Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Различие между māṇa и asmimāna


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

514132СообщениеДобавлено: Пт 08 Ноя 19, 21:06 (4 года тому назад)    Различие между māṇa и asmimāna Ответ с цитатой

Уже было обсуждение этих терминов, но по моему, в виде оффтопика в какой-то несвязанной с этим темой.

Я понимаю māṇa (окову) - как основу для полагания: "Я лучше", "Я хуже", "Я равный", а asmimāna - как гордыню, возникающую из полагания "Я лучше". На мой взгляд, считать māṇa гордыней - неправильно, ибо это более широкое понятие. Māṇa и asmimāna, на мой взгляд, соотносятся как общее, и входящее в него частное.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Sunken



Зарегистрирован: 22.08.2019
Суждений: 176
Откуда: Москва

514152СообщениеДобавлено: Сб 09 Ноя 19, 03:38 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Именно так. Asmimāna вписывается в māṇa с коннотациями "я лучше".

Māṇa кстати имеет значение "measure" и "measurement", что как бы намекает на смысловой окрас "системы мер", откуда уже потом выделяются asmimānы и omānы ("я хуже"). Т.е это просто само-мнение в наиболее общем смысле, не конкретизировано; само-мнить себя можно уже соответственно "я лучше", "я хуже", "я такой же".

Māṇa также несёт смысл аля "тщеславие", но здесь, предполагаю, можно провести параллель с тем же русским: когда мы говорим "у него есть самомнение о себе", на неком бытовом уровне почему-то подразумеваются именно завышенное самомнение. Хотя слово само по себе может сообщать именно что не-конкретизированный факт наличия у кого-либо какого-то из трёх видов самомнения. В общем такая особенность смыслового означивания.

Сброс 8 оковы подразумевает уничтожение "системы мер", т.е срез всей "самостной" (в психологическом смысле ощущения своей личности) среды, на которой взращиваются феномены самооценки со всеми вытекающими, виды идентификации, "внутренний диалог" и т.д

_________________
«Очень хорошо, Анурадха. Очень хорошо. Как прежде, так и сейчас, я объясняю только страдание и прекращение страдания».


Ответы на этот пост: Antaradhana
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

514153СообщениеДобавлено: Сб 09 Ноя 19, 04:10 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Sunken пишет:
Māṇa также несёт смысл аля "тщеславие", но здесь, предполагаю, можно провести параллель с тем же русским: когда мы говорим "у него есть самомнение о себе", на неком бытовом уровне почему-то подразумеваются именно завышенное самомнение. Хотя слово само по себе может сообщать именно что не-конкретизированный факт наличия у кого-либо какого-то из трёх видов самомнения. В общем такая особенность смыслового означивания.

Спасибо. Хорошо подмечено.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

514177СообщениеДобавлено: Сб 09 Ноя 19, 07:29 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Асмимана это ложные воззрения о "я". Не просто в широком смысле, а вполне конкретные воззрения "я есть это". И в связи с такой определенностью - вполне конкретные побуждения по защите этого воззрения.
_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: Sunken
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Sunken



Зарегистрирован: 22.08.2019
Суждений: 176
Откуда: Москва

514195СообщениеДобавлено: Сб 09 Ноя 19, 11:51 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng пишет:
Асмимана это ложные воззрения о "я". Не просто в широком смысле, а вполне конкретные воззрения "я есть это". И в связи с такой определенностью - вполне конкретные побуждения по защите этого воззрения.

В топике обсуждается 8 окова, т е некоторое "психологическое" ощущение "Я" и "Себя".

Вы говорите про 1 окову - воззрения о примордиальном "Я"  в неком метафизическом и субстанциональном смысле: атман, душа, Единое и т.д. Для этого в каноне употребляется другое слово - atta. Анурадха сутта:

"Yaṃ panāniccaṃ dukkhaṃ vipariṇāmadhammaṃ kallaṃ nu taṃ samanupassituṃ: ‘etaṃ mama, esohamasmi, eso me attā’”ti?

But if it’s impermanent, suffering, and perishable, is it fit to be regarded thus: ‘This is mine, I am this, this is my self’?”



tj_8isJCunA.jpg
 Описание:
 Размер файла:  52.87 KB
 Просмотрено:  1247 раз(а)

tj_8isJCunA.jpg



_________________
«Очень хорошо, Анурадха. Очень хорошо. Как прежде, так и сейчас, я объясняю только страдание и прекращение страдания».


Ответы на этот пост: Won Soeng
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48478

514196СообщениеДобавлено: Сб 09 Ноя 19, 11:59 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Что-то сутты из ПК с "асмимана" в основном без перевода.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

514210СообщениеДобавлено: Сб 09 Ноя 19, 14:32 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Sunken пишет:
Won Soeng пишет:
Асмимана это ложные воззрения о "я". Не просто в широком смысле, а вполне конкретные воззрения "я есть это". И в связи с такой определенностью - вполне конкретные побуждения по защите этого воззрения.

В топике обсуждается 8 окова, т е некоторое "психологическое" ощущение "Я" и "Себя".

Вы говорите про 1 окову - воззрения о примордиальном "Я"  в неком метафизическом и субстанциональном смысле: атман, душа, Единое и т.д. Для этого в каноне употребляется другое слово - atta. Анурадха сутта:

"Yaṃ panāniccaṃ dukkhaṃ vipariṇāmadhammaṃ kallaṃ nu taṃ samanupassituṃ: ‘etaṃ mama, esohamasmi, eso me attā’”ti?

But if it’s impermanent, suffering, and perishable, is it fit to be regarded thus: ‘This is mine, I am this, this is my self’?”

Нет, асмимана это именно "я есть это" - то есть убежденность, что скандхи это "я" или что-то в скандхах есть "я". Метафизические и субстанциональные смыслы - это не про скандхи.

Никакого смысла "гордыня" у асмимана нет, "гордыня", как и обратное чувство это уже асмичандха.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.029 (0.395) u0.014 s0.001, 21 0.014 [283/0]