического упражнения устранена, и обнаружен способ исследования как сериями различий (читт) образуются различаемые представления (викальпа), то и для вибхаджавада становится очевиден прямой смысл, как знания различий (анализа). _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума. |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|