(в ответ на статью об «опасностях медитации» на этот раз в английском Guardian; напомню, ранее разговор оттолкнулся от статьи подобного содержания в американском Esquire)
Мне было пять, когда умерла моя мать, и как все малые дети, я нашёл способ успокаиваться перед сном. Я так сосредотачивался на чём-нибудь, что у меня в ушах начинало звенеть, и затем я сосредотачивался на этом звенящем звуке. Но вместо того, чтобы заглушить все остальные звуки, он превращался в своего рода изнанку сплетённой из звука занавеси, на которой я мог сосредотачиваться. Тогда я всякий раз сосредотачивался на звуках воды, но в те моменты она звучала слово тихие человеческие голоса, подобно тому, как в пустом кафе слышатся звуки улицы, и это успокаивало меня, прогоняя чувство одиночества.
Я занимался этим каждую ночь на протяжении десяти лет, но к шестнадцати годам оставался очень тревожным ребёнком, так как это приносило мне непосредственные медитативные прозрения, которые меня беспокоили, и мне понадобились ещё десятилетия, чтобы самому разобраться с ними. Не имея под рукой объяснительного инструментария, чтобы понять, что же со мной происходило, а нашёл собственный способ пройти через случавшиеся потери ориентиров благодаря чрезвычайно реальным эффектам, сопровождавшим мою медитацию — а эти эффекты возникают, хочешь ты того или нет.
Вполне возможно, причиной моих ощущений была сама техника медитации, которую я использовал, но если вы проведёте исследование, как провёл его я, то вы обнаружите массу схожего в том, как разные традиции используют всевозможные техники медитации и учат им. И вы также увидите, что те тревожные ощущения, с которыми мне пришлось столкнуться, распространены и даже ожидаемы во всех таких традициях.
В шестнадцать лет я полностью прекратил медитировать и не занимался этим ещё пару десятилетий, что лишь продлило урон. Только когда я нашёл систему понимания, в которой мои юношеские медитативные переживания естественным образом вписывались, я наконец стал способен продвигаться дальше.
Оглядываясь сейчас назад, я понимаю, что все те страдания были необходимы. И эти страдания лишь подтверждают услышанную мной буддийскую заповедь: «Лучше не начинай; но если начал, то уж иди до конца». К сожалению, в популярных руководствах по медитации осознанности я этого не видел… остановиться на полпути к просветлению вполне может быть опасным. Если б я только обращал внимание на духовные традиции, которые могли бы мне помочь на моём пути! Но я не обращал, так как вообще не осознавал, что мои ночные занятия и были медитацией. Тогда я думал, что медитация — это что-то связанное с боевыми искусствами, так как насмотрелся всяких телесериалов. Да и к тому времени я уже прекратил этим заниматься.
Мой случай, конечно, отличается от тех, что случаются нынче, когда кто-то приходит на интенсивный курс медитации и испытывает такие ощущения, с которыми ведущие этих курсов просто не знают, что делать, у них нет такой подготовки. У меня учителя не было, так что вы можете подумать, что я был в худшем положении, но это не так, и спустя годы я понял, что смог использовать определённый и специфичный побочный эффект медитации, который и защитил меня от наихудшего, хотя и за это пришлось заплатить.
Видите ли, те звуки служили для меня своего рода якорем или буйком, за который я держался, когда непосредственные ощущения разрывали мою реальность в клочья, и мне становилось совершенно ясным, что всё возникает и исчезает постоянно, и в этом потоке изменений нет вообще ничего постоянного.
Я назвал тот звук «внутренним спонтанным звуком», но у него десятки разных названий, своё в каждой традиции. И когда непосредственный опыт медитации вновь разодрал в клочья привычной действительности, я был уже знаком с этим. Так что те самые «деперсонализация и дезориентация», о которых говорит статья в «Гардиан», обошлись мне мягче, хотя и всё равно бередили мой юный рассудок.
Сейчас я знаю, что мне в тех эффектах открывались тогда и Возникновение-Угасание, и Бессущностность, и замкнутое само в себя Настоящее (Махамудра). То, что я уже знал, обрело объяснение и подтверждение. Но тогда я ничего этого не знал и просто успокаивался звуками «человеческих голосов».
Кто-нибудь может, следуя современной моде психологизировать любые человеческие мысли, чувства и поступки, попытаться сделать это и здесь, но я точно знаю, что это было, и что я следовал за тем, что было реальным, отдаваясь этому полностью. Этому невозможно было не отдаваться, потому что это и есть единственное реальное по сравнению со всем остальным. Представьте, что вы играете в свою любимую игру, и в этот момент вам звонит мама. Вы отвлекаетесь от игры, чтобы ответить маме, и разве в этот момент вы не выпадаете из своей действительности? Выпадаете. Но реальность — это именно звонок матери, а не ваша игра.
Это конкретное «нечто», которое происходило со мной в медитации, было первостепенным по отношению к любым попыткам категоризировать, разобрать по частям и обозначить, попытавшись таким образом понять. Те серии событий в моей юности подтолкнули меня к тому, чтобы всерьёз засомневаться в правомочности нашего устоявшегося способа понимания себя и окружающего мира — просто потому, что они не происходили бы, будь этот общепринятый способ объяснения полностью надёжным.
И самое главное, зачем я пишу всё это — эти переживания делает опасным то, что их невозможно проигнорировать, а когда они произошли, то их воздействия уже не отменить, так как они разрушают нашу базовую веру в привычную картину мира. А когда происходит такой слом, то процесс восстановления равновесия очень непрост. У меня это так и не получилось.
Чтобы было понятнее про этот слом веры и восстановления равновесия, представьте себе такую пьесу: вы живёте много лет с супругой, которую любите и полностью ей доверяете во всём, а потом вдруг выясняется, что она вам всё это время изменяла. И вот в этот момент прежний ваш мир просто теряет значение — он оказывается обманом, и вы остаётесь наедине с настоящим моментом, в котором вы совершенно растеряны и потеряны, а ваш прежний мир разбит вдребезги. И нужно время, чтобы принять и научиться жить в этом новом, разбитом мире...
В традициях медитации такой эффект не только объясняется, но и является ожидаемым, и все техники медитации, собственно, и направлены в конечном итоге на то, чтобы принести нам понимание истинной природы реальности.
И вот точно также, как при тяжёлом разрыве супружеских отношений вам нужна психологическая помощь, дающая объяснение тому, что с вами происходит, так и медитатору необходима объяснительная система его опыта. Но в контексте популярных классов медитации эта система просто недоступна, так как её предлагают только религиозные традиции, от которых эти классы отстоят очень далеко.
Именно поэтому люди и оказываются в тяжёлом положений, испытав то, в чём им никто в этих классах не может помочь, не может помочь им правильно преодолеть эти трудности… если только они сами не находят в себе силы обратиться к той традиционной системе, которая содержит подходящее им объяснение.
Я вовсе не призываю к обязательному введению религиозных доктрин в классы медитации — это, в конце концом, дело личное — но я считаю, что нужно ясно понимать и признавать их значение в данной сфере, и опасность отрыва тех или иных техник от поддерживающих их традиционных систем объяснения. Подобно «Хельсинкскому соглашению» о медицинском принципе обязательного информирования пациента о том, какие процедуры будут с ним производиться, участников классов медитации нужно вводить в курс того, что с ними будет происходить, чтобы они могли принимать взвешенное решение, принимаясь за медитации. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№465470Добавлено: Вс 13 Янв 19, 13:35 (6 лет тому назад)
Сверхсосредоточенность обязательно приводит к пределу. В классической практике коана - продвижения не будет, если не достигнут полный тупик. Когда некуда идти вперёд и невозможно вернуться назад. Это начало финальной стадии работы с коаном. Это состояние вполне схоже с отчаянием сумасшедствия, с полной потерей любых концептуальных и чувственных ориентиров. Это похоже на абсолютную тупость сознания. Коан становится пресным и бездейственным. Это можно назвать встречей со стеной толщиной в миллион парсек и преодолеть её. Здесь в этом апогее концентрации на коане требуется особенная воля и терпение. Это длится недолго. Может быть день, может быть час.Тогда,сделав этот последний решительный шаг, мы увидим как коан рассыпется вместе со всей мрачной вселенной, слепленной из вещества дуккхи и откроется неизменная чистота собственной природы будды. Многие отступают на этой финальной стадии. Это мары наших фундаментальных цепляний за субстанциональность.
Гоенка позиционирует себя как человек науки; значит его метод, это научный метод, а значит он должен быть универсальным, а не "надуманным".
Goenka и его последователи могут позиционировать себя как угодно, но его методы не научны в строгом, европейском смысле. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Гоенка позиционирует себя как человек науки; значит его метод, это научный метод, а значит он должен быть универсальным, а не "надуманным".
Goenka и его последователи могут позиционировать себя как угодно, но его методы не научны в строгом, европейском смысле.
Почему нет? Суггестия и гипноз применяются в лечении некоторых неврозов и коррекции личности. Кто-то даже вполне научно экспериментировал с ЛСД, пытаясь объяснить универсальность мистического опыта. Тут же абсолютно невинная медитация, без всякого мировозренческого нагруза, которая может быть полезна для психотерапии.
№465494Добавлено: Вс 13 Янв 19, 20:36 (6 лет тому назад)
Цитата:
Тут же абсолютно невинная медитация, без всякого мировозренческого нагруза, которая может быть полезна для психотерапии.
Не "может быть", а просто полезна. Терапевтический эффект медитации без мировоззренческого нагруза давно научно доказан, и медитация является одним из методов психотерапии в современной западной медицине.
Тут же абсолютно невинная медитация, без всякого мировозренческого нагруза, которая может быть полезна для психотерапии.
Не "может быть", а просто полезна. Терапевтический эффект медитации без мировоззренческого нагруза давно научно доказан, и медитация является одним из методов психотерапии в современной западной медицине.
Да, верно, но только это всё же не конкретно по системе Гоенки, гораздо мягче. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№465585Добавлено: Вт 15 Янв 19, 09:53 (6 лет тому назад)
Разговор-то как раз о том, что эта казалось безобидная медитация без мировоззренческой нагрузки оказывается "плохой шуткой" для наиболее впечатлительных практикантов - они оказываются беспомощны, столкнувшись с тем, что с ними происходит, так как их практика не подкреплена соответствующей теоретической базой.
P.s.
Касательно recreational drugs - я спросил Брэда Уорнера (автора начального текста), вот его пояснение (since mine is not enough):
The term "recreational drugs" doesn't have a standard definition. It means any drug that you use for pleasure and enjoyment, as opposed to using it for some other purpose (such as using it to stop a headache, for example).
As a native English speaker, if I use the term "recreational drug," I would definitely not SPECIFICALLY mean heroin. Heroin might be included (but probably not). But I would not mean SPECIFICALLY heroin. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№465606Добавлено: Вт 15 Янв 19, 15:13 (6 лет тому назад)
Речь все же о том, что небезопасна интенсивная медитация. Когда ученик сталкивается с явлениями, которые не может понять и не может найти кого-то, кто может его сориентировать, объяснить, как действовать дальше.
Интенсивная медитация - это несколько часов в день в течение недели и более. Но если есть склонности, то интенсивная медитация может оказаться и пару часов подряд. Прозрения могут начаться очень быстро, а могут не начинаться и годами. Если у человека есть склонность самозабвенно "въедаться" в задачи, то его медитация может оказаться интенсивной просто по привычке.
Например, я могу залипнуть над задачей без сна и еды на 50-60 часов разом. Без какой-то медитационной тренировки, со мной такое с детства. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№465659Добавлено: Ср 16 Янв 19, 20:47 (6 лет тому назад)
Если медитация не постоянна, не непрерывна - это ещё не медитация. Существует индивидуальный критический уровень постоянства сосредоточенности, после которого только и происходит переворот, паравритти. Когда привычное рефлексное, стереотипическое, обусловленное сознание успокаивается, обесценивается в своей чистой основе. Идеал - непрерывная медитация.
№474661Добавлено: Сб 16 Мар 19, 23:37 (6 лет тому назад)
На форуме Ассанжи видел интересные материалы, где говорится что понимать слово "концентрация" слишком буквально не следует, что концентрация - это на самом деле не совсем концентрация, а в какой-то степени деконцентрация. По мне так тема чутка сложновата, я это ещё не до конца понял. Но там же говорилось об угрозе "сужения" ума под влиянием концентраций. Мне это представляется действительно чем-то опасным. Также опасной, хоть и безусловно весьма интересной, является практика резкого отказа от медитаций. На отмене тоже идёт много эффектов. _________________ Это сообщение будет неодобрено Antaradhana.
Бродит дурачок по лесу, ищет дурачок глупее меня.
№474668Добавлено: Сб 16 Мар 19, 23:58 (6 лет тому назад)
Просто есть несколько разных подходов к концентрации. Один - это усилием направлять ум к выбранному предмету, снова и снова, снова и снова. Прямая тренировка способности направлять ум и позволять ему удерживаться в выбранном направлении. И тут есть свои хитрости и свои ошибки. Например, главная ошибка - не наблюдать моменты, пока внимание удерживается, а снова и снова прилагать усилие по направлению внимания. Тогда естественная поглощенность внимания не развивается, не укореняется.
Другой - это использовать естественную увлеченность и только все чаще и чаще распознавать эту увлеченность, не разрушая ее. Тут тоже есть и особенности и ошибки. Например, один из предметов - это дыхание. Мы естественным образом дышим, но не осознаем при этом дыхание. А если осознаем дыхание, теряем естественность дыхания, начинаем им управлять. И ошибка здесь в том, чтобы искать какие-то особенные способы дыхания, вместо того, чтобы найти правильную опору для внимания, в которой дыхание наблюдается, но остается естественным.
Третий - это распознавать препятствия к естественной сосредоточенности. Главная ошибка при этом - неправильно препятствия опознавать и распознавая одно - впадать в другие. Распознав телесную жажду впадать в недоброжелательность. Распознав недоброжелательность впадать в апатию. Распознав апатию впадать в сожаления. Распознав сожаления впадать в сомнения.
Есть еще немало методов, они касаются либо выбора предмета, либо балансировки между сознательным направлением внимания и естественным поглощением внимания. Например, легко внимание поглощается интересным сюжетом, но теряется осознание внимания поглощенным. Содержание сюжета переполняет ум. Внимание скачет по сюжету и не может остановиться и использовать возникшую поглощенность, чтобы осознать отстраненность от телесных желаний и не разрушить эту отстраненность.
Когда говорится о деконцентрации, это говорится как раз о главной ошибке - невосприимчивости к главному результату сосредоточения, отстраненности ума от препятствий, поглощенности внимания одним предметом. То есть нужно научиться направлять внимание мягко. Обычно мы направляем внимание так, словно бросаем шар в боулинге по кеглям. И если делать это чаще, это ничего не даст. Мы будем бросать шар за шаром, не замечая, куда они летят, куда попадают, что производят.
Разобраться в этом непросто. Каждый человек, в зависимости от склонностей проходит некоторый путь озарений и трансформаций ума, пока не обнаруживает ум на пороге дхьяны. И тогда тексты проясняются, становится очевидно, насколько это точная инструкция. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Просто есть несколько разных подходов к концентрации. Один - это усилием направлять ум к выбранному предмету, снова и снова, снова и снова. Прямая тренировка способности направлять ум и позволять ему удерживаться в выбранном направлении. И тут есть свои хитрости и свои ошибки. Например, главная ошибка - не наблюдать моменты, пока внимание удерживается, а снова и снова прилагать усилие по направлению внимания. Тогда естественная поглощенность внимания не развивается, не укореняется.
Другой - это использовать естественную увлеченность и только все чаще и чаще распознавать эту увлеченность, не разрушая ее. Тут тоже есть и особенности и ошибки. Например, один из предметов - это дыхание. Мы естественным образом дышим, но не осознаем при этом дыхание. А если осознаем дыхание, теряем естественность дыхания, начинаем им управлять. И ошибка здесь в том, чтобы искать какие-то особенные способы дыхания, вместо того, чтобы найти правильную опору для внимания, в которой дыхание наблюдается, но остается естественным.
Третий - это распознавать препятствия к естественной сосредоточенности. Главная ошибка при этом - неправильно препятствия опознавать и распознавая одно - впадать в другие. Распознав телесную жажду впадать в недоброжелательность. Распознав недоброжелательность впадать в апатию. Распознав апатию впадать в сожаления. Распознав сожаления впадать в сомнения.
Есть еще немало методов, они касаются либо выбора предмета, либо балансировки между сознательным направлением внимания и естественным поглощением внимания. Например, легко внимание поглощается интересным сюжетом, но теряется осознание внимания поглощенным. Содержание сюжета переполняет ум. Внимание скачет по сюжету и не может остановиться и использовать возникшую поглощенность, чтобы осознать отстраненность от телесных желаний и не разрушить эту отстраненность.
Когда говорится о деконцентрации, это говорится как раз о главной ошибке - невосприимчивости к главному результату сосредоточения, отстраненности ума от препятствий, поглощенности внимания одним предметом. То есть нужно научиться направлять внимание мягко. Обычно мы направляем внимание так, словно бросаем шар в боулинге по кеглям. И если делать это чаще, это ничего не даст. Мы будем бросать шар за шаром, не замечая, куда они летят, куда попадают, что производят.
Разобраться в этом непросто. Каждый человек, в зависимости от склонностей проходит некоторый путь озарений и трансформаций ума, пока не обнаруживает ум на пороге дхьяны. И тогда тексты проясняются, становится очевидно, насколько это точная инструкция.
спасибо вам большое за это сообщение! очень хорошо сформулировано, мне, как начинающему практиковать, оказалось полезно
№528115Добавлено: Пн 10 Фев 20, 23:04 (5 лет тому назад)
Предыдущий оратор путает медитацию с концентрацией. Концентрация, -это вспомогательный метод «заточить, заострить ум«, открыть псиические центры, сама по себе концентрация происходит в невежестве, потому что есть субъект\практикующий\ и объект концентрации, а это авидья. Медитация,- это опустошение ума от всех мыслеформ, что ведет \при успешной практике\ к слиянию субъекта и объекта \пустоты\, - результатом будет постижение истины,- отсутствию личного я,-эго. Всякое напряжение - неверная медитация, ведущая \если много этим заниматься\ к неврозу и психозам. Большинство практикующих делают именно эту ошибку, они тренируют свой ум для ЛИЧНОГO духовного продвижения, что сильно подпитывает эго. Абсолютное равнодушие к успеху - вот главный ключ к успеху. Концентрация опасна ещё и тем, что развивает волю,- главный инструмент эго. Воля хороша для борьбы со страстями в начале практики, но вредна в более продвинутой фазе в практике медитации. Я всё это прошел на своем опыте, методом проб и ошибок.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы