Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10656 Откуда: Москва
№462511Добавлено: Чт 20 Дек 18, 12:09 (6 лет тому назад)вопрос о дхарме "восприятие", после которой следует мышление.
вопрос о дхарме "восприятие", после которой следует мышление.
Допустим человеку показывают красное круглое яблоко.
Человек вначале яблоко воспринимает, а потом происходит осмысление воспринятого.
Т.е. "круглое" и "красное" возникают в опыте на этапе осмысления, насколько я понимаю.
Что же тогда дано в опыте на этапе "восприятие" ? Некий неосмысляемый хаос без каких-либо определённых признаков ?
И если дхарма "восприятие" такова, что в ней нет ничего определённого, то где же в ней самоочевидность, в чём же тогда её свойство ? _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
№462534Добавлено: Чт 20 Дек 18, 13:54 (6 лет тому назад)
"Восприятие" - это один из вариантов перевода на русский слова "сання". Я встречал например вариант "распознавание". Так переводит, в частности, А.Парибок в "Вопросах Милинды". Схоже с тем, что написал Adzamaro - "узнавание".
Так что "круглое", или "красное", или "яблоко" - это как раз сання, как я понимаю. А мышление - это уже более развернутые мысли по поводу яблока.
https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1208.msg11529#msg11529
"Восприятие" - это один из вариантов перевода на русский слова "сання". Я встречал например вариант "распознавание". Так переводит, в частности, А.Парибок в "Вопросах Милинды". Схоже с тем, что написал Adzamaro - "узнавание".
Так что "круглое", или "красное", или "яблоко" - это как раз сання, как я понимаю. А мышление - это уже более развернутые мысли по поводу яблока.
https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1208.msg11529#msg11529
тогда тот же мой вопрос можно сформулировать так: "что такое рупа-дхарма ?", которая же ещё не-самджня, т.е. не воспринята как определённое (красное, круглое). _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
№462538Добавлено: Чт 20 Дек 18, 14:49 (6 лет тому назад)
Ну вот, например красное это цвет. Вы видели когда-нибудь закат на ясном небе? Когда на на небе есть огромное количество (по сути непрерывные переходы от оттенка к оттенку) цветов. Вот цвет неба сам по себе это цвет, то, что вы это увидели - это (чакку-)винняна, а то, что вы какие-то определенные цвета распознаете как знакомые и затем обозначаете (выражаете, определяете - вохара) - красный, пурпурный, бирюзовый, желтый и т.д., это распознавание, сання (и, соответственно, затем - выражаете).
В Ниббедхика сутте говорится, что результат распознавания - обозначение (выражение):
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10656 Откуда: Москва
№462588Добавлено: Чт 20 Дек 18, 18:49 (6 лет тому назад)
Wu
Цитата:
Вот цвет неба сам по себе это цвет, то, что вы это увидели - это (чакку-)винняна, а то, что вы какие-то определенные цвета распознаете как знакомые и затем обозначаете (выражаете, определяете - вохара) - красный, пурпурный, бирюзовый, желтый и т.д., это распознавание, сання (и, соответственно, затем - выражаете).
а вот до того, как цвета распознаны, до самджни, когда есть только рупа-дхармы, то вот какие они, эти рупа-дхармы ? Что дано в опыте соответствующее рупа-дхармам ? Некий неразличимый хаос или что-то другое ? _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
а вот до того, как цвета распознаны, до самджни, когда есть только рупа-дхармы, то вот какие они, эти рупа-дхармы ? Что дано в опыте соответствующее рупа-дхармам ? Некий неразличимый хаос или что-то другое ?
Рупы воспринимаются в контакте. Контакт - это соединение (сангати) способности восприятия изнутри, воспринимаемого (рупы в данном случае) снаружи и сознания. При условии контакта возникает чувство, распознавание и усилие (ведана, сання, четана).
Но распознать качества вы можете, если они есть. Вы же можете отличить зеленое яблоко от красного? Именно потому, что одно из них зеленое, а второе - красное. Если бы они не были такими, не произошло бы соответствутющего распознавания. Если там будет желтое яблоко, вы увидите и распознаете желтое. Если бы там не было красного, желтого или зеленого, вы бы не распознали эти цвета, так ведь?
№462598Добавлено: Чт 20 Дек 18, 20:26 (6 лет тому назад)
Глаз/видимое=рупа, контакт/восприятие=сання, приятно/неприятно=ведана, сознание глаза/зрительный образ=винняна, и т.д. в отношении других индрий. Во всякие красные, круглые яблоки - нет никакой необходимости углубляться. Достаточно наблюдать и понимать, что глаз/видимое/контакт/чувство/зрительное сознание - непостоянны, страдательны, обусловлены/никому не принадлежат, и т.д. в отношении других индрий.
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10656 Откуда: Москва
№462600Добавлено: Чт 20 Дек 18, 20:38 (6 лет тому назад)
Wu
Цитата:
Рупы воспринимаются в контакте.
Значит до контакта рупа-дхармы есть, но не воспринимаются. Верно ? _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10656 Откуда: Москва
№462602Добавлено: Чт 20 Дек 18, 20:40 (6 лет тому назад)
Antaradhana
Скажите, чем дхарма-видимое отличается от дхармы-виджняна-видимого.
Данное в опыте красное яблоко - это какая из этих дхарм ? _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
№462639Добавлено: Чт 20 Дек 18, 22:48 (6 лет тому назад)
Восприятие (сання) и устремление (санкхара) связаны в своем возникновении, но не являются условием друг для друга. Все пять совокупностей (рупа, ведана, сання, санкхара и винняна) обусловлены в своем рождении (джати) склонностью (бхава).
На абсолютном уровне (параматтха) в отличие от уровня обозначений (самутти), обнаруживается всякое многообразие моментв в четырех категориях: рупа, читта, четасика и ниббана.
Вы мыслите в категорях обозначаемого (самутти), все такие дхаммы входят в пять совокупностей цепляния и не выходят за пределы рождегия и смерти.
На уровне самутти обнаруживается склонность ума к разным объектам, что рождает пять совокупностей и их старость и смерть, что проявляется в проживаемых момент за моментом определенных ситуациях (не все ситуации могут проявиться, часть склонностей могут остаться скрытыми в этом рождении)
На уровне параматтха обнаруживается разнообразие состояний ума (читта). Можно изучить и исследовать все состояния ума (хотя достаточно обнаружить ниббану). Всех состояний ума несколько десятков тысяч. Рупадхармы неисчислимы, но они и не определяют состояний, а лишь сопровождают их.
Не нужно исследовать все читты, достаточно узнать классификацию коренящихся в благих, коренящихся в неблагих и некоренящихся, умелых, неумелых и функциональных читт, чтобы ясно видеть ум и качества ума момент за моментом. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№462682Добавлено: Пт 21 Дек 18, 23:55 (6 лет тому назад)
Обоняние розы предстает (точнее, конечно, созерцается) в порядке серий (vīthi) дхарм, примерно таким образом:
1. Контакт органа обоняния (хотя при этом происходят и контакты всех других «органов» с их объектами, но от этого мы здесь отвлекаемся) с его объектом, «розой».
2. Синтез (просто нет более подходящего слова)этого контакта в сознании обоняния (gandhadhātu vijñāna), то есть «запах розы», более или менее аналогичный, с нашей психофизиологической точки зрения, «голому» факту сенсорики.
3. Вторичный синтез «запаха розы» на уровне сознания ума (manovijnānadhātu), когда он уже готов, приготовлен (vipāka — в первом своем значении безусловно кулинарный термин) к дальнейшим трансформациям (pari-пата) осознанным и неосознанным, йогическим (то есть как объект созерцания) и не йогическим (как объект наслаждения, например) и т.д.
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10656 Откуда: Москва
№462704Добавлено: Сб 22 Дек 18, 04:54 (6 лет тому назад)
Алексей_Михайлов
У вас получается, что роза есть до того (раз она с чем—то вступала в контакт), как она возникла в опыте. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
В Вопросах Милинды говорится что свойство восприятия - узнавать. Смотрим на что-то и узнаем это. Соответственно, узнали/не узнали - это самджня.
Восприятие может быть определенным, но может быть и неопределенным. Необязательно узнать то, что мы восприняли. "Распознавание" как процесс позволяет как узнавание, так и неузнавание, т.е. иллюзию узнавания. Тем более если ум сам создает распознаваемое...
В Вопросах Милинды говорится что свойство восприятия - узнавать. Смотрим на что-то и узнаем это. Соответственно, узнали/не узнали - это самджня.
Восприятие может быть определенным, но может быть и неопределенным. Необязательно узнать то, что мы восприняли. "Распознавание" как процесс позволяет как узнавание, так и неузнавание, т.е. иллюзию узнавания. Тем более если ум сам создает распознаваемое...
А вы можете описать, что именно распознается ДО ТОГО как это что-то было распознано ?
Это-самое-пока-еще-не-распознанное, в него, как у дхармы, должны быть какие-то свойства ? _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы