Немного не так. Будда - Учитель, Учению которого рекомендовано следовать.
"Так оно, брахман, так оно. Когда представители клана оставляют жизнь домохозяйскую ради жизни бездомной из веры в меня, я их предводитель, их помощник, их проводник. И эти люди следуют моему примеру". МН4, пер.SV.
"Так оно, брахман, так оно. Когда представители клана оставляют жизнь домохозяйскую ради жизни бездомной из веры в меня, я их предводитель, их помощник, их проводник. И эти люди следуют моему примеру". МН4, пер.SV.
"Тот, кто видит Дхамму – видит меня. Тот, кто видит меня – видит Дхамму. Поскольку в видении Дхаммы, Ваккали, можно увидеть меня, и в видении меня можно увидеть Дхамму". - СН 22.87
"Тот, кто видит Дхамму – видит меня. Тот, кто видит меня – видит Дхамму. Поскольку в видении Дхаммы, Ваккали, можно увидеть меня, и в видении меня можно увидеть Дхамму". - СН 22.87
Ну то есть не следует говорить, что Дхамма - отдельно, а биография Будды - отдельно. Также не получится найти в суттах историю о том, как Будда рекомендует мирянину лет десять поработать на укрепление мирской буддийской общины и только по окончании этого десятилетия задуматься о постриге (как это рекомендует б.Топпер).
Ну то есть не следует говорить, что Дхамма - отдельно, а биография Будды - отдельно.
"Потому что, Васеттха, это обозначения Татхагаты: Принадлежащий Дхамме, принадлежащий Высочайшему, единый с Дхаммой и единый с Высочайшим." - ДН 27. Тут говорится о единстве Пробужденного (Будды) и Дхаммы в которую он пробудился. А биография Будды включает жизнь до Пробуждения.
Цитата:
Также не получится найти в суттах историю о том, как Будда рекомендует мирянину лет десять поработать на укрепление мирской буддийской общины и только по окончании этого десятилетия задуматься о постриге (как это рекомендует б.Топпер).
Ну рекомендует и рекомендует. Мы вправе согласиться с такой рекомендацией или не согласиться. Тоже самое можно сказать и в отношении рекомендаций о необходимости пострижения. Это просто совет или пожелание, высказанные в необязательной форме, от того, кто имеет определенный опыт и знание.
Разве эти рекомендации (стричься или не стричься в монахи) противоречат суттам? Понятно, что чем меньше мирского - тем выше уровень практики; и это то, к чему стоит стремиться. Вот если бы кто-то отрицал всё это, считая что нет преимущества в уходе от мирского, или наоборот, что будучи мирянином нельзя следовать Дхамме, то это был бы другой разговор. Рекомендации не спешить стричься в монахи (особенно на фоне неофитской эйфории), просто предостерегают от поспешных решений, которые некоторые люди делают чтобы решить какие-то свои текущие проблемы, а вовсе не ради осознанного намерения достичь Ниббаны в этой самой жизни, или посвятить свою жизнь Дхамме, став монахом.
Разве эти рекомендации (стричься или не стричься в монахи) противоречат суттам?
Как вы думаете, биография Будды до постижения имеет отношение к его постижению или нет? Что же до рекомендации не стричься в монахи, то да, такая рекомендация противоречит суттам. Попробуйте найти хотя бы одну сутту, где Будда рекомендует своему мирскому последователю НЕ стричься в монахи. Есть только сутты, где Будда предостерегает последователей других учений от поспешных решений.
Как вы думаете, биография Будды до постижения имеет отношение к его постижению или нет?
Например когда принц Сиддхартха покинул дворец, он шесть лет пытался познать просветление и покой. Не добившись желаемого, он осознал крайность чрезмерного аскетизма. Разве нам теперь нужно следовать его примеру, и тоже предаваться крайности аскетизма? Не думаю. Будда является для нас абсолютном примером именно в контексте Срединного пути, который он открыл и реализовал.
Цитата:
Что же до рекомендации не стричься в монахи, то да, такая рекомендация противоречит суттам. Попробуйте найти хотя бы одну сутту, где Будда рекомендует своему мирскому последователю НЕ стричься в монахи. Есть только сутты, где Будда предостерегает последователей других учений от поспешных решений.
Ну так и рекомендуется именно не спешить, а не так, что: "оставайся мирянином до конца своих дней, не надо тебе стричься". Вот вторая рекомендация скорее всего противоречит суттам; хотя и здесь, дело не столько в противоречии суттам, а скорее в самомнении того, кто такую рекомендацию может дать. Видеть умы других существ, и то, что им полезно - дано далеко не всем.
Например когда принц Сиддхартха покинул дворец, он шесть лет пытался познать просветление и покой. Не добившись желаемого, он осознал крайность чрезмерного аскетизма. Разве нам теперь нужно следовать его примеру, и тоже предаваться крайности аскетизма? Не думаю. Будда является для нас абсолютном примером именно в контексте Срединного пути, который он открыл и реализовал.
А вы не помните, что перед тем как Бодхисатта покинул дворец (и жену с новорожденным сыном), к нему обратился некто с весьма здравым предложением не торопиться. Этот некто пообещал, что царевич в самом скором времени станет царем-миродержцем, чакраватином (и, конечно же, сможет сделать множество благих мирских дел). Вы помните, кто именно обратился к царевичу с предложением остаться? Как вы думаете, если бы царевич послушал "добрый совет" Мары и остался во дворце, стал бы он Буддой? Что же до "крайностей аскетизма", то Будда сам же их и осудил. А есть ли хоть одна сутта, где Будда выражает сожаление или говорит как об ошибке о своем бегстве из дворца?
А вы не помните, что перед тем как Бодхисатта покинул дворец (и жену с новорожденным сыном), к нему обратился некто с весьма здравым предложением не торопиться. Этот некто пообещал, что царевич в самом скором времени станет царем-миродержцем, чакраватином (и, конечно же, сможет сделать множество благих мирских дел). Вы помните, кто именно обратился к царевичу с предложением остаться? Как вы думаете, если бы царевич послушал "добрый совет" Мары и остался во дворце, стал бы он Буддой?
Ну опять же... это к тому, что во-первых: всегда нужно иметь свою голову на плечах, а не слепо верить рекомендациям и советам, которые могут быть как полезными так и напротив, а во-вторых: бросать семью с ребенком, ссылаясь на историю Будды.. ну такое.. Тут вполне уместно выражение: "Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку".
Будда никого не отговаривал от намерения стать монахом, но и призывов тоже вроде не было. Есть например Сигаловада сутта, в котором объясняются ориентиры духовного развития именно для мирян.
Цитата:
Что же до "крайностей аскетизма", то Будда сам же их и осудил. А есть ли хоть одна сутта, где Будда выражает сожаление или говорит как об ошибке о своем бегстве из дворца?
К чему этот вопрос? К тому что, что у всех желающих стать монахом есть такая же решимость достичь Пробуждения как у Бодхисатты? Или что?
Будда никого не отговаривал от намерения стать монахом, но и призывов тоже вроде не было.
Для меня вполне очевидно, что все люди, идущие в монахи, хотят достичь постижения, а иначе зачем бы они туда шли? Возможно, где-то в других странах в монахи уходят от трудных бытовых условий, но в случае нашей страны трудностей от такого решения не убавится, а прибавится (другой язык, другой климат, полная зависимость от совсем чужих людей). Про призывы стать монахом речи нет, мы говорим только про отговаривание от намерения стать монахом. Так вот, в ПК от подобного намерения отговаривает исключительно Мара и его приспешники.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы