Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Духовная прелесть

Страницы 1, 2, 3  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
BonZa



Зарегистрирован: 04.04.2016
Суждений: 1711
Откуда: Oттyдa

433791СообщениеДобавлено: Пт 03 Авг 18, 11:47 (6 лет тому назад)    Духовная прелесть Ответ с цитатой

Доброго всем здравия!
Хочу поинтересоваться: есть ли в буддизме такое понятие как духовная прелесть? Я понимаю, что духовная прелесть - чисто христианское определение запущенному духовному состоянию человека пребывающего в гордыне и самомнении за свои мнимые заслуги, но всё же.

Духовная прелесть   (ссылка на википедию)
Духо́вная пре́лесть (от ст.‑слав. прѣльсть, прелесть — обман, заблуждение, обольщение: от греч. πλάνη) — в соответствии с православным вероучением, «обманчивая святость», сопровождающаяся высшей и очень тонкой формой лести самому себе, самообманом, мечтательностью, гордыней, мнением о своём достоинстве и совершенстве

Выделяют следующие виды духовной прелести:

Мнение (самомнение) — ложное представление о своей праведности на основании совершения требуемых действий, которое выражается в тщеславии и хвастовстве. Симптомы: впавший в духовную прелесть присваивает себе достоинства, якобы данные Богом, и/или придумывает для себя несуществующие достоинства. (Например, по православному учению человек не может иметь перед Богом сверхдолжных заслуг).
Мечтание (воображение) — видение человеком внутри или вне себя того, чего на самом деле не существует. «Ложные душевные переживания». То есть в течение молитвы даёт волю блужданию своей фантазии на тему небесного, и ложную сладость от этого занятия считает посещением благодати и любви Божией за своё усердие. В таком состоянии у человека могут быть зрительные, слуховые (например «голоса») и/или обонятельные галлюцинации. Также человек может впадать в эйфорию, сходную с наркотической. В формулировке богослова Кураева: «Человек, искусственно вызвав в себе некие психические переживания, приписывает их к благодатно-благородному происхождению и почитает себя Боговидцем».
«Мнимое отсутствие страстей».

Феофан, архиепископ Полтавский различает «всеобщую прелесть» и «собственно прелесть»: «В кратких словах, отличие „всеобщей прелести“ от прелести в собственном смысле, на основании сказанного, может быть выражено так. Прелесть всеобщая есть забвение и нечувствие своей греховности. Прелесть собственно так называемая есть приписывание себе праведности, в действительности не существующей. А если кажется человеку, что имеет он праведность, то эта праведность не божественная, а бесовская, чуждая благодати Божией и смирения» (Игнатий еп., Отечник, пар. 75)

Прелесть и сумасшествие
По святителю Игнатию Брянчанинову, духовная прелесть может сопровождаться психическим расстройством. Об этом же свидетельствуют преп. Симеон Новый Богослов, преп. Григорий Синаит, преп. Амвросий Оптинский, Валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев) и другие подвижники. Такое состояние официальная медицина часто расценивает как психическое расстройство с галлюцинациями, правда, по мнению некоторых представителей Церкви, нередко психиатры якобы путают причину со следствием.

Прелесть и сновидения
Несмотря на то, что Библия допускает существование вещих снов (ср. сновидения пророка Даниила — Дан. 7:2), некоторые православные богословы полагали, что сон может быть началом прелести. Лев Оптинский сообщает: «Должно ли верить снам, которые (по-видимому) живо представляют будущее? — Не должно. Хотя бы они в своем роде и действительны были, ибо чрез вероятие снов многие прельстились. Любомудрый старец Феостирикт, сочинивший Параклис Пресвятой Богородице, вверившись снам, наконец так прельстился, что погиб» Идея недоверия к снам прослеживается и у Иоанна Лествичника: «Бесы тщеславия — пророки в снах; будучи пронырливы, они заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию»

Прелесть может выражаться в излишней душевной ревности, когда кто-то поучает других в том, что им может быть полезно для их спасения. Снаружи это может выглядеть очень благочестивым, ревностью по Богу и Церкви, но изнутри оно опять-таки исполнено самомнения и гордости. Снова процитируем Игнатий Брянчанинова. Прелестная ревность «заключается в более или менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравственных погрешностях и в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения. Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, – не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по велению Божию, по обязанности своей, по внушению Святаго Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страсти и по обольщению демонскими помыслами».

Как сказал Исаак Сирин, истинная Божественная ревность будет побуждать не к осуждению ближних, а к молчанию и смирению перед ними, к любви к ним, к милованию их, к соболезнованию о них. «Божественная ревность есть огнь, но не разгорячающий крови».

Попросту говоря, прелесть заключается во мнении, что ты лучше, чем другие люди. Поэтому она и угрожает всем, не только подвижникам и аскетам. Ее главный источник – гордость. Прелестные ощущения льстят человеческому самомнению и тщеславию, прельщают человека. Ведь при желании всегда найдутся веские причины считать себя правым, умным и добрым. Однако, как говорил Феофан Затворник, «сам  дрянь дрянью, а все твердит: “Несмь якоже прочии человецы”».

Особенно впадение в прелесть угрожает тем, кто действительно совершил добрые дела и поэтому вроде бы даже и имеет формальные основания считать себя лучше других. Парадоксальным образом христианскому идеалу более соответствует кающийся грешник, чем тот, кто не совершает видимых грехов и поэтому уверен в своей праведности. Иллюстрирует эту мысль известная евангельская притча о мытаре и фарисее, находящимся в прелести. Последний благодарил Бога за то, что он лучше, чем стоящий рядом мытарь. «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18. 11–14).

_________________
Те, кто веруют слепо, - пути не найдут. Тех, кто мыслит, - сомнения вечно гнетут. Опасаюсь, что голос раздастся однажды: "О невежды! Дорога не там и не тут!" (Омар Хайям)


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2905

433822СообщениеДобавлено: Пт 03 Авг 18, 14:20 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Чаньский наставник Шэн-янь сообщает:

Один человек, учившийся у меня на Тайване, посетил несколько затворничеств. На одном затворничестве во время медитации он услышал голос, говорящий ему: «Послушай, я научу тебя правильному способу практики скорейшего пути достижения состояния Будды».

Этот человек сказал: «Я должен сначала спросить у моего Шифу».

Голос ответил: «К чему беспокоиться? Метод, которому я учу, позволит тебе быстро стать Буддой. Даже твой Шифу еще не достиг состояния Будды».

Мой ученик сказал: «Я знаю Шифу много лет, и я знаю многих людей, которые учились у него, и они говорят, что он обладает правильным представлением о Дхарме Будды. Но тебя я встретил впервые».

Голос ответил: «Не важно, впервые или нет. Созрели твои кармические предпосылки, и я готов учить тебя».

Ученик сказал: «Я хочу поговорить с Шифу». Он прекратил медитировать и рассказал мне о своих ощущениях. Я сказал ему, что он должен не обращать внимания на этот голос и забыть об этом переживании.

Мне написала другая ученица: она писала, что недавно закончила читать книгу о человеке, который объявил себя воплощением тибетского ламы и считал своей задачей приехать на Запад и распространить истинное учение Будды. На самом деле этот человек был англичанином, и он был серьезно болен. Чудесным образом он исцелился от своей болезни, но когда это произошло, его личность полностью преобразилась. Он сказал, что в его тело проник дух ламы. Моя ученица писала, что его слова показались ей противоречащими истинной Дхарме Будды. Она спрашивала меня: «Если он действительно тибетский лама, почему его слова звучат так странно?»

Я ответил ей: «Этим человеком овладел не дух ламы. В лучшем случае это было божество или призрак, притворившийся ламой».

В подобной ситуации может оказаться каждый человек, который занимается практикой в течение долгого времени. Обычно такие случаи называются противодействием демонов. Если люди следуют совету, который они получают при подобных встречах, они впадают в состояние демонической одержимости. Существа, которые называют себя бодхисаттвами или высокопоставленными божествами, являются простыми духами или демонами.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2905

433824СообщениеДобавлено: Пт 03 Авг 18, 14:23 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вот еще что говорил чаньский наставник Шэн-янь:

Подлинное просветление свободно от всяких привязанностей. Если сохраняются какие-то привязанности, это уже не подлинное просветление. Это значит, что вы по-прежнему находитесь в области зрения и слуха, света и тени: пусть ваши привязанности будут тонкими или возвышенными, вы опять будете сталкиваться с проблемами, вызванными тем, что вы видите, слышите или о чем думаете. Переживания, в которых сохраняются привязанности, могут быть только ложным просветлением.
Есть два типа ложного просветления: ложное просветление, достигаемое на должном пути и ложное просветление, достигаемое на внешних или еретических путях. Если вы переживаете ложное просветление, но руководствуетесь Дхармой Будды, вы останетесь на должном пути. С вами не произойдет ничего плохого. В действительности ложное просветление на должном пути может быть полезным для вашей практики. Однако ложное просветление может и ввести вас в заблуждение. Если вы не руководствуетесь Дхармой Будды, оно может быть даже опасным.
Когда вас посещает какое-либо переживание, это является знаком того, что вы усердно занимаетесь практикой и ваш метод начинает приносить плоды. Люди, не достигшие вашего уровня практики, могут уважать вас, считая вас просветленными, но они не знают наверняка. Только люди, стоящие на более высоком уровне практики, могут определить глубину вашего переживания и сказать, чего вы достигли. Сложно оценить свою собственную практику, поэтому вы не можете быть уверены в том, что ваше просветление является истинным. Опора на свои собственные искаженные представления может привести к проблемам. Поэтому вам необходим учитель, который мог бы оценивать ваши переживания и определять, являются ли они истинными или ложными.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

433826СообщениеДобавлено: Пт 03 Авг 18, 14:35 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Жизненная история Дэвадатты - это хрестоматийный пример гордыни и духовной прелести.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2905

433828СообщениеДобавлено: Пт 03 Авг 18, 14:40 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вот еще что говорил Шэн-янь:

Неправильное понимание пустотности может привести к возникновению двух опасных подходов. Один подход — это апатия. Апатичный человек чувствует, что, поскольку все пустотно, он может с тем же успехом ничего не делать. Второй подход может быть назван безнравственностью, и он еще более опасен. Человек с такими взглядами чувствует, что его не связывают никакие морально-этические правила, и думает, что он может делать все что угодно. Такой человек может принести серьезный вред самому себе и другим. Некоторые люди, изучающие и практикующие Чань, попадают в эти демонические области. Это происходит потому, что они считают закон причин и следствий пустым. Они заблуждаются. Причины и следствия не являются пустыми. Даже мудрецы, достигшие высочайшего совершенства, должны принимать последствия всего того, что они делают.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2905

433829СообщениеДобавлено: Пт 03 Авг 18, 14:41 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Комментарий Катара Ринпоче на "Горную Дхарму" Карма Чакме Ринпоче
Магическое зеркало: Чудесные знаки, возникающие посредством практики.

Чтобы отличить благославления и способности возникшие благодаря Маре от возникших благодаря достижению надо смотреть к чему они приведут в долгосрочной перспективе. Если как человек обладающий способностями, так и люди полагающиеся на него, постепенно идут в благом направлении, тогда благославление пришло от божества. Например, если человек испытавший знак и человек, которого они излечили или помогли другим образом, естественным образом становятся все более и более добродетельными и все более и более вовлеченными в практику, тогда это не является вмешательством Мары. Если косвенно или непосредственно они каким-то образом становятся все более и более вовлечены в негатив и недобродетель, тогда эти силы произошли от Мары.
В определенном смысле не важно является ли знак, возникший в вашей практике, указанием на благославление божества или на вмешательство Мары. Это не важно, потому что в любом случае вы не должны быть расстроены или восторжены. Когда возникают подобные знаки, вне зависимости от того, произошли они от божества или от Мары, если человек становится высокомерным и гордым, если появление знаков привело к ощущению себя особенным или превосходящим других, тогда даже если знаки возникли вследствие благославления божества, в результате они стали вмешательством Мары, потому что они привели человека к высокомерию, что является причиной рождения в дурных уделах.
Вне зависимости от источника знаков, если человек остается скромным, продолжает считать себя худшим среди практикующих, становится еще более усердным в практике стадий зарождения и завершения, а также своей практике блага в целом, если у него отсутствует высокомерие и тщеславие вне зависимости от того, насколько резко выраженно проявляются знаки, тогда даже если источником их был Мара, это все равно принесло пользу, так как проявление знаков не свело с пути, а вдохновило на еще большее благо. Даже если знак началася как вмешательство Мары, в итоге он стал достижением для данного человека. Отсутствие фиксации на знаках и не позволение им стать причиной высокомерия является гораздо более важным, чем их источник.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30680

433878СообщениеДобавлено: Пт 03 Авг 18, 17:10 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Нормальное понятие и для буддизма. Или вы хотели найти, как это на пали/санскрите называется?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: BonZa
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
BonZa



Зарегистрирован: 04.04.2016
Суждений: 1711
Откуда: Oттyдa

434029СообщениеДобавлено: Сб 04 Авг 18, 11:40 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Нормальное понятие и для буддизма. Или вы хотели найти, как это на пали/санскрите называется?
Мне хочется знать есть ли подобный термин (понятие)  в буддизме и как оно звучит. Кто из древних буддийских мыслителей развил или развивал данное учение. Говорил ли что-нибудь об этом явлении Будда? Интересует вообще всё, что есть в буддизме по этой теме.

Nima, Вы упоминаете  Карма Чакме Ринпоче и Чаньского наставник Шэн-янь. Есть сведения об учителях писавших об этом явлении еще до "нулевых" годов нашей эры?

_________________
Те, кто веруют слепо, - пути не найдут. Тех, кто мыслит, - сомнения вечно гнетут. Опасаюсь, что голос раздастся однажды: "О невежды! Дорога не там и не тут!" (Омар Хайям)


Ответы на этот пост: Nima, Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Серж



Зарегистрирован: 28.01.2011
Суждений: 4126

434045СообщениеДобавлено: Сб 04 Авг 18, 12:17 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Драгоценные строфы наставления царю. Нагарджуна.
перевод Андросова.
7. Обычно высокомерный [mana, тиб nga rgyal] думает о себе либо что он хуже,
Чем просто плохой, либо что он более равный, чем просто равный [другим],
Или высокомерный полагает, что его собственное Я
Лучше, чем плохое [у других] или чем среднее [у них].
8. Если тот, кто явно низок, воображает о себе,
Что его собственное Я равно Я одаренных [людей],
То это уже сверхвысокомерие
. Но если такой
Еще и воображает, что он одареннее одаренных,
9.То тогда он надменно сверхвысокомерен.
Такой подобен подпрыгивающему на вершине горы
Или воспаленному прыщу,
Появившемуся сверху опухоли.
10. Кто из-за укоренившегося [в нем] представления
О тех пяти группах [дхармо-частиц], за которое он
Из-за духовной слепоты хватается как за то,
Что "Я есмь", тот высокомерно лжемнящий о себе.
11. Тот же, кто мнит о себе, что он обрел духовный плод,
Хотя плод вовсе не обретен, тот есть самовлюбленно высокомерный.
Тот, кто хвалится поступками, причиняющими зло,
Тот известен мудрым как порочно высокомерный.
12. Если некто упрекает себя, думая,
"Мое Я самое ничтожное",
То он уничижительно высокомерен.
Вот вкратце и названа эта семерка [видов].

Под "уничижительное высокомерие" подподают много христианских верующих.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2905

434050СообщениеДобавлено: Сб 04 Авг 18, 12:26 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

BonZa пишет:


Nima, Вы упоминаете  Карма Чакме Ринпоче и Чаньского наставник Шэн-янь. Есть сведения об учителях писавших об этом явлении еще до "нулевых" годов нашей эры?

Карма Чакме это 17 век, хотя его комментирует современный тибетский учитель. У Патрула Ринпоче (19 век) в книге "Слова моего всеблагого учителя", например про гордыню говорится: 1.2.1.2.1. [Гордыня] Из всех этих препятствий — источников заблуждения — труднее всего распознать гордыню и ревность. Поэтому следует постоянно наблюдать свой ум. Если ты гордишься своим ничтожным духовным или мирским знанием и питаешь к нему привязанность, то не сумеешь увидеть собственные внутренние недостатки и заслуги других. Поэтому избегай гордыни и всегда придерживайся скромности.

А вот что например писал Атиша (10 век) в "Драгоценных четках бодхисаттвы":

Открывай свои недостатки,
Но не ищи заблуждений у других!
Скрывай свои достоинства,
А достоинства других — прославляй!

Отринь [жажду] обладания и славы...

Постоянно укрощай свой язык!
Встретив ученого ламу,
С почтеньем служи ему!
И обладающих Глазом Дхармы,
И начинающих (новичков),
Цени словно Учителя!
Всех, кого ни встретишь, цени
Словно родителей, детей иль племянников.

Есть даже в палийских суттах - Маккха сутта: Презрение
Ити 1.5

«Отбросьте, монахи, одно качество – и я гарантирую вам не-возвращение. Какое одно качество? Отбросьте презрение как одно качество, и я гарантирую вам не-возвращение». Таково значение того, что сказал Благословенный. И в отношении этого было сказано:

«Презрение, за счёт которого существа
Отправляются в плохие уделы, высокомерные:
Правильно распознав это презрение,
Тот, кто видит – отпустит [его].
Отпустив, он никогда не возвратится
Вновь в этот мир».
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2905

434055СообщениеДобавлено: Сб 04 Авг 18, 12:31 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Шантидева (8 век), в своем трактате "Путь бодхисаттвы" пишет:

Когда в уме зародятся беспокойство, язвительная насмешка, гордыня, самодовольство, желание твердить о чужих пороках, притворство и ложь, когда возжелаешь похвалы или вознамеришься порицать других, когда захочешь вымолвить резкое слово и посеять раздор, застынь [неподвижно], подобно древу.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2905

434063СообщениеДобавлено: Сб 04 Авг 18, 12:40 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

BonZa, вот еще интересная запись - https://danuvius.livejournal.com/623369.html

Ответы на этот пост: BonZa
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30680

434069СообщениеДобавлено: Сб 04 Авг 18, 12:46 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

BonZa пишет:
Горсть листьев пишет:
Нормальное понятие и для буддизма. Или вы хотели найти, как это на пали/санскрите называется?
Мне хочется знать есть ли подобный термин (понятие)  в буддизме и как оно звучит. Кто из древних буддийских мыслителей развил или развивал данное учение. Говорил ли что-нибудь об этом явлении Будда? Интересует вообще всё, что есть в буддизме по этой теме.
Серж вот нашёл кое-что у Нагарджуны. Что же касается Будды Шакьямуни, насколько я так сейчас могу сходу вспомнить, то в его наставлениях уделяется внимание двум видам прелести - чувственного соблазна и духовного. Первый уровень - это грубый, плотский, а также уровень наслаждения некоторых йогинов, которые привязаны к пяти органам чувств. Второй уровень - это уровень "возвышенного блаженства" разных уровней медитации, к которым также может возникать привязанность (прелесть).
Кроме того, к духовным прельщениям можно отнести мнение о собственных достижениях, о чём Будда также много раз говорит в разных вариантах как о пагубном явлении.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Сб 04 Авг 18, 12:53), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Nima
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
BonZa



Зарегистрирован: 04.04.2016
Суждений: 1711
Откуда: Oттyдa

434070СообщениеДобавлено: Сб 04 Авг 18, 12:49 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Благодарю за участие. Но я не зря выше спросил: "Есть сведения об учителях писавших об этом явлении еще до "нулевых" годов нашей эры?".  Как я заметил, о явлении ложного прозрения появляются записи примерно с VI веков. (С Нагарджуной не понятно когда он жил, будем считать его как исключение). Просто у меня возникает подозрение, что в буддизм это учение могло придти из христианства. Поэтому меня более интересуют учителя жившие до Н.Э. исследовавшие это явление и описавшие его.

BonZa, вот еще интересная запись - https://danuvius.livejournal.com/623369.html

Цитата по ссылке:
"Оборотни и существа 12 часов принимают всевозможные формы и образы, например, девушки, старика, или принимают непонятные устрашающие формы. Они досаждают практикующему и отвлекают его. Все эти оборотни хотят ему навредить. Каждый из них приходит в свой час. Важно научиться опознавать и различать их"

Словно про беса полуденного написано. Патерик какой-то   Very Happy

Горсть листьев пишет:

Серж вот нашёл кое-что у Нагарджуны. Что же касается Будды Шакьямуни, насколько я так сейчас могу сходу вспомнить, то в его наставлениях уделяется внимание двум видам прелести - чувственного соблазна и духовного. Первый уровень - это грубый, плотский, а также уровень наслаждения некоторых йогинов, которые привязаны к пяти органам чувств. Второй уровень - это уровень "возвышенного блаженства" разных уровней медитации, к которым также может возникать привязанность (прелесть).
Кроме того, к духовным прельщениям можно отнести мнение о собственных достижениях, о чём Будда также много раз говорит в разных вариантах как о пагубном явлении.
Если вас не затруднит, может, как-нибудь, на досуге поищите где об этом написано?
_________________
Те, кто веруют слепо, - пути не найдут. Тех, кто мыслит, - сомнения вечно гнетут. Опасаюсь, что голос раздастся однажды: "О невежды! Дорога не там и не тут!" (Омар Хайям)


Последний раз редактировалось: BonZa (Сб 04 Авг 18, 13:01), всего редактировалось 5 раз(а)
Ответы на этот пост: Горсть листьев, Nima
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2905

434073СообщениеДобавлено: Сб 04 Авг 18, 12:55 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

Серж вот нашёл кое-что у Нагарджуны. Что же касается Будды Шакьямуни, насколько я так сейчас могу сходу вспомнить, то в его наставлениях уделяется внимание двум видам прелести - чувственного соблазна и духовного. Первый уровень - это грубый, плотский, а также уровень наслаждения некоторых йогинов, которые привязаны к пяти органам чувств. Второй уровень - это уровень "возвышенного блаженства" разных уровней медитации, к которым также может возникать привязанность (прелесть).

В ПК есть Маккха сутта, в которой говорится о презрении как высокомерии, Будда говорит: "Презрение, за счёт которого существа отправляются в плохие уделы, высокомерные..."

http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/iti1_5-sv.htm
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.033 (0.784) u0.016 s0.001, 18 0.017 [264/0]