Просто возьмите пример с мусульман - Коран может быть только на классическом арабском, всё остальное лишь изложение смыслов. Не нужно переводить сутты на русский, нужно русских учить языку сутт.
Это характерный для вас подход буквоеда-книжника, он направлен на внешнее\иностранный язык\. тогда как правильно было бы использовать язык для постижения смысла. Изучение дополнительного языка ненужная трата времени и рессурсов. Смысл учения очень прост и может быть передан в 2-3ех предложениях. Работа всей жизни - реализация этих истин.
Просто возьмите пример с мусульман - Коран может быть только на классическом арабском, всё остальное лишь изложение смыслов. Не нужно переводить сутты на русский, нужно русских учить языку сутт.
Это характерный для вас подход буквоеда-книжника, он направлен на внешнее\иностранный язык\. тогда как правильно было бы использовать язык для постижения смысла. Изучение дополнительного языка ненужная трата времени и рессурсов. Смысл учения очень прост и может быть передан в 2-3ех предложениях. Работа всей жизни - реализация этих истин.
Возражу. Во-первых далеко не всякий смысл можно изложить 2-3 предложениями, многие термины требуют пространного толкования, отдельные слова имеют множество значений, и предполагается, что читатель знает их все. Во-вторых передаваемый в 2-3 предложениях смысл скорее всего будет сильно зависеть от передатчика, от того как он сам понимает эти смыслы, в то время как передача оригинала лишена такой проблемы.
Конечно в тхераваде язык текстов не сделался отдельным предметом культа, но, в целом, судя по более поздним источникам, роль его стала очень похожей на "арабский в исламе". Впрочем то, что язык консервируется в религии, оберегает его от мутации смыслов, он изучается только в религиозных целях и для бытовых разговоров обычно не применяется, ему не нужно пополняться словами для описания современных понятий. Даже если некая инвазия всё же происходит, скажем, в следствии какой-нибудь "моды на Индию", то не такой сложной задачей выглядит выпуск, например, новой критической версии словаря языка, с последующим общим переосмыслением текстов с его помощью. _________________ t.me/raud_ex
Конечно в тхераваде язык текстов не сделался отдельным предметом культа
Может быть, не "отдельным" (как это? отдельным от чего?), но, конечно же, сделался. И чтение текстов на Пали считается обладающим магической силой, и сам язык возведен во вселенский ранг, подобный ведийскому санскриту в индуизме. Куда уж больше? _________________ Буддизм чистой воды
Просто возьмите пример с мусульман - Коран может быть только на классическом арабском, всё остальное лишь изложение смыслов. Не нужно переводить сутты на русский, нужно русских учить языку сутт.
Это характерный для вас подход буквоеда-книжника, он направлен на внешнее\иностранный язык\. тогда как правильно было бы использовать язык для постижения смысла. Изучение дополнительного языка ненужная трата времени и рессурсов. Смысл учения очень прост и может быть передан в 2-3ех предложениях. Работа всей жизни - реализация этих истин.
Вам только так кажется. Говорю это потому, что мне самому когда так же казалось. Впрочем, в такой позиции есть доля истины - действительно, элементарные основы учения просты. Но во-первых, они просты как раз потому, что были переведены сначала сложным способом, а потом упрощены. А во-вторых, элементарные основы не раскрывают всего объёма учения. Если бы раскрывали, то не было бы всей этой гигантской буддийской философии.
В совём призыве я, конечно, немного шучу, но в действительности это лишь отчасти шутка. Я действительно вижу перспективу разивтия буддийских тхеравадинских общин в России именно в направлении организации школ палийской грамоты. Это праксис, который выведет немногочисленные объединения из сферы сомнительного сектантства и сведёт их с серьёзной академической основой. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Конечно в тхераваде язык текстов не сделался отдельным предметом культа
Может быть, не "отдельным" (как это? отдельным от чего?),
От тех святынь, которые таковыми заявлены в текстах, нас всё такие никто пока не обязывает почитать наш пали
Цитата:
но, конечно же, сделался. И чтение текстов на Пали считается обладающим магической силой, и сам язык возведен во вселенский ранг, подобный ведийскому санскриту в индуизме. Куда уж больше?
Это во много правда, хотя магизация языка это скорее характерно для тхеравады народной, нежели храмовой, в формальных программах учёбы такого, к счастью, кажется пока нет, потому, считаю, уважения к пали в образованных круга сейчас ровно столько, сколько необходимо, и вмешиваться в эту ситуацию не стоит. _________________ t.me/raud_ex
№551267Добавлено: Вт 29 Сен 20, 08:33 (4 года тому назад)
Так в "образованных кругах" сейчас в моде отрицание всей традиции, и воссоздание разнообразных древних "ересей", навроде суттавады. _________________ Буддизм чистой воды
Так в "образованных кругах" сейчас в моде отрицание всей традиции, и воссоздание разнообразных древних "ересей", навроде суттавады.
Нет, я про традиционные круги, изучающие все наши тексты, а не только некие избранные. Относительно кругов более узких, ревизионистски настроенных, то тут кончено нет, и не может быть пока какого либо конвенционального мнения. Но оно постепенно сложится, ведь все эти течения - следствие века невиданной ранее доступности информации. _________________ t.me/raud_ex
ведь все эти течения - следствие века невиданной ранее доступности информации.
Они все лишь повторяют уже существовавшие древние мнения. Все, более-менее разумные, варианты по спорным вопросам уже были раньше придуманы. _________________ Буддизм чистой воды
ведь все эти течения - следствие века невиданной ранее доступности информации.
Они все лишь повторяют уже существовавшие древние мнения. Все, более-менее разумные, варианты по спорным вопросам уже были раньше придуманы.
Что то повторяют, что то выводят самостоятельно. Не было никогда в истории, что все возможные тексты были так легко доступны, в том числе северные. А щас пожалуйста, переводи да читай. И не было такого количества пар независимых глаз, и таких инструментов поиска и сравнения, что б выявлять неточности, нестыковки и противоречия. _________________ t.me/raud_ex
ведь все эти течения - следствие века невиданной ранее доступности информации.
Они все лишь повторяют уже существовавшие древние мнения. Все, более-менее разумные, варианты по спорным вопросам уже были раньше придуманы.
Что то повторяют, что то выводят самостоятельно. Не было никогда в истории, что все возможные тексты были так легко доступны, в том числе северные. А щас пожалуйста, переводи да читай. И не было такого количества пар независимых глаз, и таких инструментов поиска и сравнения, что б выявлять неточности, нестыковки и противоречия.
В Наланде и Абхаягири-вихаре были огромные университетские библиотеки, где было намного больше текстов, чем доступно сейчас (библиотеки были уничтожены, множество текстов утеряно навсегда). Конечно, тексты были доступны образованным монахам, которые там находились, а не кому угодно. Но и весь спектр мнений рождался в этом ученом кругу, и проверялся достойными диспутами. _________________ Буддизм чистой воды
ведь все эти течения - следствие века невиданной ранее доступности информации.
Они все лишь повторяют уже существовавшие древние мнения. Все, более-менее разумные, варианты по спорным вопросам уже были раньше придуманы.
Что то повторяют, что то выводят самостоятельно. Не было никогда в истории, что все возможные тексты были так легко доступны, в том числе северные. А щас пожалуйста, переводи да читай. И не было такого количества пар независимых глаз, и таких инструментов поиска и сравнения, что б выявлять неточности, нестыковки и противоречия.
В Наланде и Абхаягири-вихаре были огромные университетские библиотеки, где было намного больше текстов, чем доступно сейчас (библиотеки были уничтожены, множество текстов утеряно навсегда). Конечно, тексты были доступны образованным монахам, которые там находились, а не кому угодно. Но и весь спектр мнений рождался в этом ученом кругу, и проверялся достойными диспутами.
Знаете как оно бывает, библиотека вроде есть, но никто ничего не читает, книги просто лежат да пылятся, лишь отдельные энтузиасты, вроде Буддхагосы, что-то изучают, но и они ограниченны в возможностях из-за несовершенства инструментария анализа. Сейчас конечно много потеряно, это печально, но то, что осталось, может быть изучено просто буквально до буквы. Доступ широчайший.
Впрочем, то что вы утверждаете ничего не меняет, даже если всё новое это некий косплей старья, так и что с того? Школы исчезали не потому, что одни были неправильными, а потому что им не повезло сохраниться.
Суттавада не старая школа, а новая, американская, так сам Ви говорит, а название он взял старое просто потому, что счёл это удачным символическим решением. _________________ t.me/raud_ex
Знаете как оно бывает, библиотека вроде есть, но никто ничего не читает, книги просто лежат да пылятся, лишь отдельные энтузиасты, вроде Буддхагосы, что-то изучают
Нет, ничего не знаю, чтобы подобное было в Индии в те времена. Какие у вас есть основания говорить подобное про древних? _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы