№429800Добавлено: Ср 18 Июл 18, 11:20 (6 лет тому назад)психические заболевания от медитации в древних текстах
День добрый! Прочитал на желтом форуме тему и ссылку на статью,в которой описывались современные практики получившие различные психические отклонения после нескольких лет интенсивной практики (или ретритов).Встречались ли такие случаи в Каноне,или более поздних наставлениях по медитации (типа Висуддхимагги)?Или это вымышленная и раздутая проблема,не имеющая никакого отношения к практике?[/quote]
№429803Добавлено: Ср 18 Июл 18, 11:23 (6 лет тому назад)
Я понимаю,что в то время такого понятия как психическое заболевание не существовало,и скорее всего таких людей считали одержимыми,но в ряде сутт я встречал такие слова как «стал сильно горевать,бить себя в грудь и обезумел» и т.д (правда по другому поводу).
№429807Добавлено: Ср 18 Июл 18, 11:42 (6 лет тому назад)
Я помню как всем известный Старец несколько лет назад написал по этому поводу, что если человек сходит с ума от практик тхеравады, то это означает только то, что тхеравадинские медитативные практики очень круты и действенны. Не шутка, прямо так и писал.
В то же время забавно, что Старец во время своих нападок на ваджраяну не раз приводил пример, что ему известны случаи когда последователи ваджраяны из-за ваджраянских медитативных практик сходили с ума. При этом, он приводил эти факты как пугалки, как признак того, что ваджраянские практики визуализаций и т.п. - ужасны и страшны, и вообще, люди от них с ума сходят.
День добрый! Прочитал на желтом форуме тему и ссылку на статью,в которой описывались современные практики получившие различные психические отклонения после нескольких лет интенсивной практики (или ретритов).Встречались ли такие случаи в Каноне,или более поздних наставлениях по медитации (типа Висуддхимагги)?Или это вымышленная и раздутая проблема,не имеющая никакого отношения к практике?
[/quote]
О негативных последствиях ошибок, совершаемых в ходе медитации, в Висуддхимагге, конечно же, говорится. Но именно о сумасшествии? Честно говоря, не помню, не обращал внимания. Возможно, надо будет поискать на досуге.
Но, вообще-то и на уровне здравого смысла понятно, что неправильная медитация может привести и к нервному срыву, и к сумасшествию, и т.п. И речь не только о чисто технических ошибках, но и о ситуациях, когда человек определенную технику выполняет вроде бы правильно - и в случае с другим человеком это и было бы правильно; но конкретно этот человек к этой практике ещё не готов. Грубо говоря, у него на самом деле нет мотивации увидеть и узнать то, что он увидит и узнает в результате применения этой практики. И тогда может оказаться, что это видение и знание вызовет у него лишь внутренний конфликт, смятение, отвращение - с более или менее тяжелыми последствиями для функционирования психики. _________________ Границы мира - это границы языка
Т.е такое имело место быть и во время Шакьямуни,а не современная страшилка.Дескать люди измельчали,практики не те и т.д.А вот ранее богатыри были.
"Во времена Шакьямуни" - это уже другой вопрос (между временем жизни Будды и временем написания Висуддхимагги - лет восемьсот, если не больше). Тут надо искать (но, опять же, бесспорно, что упоминания неправильных подходов к медитации в Каноне, разумеется, есть; первое, что пришло в голову - MN152; а вот именно указания на сумасшествие в результате - не помню, надо искать). _________________ Границы мира - это границы языка
Т.е такое имело место быть и во время Шакьямуни,а не современная страшилка.Дескать люди измельчали,практики не те и т.д.А вот ранее богатыри были.
Как гласит народная мудрость: "Сдуру можно и хер сломать".
При неверном подходе и выполнении даже простое физическое упражнение может привести к тяжёлой травме. Не говоря уже про "упражнения" с психикой. И время здесь не при чём. Дураков всегда хватало.
Но, вообще-то и на уровне здравого смысла понятно, что неправильная медитация может привести и к нервному срыву, и к сумасшествию, и т.п. И речь не только о чисто технических ошибках, но и о ситуациях, когда человек определенную технику выполняет вроде бы правильно - и в случае с другим человеком это и было бы правильно; но конкретно этот человек к этой практике ещё не готов. Грубо говоря, у него на самом деле нет мотивации увидеть и узнать то, что он увидит и узнает в результате применения этой практики. И тогда может оказаться, что это видение и знание вызовет у него лишь внутренний конфликт, смятение, отвращение - с более или менее тяжелыми последствиями для функционирования психики.
Верно.
"Достопочтенный Упали подошёл к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и сказал: «Учитель, я хотел бы отправиться в уединённые обиталища в лесах и рощах».
«Трудно вынести [житие] в уединённых обиталищах в лесах и рощах, Упали. Затворничество трудно осуществлять и трудно наслаждаться им. Лес крадёт ум уединённого монаха, который не достигает сосредоточения. Можно ожидать в случае того, кто говорит: «Я не достигаю сосредоточения, но всё же затворюсь в уединённых обиталищах в лесах и рощах», что либо он утонет, либо его снесёт.
Представь, Упали, большое озеро, и мимо проходил бы огромный слон размером в семь или восемь локтей. Он бы подумал: «Что если я войду в это озеро и, играясь, вымою свои уши и шею. Я помоюсь, попью, выйду, и отправлюсь куда пожелаю». И тогда он вошёл бы в озеро и, играясь, вымыл бы свои уши и шею. Затем он бы помылся, попил, вышел, и отправился бы куда пожелал. И почему [он смог так сделать]? Потому что его большое тело находит опору в глубинах [озера].
А затем мимо пробегал бы заяц или кот. Он бы подумал: «Чем же я хуже слона? Я войду в это озеро, и, играясь, вымою свои уши и шею. Я помоюсь, попью, выйду, и отправлюсь куда пожелаю». И затем, не подумав, он поспешно бы вошёл в глубокое озеро. И можно ожидать, что либо он утонет, либо его снесёт. И почему? Потому что его маленькое тело не находит опоры в глубинах.
Точно также, можно ожидать в случае того, кто говорит: «Я не достигаю сосредоточения, но всё же затворюсь в уединённых обиталищах в лесах и рощах», что либо он утонет, либо его снесёт". АН 10.99
№429848Добавлено: Ср 18 Июл 18, 14:37 (6 лет тому назад)
В Маджима Никае 108 есть ответ на ваш вопрос. Буддда говорит, что не хватил медитацию, при которой ум захвачен страстью, злостью, ленью, беспокойством, сомнениями. На пали используется игра слов, которую можно перевести, как "медитирует, недомедитирует, перемедитирует".
And what sort of mental absorption did he not praise? There is the case where a certain person dwells with his awareness overcome by sensual passion, seized with sensual passion. He does not discern the escape, as it actually is present, from sensual passion once it has arisen. Making that sensual passion the focal point, he absorbs himself with it, besorbs, resorbs, & supersorbs himself with it.
Idha brāhmaṇa, ekacco kāmarāgapariyuṭṭhitena cetasā viharati kāmarāgaparetena. Uppannassa ca kāmarāgassa nissaraṇaṃ yathābhūtaṃ nappajānāti. So kāmarāgaṃyeva antaraṃ karitvā jhāyati pajjhāyati nijjhāyati apajjhāyati. Byāpādapariyuṭṭhitena cetasā viharati byapādaparetena. Uppannassa ca byāpādassa nissaraṇaṃ yathābhūtaṃ nappajānāti. So byāpādaṃyeva antaraṃ karitvā jhāyati pajjhāyati nijjhāyati apajjhāyati. Thīnamiddhapariyuṭṭhitena cetasā viharati thīnamiddhaparetena. Uppannassa ca thīnamiddhassa nissaraṇaṃ yathābhūtaṃ nappajānāti. So thīnamiddhaṃyeva antaraṃ karitvā jhāyati pajjhāyati nijjhāyati apajjhāyati. Uddhaccakukkuccapariyuṭṭhitena cetasā viharati uddhaccakukkuccaparetena. Uppannassa ca uddhaccakukkuccassa nissaraṇaṃ yathābhūtaṃ nappajānāti.So uddhaccakukkuccaṃyeva antaraṃ karitvā jhāyati pajjhāyati nijjhāyati apajjhāyati. Vicikicchāpariyuṭṭhitena cetasā viharati vicikicchāparetena. Uppannāya ca vicikicchāya nissaraṇaṃ yathābhūtaṃ nappajānāti so vicikicchaṃyeva antaraṃ karitvā jhāyati pajjhāyati nijjhāyati apajjhāyati. Evarūpaṃ kho brāhmaṇa, so bhagavā jhānaṃ na vaṇṇesi.
В Маджима Никае 108 есть ответ на ваш вопрос. Буддда говорит, что не хватил медитацию, при которой ум захвачен страстью, злостью, ленью, беспокойством, сомнениями. На пали используется игра слов, которую можно перевести, как "медитирует, недомедитирует, перемедитирует".
And what sort of mental absorption did he not praise? There is the case where a certain person dwells with his awareness overcome by sensual passion, seized with sensual passion. He does not discern the escape, as it actually is present, from sensual passion once it has arisen. Making that sensual passion the focal point, he absorbs himself with it, besorbs, resorbs, & supersorbs himself with it.
Idha brāhmaṇa, ekacco kāmarāgapariyuṭṭhitena cetasā viharati kāmarāgaparetena. Uppannassa ca kāmarāgassa nissaraṇaṃ yathābhūtaṃ nappajānāti. So kāmarāgaṃyeva antaraṃ karitvā jhāyati pajjhāyati nijjhāyati apajjhāyati. Byāpādapariyuṭṭhitena cetasā viharati byapādaparetena. Uppannassa ca byāpādassa nissaraṇaṃ yathābhūtaṃ nappajānāti. So byāpādaṃyeva antaraṃ karitvā jhāyati pajjhāyati nijjhāyati apajjhāyati. Thīnamiddhapariyuṭṭhitena cetasā viharati thīnamiddhaparetena. Uppannassa ca thīnamiddhassa nissaraṇaṃ yathābhūtaṃ nappajānāti. So thīnamiddhaṃyeva antaraṃ karitvā jhāyati pajjhāyati nijjhāyati apajjhāyati. Uddhaccakukkuccapariyuṭṭhitena cetasā viharati uddhaccakukkuccaparetena. Uppannassa ca uddhaccakukkuccassa nissaraṇaṃ yathābhūtaṃ nappajānāti.So uddhaccakukkuccaṃyeva antaraṃ karitvā jhāyati pajjhāyati nijjhāyati apajjhāyati. Vicikicchāpariyuṭṭhitena cetasā viharati vicikicchāparetena. Uppannāya ca vicikicchāya nissaraṇaṃ yathābhūtaṃ nappajānāti so vicikicchaṃyeva antaraṃ karitvā jhāyati pajjhāyati nijjhāyati apajjhāyati. Evarūpaṃ kho brāhmaṇa, so bhagavā jhānaṃ na vaṇṇesi.
Вопрос был немного не об этом.Были ли случаи,когда классическая (правильная) медитация приводила к сумасшествию (как якобы бывает в наше время)?Но в принципе критик и упас дали положительный ответ,т.е такое было задокументировано в суттах (случай с отшельниками,созерцавшими непостоянство).
Вопрос был немного не об этом.Были ли случаи,когда классическая (правильная) медитация приводила к сумасшествию (как якобы бывает в наше время)?Но в принципе критик и упас дали положительный ответ,т.е такое было задокументировано в суттах (случай с отшельниками,созерцавшими непостоянство).
Да, даже у хорошего монаха, пратикующего правильные методы, может не хватить мудрости, например для того, что-бы сменить объект медитации, когда такая ротация назрела. Что может привести к унынию, депрессии, проблемам с психикой.
№429881Добавлено: Ср 18 Июл 18, 16:33 (6 лет тому назад)
Личность деформируется даже от обычной жизни. От бхаваны тем более можно поехать, но это из-за строения личности. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы