№484450Добавлено: Вс 26 Май 19, 07:37 (5 лет тому назад)Буддизм не отрицает свободу воли (санскритолог Р. Пишель, буддолог В. Г. Лысенко)
Санскритолог Р. Пишель считал, что Будда был сторонником существования свободы воли[4] и указывал на её существование следующими словами: «Я учу, что есть действие, дело, воля»[5].
В современной буддологии считается, что свобода воли прямо связана с концепцией кармы. Согласно последней концепции, у кармы существуют две части: дайва (судьба) и пуруша-кара («человеческое действие»). Первая часть кармы связана с прошлыми поступками и является частью, которую человек не может изменить. Вторая часть является «свободной инициативой», с помощью которой человек может действовать таким образом, чтобы создать условия для изменения будущего. В качестве предельного проявления пуруша-кары человек может «прекратить действие закона кармы» и достигнуть нирваны[6].
Буддолог В. Г. Лысенко также отмечает, что свобода воли в традиции может пониматься через следующие утверждения[7]:
«Дхармы сознания обладают свойством подавлять и направлять действие других дхарм».
При помощи четаны (намерения) осуществляется выбор участи человека, ведущей к «религиозной добродетели» или «омрачениям».
Таким образом, указывает Лысенко, свобода выбора является «объективным» событием, появляющимся вследствие действия прочих внешних и внутренних событий, которые, в свою очередь, не отделены друг от друга, а являются «единством многих дхармических линий»[8].
_
4. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение / Сост. Г. Г. Горбунова, доп. А. И. Кузьмина. — М.: Амрита-Русь, 2004. — 184 с
6. Лысенко В. Г. Карма // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц;. — М.: Восточная литература, ИФ РАН, 2011. — С. 360—369. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
7. Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФ РАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9.
8. Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФ РАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9.
№484471Добавлено: Вс 26 Май 19, 11:04 (5 лет тому назад)
Исключение свободы воли делает безначальную авидью бесконечной, нирвану недостижимой.
Решение достичь нирваны позволяет процессу завершиться, без чего он будет оставаться бесконечным. _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
№484523Добавлено: Вс 26 Май 19, 15:02 (5 лет тому назад)
Свобода воли есть, но она весьма ограничена обусловленностью. Например, если человек родился и был воспитан в племени дикарей-охотников, то у него немного шансов выйти за рамки регулярных убийств животных на охоте и периодических убийств людей, в стычках с соседними племенами. Что уж говорить про хищных животных, которые с рождения обречены на убийства других.
Свобода воли есть, но она весьма ограничена обусловленностью. Например, если человек родился и был воспитан в племени дикарей-охотников, то у него немного шансов выйти за рамки регулярных убийств животных на охоте и периодических убийств людей, в стычках с соседними племенами. Что уж говорить про хищных животных, которые с рождения обречены на убийства других.
Или же, если человек родился в семье советских коммунистов, воспитанных невежественными воспитателями, и вырос в клане вечно недовольных своей жизнью провинциальных интеллигентов и госслужащих, то каковы его шансы вырваться из пут догматического мышления и всеотравляющего негативизма? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Свобода воли есть, но она весьма ограничена обусловленностью. Например, если человек родился и был воспитан в племени дикарей-охотников, то у него немного шансов выйти за рамки регулярных убийств животных на охоте и периодических убийств людей, в стычках с соседними племенами. Что уж говорить про хищных животных, которые с рождения обречены на убийства других.
Или же, если человек родился в семье советских коммунистов, воспитанных невежественными воспитателями, и вырос в клане вечно недовольных своей жизнью провинциальных интеллигентов и госслужащих, то каковы его шансы вырваться из пут догматического мышления и всеотравляющего негативизма?
Имеющего язык основанный на христианских понятиях (спасибо, и др), культурном коде православия где идеал - воскрешение и вечная жизнь, и вдруг стать буддистом желающим ее прекратить.
Свобода воли есть, но она весьма ограничена обусловленностью. Например, если человек родился и был воспитан в племени дикарей-охотников, то у него немного шансов выйти за рамки регулярных убийств животных на охоте и периодических убийств людей, в стычках с соседними племенами. Что уж говорить про хищных животных, которые с рождения обречены на убийства других.
Или же, если человек родился в семье советских коммунистов, воспитанных невежественными воспитателями, и вырос в клане вечно недовольных своей жизнью провинциальных интеллигентов и госслужащих, то каковы его шансы вырваться из пут догматического мышления и всеотравляющего негативизма?
Имеющего язык основанный на христианских понятиях (спасибо, и др), культурном коде православия где идеал - воскрешение и вечная жизнь, и вдруг стать буддистом желающим ее прекратить.
Так с православием ещё его родители разделались. Христианский культурный код хотя и имеется, но это ведь не более, чем просто набор привычек, не правда ли? К их осмыслению и переосмыслению ведь ещё вкус и навык нужно развить... Слово "вдруг" мне тут кажется крайне неуместным. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№484543Добавлено: Вс 26 Май 19, 16:10 (5 лет тому назад)
Горсть листьев
На дню несколько раз поминать Бога, говоря спасибо - это как? А христианская калька буддийских понятий? Далай-лама - ихний Папа, ламы - попы, Будда - царевич Иоасаф….
Цель жизни - жить праведно, умереть, чтобы после Пришествия воскреснуть и жить вечно, восседая за одним столом на пиру с Христосом... это как сочетается с буддийской отреченностью от жизни?
Конечно население может не вдавалась в тонкости воскрешения и последующей вечной жизни, но аннигилировать в небытие точно не было готово. Хотите попасть в рай? - ну если повезет... Хотите прекратить жить вообще, никакого вам ни рая, ни ада? ...мммм, это чета не по христиански...
Свобода воли есть, но она весьма ограничена обусловленностью. Например, если человек родился и был воспитан в племени дикарей-охотников, то у него немного шансов выйти за рамки регулярных убийств животных на охоте и периодических убийств людей, в стычках с соседними племенами. Что уж говорить про хищных животных, которые с рождения обречены на убийства других.
Или же, если человек родился в семье советских коммунистов, воспитанных невежественными воспитателями, и вырос в клане вечно недовольных своей жизнью провинциальных интеллигентов и госслужащих, то каковы его шансы вырваться из пут догматического мышления и всеотравляющего негативизма?
Тут, все же есть шансы вести добродетельную жизнь, воздерживаясь от убийств и других неблагих деяний и даже есть шанс встретить Дхамму, склонить к ней ум, и начать следовать ей, что для дикарей в Африке, живущих охотой - недоступно.
№484547Добавлено: Вс 26 Май 19, 16:15 (5 лет тому назад)
Antaradhana
Оле Нидал говорит что у африканцев, даже современных есть определенные проблемы с Дхармой. Поэтому его ежегодный всемирный тур по континентам не включает Африку.
Свобода воли есть, но она весьма ограничена обусловленностью. Например, если человек родился и был воспитан в племени дикарей-охотников, то у него немного шансов выйти за рамки регулярных убийств животных на охоте и периодических убийств людей, в стычках с соседними племенами. Что уж говорить про хищных животных, которые с рождения обречены на убийства других.
Или же, если человек родился в семье советских коммунистов, воспитанных невежественными воспитателями, и вырос в клане вечно недовольных своей жизнью провинциальных интеллигентов и госслужащих, то каковы его шансы вырваться из пут догматического мышления и всеотравляющего негативизма?
Тут, все же есть шансы вести добродетельную жизнь, воздерживаясь от убийств и других неблагих деяний и даже есть шанс встретить Дхамму, склонить к ней ум, и начать следовать ей, что для дикарей в Африке, живущих охотой - недоступно.
Конечно, связь с культурой европейского Просвещения - большое наше преимущество перед коренным населением тундры. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№484591Добавлено: Вс 26 Май 19, 18:17 (5 лет тому назад)
Горсть листьев
В таком случае пятый: если анатта, то и Дхарма мне не указ, поскольку меня нет - некому указывать и воспринимать указания. Некому страдать, некому получать дурную карму, некому достигать нирваны и просветления.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы