Зарегистрирован: 09.08.2006 Суждений: 599 Откуда: Кострома
№21486Добавлено: Ср 13 Сен 06, 11:26 (18 лет тому назад)Глупость как зеркало мудрости
О глупости мудрой замолвите слово
63. Глупец, который знает свою глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину, как говорится, «глупец». 63. Yo bālo maññati bālyaṃ, paṇḍito vāpi tena so; Дхаммапада http://www.dhamma.ru/lib/dhammapada.htm
Нет такой глупости, которую нельзя было бы совершить ради достижения истиной мудрости!
Попробуйте сглупить так, чтобы проявилась ваша мудрость.
Пример. Некий мудрец путем известных манипуляций с сознанием нашел непреложную истину, а именно как скоренько достичь нирваны без применения психотропных препаратов. Скажем путем мантраямы, шуньяты или т.п. Он преисполнен благодушия на поприще спасения всех страдающих и болящих. Но как убедить их в том, что он достиг того берега с помощью своей методики в век интегральной медицины и интернета? Человек приходит к заключению, что необходимо о своем открытии заявить публично, но как это сделать? Способов много, но не хватает смелости и ответственности о принятии на себя бремени пророка, тем более, что их нет в своем отечестве. Вывод напрашивается сам собой. Нужен Интернет. Человек создает сайт с привлекательным названием, типа «буддаинтегра» и начинает его продвигать. Для этого он создает информсообщество «дхармарос», присваивает себе ник «Циалковский», регистрирует нескольких участников, со своего же хоста и начинает полилог сам с собой. Грамотно расставленные дескрипты позволяют набрать слушателей и начинается модерат. В чем глупость, спросите вы? В том, что заранее известен результат. Поэтому все эти действия выглядят как очевидная глупость. На форум придут грамотные люди, ищущие сильных ощущений от развенчания чужих идеалов и от истины останутся «рога и копыта». В чем мудрость спросите вы? В том, что истина не останется незамеченной, сайт будет продвигаться, а гуру будет жить в сердцах и умах сотен носителей эзотерических истин. Как известно «Писатель жив, пока его читают. Учитель жив, пока его цитируют!» Вопрос как можно отказаться от такой глупой мудрости? _________________ Вчерашнее лицо будущего!
№21493Добавлено: Ср 13 Сен 06, 14:36 (18 лет тому назад)
Я тут недавно выяснил, что в буддийской тантре, например, нет одной мудрости, а есть не менее пяти:
различающая изначальная мудрость - возникновение желания, похоть, зерцалоподобная изначальная мудрость - возникновение ненависти, гнева, изначальная мудрость всеобъемлющей сферы – невежество, изначальная мудрость равности - возникновение гордости, я лучше всех, изначальная мудрость свершений - возникновение мысли о соперничестве, ревности.
http://clearlight.fastbb.ru/?1-0-0-00000074-000-0-0-1155899450
Ни одна из них не противопоставлена глупости как таковой, но по смыслу Ваш пример подходит под «я лучше всех». Если поумнеть от этой глупости, то сразу поймешь, что «все равно».
Последний раз редактировалось: Yuriy (Ср 13 Сен 06, 15:46), всего редактировалось 1 раз
№21497Добавлено: Ср 13 Сен 06, 15:49 (18 лет тому назад)
Это вообще очень общий вопрос. В контексте буддизма, я думаю, надо просто посмотреть на санскритские оригинальные термины.
А в общем плане первое, что приходит в голову - это локальность, фрагментарность знания, т.е. знание - это всегда "знание-о" (это у меня такая ассоциация) и противоположные качества мудрости. Мудрость у меня ассоциируется с самой жизнью, а знание нет.
№21498Добавлено: Ср 13 Сен 06, 16:21 (18 лет тому назад)
Prajna, jnana. В семантике искать смысл как-то не очень мудро.
Есть много трактовок, но основные как мне кажется такие -
в общем смысле (тут я обобщил под свою ответственность): 1) само знание (какое-то конкретное или благое), 2) то что приносит знание,
Но в буддизме в "общем смысле" как правило ничего не даётся, поэтому:
в частности: 3) конкретное знание/видение - анатты, пустотности, пратитьясамутпады и т.д.
функционально: 4) мудрость отсекает заблуждения (поэтому "меч мудрости"). Это один из интересных смыслов - тут мудрость получается, это не-видение, уничтожение.
и 5) просветлённость (мурость и просветлённость связаны как светильник (субстанция) и свет (функция)).
А вопрос не "очень общий", а важный, так как одна из парамит - праджня-парамита.
№21508Добавлено: Ср 13 Сен 06, 18:58 (18 лет тому назад)
Цитата:
Что есть мудрость в буддизме вопрос интересный и почему она именно мудрость, а не просто знание.
Праджня это способность (аналитическое умение) к распознаванию дхарм. А распознавание всех дхарм - единственное, что прекращает сансару, согласно большинству исторически известных буддийских школ. _________________ Буддизм чистой воды
Зарегистрирован: 09.08.2006 Суждений: 599 Откуда: Кострома
№21528Добавлено: Чт 14 Сен 06, 09:31 (18 лет тому назад)
Yuriy пишет:
Я тут недавно выяснил, что в буддийской тантре, например, нет одной мудрости, а есть не менее пяти:
различающая изначальная мудрость - возникновение желания, похоть, зерцалоподобная изначальная мудрость - возникновение ненависти, гнева, изначальная мудрость всеобъемлющей сферы – невежество, изначальная мудрость равности - возникновение гордости, я лучше всех, изначальная мудрость свершений - возникновение мысли о соперничестве, ревности.
http://clearlight.fastbb.ru/?1-0-0-00000074-000-0-0-1155899450
Ни одна из них не противопоставлена глупости как таковой, но по смыслу Ваш пример подходит под «я лучше всех». Если поумнеть от этой глупости, то сразу поймешь, что «все равно».
Изначальная мудрость это отсутствие мудрствования, т.е. простота, которая , как известно хуже воровства. Простота это изначальная глупость, которая прародитель всех клеш и т.д и т.п. по накатанной колее буддистской философии. Вывод: без глупости нет буддизма!
Псевдология цветности ума тема занимательная, а в градусе глупости вообще приобретает голографические очертания.
Тем более в контексте примера «Я лучший». Может приведете пример где есть утверждение «Я худший» _________________ Вчерашнее лицо будущего!
№21531Добавлено: Чт 14 Сен 06, 09:43 (18 лет тому назад)
Я бы не стал с такой легкостью относиться к 5 мудростям тантры, а также к цветности. Например, потому что видение цветов является одним из элементов глубокого околосмертного опыта, согласно современным его исследованиям.
Зарегистрирован: 09.08.2006 Суждений: 599 Откуда: Кострома
№21534Добавлено: Чт 14 Сен 06, 10:15 (18 лет тому назад)
Yuriy пишет:
Я бы не стал с такой легкостью относиться к 5 мудростям тантры, а также к цветности. Например, потому что видение цветов является одним из элементов глубокого околосмертного опыта, согласно современным его исследованиям.
Вам приходилось наблюдать как во время просмотра кинопленки (старого формата, а не цифрового) от перегрева лампы она вдруг начинает плавиться растекаясь всеми цветами радуги. Мозг человека и кинопленка сотканы из одного биологического материала, углерода. Я мог бы привести вам много разных исследований по деструкции белка, все они показывают, что при разных температурах происходит окрашивание деструкта в различные цвета. Психологизм умирающего организма напоминает сгорающую кинопленку. Это просто аналогия, а не научный вывод. Смысл околосмертного опыта и есть псевдология. _________________ Вчерашнее лицо будущего!
Зарегистрирован: 09.08.2006 Суждений: 599 Откуда: Кострома
№21551Добавлено: Чт 14 Сен 06, 14:20 (18 лет тому назад)
test пишет:
Что есть мудрость в буддизме вопрос интересный и почему она именно мудрость, а не просто знание.
Есть такая байка. Чем умный отличается от дурака. Дурак учится на своих ошибках, а умный на чужих. И в качестве ала верды, Мудрый не допускает ошибок ни своих не чужих, а глупый не учится вообще. _________________ Вчерашнее лицо будущего!
№21715Добавлено: Вс 17 Сен 06, 15:39 (18 лет тому назад)
test пишет:
в общем смысле (тут я обобщил под свою ответственность): 1) само знание (какое-то конкретное или благое), 2) то что приносит знание
Еще раз о втором значении мудрости.
КИ пишет:
Цитата:
Что есть мудрость в буддизме вопрос интересный и почему она именно мудрость, а не просто знание.
Праджня, это способность (аналитическое умение) к распознаванию дхарм. А распознавание всех дхарм - единственное, что прекращает сансару, согласно большинству исторически известных буддийских школ.
Милиндапаньха:
Царь молвил: «Каково свойство внимания, почтенный, и каково свойство мудрости?» — «Свойство внимания — замечать, государь, свойство мудрости — отсекать».
Милиндапаньха:
Царь молвил: «Почтенный Нагасена, каково свойство мудрости?»— «Я уже говорил раньше, государь, что свойство мудрости — отсекать, но и освещать — тоже свойство мудрости». — «Каким образом, почтенный, свойство мудрости — освещать?» — «Когда возникает мудрость, государь, она рассеивает потемки неведения, порождает свет ведения, проливает сияние знания, освещает арийские истины, и тогда подвизающийся видит истинной мудростью: [все это] бренно, тяжко, без самости».
Милиндапаньха:
Царь молвил: «Почтенный Нагасена, у кого возникло знание, у того возникла и мудрость, не так ли?» — «Да, государь. У кого возникло знание, у того возникла и мудрость». — «Значит, почтенный, знание и мудрость — это одно и то же?» — «Да, государь, знание и мудрость — это одно и то же». — «А тот, у кого это возникло — будь это знанием или мудростью, — может ли в чем-либо заблуждаться?» — «В чем-то может, государь, в чем-то не может».— «В чем может заблуждаться, почтенный, в чем не может?» — «Относительно неизвестных ему ранее навыков, незнакомой прежде местности, не встречавшегося прежде имени или знака он может заблуждаться, государь».— «А в чем не может заблуждаться?» — «В том, государь, что произведено этой мудростью, то есть [в том, что все это] бренно, тяжко, без самости,— в этом он не может заблуждаться».— «Куда же девается его заблуждение, почтенный?» — «Едва возникло знание, как заблуждение тотчас же исчезает, государь».— «Приведи пример».— «Представь, государь, что некто установил в темном доме светильник. Тогда потемки исчезнут, появится свет. Вот так же, государь, едва возникло знание, как заблуждение тотчас же исчезает».— «Ну а куда, почтенный, мудрость девается?» — «Сделав свое дело, мудрость тотчас же исчезает, государь. Но то, что эта мудрость сделала, то есть [постижение того, что все это] бренно, тяжко, без самости,— это не исчезает». ...
Итак, мудрость действует и приносит верное знание. Мудрость добывает знание. В общем смысле можно соотнести мурость и логику. (Логику именно в общем смысле (как буддийскую логику - праманаваду), а "формальную логику", или "диалектическую логику", или еще какую -- лишь как частные проявления достоверного мышления.)
№21717Добавлено: Вс 17 Сен 06, 16:08 (18 лет тому назад)
Цитата:
«Свойство внимания — замечать, государь, свойство мудрости — отсекать».
Внимание здесь скорее всего "самадхи". При помощи внимания дхармы фиксируются, а затем используя праджню - "отсекаются". Не знаю, есть ли в оригинале текста тут слово "ниродха", но оно было бы явно к месту (надо посмотреть комментарии Парибка по поводу перевода терминов). Мне думается, в подобных текстах вряд-ли может речь о некоей медрости вообще и знании вообще. Скорее всего речь о конкретном знании - дхарм и конкретном их прекращении. Перевод в буддийском контексте праджни, как мудрости, мне не очень нравится. Он не отражает строгий методологический смысл и может вызывать лишние ассоциации. _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы