Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Титлин Л.И. — Отрицает ли буддистское учение о не-«я» понятие субъекта?


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
aurum
удаленный аккаунт


Зарегистрирован: 10.04.2012
Суждений: 6892

557291СообщениеДобавлено: Чт 03 Дек 20, 12:48 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вот ещё интересная статья на тему анатмана.

Титлин Л.И. — Отрицает ли буддистское учение о не-«я» понятие субъекта? // Философская мысль. – 2020. – № 10. – С. 42 - 58. DOI: 10.25136/2409-8728.2020.10.33909


Ответы на этот пост: КИ, Raudex
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 51601

557292СообщениеДобавлено: Чт 03 Дек 20, 13:05 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой


Гражданин Титлин Л.И., по всей видимости, даже не знает, что такое "субъект".

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Raudex



Зарегистрирован: 16.11.2013
Суждений: 5817
Откуда: Москва

557293СообщениеДобавлено: Чт 03 Дек 20, 13:06 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой


Титлин Л.И. пишет:
4) Раннему буддизму не интересен онтологический дискурс о существовании / несуществовании атмана или «я». Ранний буддизм вообще этим не занимается. Такая проблематика возникнет лишь в более позднем буддизме.
Так и есть, в общем-то раннему буддизму важно чем "я" не является, в чём "я" нельзя найти, а не то, есть ли "я" вообще.
_________________
t.me/raudex
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 51601

557392СообщениеДобавлено: Пт 04 Дек 20, 18:12 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

"Две анатмавады" есть, и даже официально определены в таковом статусе - найратмя двойственна. Только вот одна из них имеет несколько иное определение, да и отношение между этими двумя иное.

По Асанге:
1-я (у Титлина это 2-я) - это отсутствия меня в дхармах (дхарм во мне, и т.п.). 2-я (у Титлина это 1-я) - это отрицание атмана, как его пустулируют небуддисты. Диспут против небуддистов по этой тематике - дхарманайратмя- по постулату махаяны, имеется только в махаяне, другая же - пудгаланайратмя - есть внутренняя сущность буддизма и она общая для всех буддистов.

Как видим, тут вообще нет того противоречия между двумя анатмавадами, о котором идет речь у Титлина. Просто некоторые исследователи не различают, когда идет диспут с чужой системой, а когда буддистами декларируется собственное воззрение.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Ассаджи
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Ассаджи



Зарегистрирован: 09.10.2017
Суждений: 845
Откуда: Киев

557571СообщениеДобавлено: Вс 06 Дек 20, 15:03 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Просто некоторые исследователи не различают, когда идет диспут с чужой системой, а когда буддистами декларируется собственное воззрение.

О диспутах Титлин написал отдельно:

https://author.nbpublish.com/author_other_publications.php?id=33909&id_user=2089
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
humanist



Зарегистрирован: 04.06.2019
Суждений: 381

558816СообщениеДобавлено: Пт 11 Дек 20, 22:45 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Статья интересная, но
Титлин как-то странно и непонятно зачем разделил учение об анатте на анатмаваду-1 и анатмаваду-2
анатмавада-1, по Титлину - "Мы не можем этим повелевать, поэтому это не я, я не таков, это не моё я"
анатмавада-2, по Титлину - "Это непостоянно. То, что  непостоянно, неудовлетворительно, поэтому это не я, я не таков, это не моё я"
Он считает анатмавада-1 "маргинальной", а анатмавада-2 - "мейнстримом" и пишет:
Цитата:

«Второе учение об анатмане» (далее – анатмавада-2) гораздо более распространено в ПК. Вот как оно формулируется в «Анатта-лаккхана-сутте» (СН 22.49).
Не знаю, на мой взгяд это одно и то же. (Анатта-лаккхана-сутта, кстати, это СН 22.59, а вовсе не СН 22.49. ) В этой сутте, если её открыть и начать читать, есть и анатмавада-1, и анатмавада-2. Там сразу уже в 5 предложении есть слово "повелевать". И если следовать логике Титлина, то получается, что "маргиналы" вставили свой кусок в слова Будды и так всё и было запомнено, что кажется совсем уж нелепой фантастикой.

А вот этот абзац мне показался очень познавательным
Цитата:
Исследователями уже было давно замечено, что язык ПК сохраняет многие черты, свойственные именно ведийскому языку (поэтому пали, хотя и является формально «среднеиндийским» языком, в некоторых отношениях оказывается древнее современного ему классического санскрита). Видимо, то же самое можно сказать и об идеях, содержащихся в ПК. Именно ведийское понятие тану (tanū), по мнению Вина, поразительно напоминает понимание атмана в анатмаваде-1. В Ведах боги могут полностью менять свое тану одной лишь силой своего желания. Идея, что бог может принимать любое обличье составляет неотъемлемую часть ведийской религии.

Это же совершенно обычная способность дэв в буддизме, менять своё обличье на то, какое они захотят.

Но что я хочу ещё сказать, статься интересная, спасибо за ссылку.

_________________
Ты сам должен прилагать усилия, Татхагаты лишь учителя. Вступившие на путь, медитирующие, освободятся от оков Мары.
Дхаммапада 276
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред читают: Гость
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.019 (0.667) u0.010 s0.001, 17 0.009 [251/0]