Заключительные замечания
4 февраля 2019 года
Оригинал на странице:
https://www.facebook.com/djkhyentse/posts/2982233201802141?__xts__%5B0%5D=68.ARCtA_brx6kHK zNXgx1y2oReAOgp79D4quwtLgoMttL4ulz9gqHZ3VRuMjJyHwPVeQablzTIlGh8mZk1prO-Wi068- yIPAaAykOdND_GWiuQYCv4lY3yj3DsIyCVOuPYnumPpG0u62CHmtM_EGS- FiL9FbQxhqQp1GuIYoTC0XfUgV7V2C25_yyVBqGLsfy2E2QiAYT-GGhNx- r87iLr0STCACgJvgaVhdo1KIw6wHFoCy3psSCl07FUJaXkgZo4ssiODjc9uSv- ia745iHH7Ur1PXoXFf6mmg5wo0_L- brrRp_rgM1TiyW0CFeflDRHAEP9MXxXPt_6dDPCg1qu4A&__tn__=K-R
Всё, что я хотел сделать в этих письмах – попросить людей быть осведомленными о том, как такое культурное господство может полностью изменить смысл очень важных вещей, включая то, как преподается и передается сама Буддадхарма.
Зачастую обращение в свою веру и даже геноцид осуществляются без стрельбы и взрывов. Так что, с чисто буддийской точки зрения, я предлагаю читателям понаблюдать и исследовать современные угрозы Буддадхарме, которые могут буквально уничтожить эти драгоценные учения изнутри.
Многое сделано в процессе так называемого уничтожения буддизма китайским коммунизмом. Тем не менее, сегодня в Китае по-прежнему проживает более половины всех буддистов мира, там находятся одни из самых крупных и процветающих монастырей махаяны и тибетской традиции, а также учебные и медитационные центры.
Вторая мировая война и последующее проникновение западных ценностей могли внести свой вклад в упадок и ухудшение состояния буддизма в восточных странах. В некогда великом монастыре Дайтокоджи в Киото, площадью в 57 акров, основанном в 14 веке, сегодня проживает менее сотни монахов. Многих шокирует, если они услышат, что, если посмотреть на ситуацию под углом, отличающимся от общепринятого, американцы сегодня, скорее всего, вредят дхарме больше, чем китайцы за всю культурную революцию.
С чисто буддийской точки зрения совершенно неважно, осуществляются ли культурный геноцид и разрушение Буддадхармы агрессивно с применением оружия и ножей либо пассивно – навязыванием внешних ценностей. Если это ослабляет Буддадхарму, то в любом случае оно одинаково разрушительно.
1
Культурное доминирование может быть очень тонким, заключаясь, например, в незаметных филологических сдвигах, меняющих значение ключевых слов. Например, один критик ранее хвалил западные попытки устранить закоренелые «суеверия», распространенные в восточном буддизме. Если он использовал слово «суеверия» в том значении, которое указано в английских словарях, то он имел в виду «чрезмерные легковерность и поклонение сверхъестественным существам».
А в тибетском слово «суеверие» – это «намток». Оно относится ко всем дискурсивному и концептуальному мышлению. Для истинного буддийского философа это значит, что всё – от медитации, кармы, отречения и до мантр, молитв, даже идей нирваны – это и есть намток, или же суеверие. То, как слово используется и через какую культурную линзу, влияет непосредственно на то, как передается дхарма.
Аналогично, я раньше отмечал, что западное обозначение хорошего и плохого с их нравственным и теистическим подтекстом используется в рассуждениях о «хорошей карме» и «плохой карме», что приводит к серьезному искажению самого учения.
Наверное, «непопулярно» вот так говорить о западной угрозе дхарме, знаю, многие воспринимают мои письма на эту тему как слишком негативные. Но быть позитивным во всем, жить в Ла-Ла-Лэнде, просто плывя по течению и приспосабливаясь ко всем популярным и доминирующим культурным предложениям, не обязательно полезно.
Буддизм никогда не должен ограничивать себя путем «хорошего самочувствия». Вообще, главный признак подлинной дхармы – разрушение самсарных пут и ценностей. Таким образом, ни восточные, ни западные ценности неприкосновенностью не обладают. Так что нет ничего святотатственного в том, чтобы критично смотреть на все подобные непроверенные предубеждения и культурные предпосылки.
В то же время, быть критичным не означает неуважение к иным вероисповеданиям, включая упомянутые мною авраамические религии. Моя единственная забота, чтобы буддизм сохранил свою подлинность. Я просто говорю, что крикет это крикет, а гольф это гольф. Хотя и там, и там используют палку для удара по мячу, эти игры в корне разные.
2
То же справедливо и в отношении науки. Я ценю научные усилия по исследованию и раскрытию тайн вселенной. Я радуюсь, если кто-то обретает вдохновение в буддизме в силу его обращения к логике и анализу. Опять же, я лишь говорю, что у буддизма есть своя основа, и он не должен искать подтверждения, принятия, оправдания или сертификации в научной сфере.
Я лично переживаю за тех, кого мои слова и мое изложение ранили и расстроили. Однако чтобы привлечь внимание к тому, что между строк, я понял, что у меня нет выбора, кроме как стать грубым и прямолинейным, даже рискуя оскорбить.
Если то, что я сделал, не помогает дхарме, то я искренне сожалею, что потратил драгоценное время читателей, да и моё тоже. Но я надеюсь, что это обсуждение, по крайней мере, заронит зерна некоторых вопросов и мыслей для дискуссий, в которых люди смогут отточить свое видение, думание и понимание.
В некотором роде, думаю, это уже происходит. Например, я вдоль и попрек рассмотрел сказанное Gravel Muncher, John Marshall и Kim Lodrö Dawa после публикации моего ответа на второй вопрос.
В заключение, единственное мое желание – чтобы по всему миру процветала подлинная Буддадхарма. С этой точки зрения я вообще не мыслю категориями востока и запада. Как я ранее сказал, менее всего меня заботит, если японец откажется от многовековых традиций театра но, чтобы посвятить жизнь изучению и исполнению опер многовековой итальянской традиции. В любом случае, люди на востоке уже приняли западные ценности. Уже поздно думать об этом. Но я беспокоюсь о буддийском учении, которое не должно быть захвачено ни архаичными восточными традициями и культурой, ни «современнейшими» западными ценностями и причудами.
Наконец, хочу поблагодарить тех, кто просил меня молчать и просто побыть в ретрите, практикуя дхарму. Я ценю ваши замечания, и определенно сохраню их в своем сердце.
***
Перевод на русский язык подготовлен Викторией Трубниковой.
3