№481143Добавлено: Пт 10 Май 19, 04:48 (6 лет тому назад)Трилакшана и эпохе
Следующий текст - это попытка осмыслить трилакшану через феноменологическую оптику и поиск возможных путей для интерпретации всевозможных практик на языке, который был бы близок и понятен европейскому человеку. Когда заходит речь о Гуссерле в контексте буддизма, как правило акцент ставится на феноменологической редукции, где философствующий совершает действие по заключению в скобки "объективного" мира, после чего направляет взгляд на трансцендентальную субъективность в которой и происходит имплицитный процесс смыслообразования и придания значимостей, не заметный для бытового сознания в его наивной захваченности "внешним" миром. Однако, я хотел бы обратить внимание на другой аспект, который сопровождает эпохе и через который можно указать на заявленные выше точки соприкосновения двух интеллектуальных традиций. Неявным образом в феноменологии Гуссерля прослеживается дуализм двух миров, этот дуализм конечно не несет в себе метафизического смысла, так как оба эти мира суть следствия двух возможных установок сознания. Рассмотрим первую из них - естественную, это установка, которая является неотъемлемым качеством человеческого сознания, можно сказать, что в некотором роде она является врожденной, в том смысле, что эта именно та установка, в который человек функционирует в мире и с его вещами. Само устройство языка подразумевает и фиксирует эту установку как единственно возможную, "вчера я был в городе", "в соседней комнате стоит стул". Откуда же она берется? Она является следствием работы здравого смысла, который подсказывает, что мир есть нечто само-по-себе существующее, вещи суть трансцендентные объекты, которые не доступны сознанию непосредственно, а лишь косвенно - через чувственность и мышление. Реальность мира - есть нечто само собой разумеющееся, ведь он всегда находится во вне, живет по своим законам и выступает почвой и основой для любой субъективности. Вещи такого мира постоянны, тождественны самим себе и обладают своей внутренней сутью. Что же происходит с миром в эпохе? Феноменолог не просто редуцирует мир и заявляет о его несуществовании вне его разума, он проблематизирует мир, его изначальную предпосылочность в качестве независимого от сознания объекта. Философ беря мир в качестве своей темы в первые открывает его как мир и обнаруживает его внутреннюю смысловую сторону, которая до того всегда подразумевалась, но никогда не актуализировалась. Мир в феноменологической установке это всегда коррелят сознания, горизонт его потенциальных и актуальных возможностей, вещи этого мира всегда даны в познании и не являются чем-то внешним в отношении разума. Что же из себя представляют вещи, как корреляты субъективности? Они непостоянны и лишены своей собственной сущности, мир в феноменологической установке это постоянный поток, которой всегда имманентен и изменчив. Из вышесказанного про феноменологическую установку, на мой взгляд, очевидным образом вытекает тот факт, что медитация направленная на трилакшану или другим образом на 4 Благородные Истины есть та самая смена установки и рассмотрения мира феноменологом, однако йог в своем созерцании идет несколько дальше и стремиться увидеть три качества непосредственно, в то время как философ останавливается на предварительном созерцании.
... вещи суть трансцендентные объекты, которые не доступны сознанию непосредственно, а лишь косвенно - через чувственность и мышление. ... увидеть три качества непосредственно...
№481310Добавлено: Сб 11 Май 19, 00:01 (6 лет тому назад)
Феноменологический подход остаётся в концептуальной сфере. Размышление и констатация трансцендентального - остаётся концепцией. Буддийский наблюдатель ума прекращает наполнять,дразнить этот безобъектный ум щупальцами виджнян, счётчиками самджнь и т.д. Ум , перестающий насильно воплощаться в образы.чувства и смыслы созерцает сам себя. "Так проявляется ясность Дхармакаи".
Непосредственно, то есть как феномены имманентные сознанию.
Есть другие феномены?
Нет конечно, но для реалиста самоочевидным является существование объективного мира, находящегося вне этих феноменов. Поэтому и с его точки зрения вещь даётся как бы опросредованно.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы