Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

психические заболевания от медитации в древних текстах

Страницы 1, 2, 3, 4  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Стыдливый
Гость


Откуда: Kuban


429800СообщениеДобавлено: Ср 18 Июл 18, 11:20 (6 лет тому назад)    психические заболевания от медитации в древних текстах Ответ с цитатой

День добрый! Прочитал на желтом форуме тему и ссылку на статью,в которой описывались современные практики получившие различные психические отклонения после нескольких лет интенсивной практики (или ретритов).Встречались ли такие случаи в Каноне,или более поздних наставлениях по медитации (типа Висуддхимагги)?Или это вымышленная и раздутая проблема,не имеющая никакого отношения к практике?[/quote]

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, СлаваА, Анабхогин, Alex123
Наверх
Стыдливый
Гость


Откуда: Kuban


429803СообщениеДобавлено: Ср 18 Июл 18, 11:23 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Я понимаю,что в то время такого понятия как психическое заболевание не существовало,и скорее всего таких людей считали одержимыми,но в ряде сутт я встречал такие слова как «стал сильно горевать,бить себя в грудь и обезумел» и т.д (правда по другому поводу).
Наверх
aurum



Зарегистрирован: 10.04.2012
Суждений: 6891

429807СообщениеДобавлено: Ср 18 Июл 18, 11:42 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Я помню как всем известный Старец несколько лет назад  написал по этому поводу, что если человек сходит с ума от практик тхеравады, то это означает только то, что тхеравадинские медитативные практики очень круты и действенны. Не шутка, прямо так и писал.

В то же время забавно, что Старец во время своих нападок на ваджраяну не раз приводил пример, что ему известны случаи когда последователи ваджраяны из-за ваджраянских медитативных практик сходили с ума. При этом, он приводил эти факты как пугалки, как признак того, что ваджраянские практики визуализаций и т.п. - ужасны и страшны, и вообще, люди от них с ума сходят.

_________________
I see you now!
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

429814СообщениеДобавлено: Ср 18 Июл 18, 12:25 (6 лет тому назад)    Re: психические заболевания от медитации в древних текстах Ответ с цитатой

Стыдливый пишет:
День добрый! Прочитал на желтом форуме тему и ссылку на статью,в которой описывались современные практики получившие различные психические отклонения после нескольких лет интенсивной практики (или ретритов).Встречались ли такие случаи в Каноне,или более поздних наставлениях по медитации (типа Висуддхимагги)?Или это вымышленная и раздутая проблема,не имеющая никакого отношения к практике?
[/quote]

О негативных последствиях ошибок, совершаемых в ходе медитации, в Висуддхимагге, конечно же, говорится. Но именно о сумасшествии? Честно говоря, не помню, не обращал внимания. Возможно, надо будет поискать на досуге.

Но, вообще-то и на уровне здравого смысла понятно, что неправильная медитация может привести и к нервному срыву, и к сумасшествию, и т.п. И речь не только о чисто технических ошибках, но и о ситуациях, когда человек определенную технику выполняет вроде бы правильно - и в случае с другим человеком это и было бы правильно; но конкретно этот человек к этой практике ещё не готов. Грубо говоря, у него на самом деле нет мотивации увидеть и узнать то, что он увидит и узнает в результате применения этой практики. И тогда может оказаться, что это видение и знание вызовет у него лишь внутренний конфликт, смятение, отвращение - с более или менее тяжелыми последствиями для функционирования психики.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Дедушка Чунда
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Стыдливый
Гость


Откуда: Kuban


429818СообщениеДобавлено: Ср 18 Июл 18, 12:38 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Т.е такое имело место быть и во время Шакьямуни,а не современная страшилка.Дескать люди измельчали,практики не те и т.д.А вот ранее богатыри были.

Ответы на этот пост: aurum
Наверх
Стыдливый
Гость


Откуда: Kuban


429819СообщениеДобавлено: Ср 18 Июл 18, 12:41 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Т.е такое имело место быть и во время Шакьямуни,а не современная страшилка.Дескать люди измельчали,практики не те и т.д.А вот ранее богатыри были.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

429820СообщениеДобавлено: Ср 18 Июл 18, 12:45 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Стыдливый пишет:
Т.е такое имело место быть и во время Шакьямуни,а не современная страшилка.Дескать люди измельчали,практики не те и т.д.А вот ранее богатыри были.

"Во времена Шакьямуни" - это уже другой вопрос (между временем жизни Будды и временем написания Висуддхимагги - лет восемьсот, если не больше). Тут надо искать (но, опять же, бесспорно, что упоминания неправильных подходов к медитации в Каноне, разумеется, есть; первое, что пришло в голову - MN152; а вот именно указания на сумасшествие в результате - не помню, надо искать).

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
aurum



Зарегистрирован: 10.04.2012
Суждений: 6891

429822СообщениеДобавлено: Ср 18 Июл 18, 12:54 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Стыдливый пишет:
Т.е такое имело место быть и во время Шакьямуни,а не современная страшилка.Дескать люди измельчали,практики не те и т.д.А вот ранее богатыри были.

Как гласит народная мудрость: "Сдуру можно и хер сломать".

При неверном подходе и выполнении даже простое физическое упражнение может привести к тяжёлой травме. Не говоря уже про "упражнения" с психикой. И время здесь не при чём. Дураков всегда хватало.

_________________
I see you now!
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Upas
Гость





429823СообщениеДобавлено: Ср 18 Июл 18, 13:09 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Это сообщение доступно только после авторизации.

Ответы на этот пост: aurum
Наверх
aurum



Зарегистрирован: 10.04.2012
Суждений: 6891

429824СообщениеДобавлено: Ср 18 Июл 18, 13:12 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

это их предыдущая неблагая камма дала такой результат

Это абсолютно универсальный ответ на любой подобный случай. Да и вообще.  Cool  Laughing

_________________
I see you now!
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Дедушка Чунда
Гость


Откуда: Mcallen


429840СообщениеДобавлено: Ср 18 Июл 18, 13:56 (6 лет тому назад)    Re: психические заболевания от медитации в древних текстах Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Но, вообще-то и на уровне здравого смысла понятно, что неправильная медитация может привести и к нервному срыву, и к сумасшествию, и т.п. И речь не только о чисто технических ошибках, но и о ситуациях, когда человек определенную технику выполняет вроде бы правильно - и в случае с другим человеком это и было бы правильно; но конкретно этот человек к этой практике ещё не готов. Грубо говоря, у него на самом деле нет мотивации увидеть и узнать то, что он увидит и узнает в результате применения этой практики. И тогда может оказаться, что это видение и знание вызовет у него лишь внутренний конфликт, смятение, отвращение - с более или менее тяжелыми последствиями для функционирования психики.

Верно.

"Достопочтенный Упали подошёл к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и сказал: «Учитель, я хотел бы отправиться в уединённые обиталища в лесах и рощах».

«Трудно вынести [житие] в уединённых обиталищах в лесах и рощах, Упали. Затворничество трудно осуществлять и трудно наслаждаться им. Лес крадёт ум уединённого монаха, который не достигает сосредоточения. Можно ожидать в случае того, кто говорит: «Я не достигаю сосредоточения, но всё же затворюсь в уединённых обиталищах в лесах и рощах», что либо он утонет, либо его снесёт.

Представь, Упали, большое озеро, и мимо проходил бы огромный слон размером в семь или восемь локтей. Он бы подумал: «Что если я войду в это озеро и, играясь, вымою свои уши и шею. Я помоюсь, попью, выйду, и отправлюсь куда пожелаю». И тогда он вошёл бы в озеро и, играясь, вымыл бы свои уши и шею. Затем он бы помылся, попил, вышел, и отправился бы куда пожелал. И почему [он смог так сделать]? Потому что его большое тело находит опору в глубинах [озера].

А затем мимо пробегал бы заяц или кот. Он бы подумал: «Чем же я хуже слона? Я войду в это озеро, и, играясь, вымою свои уши и шею. Я помоюсь, попью, выйду, и отправлюсь куда пожелаю». И затем, не подумав, он поспешно бы вошёл в глубокое озеро. И можно ожидать, что либо он утонет, либо его снесёт. И почему? Потому что его маленькое тело не находит опоры в глубинах.
Точно также, можно ожидать в случае того, кто говорит: «Я не достигаю сосредоточения, но всё же затворюсь в уединённых обиталищах в лесах и рощах», что либо он утонет, либо его снесёт". АН 10.99


Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Jane



Зарегистрирован: 20.09.2017
Суждений: 1208

429848СообщениеДобавлено: Ср 18 Июл 18, 14:37 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

В Маджима Никае 108 есть ответ на ваш вопрос. Буддда говорит, что не хватил медитацию, при которой ум захвачен страстью, злостью, ленью, беспокойством, сомнениями. На пали используется игра слов, которую можно перевести, как "медитирует, недомедитирует, перемедитирует".

And what sort of mental absorption did he not praise? There is the case where a certain person dwells with his awareness overcome by sensual passion, seized with sensual passion. He does not discern the escape, as it actually is present, from sensual passion once it has arisen. Making that sensual passion the focal point, he absorbs himself with it, besorbs, resorbs, & supersorbs himself with it.

Idha brāhmaṇa, ekacco kāmarāgapariyuṭṭhitena cetasā viharati kāmarāgaparetena. Uppannassa ca kāmarāgassa nissaraṇaṃ yathābhūtaṃ nappajānāti. So kāmarāgaṃyeva antaraṃ karitvā jhāyati pajjhāyati nijjhāyati apajjhāyati. Byāpādapariyuṭṭhitena cetasā viharati byapādaparetena. Uppannassa ca byāpādassa nissaraṇaṃ yathābhūtaṃ nappajānāti. So byāpādaṃyeva antaraṃ karitvā jhāyati pajjhāyati nijjhāyati apajjhāyati. Thīnamiddhapariyuṭṭhitena cetasā viharati thīnamiddhaparetena. Uppannassa ca thīnamiddhassa nissaraṇaṃ yathābhūtaṃ nappajānāti. So thīnamiddhaṃyeva antaraṃ karitvā jhāyati pajjhāyati nijjhāyati apajjhāyati. Uddhaccakukkuccapariyuṭṭhitena cetasā viharati uddhaccakukkuccaparetena. Uppannassa ca uddhaccakukkuccassa nissaraṇaṃ yathābhūtaṃ nappajānāti.So uddhaccakukkuccaṃyeva antaraṃ karitvā jhāyati pajjhāyati nijjhāyati apajjhāyati. Vicikicchāpariyuṭṭhitena cetasā viharati vicikicchāparetena. Uppannāya ca vicikicchāya nissaraṇaṃ yathābhūtaṃ nappajānāti so vicikicchaṃyeva antaraṃ karitvā jhāyati pajjhāyati nijjhāyati apajjhāyati. Evarūpaṃ kho brāhmaṇa, so bhagavā jhānaṃ na vaṇṇesi.


Ответы на этот пост: Стыдливый
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Стыдливый
Гость


Откуда: Kuban


429855СообщениеДобавлено: Ср 18 Июл 18, 15:01 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

В Маджима Никае 108 есть ответ на ваш вопрос. Буддда говорит, что не хватил медитацию, при которой ум захвачен страстью, злостью, ленью, беспокойством, сомнениями. На пали используется игра слов, которую можно перевести, как "медитирует, недомедитирует, перемедитирует".

And what sort of mental absorption did he not praise? There is the case where a certain person dwells with his awareness overcome by sensual passion, seized with sensual passion. He does not discern the escape, as it actually is present, from sensual passion once it has arisen. Making that sensual passion the focal point, he absorbs himself with it, besorbs, resorbs, & supersorbs himself with it.

Idha brāhmaṇa, ekacco kāmarāgapariyuṭṭhitena cetasā viharati kāmarāgaparetena. Uppannassa ca kāmarāgassa nissaraṇaṃ yathābhūtaṃ nappajānāti. So kāmarāgaṃyeva antaraṃ karitvā jhāyati pajjhāyati nijjhāyati apajjhāyati. Byāpādapariyuṭṭhitena cetasā viharati byapādaparetena. Uppannassa ca byāpādassa nissaraṇaṃ yathābhūtaṃ nappajānāti. So byāpādaṃyeva antaraṃ karitvā jhāyati pajjhāyati nijjhāyati apajjhāyati. Thīnamiddhapariyuṭṭhitena cetasā viharati thīnamiddhaparetena. Uppannassa ca thīnamiddhassa nissaraṇaṃ yathābhūtaṃ nappajānāti. So thīnamiddhaṃyeva antaraṃ karitvā jhāyati pajjhāyati nijjhāyati apajjhāyati. Uddhaccakukkuccapariyuṭṭhitena cetasā viharati uddhaccakukkuccaparetena. Uppannassa ca uddhaccakukkuccassa nissaraṇaṃ yathābhūtaṃ nappajānāti.So uddhaccakukkuccaṃyeva antaraṃ karitvā jhāyati pajjhāyati nijjhāyati apajjhāyati. Vicikicchāpariyuṭṭhitena cetasā viharati vicikicchāparetena. Uppannāya ca vicikicchāya nissaraṇaṃ yathābhūtaṃ nappajānāti so vicikicchaṃyeva antaraṃ karitvā jhāyati pajjhāyati nijjhāyati apajjhāyati. Evarūpaṃ kho brāhmaṇa, so bhagavā jhānaṃ na vaṇṇesi.
Вопрос был немного не об этом.Были ли случаи,когда классическая (правильная) медитация приводила к сумасшествию (как якобы бывает в наше время)?Но в принципе  критик и упас дали положительный ответ,т.е такое было задокументировано в суттах (случай с отшельниками,созерцавшими непостоянство).

Ответы на этот пост: Дедушка Чунда
Наверх
Дедушка Чунда
Гость





429873СообщениеДобавлено: Ср 18 Июл 18, 15:44 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Стыдливый пишет:
Вопрос был немного не об этом.Были ли случаи,когда классическая (правильная) медитация приводила к сумасшествию (как якобы бывает в наше время)?Но в принципе  критик и упас дали положительный ответ,т.е такое было задокументировано в суттах (случай с отшельниками,созерцавшими непостоянство).

Да, даже у хорошего монаха, пратикующего правильные методы, может не хватить мудрости, например для того, что-бы сменить объект медитации, когда такая ротация назрела. Что может привести к унынию, депрессии, проблемам с психикой.
Наверх
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12797

429881СообщениеДобавлено: Ср 18 Июл 18, 16:33 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Личность деформируется даже от обычной жизни. От бхаваны тем более можно поехать, но это из-за строения личности.
_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред читают: Гость
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4  След.
Страница 1 из 4

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.031 (0.390) u0.016 s0.000, 17 0.016 [268/0]